Алфавит Пугачевой от А до Я
ФОТО:
АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБ
Алле Пугачевой — 75 лет. Она начинала свою музыкальную карьеру в год когда Мария Каллас ушла со сцены, а The Doors на сцену вышли, и с тех пор так и не закончила, сколько бы ни собиралась. Она была секс-символом, иконой стиля, вдохновением советских женщин и героиней российских таблоидов. Народная любимица обласканная властью, к своему очередному юбилею она подошла в статусе диссидента, и эмигранта. Чтобы не запутаться в этих перипетиях Денис Бояринов упорядочил жизнь и творчество
Аллы Борисовны по алфавиту.
Актриса
Стезя Аллы Пугачевой была предопределена ее именем. Родители певицы, Борис Михайлович и Зинаида Архиповна, назвали девочку в честь сразу двух знаменитых советских актрис — кинозвезды
Аллы Ларионовой и примы МХАТа Аллы Тарасовой. Они и сами были артистическими натурами: отец, мечтавший в юности стать цирковым артистом, играл в народном театре, мать в прошлом была эстрадной певицей, но потеряла голос. Поэтому Пугачеву
с юных лет стали учить музыке. В тесной квартирке в Зонточном переулке — в комнате размером в двенадцать квадратных метров — было установлено пианино. Затем девочку отдали в музыкальную школу. Родители прочили ее в пианистки, однако сама Алла думала о театральной сцене. «Я с самого начала была драматической актрисой, — говорила она в интервью Олегу Меньшикову. — Петь я не собиралась и певицей себя никогда не называла». Она действительно стала ею по случаю, а каждую свою песню — на альбоме или на сцене — впоследствии подавала как моноспекталь, где играла незабываемую роль.
Балахон
Кипучая энергия и бурная страсть, с которой пела Алла Пугачева, требовали особенного сценического наряда. Широкое алое платье в пол, которое народ прозвал «балахоном» или «размахайкой», придумал «красный Диор» Вячеслав Зайцев — один из первых советских кутюрье, признанный на Западе и работавший со многими советскими звездами, от Клавдии Шульженко и Любови Орловой до группы «На-На». «Балахон», резко контрастирующий с элегантными платьями во французском стиле, которые тот же Зайцев шил для Эдиты Пьехи или Майи Кристалинской, позволял Пугачевой легко перемещаться по сцене, а также перевоплощаться из комедийных образов в трагические без переодеваний. Преображаясь со временем,
он, однако, долгие годы оставался символом ее независимого, бунтарского стиля.
«Вишневый нежный рот»
По легенде, которую рассказывает музыкальный критик Артемий Троицкий, друживший с певицей, партократ и суровый цензор Сергей Лапин, который руководил советским Гостелерадио при брежневском застое, запретил снимать выступления Пугачевой крупным планом со словами «это похоже на оральный секс с микрофоном». В нестандартной для советской сцены манере пения и сценического движения Аллы Пугачевой было много чувственности и даже секса. Кроме того, Пугачева никогда не исполняла песен гражданственной или патриотической тематики, в отличие от других популярных советских исполнителей. Ее интересовали только сильные переживания женщины: любовь, ревность, обида, тоска, влечение и желание. Песни с ощутимым эротическим зарядом она клала на музыку сама, находя неожиданные литературные первоисточники — «Я больше не ревную» с «вишневым нежным ртом» появился из томика Осипа Мандельштама, а «Свеча горела» с ее «жаром соблазна» — из Бориса Пастернака.
Горбонос
Самая известная мистификация в исполнении Аллы Пугачевой. Вымышленному Борису Горбоносу, якобы с детства прикованному к инвалидному креслу композитору из Люберец, она приписала три песни собственного сочинения, «Сонет Шекспира», «Женщина, которая поет» и «Приезжай». Они вошли в саундтрек фильма «Женщина, которая поет» и в дебютный двойной альбом певицы «Зеркало души». Пугачева даже снялась в образе Горбоноса, замаскировавшись приклеенными густыми усами и очками в толстой роговой оправе. Позднее Пугачева, объясняя свой поступок, путалась в показаниях. То объясняла все тем, что, представившись никому не известным композитором, хотела объективного отношения к своим песням — либо говорила, что провокационная затея целиком на совести ее тогдашнего мужа, режиссера Александра Стефановича. История с Горбоносом надолго рассорила певицу с Александром Зацепиным, который был основным композитором фильма «Женщина, которая поет»; Зацепин много сделал для Пугачевой на раннем этапе ее карьеры и даже помог ей записать «песни Горбоноса» в своей домашней студии.
Дикарка
Дикаркой Аллу Пугачеву прозвали еще в школе. Впрочем, не за строптивое поведение, которое сделало ее заметной в дальнейшем, а, напротив, за то, что она была замкнутой и сторонилась одноклассников. Впрочем, своевольной и неуступчивой Алла тоже была с детства. Ее близкая подруга, телеведущая Кира Прошутинская, вспоминала, как Пугачева (повздорив с матерью, которая воспитывала ее в строгости) сбежала как-то из дома и из упрямства ночевала на улице. Вопреки желанию родителей, видевших в ней пианистку, она пошла учиться на дирижерско-хоровое отделение в училище Ипполитова-Иванова и начала петь, а потом — строить собственную певческую карьеру, на протяжении которой Пугачева не шла на компромиссы и поступала исключительно по-своему.
«Евровидение» 1997
Выступление на международном телеконкурсе «Евровидение» 1997 — возможно, самая большая неудача на творческом пути дивы, в целом ослепляюще триумфальном. Пугачева привезла в Дублин трагическую балладу «Примадонна» о звезде на закате, поданную в духе Эдит Пиаф и спетую в исповедальной манере, но европейская аудитория конкурса ее не оценила: песня заняла лишь 15-е место. Пугачева писала «Примадонну» не о себе, а об актрисе Людмиле Гурченко, и даже не для себя, а для Валерия Меладзе, который не смог поехать на «Евровидение», и потому ей пришлось его заменить. Поражение только подхлестнуло певицу, собиравшуюся было уходить со сцены и сосредоточиться на продюсерской деятельности. После этого Пугачева с новой страстью начинает записывать песни и альбомы, и ее карьера в конце 1990-х переживает ренессанс.
«Женщина, которая поет»
Чемпион советского кинопроката 1978 года — полуавтобиографическая мелодрама, где Алла Пугачева играет эстрадную певицу Анну Стрельцову, которая переживает кризисы в творческой и личной жизни, но все же добивается успеха, хоть и остается в одиночестве. Пугачева блистает в этой ленте и как певица, и как актриса, и как композитор (см. «Горбонос») — самые запоминающиеся номера саундтрека написаны ею. После выхода «Женщины, которая поет» в стране происходит взрыв «пугачевомании».
«Золотой Орфей» 1975
В фильме «Женщина, которая поет» переломным моментом в нескладной карьере Анны Стрельцовой становится победа в конкурсе песни. Так было и в жизни Пугачевой: перед поездкой на эстрадный телеконкурс «Золотой Орфей», проходивший в Болгарии, она была уже многоопытной певицей, с 16 лет ездившей по гастролям и прошедшей через ряд известных коллективов («Новый электрон», оркестр Лундстрема, ансамбль «Москвичи»). Но она нигде надолго не задерживалась, и у нее пока не получалось привлечь к себе внимание как к солистке. В Болгарию она приехала вместе с ансамблем «Веселые ребята» — очень популярной группой, главным бойз-бендом Советского Союза, который был на грани развала из-за амбиций Пугачевой выйти на первый план. Алла понимала, что этот конкурс — ее последний шанс состояться как звезде, и предприняла все для того, чтобы его не упустить. Из подготовленной ею программы публику покорила песня «Арлекино» — трагикомическая история клоуна, кавер на давний болгарский хит и номер обязательной программы, в который до конца не верила даже сама певица. После триумфа на «Золотом Орфее» Пугачева прославилась не только в СССР, но и в странах соцблока и даже в Скандинавии.
Ирония судьбы
Впервые новогоднюю комедию «Ирония судьбы, или С легким паром!» показали по советскому телевидению 1 января 1976 года. После этого фильм Эльдара Рязанова был повторен много раз. В канун премьеры «Иронии судьбы» Пугачева была уже советской звездой — «Арлекино» гремел по всей стране, и пронзительному клоунскому смеху певицы подражали. Но, за исключением тех, кто привык читать титры, мало кто узнал голос Пугачевой в сценах, где героиня Барбары Брыльской (Надя Шевелева) берет гитару и начинает петь хрупкие романсы на стихи Марины Цветаевой и Беллы Ахмадулиной. Это было мастерское перевоплощение: по темпераменту поэтичная Надя, кажется, совсем не совпадала с будущей суперзвездой СССР. Пугачева как-то говорила, что Рязанов сперва приглашал ее на роль Наденьки, но не взял, потому что не увидел «тоски по возрасту» в ее глазах. Позднее знаменитый кинорежиссер во всеуслышание признавал в певице огромный артистический дар.
Киркоров
Четвертый муж Пугачевой, ее самый преданный ученик и самый успешный продюсерский проект. Поп-звезда взяла талантливого певца, который был моложе ее на восемнадцать лет, под свое крыло в 1988-м, а шесть лет спустя, в 1994-м, они стали мужем и женой — а также самой известной музыкальной парой в России. Брак продлился немало, около одиннадцати лет, однако звездная пара все же разошлась; преемником Киркорова стал популярный комик Максим Галкин, который был моложе певца еще почти на десять лет. Вместе с тем Киркоров не утратил преданности Алле Пугачевой: он продолжал говорить о ней в превосходных степенях при каждом удобном случае и лучше всех исполнял ее песни. Так было, даже когда Пугачева поддержала попавшего в политическую немилость Галкина и уехала из России: против певицы была развернута медийная кампания, больше похожая на травлю, и некоторые довольно известные люди, бывшие друзья и коллеги Пугачевой, охотно к ней примкнули. Киркоров находил в себе силы и смелость защищать бывшую жену и наставницу.
Мадам Брошкина
Еще одна из ролей певицы-актрисы Пугачевой, которая была так гениально исполнена, что приклеилась к ней — как прежде было и с Арлекино, и с Примадонной — и стала для нее нарицательной. В комическом скетче «Мадам Брошкина», сиквеле «Настоящего полковника», певица продолжала иронизировать и над собой, и над ставшим популярным жанром «русский шансон», и над целым социальным феноменом: российскими мужчинами в возрасте, которые, достигнув успеха в новой экономической реальности, поменяли преданных жен на «молодых крошек с душой кошкиной». Впрочем, шутку Пугачевой, кажется, до конца не поняли и приняли за чистую монету. «Но мой поезд ушел. Ту-ту!»
«Не беспокойся за меня»
Свежайшая песня Аллы Пугачевой — с одной стороны, вокальный мастер-класс давно собиравшейся уйти на покой дивы, которой все время мешают обстоятельства, с другой — невозмутимый ответ и поклонникам, и преследователям певицы: «Видишь крылья за спиной? Я всегда лечу на свет!»
Орбакайте
Пугачева представила советской аудитории свою дочь Кристину, исполнив с ней духоподъемную балладу «А знаешь, все еще будет» в 1983 году. Публика начала шушукаться о том, почему дочь звезды носит такую странную фамилию. Спустя еще немного времени, когда в прокат вышел откровенный фильм о школьном буллинге «Чучело», где Кристина играла главную роль, люди стали говорить о том, что она попала в фильм, конечно же, по блату. Не важно, что режиссер Ролан Быков это категорически отрицал, да и фильм стал хитом проката в том числе благодаря щемящему и точному образу исполнительницы главной роли. За свою карьеру Кристине Орбакайте, вообще-то собиравшейся стать танцовщицей, довелось столкнуться с невероятным обесцениванием и ненавистью — просто потому, что она была дочерью Пугачевой. Это не помешало ей реализоваться и как певице, и как актрисе. Даже сейчас у заслуженной артистки РФ остались проблемы из-за семейного бэкграунда: недавние гастроли Орбакайте по Сибири оказались сорваны якобы в связи с «антироссийскими настроениями Пугачевой».
«Позови меня с собой»
Эта песня перезапустила карьеру Аллы Пугачевой в конце 1990-х — на фоне провала на «Евровидении» и недвусмысленных намерений дивы уйти со сцены. Пожалуй, этот трек вообще можно считать главным хитом Пугачевой после распада СССР. «Позови меня с собой» была сочинена певицей и поэтессой Татьяной Снежиной из Новосибирска и записана на ее дебютном магнитоальбоме «Вспомни со мной». В августе 1995-го, накануне свадьбы и выхода «Вспомни со мной» на компакт-дисках, Снежина попала в автокатастрофу вместе с женихом-продюсером и погибла — ей было всего 23 года. После трагедии ее брат послал Пугачевой кассету с альбомом. Послушав его и безошибочно определив среди двух десятков похожих меж собой треков потенциальный хит, 48-летняя певица, собиравшаяся перестать петь, исполнила эту возвышенно-романтическую балладу, вроде бы не вполне подходившую ей по возрасту и амплуа. Пугачева почти скопировала исполнение Снежиной, перевоплотившись в юную девушку: она поет «Позови меня с собой» не совсем своим голосом и не в своей манере — однако это не помешало песне стать одним из откровений российской эстрады тех лет и не без помощи сериала «Улицы разбитых фонарей» окончательно уйти в народ.
«Рождественские встречи»
Любимым детищем Аллы Пугачевой в постсоветскую эпоху стали «Рождественские встречи» — сборные концерты, где она дала волю своим режиссерским амбициям и желанию помогать молодым артистам. С 1988-го по 2001-й она проводила их почти каждый год, сделав паузы только во время двух лет творческого отпуска после свадьбы с Филиппом Киркоровым. За это время в «Рождественских встречах» приняли участие десятки артистов и групп, выбравших затем самую разную траекторию: от того же Киркорова или Николая Расторгуева, которому Алла Борисовна удачно подобрала знаменитую впоследствии гимнастерку, до рок-дивы Наталии Медведевой и еще не ушедшего в раста-андеграунд Децла; от групп «Чайф» и «Би-2» до украинских панк-пионеров «Братьев Гадюкиных» или забытого ныне хеппи-хардкор-проекта «Президент и Амазонка». Для многих участников «Встреч» — например Валерия Меладзе, Лолиты Милявской или Леонида Агутина — эти выступления стали счастливым билетом в шоу-бизнес. Других артистов не вспомнят и самые дотошные архивариусы отечественной поп-музыки. Взятый целиком, лайнап «Рождественских встреч» представляет собой честный и показательный срез происходившего с российской поп-музыкой в бурные 1990-е.
Таганка
Алла Пугачева — коренная жительница Таганского района Москвы. Она выросла в уже не существующем Зонточном переулке, близ площади Крестьянской заставы. Ходила в школу в Лавровом переулке и в музыкалку на Воронцовской улице. В молодости вращалась в кругах актеров Театра на Таганке, была знакома с Владимиром Высоцким и ловко его пародировала. Говорят, ее дебют как певицы состоялся на дощатой открытой сцене Таганского парка. Став звездой, она переехала поближе к Кремлю — старые поклонники Аллы Пугачевой помнят адрес дома на улице Горького (Тверская), где они несли посменную вахту, чтобы встретить певицу, возвращающуюся домой. На Таганку Алла Борисовна вернулась, когда вышла замуж за Киркорова: они с Филиппом жили в доме прямо на Садовом кольце, на пересечении Земляного Вала и Берниковской набережной; на одной из его стен до сих пор неприметно висит герб Киркорова. В 1998-м тогдашний мэр Москвы Юрий Лужков сдал поп-звезде, нуждавшейся в студии, особняк на Нижней Радищевской улице, дом 5, близ церкви Святого Николая на Болвановке — туда она приезжала как на работу до 2005 года.
Театр песни
Аллы Пугачевой
Идея создать, а затем и построить собственный театр песни родилась у Аллы Пугачевой еще во времена «Женщины, которая поет», но материальное воплощение она начала приобретать лишь в 2011 году, когда губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко выделила под строительство театра гигантский пустырь в устье реки Смоленки на набережной Васильевского острова. По первоначальному проекту здание в форме буквы П должно было стать одним из самых высоких в городе. Затем проект был переделан, и театр песни Аллы Пугачевой превратился в чуть более скромный архобъект в форме бриллианта. В его сердце предполагалось устроить концертный зал, который мог бы вместить от 3,5 до 14 тысяч человек и таким образом стать одной из крупнейших концертных площадок Санкт-Петербурга. Проект в четыреста миллионов долларов планировалось построить на деньги семьи и друзей Пугачевой к 2015 году, однако он так и не был реализован.
Эдит Пиаф
Эдит Пиаф — любимая певица и ролевая модель Аллы Пугачевой, которой она посвятила несколько песен: например, исполненную на французском языке «Примадонну». Пугачевой удалось сравняться со своим кумиром. Об этом, к примеру, говорил знаменитый скрипач Владимир Спиваков в спектакле-концерте «Наша Алла», который был поставлен Кириллом Серебренниковым в «Гоголь-центре» к 70-летию Пугачевой: «Как Эдит Пиаф — на века символ Франции, так и Алла Пугачева — символ России. Своим жизненным билетом она распорядилась с честью. Алла была и стала символом гражданского общества даже в 1990-е годы, когда оно только зарождалось, стала зеркалом своего времени, даже нескольких эпох, которые мы пережили за последние полвека. Я бы назвал Аллу нашим ангелом свободы».
«Я не могу без тебя»
Благодаря то ли везению, то ли чутью с начала своей карьеры Алла Пугачева работала с самыми яркими композиторами в СССР. Она пела и записывала песни Владимира Шаинского, Александра Зацепина, Микаэла Таривердиева, Раймонда Паулса, Владимира Кузьмина и Игоря Николаева. Однако особняком стоит ее период сотрудничества с Юрием Чернавским — композитором и продюсером, без которого в России не было бы многих хитов дискотек, от «Кружатся диски» до «Маргариты», фильма «АССА» и группы «Ласковый май», а также многих замечательных песен Аллы Пугачевой («Белая дверь», «Сирена», «Отражение в воде»). Самая недооцененная среди них — дуэт Пугачевой и Чернавского, который так и не был издан ни на одном официальном альбоме певицы: «Я не могу без тебя», горькая и сладкая баллада об обреченной, но вечной любви.
Александр Зацепин
Алла Пугачева и Владимир Кузьмин
Юрий Чернавский и Алла Пугачева