Лана Дель Рей
vs
Тейлор Свифт
22 августа сразу две американские поп-дивы — Тейлор Свифт и Лана Дель Рей — выпустили новые амбициозные видео. Сравниваем, как каждая из них видит американскую мечту, любовь и моду — и предлагаем вам выбрать, кто больше достоин звания «Мисс Америка» 2019.
Lana Del Rey — Fuck It I Love You & The Greatest
Lana Del Rey — Fuck It I Love You & The Greatest
Taylor Swift — Lover
Taylor Swift - Lover
Нынешнее лето богато на музыкальные премьеры. Едва мы успели снять с репита концептуальный блокбастер Мадонны Madame X, как на авансцену вышли две другие американские поп-дивы — Лана Дель Рей и Тейлор Свифт. Причем одновременно, с разницей в два часа. У одной вышла шестая пластинка Lover — вместе с видео на заглавную композицию. Другая пока обошлась новым клипом (точнее, сразу двумя, он сдвоенный). Альбом у Дель Рей выйдет чуть позже — 30 августа, но на стриминговых платформах уже доступны шесть треков с него. По просмотрам Тейлор пока заметно опережает Лану: ролик Свифт посмотрели больше пяти миллионов раз, а Дель Рей — около полутора миллионов.
Две эти исполнительницы вроде бы слишком разные, чтобы их сравнивать. Тейлор играет бойкий танцевальный поп, в котором до сих пор есть отголоски кантри (начинала она именно как кантри-звезда). Лана же делает ставку на меланхоличные баллады о токсичных отношениях, а в числе музыкантов, оказавших на нее влияние, называет Cat Power, Velvet Underground, Нэнси Синатру и Леонарда Коэна, и даже Apple Music до сих пор определяет ее в категорию «инди».
Но и общего у них много: обеих можно назвать America''s sweetheart — всеобщими американскими любимицами, и обе обыгрывают эстетику «американы». Правда, очень по-разному.
Америка
В клипе Тейлор Свифт Америка предстает сказочной страной с рождественских открыток. Впрочем, самой страны как таковой в видео нет — все действие происходит внутри дома, где живут героиня и ее возлюбленный (его сыграл танцовщик Кристиан Оуэнс). Но этот дом — идеальное воплощение американской мечты. Здесь есть все: ярко-розовая спальня; уютная гостиная, где собираются на бокал вина блистательные друзья; столовая, где проходят романтические ужины; совсем не страшный чердак, где хранятся дорогие сердцу безделушки и есть кинопроектор, и даже комната с гигантским аквариумом. Чем-то этот дом напоминает домик для Барби — еще одной типично американской героини. Кстати, находится он внутри рождественского шара, который разглядывает маленькая девочка. В конце видео оказывается, что она — дочь двух главных героев: все трое обнимаются у наряженной елки. Кажется, во всем этом тоже есть что-то от иллюстраций Нормана Роквелла — только уже без всякой иронии.
Америка Ланы Дель Рей — это захолустные бары (кстати, сама она начинала с выступлений в барах на вечеринках с «открытым микрофоном», где мог спеть каждый), полупустые калифорнийские пляжи, маленькие загородные дома, где, как в фильме «Дорога перемен», разыгрываются большие драмы. Это не та Америка, которая живет под лозунгами Дейла Карнеги или Тони Роббинса. Дель Рей не прославляет американскую мечту, а, скорее, препарирует ее. Не случайно новый альбом называется Norman Fucking Rockwell, в честь Нормана Роквелла, автора обложек Saturday Evening Post и большого количества картин и иллюстраций, на которых изображена идеализированная жизнь американских граждан. Ирония, заложенная в названии пластинки, как бы говорит нам, что этот безупречный образ певица собирается разрушить.
В новом клипе Лана поет в полутемном кафе, играет на бильярде, рисует, катается на серфе, гуляет по пляжу и по улочкам провинциального города. Трудно понять, в какое время происходит действие — это могут быть и 2010-е, и 1990-е и 1970-е или 1960-е — настолько застывшей во времени выглядит эта «одноэтажная» страна. Параллельно на экране старого телевизора показывают Лану в розовом купальнике на серфе в компании мускулистого полуобнаженного мужчины — как пример типично клишированного образа американской поп-культуры. При этом снят каждый кадр с любовью: исполнительница относится к Америке и всем ее парадоксам с невероятной нежностью. Как, видимо, и режиссер Рич Ли, который снял для нее уже несколько видео — Love, Lust for Life и White Mustang.
Мода
Образы Ланы — это типично американский кэжуал. Певица предстает здесь этакой калифорнийской девчонкой: обилие денима (куртки и шорты с крупными цветными аппликациями), кроссовки, бомбер (на нем есть нашивка Venice — отсылка к другой песне с альбома Venice Bitch), белые футболки, черные топы. При этом никуда не делись жирные стрелки и яркий маникюр — приметы стиля, без которых Дель Рей уже трудно представить.
Наряды Тейлор в клипе тоже не особо привязаны к эпохе. В одной из сцен на ней ярко-желтое платье с оборками, лента для волос в тон и такие же крупные серьги, и Свифт здесь похожа на идеальную домохозяйку из 1960-х. В другой певица носит бомбер с неоновым рисунком, как в 1970-е, в третьей — короткий комбинезон с принтами в виде бабочек, напоминающий о моде 1950-х. В большинстве случаев Тейлор в клипе удивительно нарядная — словно девушка с пин-ап-картинки. Есть, правда, и пара более приземленных образов: как и Лана, Тейлор носит короткие шорты, белый топ и «старую» рубашку с разводами краски. Кажется, в Lover поп-звезда предстает практически во всех своих любимых ипостасях — и «соседской девчонки», и юной глянцевой дивы.
Любовь
В представлении Ланы любовь — это всегда трагедия, в лучшем случае — просто страдание. Она обожает петь про абьюзивные отношения (ее даже упрекают в романтизации насилия в отношениях), разлуку и неразделенные чувства. А еще про смерть, наркотики — и, конечно, Америку. При этом тексты Дель Рей часто приправлены отсылками к стихам других авторов-исполнителей и цитатами из поп-культуры.
Два новых трека не исключение. Так, в Fuck It I Love You Лана поет о безответной любви, которая «медленно убивает» ее, а в припеве есть строчка Dream a Little Dream of Me — отсылка к знаменитой песни Эллы Фицджеральд и Луи Армстронга.
The Greatest — песня, в которой лирическая героиня умоляет возлюбленного не покидать ее и говорит, что вот-вот столкнется с «величайшей потерей» в жизни. Лана признается, что скучает по бару, «куда могли бы отправиться Beach Boys», и сокрушается, что Канье уже не тот — Kanye West is blond and gone.
Lover — идеальная баллада для свадебного танца. Тейлор поет о том, как сильно любит своего избранника; как надеется на то, что они преодолеют все трудности и навсегда останутся такими же близкими людьми. На экране счастливую жизнь пары внезапно омрачает ссора — Тейлор ревнует парня к подруге. Но вскоре молодые люди мирятся, смотрят старое семейное видео на чердаке, обнимаются и впредь живут долго и счастливо (возможно, им пришлось обратиться к семейному психологу, но это осталось за кадром). По сути, клип представляет собой ужатый до четырех минут сюжет типичной голливудской мелодрамы. Любовь здесь — не кара, а благословение. Правда, как бы говорят нам Тейлор и режиссер Дрю Кирш, над отношениями, естественно, надо работать. Но если вы не будете лениться, в конце пути вас ждет уютное семейное Рождество с подарками и елкой.