Blueprint
T

Главные выставки 2019 года

ТЕКСТ: Марина Анциперова

Арт-туризм за прошлый год в России достиг небывалого масштаба: все только и делали, что обсуждали, кто поедет на Брейгеля в Вену пораньше, чтобы успеть на ярмарку Vienna Contemporary, а кто попозже, чтобы застать выставку Уэса Андерсона. Пока Москва дружно рассуждает, стоит ли отправляться на Дау по разнообразным этическим соображениям, мы собрали семь выставок, на которые определенно стоит отправиться — и даже не нужно колебаться. Хотя поводов, конечно, будет намного больше.

2019-й во всем мире оказался годовщиной больших классиков. Леонардо и Тинторетто «исполнилось» по полтысячелетия, и в честь этого Лувр и Национальная галерея Вашингтона показывают огромные ретроспективы. Рембрандт умер 350 лет назад, и вся Голландия использует этот повод, чтобы пересмотреть экспозиции своих лучших музеев. В Бельгии с размахом празднуется Год Брейгелей — в Королевской библиотеке будут показывать гравюры, Королевский музей изящных искусств покажет VR-путешествие в эпоху художников, а осенью в одном из соборов можно будет найти маленьких спрятанных персонажей картин. В дань духу времени большие музеи и галереи показывают работы художниц, и, конечно, не обошлось без пионеров видео- и медиаарта. Брюс Науман заканчивает показываться в МоМА, а Нам Джун Пайка с октября можно будет увидеть в Тейт Модерн. Плюс не стоит забывать о столетнем юбилее Баухаса в Берлине, а также всех мыслимых биеннале, из которых хорошо бы посетить сразу три: Венецианскую, Шарджскую и Стамбульскую.




Брюс Науман в МоМА

9 сентябрЯ–25 февраля, нью-Йорк

Огромная двухчастная ретроспектива, которая охватывает и этаж главного здания, и весь MoMA PS: в таком масштабе художника едва ли можно будет увидеть снова. Ольга Шишко, руководитель кино- и медиаотдела Пушкинского музея, считает, что все современное искусство стоит на плечах у Бойса и Наумана. С ней можно соглашаться или нет, но определяющее значение художника для американского искусства отрицать сложно. 


Брюс Науман, кадр из видео Contrapposto Studies, I through VII (2015–16)

Критики описывают Брюса Наумана как анти Марину Абрамович, и это довольно точное определение: вместо того чтобы приковывать внимание к себе как драматическому герою инсталляций, он использует свою фигуру или голос, чтобы рассказывать о пустоте и отсутствии. В самых известных своих перформансах превращая себя в дюшановский фонтан либо на видео буквально расщепляя себя на части. Такую интерпретацию, по крайней мере, вкладывают в проект кураторы этой ретроспективы.



Наумана в Америке МоМа показывал уже в 1995-м, но та выставка была более театральной, а это производит впечатление более медиативной — с рифмами с современной политикой и акцентом на взглядах самого художника. В экспозиции представлены его работы за все 50 лет: акварели, звуковые инсталляции (включая известную «Вон из моего ума, вон из этой комнаты»), карусели с восковыми животными, неоновые надписи, где «живи и умри» повторяется сотню раз. Есть здесь и его невероятные поэтические коридоры — например, тот, где можно можно было увидеть себя, удаляющегося от камеры (его как раз показывали в Пушкинском). Есть и видео, от «Clown Torture» до большого оммажа другому поэту тишины и пустоты Джону Кейджу: на огромных экранах транслируют съемку того, что происходило в студии Брюса Наумана, когда его самого там не было.





Молодой Пикассо 
3 февраля–26 мая, Базель



1901–1906 — живопись, скульптура, пастель. 19-летний Пикассо только-только начинает свою карьеру в Париже и готовится написать знаменитых «Авиньонских девиц», эскиз к которым 1907 года хранится в Фонде Бейелера и будет показан на выставке. Любимый многими «голубой» и «розовый» периоды здесь представлены во всей красе (и это чуть ли не первая европейская выставка, им посвященная), а кураторы ставят своей задачей выявить в этих работах предтечи кубизма. В сухом остатке выставка представляет собой 80 работ из Тейт, МоМА, французских музеев и нашего Пушкинского. Среди хитов на ней будет «Молодая девушка с корзиной цветов», совсем недавно проданная за 115 миллионов долларов на знаменитых торгах Christie''s из коллекции Рокфеллеров.





Пабло Пикассо, «Молодая девушка с корзиной цветов» (1905)

Исчерпывающий Рембрандт 

15 февраля–10 июня, Амстердам


Рембрандт, «Обнаженная женщина отдыхает на подушке» (1658)


Год Рембрандта будут с честью справлять по всей стране: в его родном Лейдене после реставрации наконец откроется музей с работами молодого художника, но главная выставка-блокбастер будет в амстердамском Рейксмузеуме, самом большом в мире собрании наследия Рембрандта: 22 картины и 60 рисунков плюс 300 гравюр. Покажут недавно отреставрированный «Ночной дозор», автопортреты от ранних и до последних, а также недавное приобретение — двойной портрет супружеской пары Мартена Солманса и Опьен Коппит.







Брейгель, современное искусство и Rimini Protokol

6 апреля–28 июля, Брюссель




Тем временем в Бельгии в этом году с размахом и затеями отмечают Год Брейгелей — осенью Нотр-Дам-де-ла-Шапель, где Брейгель похоронен, украсят маленькими фигурками героев его картин. Брейгелей будут показывать по всей стране, но самое интересное, что придумали кураторы, — рифма послевоенного искусства и наследия Брейгелей: Джеймс Энсор, Отто Дикс, Бротарс и даже Кокошка плюс десять современных художников, включая камеруно-бельгийского Паскаля Мартина Таю и специальный проект от команды Rimini Protokol. Организаторы с любовью добавляют, что все будет происходить в замке, где сохранилось немало предметов периода Брейгелей, а в саду растут овощи и фрукты того времени, названия многих из которых мы позабыли.





Гюстав Ван де Воэстин, «Папер» (1911)

Бэкон в Центре Помпиду

1 сентября–20 января, Париж


Большая академически настроенная ретроспектива — с упором на периоды и литературные предпочтения Бэкона (Ницше, Элиот и другие). Фокус экспозиции — на последний период жизни Бэкона, то есть то, что случилось после его ретроспетивы в парижском Большом Дворце в 1971 году. То есть на период, который считается недооцененным и для которого книги имели действительно большое значение — вплоть до буквальной иллюстрации метафор его любимых поэтов вроде «стука костей».







Фрэнсис Бэкон, «Этюд к портрету (Мишель Лейрис)» (1978)


Масштабный Гормли

21 сентября–3 декабря, Лондон


Энтони Гормли, «Квантовое облако» (1999 –2009)

Энтони Гормли, Lost Horizon I (2008)

Самый масштабный проект Гормли за последнее — с ранними работами и огромными инсталляциями, созданными специально для Академии. Большую, но не очень подробную выставку Гормли показывал «Гараж» почти десять лет назад, многие знают и его огромные скульптуры от 20-метрового «Ангела Севера» до 30-метрового «Квантового облака». Но этого, конечно, мало, чтобы составить впечатление о, пожалуй, самом важном современном скульпторе. Здесь будут его объекты из морской воды и глины, свинца, которые разрушаются и меняются — как и человеческое тело, интерес к которому был и будет центральным для всех скульпторов. Для Гормли важно, что меняющееся тело оказывается метафорой больших перемен, энергии и глобального вопроса материи в мире.








Две истории женщин-художниц в Прадо

22 октября 2019–2 февраля 2020, Мадрид

Говорить о женщинах в искусстве вовсю начали даже русские музеи, и для западных этот год, кажется, должен стать большим женским трибьютом. Берлин готовит масштабную выставку про художниц, трудившихся до 1918 года, Прадо же не отстает и покажет серьезную (60 произведений) выставку двух художниц начала XVII века, работы которых полюбились двум европейским королевским дворам, — Софонисбы Ангвиссолы и Лавинии Фонтана. Первая, благородных кровей, пришлась ко двору в Испании, а вторая, не такого высокого происхождения, была знаменита в Италии. Эксперты часто говорят, что в истории искусства остаются мужчины, а не менее влиятельные женщины. Как и в случае этих двух художниц, они как будто растворяются во времени, и выставки этого года должны помочь восстановить справедливость.









Лавиния Фонтана, Автопортрет (1557)

Софонисба Ангвиссола, Автопортрет (1556)

Хокни и Ван Гог
1 марта–26 мая, Амстердам


Двойная выставка, посвященная пейзажу, где картины Ван Гога соседствуют с работами Дэвида Хокни (всего их будет 120). Здорово, что это наконец случилось: Хокни Ван Гога очень любил. Даже дружба с одним из самых значительных английских критиков, Мартином Гейфордом, у него началась с того, что он позвонил ему и предложил поговорить про Ван Гога. Хокни даже нравится находить в своем характере сходство со знаменитым постимпрессионистом: он тоже живет в маленьком тихом городке на побережье. А еще Хокни много размышлял о влиянии климатических различий на то, как рисовали художники: в духе того, как Сена сформировала Мане, а йоркширские пейзажи — самого Хокни (его знаменитую «Весну в Волдгейте» можно будет увидеть на выставке рядом с тем же вертикальным ритмом «Сада госпиталя Сан-Пола»). Со стороны Хокни также будут представлены его последние работы: iPad-рисунки, видео, акварели и графика.

Девид Хокни, «Прибытие весны в Волдгейте, Восточный Йоркшир в 2011году» (2011)

Винсент Ван Гог, «Деревья в саду больницы Сен-Поль» (1889)

{"width":1200,"column_width":90,"columns_n":12,"gutter":10,"line":40}
false
767
1300
false
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}