Главные арт-события 2018 года

ТЕКСТ: Мария Семендяева
Арт-критик и главный редактор «Большого музея» Мария Семендяева рассказывает о самом важном, что случилось в уходящем году в мире искусства (в том числе и российского). И о том, что все это для нас значит.

МАЛЕВИЧ САМЫЙ ДОРОГОЙ РУССКИЙ ХУДОЖНИК
Мир искусства — это большая экосистема, где музеи, галереи, аукционные дома, газеты об искусстве, частные коллекции и ярмарки находятся в тесной взаимосвязи. В этом году произошло событие, которое еще раз утвердило преимущество русского авангарда над всеми остальными отечественными школами в денежном эквиваленте. На торгах Sotheby''s работа Казимира Малевича «Супрематическая композиция» была продана за $85,8 млн — это рекорд для искусства России на аукционах. Пока рано говорить о последствиях этого события, но они непременно еще нас коснутся. Сложно забыть, как в 2015 году, в столетнюю годовщину создания «Черного квадрата», одно из главных полотен истории живописи отправилось из Третьяковской галереи на длительные гастроли за границу. Очевидно, именно там авангард до сих пор ценится и превозносится гораздо больше, чем на родине, где он полвека был забыт и запрещен. Рекордно дорогая картина Малевича, возможно, вдохновит новые исследования, публикации и выставки на тему беспредметного искусства.
Аслан Гайсумов отказался от павильона России
Венецианская биеннале, одна из самых архаичных художественных институций в мире — возможно, уступающая только Всемирной выставке, — каждые два года собирает в саду на берегу залива художников со всего света. Участие в основной программе, поделенной на национальные павильоны стран, — это хорошая строка в портфолио художника. Возможно, поэтому многие страны, и Россия не исключение, выбирают для павильона несколько художников, пользуясь случаем вписать в мировой художественный контекст сразу несколько своих граждан.
В этом году вокруг павильона России вспыхнул микроскандал — художник Аслан Гайсумов на своей фейсбук-странице заявил, что «отказался от приглашения еще до каких-либо публичных анонсов» и что ему странно видеть свое имя в этом контексте. Аслан — один из самых известных и независимых российских художников, сотрудничает с европейскими галереями и участвует в больших международных проектах. Казалось бы, почему он отказывается от престижного предложения? Сам художник решение никак не комментирует, но в общем его можно понять, ведь в этом году темой павильона России на выставке достижений современного искусства станет… Государственный Эрмитаж. Институция более чем уважаемая, однако я советую всем желающим почитать вот здесь рассуждения о том, почему это не очень хорошая идея.


«Гугл» подарил музею вечную жизнь


В сентябре 2018 года погиб в пожаре Национальный музей Бразилии, основанный еще в 1818 году. В пожаре сгорели 20 млн экспонатов, не уцелело практически ничего. Горе от потери такого числа предметов культурного наследия породило размышления о роли музея в жизни общества, о том, как сохранить наследие, если его уничтожает пожар, война, природный катаклизм. Решение предлжил Google, который в рамках проекта Google Art еще в 2016 году оцифровал залы музея, и теперь виртуальный тур доступен всем желающим
Технологии — это благо во многих случаях, но это прямо-таки очень вдохновляющий пример второй жизни экспонатов, которые будут доступны, несмотря на уничтожение реальных прототипов. Проект можно считать как памятником погибшему музею, так и инструкцией по его восстановлению.
Блокчейн в помощь

Еще несколько лет назад стало очевидно, что арт-рынок стремительно меняется вслед за современными технологиями — и часто не по своей воле. Давным-давно, когда бизнес в сфере искусства только появился, арт-дилеры и сотрудники аукционов владели информацией о проданных предметах, о том, кому и за сколько они были проданы, когда. Как и в любом бизнесе, информация стоит денег, и владеющие информацией процветали. Но потом пришел интернет, постоянно доступная база данных, где информация перестает быть эксклюзивной, как только попадает в общий доступ. И теперь на смену традиционным сделкам приходит технология блокчейн.
В этом году состоялись сразу несколько событий, позволивших сказать, что блокчейн завоевал свое место в мире искусства. В этом ноябре аукционный дом Christie’s впервые в истории провел торги с использованием технологии блокчейн. Коллекция Барни А. Эбсворта была продана более чем за $317 млн. А еще в июне картина Энди Уорхола «14 маленьких электрических стульев» была выставлена на криптовалютный аукцион, 31,5 % ее стоимости можно было купить за биткоин, эфир и токены ART, выпущенные блокчейн-платформой Maecenas.






Pussy Riot наконец получают деньги от правительства РФ
Многие порадовались за представительниц коллектива Pussy Riot, когда российское государство признало, что выплатит требуемые ЕСПЧ денежные компенсации Марии Алехиной, Надежде Толоконниковой и Екатерине Самуцевич. Суд по правам человека признал, что РФ нарушила в отношении участниц панк-группы права по нескольким статьям Конвенции по защите прав человека, и требует выплатить по €16 тысяч Толоконниковой и Алехиной, €5 тысяч — Самуцевич плюс €11 750 за судебные издержки. Это тем более справедливо, что Мария Алехина, отсидевшая почти два года в российской колонии за художественную акцию, в рамках которой никто не пострадал, сейчас исполняет 100 часов общественных работ. К работам ее приговорил уже российский суд — за запуск бумажных самолетиков в поддержку прессуемого российскими властями сервиса Telegram. По словам Алехиной, некие благотворители уже заплатили за нее 400 тысяч рублей штрафа, который тоже был наложен судом за уклонение от выполнения общественных работ.

Дэвид Хокни — современный классик, и очень дорогой
Самый дорогой ныне живущий художник — Дэвид Хокни. Его картина «Бассейн с двумя фигурами» была продана за $90,3 млн на аукционе Christie’s. В 2017 году художнику исполнилось 80 лет, и не исключено, что эта покупка — знак уважения и признания. Хокни — важнейшая фигура в послевоенном европейском и американском искусстве, открытый гомосексуал, яркий экспериментатор, даже ученый. Сюрприз, но именно он в соавторстве с физиком Чарльзом Фалько выдвинул теорию о том, что невероятная реалистичность изображения в западноевропейской живописи в эпоху Ренессанса связана с использованием специальных приспособлений, таких как камера-обскура и выпуклые зеркала. Интерес Хокни к старой живописи можно обнаружить и в том самом «Бассейне», который продан за десятки миллионов долларов. Зеленый пейзаж, две фигуры в странном диалоге — не то Эдем, не то Благовещение.
Брейгель и Босх как квест
Эти выставки-блокбастеры двух знаменитых мастеров Северного Возрождения уже второй год собирают толпы людей в венском Kunsthistorisches Museum. Если и существует мода на старое искусство, она выглядит именно так. Ленивый не сравнил выбивание тикета на Брейгеля с поклонением реликвиям, таким как пояс Богородицы, к которому в Москве люди стояли в многочасовых очередях на лютом морозе. При этом сходство двух событий подчеркивает тот факт, что частица пояса испокон веку хранится в одной из московских церквей, а залы Брейгеля в венском музее в общем никогда не были закрыты от посетителей — но ажиотаж все равно веселее, кто же спорит.
Поход в музей как паломничество, квест или соревнование становится все более актуальным способом привлечь посетителей в старинные залы. Из отечественных музеев таким приемом традиционно пользуется Пушкинский, к главному входу в который протягивается очередь чуть ли не каждые выходные. Самые прошаренные юзеры покупают билеты заранее и проходят через служебный вход — надеюсь, после этого текста очередь будет стоять и туда (на самом деле нет).
Бэнкси уничтожил свою картину и стал еще популярнее
И в этом году не обошлось без Бэнкси. Блестящий мистификатор и самый влиятельный современный уличный художник в очередной раз всех умилил и заставил хлопать в ладоши. Сначала он публично ответил на вопрос пользователя Instagram из Москвы, которого возмутила ценовая политика ЦДХ, где летом проходила выставка работ Бэнкси. Ко всеобщему изумлению художник заявил, что впервые слышит о выставке и вообще против того, чтобы его работы показывали за деньги.
Вскоре после этого работа Бэнкси «Девочка с воздушным шаром» была продана на Sotheby’s в октябре за 1 млн фунтов. Сразу после удара молотка шредер, спрятанный в тяжелой золотой раме, был приведен в движение, и за несколько секунд измельчил картину на длинные полоски, повисшие под рамой своеобразным «дождиком». Покупательница не отказалась от приобретения картины, которая после видоизменения получила название «Любовь в мусорном баке». А миллионы пользователей по всему миру восхитились смелостью Бэнкси, который еще раз подтвердил, что каждое появление его работы в общественном пространстве становится если не скандалом, то поводом испытать эмоции, которых «обычное» искусство у большинства людей не вызывает.
Россия — дом культуры

Российский министр культуры Мединский заявил, что в России будут создаваться новые центры культурного развития — пока что речь идет о Калининграде, Севастополе, Владивостоке и Кемерово. Эти мечты о современных технологичных домах культуры витают в воздухе еще со времен Владислава Суркова, который даже презентовал похожий проект не где-нибудь, а в калужском Музее космоса. Мединский идею подхватил и развил и теперь наконец приступает к исполнению.
Параллельно развивается скандал с РОСИЗО — бывшим советским агентством по закупкам у художников идеологически верного искусства, которое сегодня стало огромным и неповоротливым институтом, поглотившим ГЦСИ и претендующим на самостоятельную выставочную деятельность. Вести ее будут на площадках «Россия — моя история»; недавний пример — выставка про Рюриковичей в Манеже. Для постоянного показа «Рюриковичей», «Романовых» и других исторических выставок под эгидой Министерства культуры было выстроено какое-то количество огромных ангаров, пригодных для показа этих помпезных экспозиций. В планах — заполнить ангары современным искусством, но что именно это значит — неясно. Несмотря на то, что в РОСИЗО работают многие симпатичные лично мне люди, современное искусство можно понимать широко, и я не уверена, что наше с министром Мединским представление о современном искусстве совпадает.