Blueprint
T

Икона стиля: Марианна Фейтфулл

ТЕКСТ: Татьяна Якимова

В ноябре вышел новый альбом Марианны Фейтфулл — «падшего ангела» 60-х и иконы стиля, оказавшей влияние на моду нескольких поколений и стиль фронтмена Rolling Stones Мика Джаггера. А еще в этом году исполняется сорок лет фильму «Девушка на мотоцикле», где Фейтфулл в кожаном комбинезоне на голое тело летела на мотоцикле навстречу любви и свободе.

Альбом Negative Capability («Отрицательная способность» — слова из письма поэта Джона Китса сыновьям) — двадцать первый в музыкальной карьере Фейтфулл, которую когда-то называли всего лишь «блондинкой, прославившейся благодаря роману с Миком Джаггером». Это клеймо висело на певице с середины 60-х и почти до конца 80-х, но Фейтфулл удалось доказать, что она — куда больше любого клише, а ее музыка так же сильна, как и характер.

«Мы сочинили для других исполнителей много песен — большинство из них не имели никакого успеха», — признавался Мик Джаггер. Большинство, но не As Tears Go By — первый сингл Фейтфулл, вышедший в 1964 году. Годом спустя у нее одновременно вышло сразу два дебютных альбома: студия хотела от нее поп-пластинку, а сама певица — фолк-альбом. В итоге на первом она пела The Beatles и Берта Бакарака, на втором — традиционные фолк-баллады, включая The House of the Rising Sun.

Мелодичное мяуканье 18-летней англичанки, похожей на золотоволосого ангела, произвело фурор — в нее влюбились по обе стороны Атлантики. Фейтфулл вышла замуж за художника Джона Данбара (кстати, именно он познакомил Джона Леннона с Йоко Оно), родила от него сына Николаса — и через год ушла к Мику Джаггеру. К этому моменту она уже была звездой.


В середине 60-х фотографии Фейтфулл были повсюду, включая вкладыши жвачки: солнечная челка, такая же улыбка, фиолетовая водолазка, зеленый твидовый пиджак. Ее снимали Дэвид Бейли, Деннис Морис и Джеред Манковиц; в кудрявом белом парике она позировала с Донной Саммер и Маршей Хант в рекламе Afri-Cola. Фейтфулл окрестили «самой фотографируемой девушкой в мире», а Диана Вриланд назвала ее «эпицентром молодежного землетрясения».

В 1966-м Фейтфулл мелькнула в фильме Годара Made in U.S.A, сыграла вместе с Орсоном Уэллсом в драме про свингующий Лондон ll Never Forget What''s''isname, а в 1968-м в ее жизни случилась «Девушка на мотоцикле» с Аленом Делоном. Снятое по сюжету одноименного романа Андре Пьейра де Мандьярга, это роуд-муви (которое с таким же успехом можно назвать эротической драмой) собрало в Европе отличную кассу — а в США вышло под категорией Х. Делон играет красавца с жестоким сердцем, Фейтфулл — замужнюю женщину, обуреваемую жаждой скорости, секса и свободы и срисованную со знаменитой мотоциклистки Анке-Евы Голдманн, придумавшей ездить в комбинезоне. Наряд Фейтфулл для фильма (который она, в отличие от своего прототипа, носила на голое тело) придумал британский дизайнер фетишистской одежды из кожи и латекса Джон Сатклифф — но сделал его все же Lanvin. Этот образ вошел в историю, а спустя полвека Rebecca Minkoff посвятила «Девушке на мотоцикле» кожаный комбинезон из своей коллекции 2017 года. 

В разгар свингующих 60-х Фейтфулл была одновременно бунтаркой и аристократкой (ее мать — баронесса из династии Габсбургов и двоюродная внучка знаменитого Леопольда фон Захер-Мазоха). Она никогда не надевала юбку как платье, слишком много блесток или майки из отдела детской одежды. В мини-юбке с высокими сапогами выглядела не вызывающе, а невинно. Неподражаемо носила кейпы, брючные костюмы «по фигуре», блузы с жабо и воланами. Кружева и бархат, широкополые шляпы и длинные пальто из лавок на Кингс-Роуд. Даже ее челка всегда идеально лежала. В то же время Фейтфулл дважды ломала кости на любимых «лубутенах» и по воспоминаниям Ричардса, очень любила декольте. «Как только ты говорил ей «привет» — ты начинал говорить ей в вырез, — вспоминал гитарист Rolling Stones. — И она выпячивала это дело совершенно сознательно. Шалунья, дай бог ей здоровья».


Джаггер с удовольствием подыгрывал возлюбленной. Фейтфулл была не просто первой постоянной спутницей фронтмена The Rolling Stones в том, что позже назовут стритстайл-хроникой. Она помогла ему найти собственный стиль: Джаггеру нравилось одеваться с ней в унисон, изображая принца в элегантных костюмах и накидках. Фейтфулл повлияла на внешний вид Джагера не меньше, чем Анита Палленберг — на Кейта Ричардса, но если Кит и Анита могли носить одни джинсы и одну шубу на двоих, то Джаггер и Фейтфулл выглядели «голубой кровью» рок-н-ролла.

Интеллектуалка с прекрасным образованием, Фейтфулл подсунула Джаггеру «Мастера и Маргариту». Называла его древнегреческим богом, Аниту Палленберг — дьяволом гламура, а Кита Ричардса — раненым романтическим героем с байроническим стилем. И придумала слово Sapiosexual (от латинского sapio — «разумный»).«Пять лет я была музой Джаггера, — скажет она в 2008 году. — Я была молодой, красивой, интересной, интеллигентной. У меня было много чего ему дать. Но я не думаю, что роль музы кому-то принесла счастье. История показала, что нет».


В их отношениях Джаггер был настоящим абьюзером. В знаменитой песне The Rolling Stones Wild Horses он пел: «Ты знаешь, что я не могу дать тебе выскользнуть из моих рук». Но Фейтфулл выскользнула — и вошла, как писал Кейт Ричардс, «в свое потерянное десятилетие». Ее место рядом с Джаггером заняла сначала роскошная загадочная Бьянка, а потом еще более роскошная манекенщица Джерри Холл. Сама Марианна Фейтфулл почти исчезла с модных радаров — и в какой-то момент буквально жила на улице, страдая от наркозависимости и анорексии.



Самой популярной и проникновенной песней молодой Фейтфулл была The Little Bird, написанная по мотивам монолога героя пьесы Теннеси Уильямса «Орфей спускается в ад». Песню о маленьких птичках, у которых нет лапок и которые лишь мертвыми падают на землю, она пела так, что зрители плакали. Самой драматичной и исповедальной — Sister Morphine о наркотической зависимости (которую она написала вместе с Джаггером и Ричардсом и потом с трудом отсудила себе часть прав). В версии песни, записанной Фейтфулл, уже слышна будущая большая артистка — которая вернется на сцену в середине 70-х с голосом «сигарет и виски».


Каждый ее альбом можно назвать если не поворотным, то важным; с ней считают за честь поработать музыканты от Пи Джи Харви и Джарвиса Кокера до Metallica (на новой пластинке ей помогали писать песни Ник Кейв, Эд Харкорт и Марк Ланеган). Вдобавок Фейтфулл уже которое десятилетие остается иконой стиля. Ей дарят одежду Карл Лагерфельд и Стелла Маккартни (певица признается, что часто ходит на показы Stella Mcсartney, чтобы увидеться с отцом дизайнера). В 2014-м Эди Слиман снял ее — 67-летнюю — для кампании Saint Laurent.

Вспоминая годы, когда каждая девушка хотела походить на нее, Марианна Фейтфулл пожимает плечами и говорит: «Слава богу, я никогда не носила широкие плечи!» Предпочитает черный цвет — «потому что он — самый анонимный». Утверждает, что настоящее модное вдохновение приходит, когда перестаешь ощущать себя объектом желания. А в самой исповедальной песне нового диска In my own particular way Фейтфулл поет: «Я знаю, что уже немолода и жизнь меня поломала. Но я все еще симпатичная, добрая и забавная».

{"width":1200,"column_width":111,"columns_n":10,"gutter":10,"line":40}
false
767
1300
false
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}
true