Таймлайн:
бал Института костюма
MET Gala
Бал Института костюма уже не просто дышит в спину «Оскару» — в смысле образов гостей он давно его обогнал. Мы решили восстановить богатую историю этого мероприятия, которое из рядовой вечеринки превратилось
в party of the year и зеркало модной истории.
1948
Первый бал Института костюма появился синхронно
с самим Музеем моды, который открылся при Метрополитен-музее в 1948 году. Спасибо за это нужно сказать Элеанор Ламберт, которую любят называть «крестной матерью американской моды» — деятельная дама основала CFDA, придумала Неделю моды в Нью-Йорке, впервые привезла коллекции американских дизайнеров в Россию и еще в десяток стран и умерла в сто лет. Сейчас список гостей
на MET Gala одобряет Анна Винтур, а аренда столиков начинается от $25 000, но тогда, на первом балу в истории Института костюма, входной билет для всех желающих стоил $50. В стоимость входила и аренда платья, которое гостьи могли выбрать из фонда музея. Еще одно отличие — в первый понедельник мая MET Gala проводится не так давно: скажем, первый бал устроили в декабре, и какое-то время дата праздника блуждала по календарю от случая к случаю.
Элеанор Ламберт
1960
Бал 1960 года можно считать историческим для MET Gala событием хотя бы потому, что он впервые прошел в знаменитом Great Hall музея Метрополитен. Чтобы понять, как это было, представьте себе героев сериала «Безумцы» в грандиозных интерьерах работы Ричарда Морриса Ханта: девушки с идеальными прическами, в мехах и платьях в талию и безупречные джентльмены. А вместо традиционной инсталляции, которую каждый год разрабатывают в соответствии с темой бала, холл украшал гигантский настоящий сфинкс с египетской выставки музея.
Эти сфинксы многое повидали
1971–1972
«Модный эскиз»
Диана Вриланд решила не брать тайм-аут и после завершения карьеры в Vogue US сразу же занялась балом Института костюма как распорядитель.
Знающие люди говорят, что по сравнению с этим легендарным редактором Анна Винтур — воплощение любви и добросердечности, но, судя по всему, без железного характера Вриланд не было бы того MET Gala, который мы имеем сейчас: именно ей удалось превратить праздник светских домохозяек в одно из главных событий модной индустрии, каждое из которых посвящено определенной теме и связано с выставкой.
Диана Вриланд в окружении экспонатов выставки
1974–1975
«Романтичный и гламурный голливудский дизайн»
Редакторы Vogue.com считают бал 1974 года первым в современной истории мероприятия, и не согласиться с ними трудно: как раз в 1974-м MET Gala впервые приурочили к одноименной выставке, а звезды подготовились к событию основательно — например, одна из главных it girls XX века, Мариса Беренсон, пришла в сверкающем костюме в духе «золотого века» Голливуда. Для 28-летней Шер этот бал стал дебютным — по такому поводу она надела почти совсем прозрачное платье с белой вышивкой. Оно так понравилось Ким Кардашьян, что в прошлом году девушка появилась на MET Gala в его копии: только первоисточник шил кутюрье Боб Маки, а Ким обратилась за помощью к Питеру Дундасу из Roberto Cavalli.
1976–1977
«Во славу русского костюма»
Диана Вриланд в расшитом стеклярусом топе пришла на бал под руку с Ивом Сен-Лораном. Как раз в 1976 году маэстро показал свою знаменитую «Русскую коллекцию», обеспечив тем самым возвращение стиля
a-la russe в большую моду — уже через два года, в 1978-м, бал посвятят выставке «Дягилев: костюмы и декорации к балетам». В тот вечер в Great Hall пришли и Бьянка Джаггер, и Джеки Кеннеди-Онассис в роскошной шубе в пол, и вообще все. Позже бывшая Первая леди США будет сораспорядительницей бала,
а в 2001 году событие и вовсе станет трибьютом ее вкладу в моду (на MET Gala, посвященном выставке «Жаклин Кеннеди: годы в Белом доме», появится, помимо прочих, Хиллари Клинтон в пышном леопардовом платье из органзы).
1983–1984
«Ив Сен-Лоран: 25 лет в дизайне»
Выставку и бал впервые посвящают действующему дизайнеру: Диана вновь позирует фотографам, обнимая Ива (такая форма поддержки бренда оказалась очень удачной — ее возьмут на вооружение в дальнейшем). Этот MET Gala был одним из последних, организованных Дианой. Уже через год, сразу после титанической работы одновременно над двумя выставками в Институте костюма, Диана начнет постепенно отходить от дел, напишет автобиографию, а в 1989 году скончается в госпитале Ленокс-Хилл в возрасте 85 лет — конечно, на Верхнем Ист-Сайде.
1995–1996
«Высокая мода»
Кейт, Кристи и Наоми во всем великолепии молодости, на пике своей славы в кутюрных (преимущественно блестящих) платьях ослепительно улыбаются и знаменуют начало новой эры MET Gala. Бал 1995 года можно считать точкой отсчета, с которой началось превращение мероприятия в party of the year: знаменитые гости, самые известные и красивые девушки, самые дорогие платья и молодая Анна Винтур, лихо отплясывающая с Оскаром де ла Рентой. Стоит ли говорить, что всесильная именно в 1995 году занялась организацией бала? А Сара Джессика Паркер, которая с каждым годом выбирает все более смелые образы, пришла в скромном черном платье-ночнушке — это был ее первый MET Gala («Секс в большом городе» еще не взорвал рейтинги, и с модой она пока обращалась осторожно).
1996–1997
Кристиан Диор
Следующим после Yves Saint Laurent брендом, удостоившимся персонального бала, стал Christian Dior пышных времен Джона Гальяно. Джон, известный любимчик Анны, решил не мелочиться и пришел на вечер не с кем-нибудь, а с самой принцессой Дианой. Для нее он по такому случаю сшил довольно смелое платье в бельевом стиле, которому суждено было войти в историю — оно регулярно входит в экспозиции Дома и, в частности, приезжало в ГМИИ им. Пушкина в рамках выставки «Диор: под знаком искусства».
Знаменитая ночнушка принцессы Дианы
1997–1998
Джанни Версаче
15 июля 1997 года Джанни Версаче был застрелен на ступенях своего собственного дома в Майами. Это повергло индустрию в шок: в нарядах Versace ходили первые красавицы Голливуда, Анна Винтур регулярно ставила его вещи на обложку Vogue, по всему миру открывались магазины бренда — Джанни погиб, достигнув вершины своей карьеры. Решение посвятить его памяти выставку в Институте костюма и MET Gala было логичным и ожидаемым. И конечно, все гости пришли в Versace: Мадонна — в шелковом платье со звездами, скроенном на манер тоги, Сальма Хайек — в черном платье со смелыми вырезами. Наследница империи Донателла Версаче, несмотря на семейную трагедию, выбрала сексуальное золотое платье-бюстье. Видимо, она хотела, чтобы трибьют ее брату был таким же, как его творчество — настоящим праздником, ярким и беззаботным.
1999–2000
«В стиле «рок»
Слегка запоздалое, но все-таки признание гранжа и стиля главных рокеров на уровне Института костюма. 17 лет назад MET Gala уже достиг того уровня, когда от разнообразия на красной ковровой дорожке глаза разбегались, но еще не утратил духа настоящей вечеринки, на которой не только красиво, но и весело. Гостьи разделились на два лагеря: с одной стороны Шарлиз Терон, Мила Йовович и Амбер Валетта в мерцающих нарядах всех оттенков шампанского, с другой — действительно рок-н-ролльные девушки во главе с Лив Тайлер и Стеллой Маккартни в одинаковых копеечных майках с надписью «Rock Royalty». Рок — это в крови!
2003
«Богиня: классический образ»
Слегка безумные нулевые уже вступают в свои права, и пестрая толпа из Наоми Кэмпбелл, Виктории Бэкхем в обнимку с Доменико Дольче и Стефано Габбаной на дорожке MET Gala — наглядная иллюстрация этой избыточной эпохи. Все сверкает: и веки гостей, и их наряды, и даже прически, много короткого и прозрачного — так будет выглядеть мода до конца декады. Даже Анна Винтур соблазнилась жакетом из перьев марабу, а Кирстен Данст в нелепом голубом берете лишний раз подтверждает, что индустрия звезд не сразу строилась.
2004
«Опасные связи:
мода и декор в XVIII веке»
Сейчас MET Gala — пожалуй, единственное мероприятие, на котором даже самые странные дизайнерские творения выглядят уместно, и звезды любят этим пользоваться. Но, как видите, статус главной костюмированной вечеринки бал получил не сразу и какое-то время ничем не отличался от «Оскара». Однако же самые смелые уже в 2004-м успешно раскачивали лодку: королевами бала тогда были Амбер Валетта в напудренном парике, корсете и юбке John Galliano и Линда Евангелиста в кутюрном Jean Paul Gaultier, стилизованном под кимоно (обе девушки были похожи на оживших персонажей из знаменитого романа Шодерло де Лакло).
2005
Дом Chanel
Все пришли в Chanel, в том числе и Анна Винтур — тут все понятно. Это был очень протокольный, образцовый до скрипа бал, что очень хорошо встраивалось в контекст: как раз в 2005 году вышел фильм «Дьявол носит Prada», снятый по книге бывшей помощницы Анны — Лорен Вайсбергер. В общем, MET Gala выглядел ровно как сцена из нашумевшей ленты, где все вечно худеют и присягают на Chanel. Выбивалась из стройных (во всех смыслах) рядов только Эль Макферсон, которая мало того, что появилась в Calvin Klein Collection, так еще и предпочла лодочкам пляжные вьетнамки.
Эль Макферсон
2006
«Англомания: традиция
и трансгрессия в британской моде»
На MET Gala в 2006 году все взгляды были прикованы к двум англо-американским парам: к Джону Гальяно в парике и серебряных брюках с Шарлиз Терон (конечно, в Christian Dior), которая выглядела как героиня фильмов Тима Бёртона, и к Саре Джессике Паркер с Александром Маккуином — оба в шотландке Alexander McQueen. Этот бал стоит любить хотя бы за то, что он стал единственным, на который согласился прийти не самый частый гость вечеринок Ли Маккуин — воплощение британской моды.
2008
«Супергерои: мода и фантазия»
Забавно, что дресс-код посвященного супергероям бала соблюла только хозяйка вечера: Анна Винтур выбрала платье Chanel haute couture с футуристичными элементами, которое запросто могло бы понравиться какой-нибудь суперженщине (в общем, ей и понравилось). Но каноническим стал другой выход — усыпанное кристаллами атласное платье Versace на Жизель Бюндхен. Еще несколько лет после MET Gala 2008 было невозможно найти список Best Dresses Ever, в котором не фигурировало бы это эталонное для нулевых творение Донателлы.
Жизель Бюндхен
2009
«Модель как муза:
олицетворяющие моду»
Было бы просто неприлично, если бы ни один MET Gala не был посвящен супермоделям. Выставка 2009 года охватила всех — от иконической Довимы до Наоми, Жизель и прочих ныне работающих известных девушек, которые появились на балу в полном составе. На этой ковровой дорожке, где гостями были сплошь звезды подиумов, пальму первенства получила Кейт Мосс в серебристом мини и таком же тюрбане Marc Jacobs, которая пришла с дизайнером (и своим хорошим другом, для которого она в последний на тот момент раз вышла на подиум).
Кейт Мосс и Марк Джейкобс
2011
«Александр Маккуин: дикая красота»
Снова печальный инфоповод, который, по иронии судьбы, стал для Института костюма самой большой удачей за всю его историю. 11 февраля 2010 года, через 9 дней после смерти матери, в гардеробной собственной квартиры повесился при жизни признанный гений Александр Маккуин. Куратор Эндрю Болтон в срочном порядке собрал до мурашек пробирающую выставку «Savage Beauty», ставшую своеобразным порталом в по-викториански мрачный мир дизайнера, — она и стала темой бала. Не стоит говорить, что вечер походил на показ архивных шедевров Alexander McQueen: это было очень красиво. А сама выставка побила все рекорды и подняла показатели Института костюма на недосягаемую для остальных модных музеев высоту: всего за три месяца ее посмотрели 660 тысяч человек. В прошлом году модернизированную экспозицию можно было увидеть в лондонском Музее Виктории и Альберта, и там она тоже прошла с аншлагом — организаторы продали 480 тысяч билетов.
Дафна Гиннесс в Alexander McQueen
2014
«Чарльз Джеймс: вне моды»
Пожалуй, бал 2014 года был самым эффектным. Выставку, к которому он был приурочен, посвятили Чарльзу Джеймсу — «первому американскому кутюрье» и одному из любимых дизайнеров Дианы Вриланд. Такой выбор темы можно считать программным: 8 мая, после двух лет ремонтных работ открылось обновленное помещение Института костюма Anna Wintour Costume Center. Поэтому логично, что Анна решила остановиться на беспроигрышном для бала и выставки варианте — забытом, исконно американском дизайнере и его эталонных атласных платьях. Логично и то, что вечеринка стала выходом цыганочкой для Зака Позена — судя по его коллекциям, у него с духом Чарльза Джеймса ментальная связь.
2015
«Китай: в зазеркалье»
В этот год славящаяся своей коммерческой хваткой Винтур решила сделать реверанс в сторону самого перспективного fashion-рынка — Китая. В итоге MET Gala 2015 стал эталонным килограммом в истории балов Института костюма: бэкстейдж снимал Марио Тестино, образы знаменитостей были на редкость смелыми, а Vogue.com развернул практически предвыборную кампанию по поводу вечеринки. Бал удался настолько, что про него сняли документальный фильм The first Monday in May — 13 апреля его премьера прошла в США. А интернет-пользователи (даже самые далекие от моды) запомнили MET Gala по мему: Сара Джессика Паркер в экстравагантной шляпе Philip Treacy исполняет роль огонька, на котором поджаривается «яичница» из Рианны в желтом кутюрном кейпе Guo Pei. Кстати, барбадосская певица стала единственной гостьей мероприятия в наряде китайского дизайнера.
2016
«Manus Х Machina»
Темой вечера стали взаимоотношения моды, технологии и человеческого мастерства. И хотя многие звезды интерпретировали дресс-код, нарядившись в серебро — видимо, в попытке стать похожими на металлические машины, — были и те, кто подошел к задаче с большей изобретательностью. Например, наряд Эммы Уотсон был создан из переработанных пластиковых бутылок, платье Клэр Дейнс от Zac Posen светилось в темноте, а Каролина Куркова пришла в воздушном творении дизайнеров Marchesa и компьютера IBM, декор которого зажигался разными цветами в зависимости от эмоций, которые выражали о Met Ball пользователи соцсетей. Особое внимание гости уделили прическам. Так, конструкция на голове Лупиты Нионго претендовала на лучший мем дорожки!
2017
Rei Kawakubo/Comme des Garçons
Дресс-код avant-garde black tie — в честь выставки Rei Kawakubo/Comme des Garçons: Art of the In-Between — гости бала восприняли по-разному. Кто-то действительно явился в авангардных нарядах, авторами которых были не только собственно Comme des Garçons, но и Maison Margiela (Кэти Перри в сшитом на заказ ярко-красном образе явно призвана была идеологически заменить отсутствующую Леди Гагу), и H&M, и даже Gucci. А уж платье-пуховик Соланж Ноулз от Тома Брауна мало кому удастся превзойти. Многие тем не менее пришли в классических золотых или русалочьих платьях: конвенциональные ряды разбавляли разве что затейливые шлейфы.
2018
Heavenly Bodies: Fashion and the Catholic Imagination
Тема взаимоотношений католичества и моды дала обширную почву для воображения: и выставка в Метрополитен-музее, и приуроченный к ее открытию бал стали парадом ангельских нарядов и великолепия парадных облачений римских первосвященников. Если не все, как Рианна, решились на расшитые драгоценностями мантии папы римского, то уж на головных уборах — нимбах, тиарах, терновых венцах — гости отыгрались вовсю, а Кэти Перри дополнила платье Versace огромными ангельскими крыльями. Были и совсем неожиданные, хотя и очень созвучные теме наряды: так, Зендея облачилась в доспехи Жанны д’Арк, а Лина Уэйт пришла в радужной накидке Carolina Herrera, сделав даже выход на красную дорожку частью своего последовательного активизма (ЛГБТ-организации, которые поддерживает Уэйт, потом продавали футболки с ее портретом с Met Gala, а деньги перечисляли на благотворительные проекты).
Джаред Лето и Лана дель Рей в Gucci
2019
Camp: Notes on Fashion
Тема выставки родилась благодаря Сьюзен Зонтаг. А именно — ее эссе 1964 года под названием «Заметки о кэмпе». В нем американская писательница и критик заявила, что сущность кэмпа — в «любви к неестественному: искусственному и преувеличенному». Тут вам и ар-нуво, и рисунки Обри Бердслея, и «Саломея» Висконти, и светильники Tiffany, и «Лебединое озеро», и Оскар Уайльд. В общем, в 2019-м гости Met Gala оторвались не на шутку: Джаред Лето нес под мышкой свою голову, как модели на показе Gucci осень—зима 2018, Кэти Перри была в образе люстры с горящими свечами, Зендея выбрала самый подходящий костюм для бала — платье диснеевской Золушки (фея в виде стилиста Лоу Роуча прилагалась!). А Леди Гага, которая в этом году была сопредседательницей бала, успела сменить четыре наряда.
2020
About Time: Fashion
and Duration
Из-за пандемии Метрополитен-музею впервые за 150-летнюю историю пришлось закрыться на шесть месяцев. И ежегодную выставку в Институте костюма, которая обычно открывается в первый понедельник мая и сопровождается Met Gala, перенесли на дождливый октябрь. Анна Винтур обещала, что бал состоится несмотря ни на что, — и слово сдержала.
2021
In America: A Lexicon of Fashion
Куратор Эндрю Болтон собрал для бала «104 определения американской моды». При таком богатстве трактовок понятно, почему Met Gala 2021 остался без четкого дресс-кода. Каждый гость интерпретировал тему «В Америке: лексикон моды» по-своему, и в итоге мы получили почти те же 104 определения американской моды, только без кураторского отбора Эндрю. Вечер запомнился кучей нарядов-манифестов (вроде корсета с надписью «Долой патриархат», в котором пришла Кара Делевинь) и, конечно, интерпретаций американы (Джей Ло, например, была в ковбойской шляпе).
2022
Gilded Glamour
Термин «позолоченный век» приписывается писателю Марку Твену и охватывает период 1870–1890-х годов — время бурного расцвета США. Небоскребы стремились ввысь, новые изобретения — становились в очередь за патентами. Ну а самые предприимчивые американцы стремительно богатели и вдохновляли своим примером менее решительных соотечественников. Мода позолоченного века вполне соответствовала духу эпохи: это была мода излишеств. Казалось бы, ничего сложного, но в 2022-м стилистам не помогли ни четкие мудборды, ни многочисленные исторические материалы. На Met Gala было предсказуемо много золота (Карди Би и Камила Мендес поняли дресс-код буквально). А еще — корсетов (самый эффектный выбрала Билли Айлиш), оперных перчаток, панье, тиар и цилиндров.
2023
Karl Lagerfeld: A Line of Beauty
Выставка в Институте костюма была посвящена Карлу Лагерфельду, полное название темы бала звуало так: «Карл Лагерфельд: Линия красоты». У куратора MET Эндрю Болтона была грандиозная цель: осветить всю карьеру дизайнера, охватывающую шесть (!) десятилетий. Всего раздобыли около 150 экспонатов, представляющих работу Карла в Balmain, Patou, Chloé, Fendi, Chanel и Karl Lagerfeld. Многие гости восприняли название выставки слишком буквально. Так, Кендалл Дженер и Асап Роки переоделись в любимый образ Лагерфельда — черный пиджак и белую рубашку под ним. А Джаред Лето решил примерить костюм кошки Карла — Шуппет. К счастью, было достаточно и культовых платьев, вдохновленных предметами руки Карла разных лет. В них отметились Дуа Липа, Пенелопа Круз и Жизель Бюндхен.