Как обычно
В начале января случился конфуз — организаторы Brit Awards, которые в прошлом году сенсационно ввели гендерно-нейтральные номинации (то есть решили, что за звание «Лучшего артиста года» будут соревноваться все), видимо, решили, что в этом году женщины или небинарные персоны ее недостойны. 11 февраля за звание «Артиста года», которое в прошлом году выиграла Адель, поборются пять мужчин — Fred, Гарри Стайлз, Джордж Эзра, Stormzy и Central Cee. Мария Бессмертная размышляет над комичной и не очень сторонами разразившегося после объявления номинантов скандала и пытается понять, какое будущее ждет подобные инициативы.
Заявление от организаторов Brit Awards было сделано еще в 2021 году после того, как зрители не нашли в числе номинантов Сэма Смита (в 2019 году Смит сделал каминг-аут как небинарная персона и попросил применять к нему местоимение «они»). В спешно выпущенном пресс-релизе Brit Awards тогда говорилось, что решение изменить критерии отбора номинантов было связано с желанием «отмечать артистов исключительно за их музыку и работу, а не за то, как они хотят идентифицироваться или как их могут видеть другие. Это способ сделать премию максимально инклюзивной и релевантной». В теории это звучало хорошо, но на практике, как мы видим, получилось как обычно. На следующий день после объявления номинантов возмущались, что называется, всем интернетом — Florence and The Machine и Charli XCX выпустили одни из своих лучших альбомов, но организаторы премии о существовании кого-то, кроме Гарри Стайлза, видимо, забыли.
Здесь читатель, возможно, скажет, что призы в области искусств и церемонии их вручения вообще не нужны никому, кроме телекомпаний, которые продают рекламу во время трансляций, но тут мы призовем всех проявить уважение к популярной культуре. Тот же «Оскар», а также Brit Awards и «Грэмми» — это в том числе площадки для общественных и политических высказываний. И именно поэтому ко всему, что на них происходит, стоит отнестись по возможности серьезно. Тем более когда дело касается гендерного вопроса — очевидно, одной из главных общественных дискуссий будущих лет. Тем более что сторонники и умеренные противники (более радикальную точку зрения мы учитывать, пожалуй, не будем) гендерно-нейтральных номинаций на самом деле, конечно же, спорят не о том, кому достанется очередной «Оскар» или «Грэмми», а о том, за кем останется будущее и возможность рассказывать о нем истории.
Гарри Стайлз
участники Brit Awards 2023
Central Cee
Stormzy
Fred Again
Джордж Эзра
ЗА И ПРОТИВ
Обсуждения самого принципа разделения на «лучших мужчин» и «лучших женщин» внутри премий в области искусств начались не сегодня и даже не вчера. Действительно, нет же Нобелевки по литературе для женщин и отдельно для мужчин — так почему музыкантов и актеров загоняют по разным категориям. Они исполнители — скажут сторонники традиционного подхода. Но не спортсмены же — парируем мы. «Странно, что мужчины и женщины соревнуются в разных категориях на „Оскаре“. Это ведь не спорт. Мерил Стрип же не говорит Де Ниро: „Слушай, притормози со своим актерством, я не успеваю“», — шутил в уже, как кажется, очень далеком 2015 году ведущий премии «Оскар» Крис Рок (тогда комик был вызван Американской киноакадемией спасать ситуацию с отсутствием чернокожих номинантов, но решил пройтись по всем «проблемным зонам»). С тех пор дебаты вокруг разделения призовых категорий любых в общем-то премий на «мужские» и «женские» разворачиваются будто на другой планете (и эта планета, к сожалению, стремительно отдаляется от России).
В этом году параллельно с Brit Awards развернулась дискуссия вокруг BAFTA, британского аналога «Оскара», чьи учредители сказали, что не хотят отставать от коллег из музыкальной индустрии и подумают над тем, как вводить гендерно-нейтральные номинации, в ближайшее время. Паровозом дискуссии были Эмма Корин (лауреатка «Золотого глобуса», Диана в последнем сезоне «Короны» и Леди Чаттерлей в последней экранизации романа Честертона в 2022 году в соцсетях изменила свои местоимения на «они» и сделала каминг-аут как небинарная персона).
В недавнем интервью BBC они сказали: «Мы не думаем, что категории в их нынешнем виде являются достаточно инклюзивными. Ведь речь идет о том, чтобы каждый мог чувствовать себя признанным и представленным». В прошлом году Корин получили «Золотой глобус» в категории «Лучшая актриса в телевизионной драме», но сейчас вопрос о том, вышли бы они на сцену получать эту премию, остается открытым: «Сложно представить ситуацию, в которой небинарная персона будет рада получать премию в „женской категории“».
Корин тут же поддержал оскаровский лауреат режиссер Сэм Мендес, который в этом наградном сезоне представляет «Империю света» с Оливией Колман в главной роли: «Я целиком и полностью поддерживаю эту инициативу и считаю, что ее осуществление в некотором смысле неизбежно. Нравится вам это или нет, но за этим будущее», — сказал автор «Красоты по-американски». И напомнил зрителям, что награды в области искусств — это способ популяризовать культуру и одновременно возможность ее деятелям поговорить с максимально широкой телевизионной аудиторией.
Эмма Корин
Точку зрения Корин и Мендеса поддерживают многие их коллеги — в разное время о том же самом говорили и та же Бланшетт, и Мерил Стрип, и Эмма Уотсон, и многие другие. И тут надо сказать, что случай Brit Awards — далеко не первый. Европа и Америка потихоньку смещаются в сторону гендерно-нейтральной презентации популярной культуры: MTV Awards не делят своих номинантов по гендеру, как и «Грэмми», и даже в оскаровском комитете, говорят, подумывают о революциях (представить это пока, впрочем, сложно).
Подобная тактика, однако, может обернуться плохими последствиями — как и произошло в этом году. Площадку получают не разные артисты с разнообразной повесткой, а просто — одни мужчины. К тому же с введением новых правил, как кажется сейчас, по крайней мере, количество призов просто уменьшится, а значит, меньше проектов будут получать должное внимание.
Но некоторые видят корень проблемы в другом. Президент Ассоциации независимого кино Америки Джош Уэлш, например, считает, что «гендерно-нейтральные» или, наоборот, «гендерно-окрашенные» номинации вообще никакому прогрессу в деле репрезентации разнообразного опыта не помогают. «Дело не в том, кто и в каком количестве получает награды, — говорил он в интервью Los Angeles Times. — Дело в том, кто их раздает. Изменения должны происходить в первую очередь в советах директоров, учредительных собраниях и комитетах всех этих инициатив».
Не говоря уже о том, что страдают, как обычно, артисты, или, будем выражаться точнее — артистки. Получившая в прошлом году Brit Awards Адель (вот уж действительно символичный жест — популярная культура устремилась в светлое будущее под песни новой Этты Джеймс) на церемонии сказала: «Я понимаю, почему название этой премии изменилось, но мне очень нравится быть женщиной и артисткой. Да!» Стоит ли говорить, что после этой вполне безобидной ремарки в глазах обеспокоенной общественности певица на некоторое время стала главным трансфобом планеты. Впрочем, эта история быстро забылась, а уж по сравнению с тем, что творится сейчас, и подавно.
Адель
Кто бы ни выиграл 11 февраля в Лондоне, надеемся, что мы все доживем до времен, когда в открытом призовом бою сойдутся, например, Николь Кидман и Дензел Вашингтон или Кейт Бланшетт и Леонардо ДиКаприо. А Пол Мескаль (в этом году сенсационно номинированный на «Оскар» за «Солнце мое») будет выигрывать у Эммы Корин. Или наоборот.