COME ON, VOGUE
Тридцать лет назад на канале MTV состоялась премьера клипа Мадонны на песню Vogue. Важность этого видео трудно переоценить. Во-первых, многочисленные критики неоднократно называли его лучшим клипом всех времен. Во-вторых, именно Мадонна в итоге направила прожектор всеобщего внимания на культуру вога. В-третьих, певицу предсказуемо обвинили в апроприации этой самой ballroom-эстетики. Рассказываем подробнее: о скандале, режиссере видео и стиле в клипе.
В разных источниках даты выхода клипа Мадонны на песню Vogue разнятся. Но большинство из них настаивает, что он вышел 27 марта 1990 года. То есть за пять лет до фильма «Семь» и за девять лет до «Бойцовского клуба», за двадцать один год до «Девушки с татуировкой дракона». Vogue, как и все эти картины, — работа режиссера Дэвида Финчера. Это был уже третий клип, который он снимал для Мадонны. Двое сошлись в любви к музыке, искусству и в маниакальном желании контролировать абсолютно все. В книге «Мадонна говорит» (2004) Мика Сент-Майкла певица вспоминала работу с Финчером над клипом Express Yourself в 1989-м: «Я следила за всем: за построением декораций и костюмами, лично встречалась с визажистами и стилистами по волосам, со всеми. Кастинг, поиск правильной кошки — я контролировала буквально каждый аспект. Как будто мы снимали маленький фильм. Мы сели [с Дэвидом] и начали обсуждать, какие образы мы хотим видеть в клипе».
Но в случае с Vogue страсть к гиперконтролю не спасла Мадонну от оплошности, а песню и клип — от скандала. Мадонна обратилась к вогу, но сделала это, как говорили в «Крестном отце», «без уважения». Да, хореографию для клипа ставили Хосе Гутьеррес и Луис Камачо — одни из ярчайших представителей нью-йоркской болрум-эстетики и профессиональные танцоры вога. Но, кажется, и они не смогли объяснить девушке из обеспеченной белой семьи специфику контекста. Нью-йоркская субкультура Ballroom, которую абсолютно невозможно представить без танца вог, была сформирована в 60-х годах ХХ века афроамериканским гей-комьюнити Гарлема. Но несмотря на то что в песне Мадонна поет It doesn’t matter if you black or white, if you’re a boy or a girl, далее по тексту идет перечисление белых звезд прошлого века — от Мэрилин Монро до Джеймса Дина. Они — представители белого привилегированного класса, — разумеется, не имели ничего общего с болрум-культурой.
К счастью для Мадонны, сила ее бренда оказалась велика, а обвинения в апроприации в те годы звучали слишком тихо. В итоге песня и клип катапультировали танец вог в поп-культуру. Сингл стал одним из величайших хитов Мадонны, а пятиминутное черно-белое видео в духе старого Голливуда получило девять номинаций на MTV Video Music Awards 1990 года. В трех из них клип выиграл: «Лучшая режиссура в видео», «Лучшая кинематография в видео» и «Лучший монтаж видео». Неплохо для ролика, снятого за одну смену. Даже Дэвид Финчер удивлялся тому, как легко прошли съемки: «Мы сделали все максимально быстро. Весь съемочный процесс занял всего 16 часов, после чего она села в самолет и отправилась в мировое турне». Кстати, на MTV клип хоть и отметили наградами, но посчитали слишком эротичным. Например, руководство канала хотело вырезать из клипа кадр, в котором грудь Мадонны предстает перед зрителями во всей красе — благодаря полностью прозрачному кружевному топу. Но в начале 90-х Мадонна уже была звездой первой величины, и спорить с ней было себе дороже. Клип показали в оригинале.
В итоге выступление на MTV VMA 1990 оказалось еще более сексуальным, чем клип. Мадонна на этот раз позаимствовала эстетику Марии-Антуанетты — она танцевала в оригинальном платье Мишель Пфайффер из фильма «Опасные связи» (1988), с выбеленной кожей, выдающейся мушкой под левым глазом и в высоком парике с розовыми перьями. На шее певицы было внушительное жемчужное колье. Подтанцовка была одета соответствующе: две девушки в похожих платьях (но розовых) и мужчины в кремовых камзолах, страстно сжимающие грудь Мадонны. Также Мадонна периодически поднимала на сцене юбку и запускала под нее танцоров.
Не менее культовым стал и черный брючный костюм, в котором Мадонна танцует вог в клипе. В 2012-м он ушел с молотка на аукционе Christie’s Pop Culture в Лондоне за 26 тысяч долларов. Еще один гиперсексуальный предмет, который появляется в клипе Vogue (правда, мельком), — черный конусообразный бюстгальтер. Словосочетание cone bra в принципе связано с Мадонной — она сделала такой бюстгальтер своей визитной карточкой. Точкой отсчета этой любви принято считать именно 1990-й. А точнее — ее концерт в Японии 13 апреля в рамках тура Blonde Ambition, на котором Мадонна выступила в бледно-розовом корсете с конусообразным бюстгальтером и ремнем. Но клип Vogue вышел на три недели раньше.
Тура Blonde Ambition, Япония 1990
В 2011 году в сети появилось видео под названием World of Colour с нарезкой кадров, не вошедших в клип Vogue. На них в частности Мадонна поправляет макияж и смеется. Опубликовал это сокровище пользователь под ником Rd-EL, после чего The Huffington Post взяли у него интервью. «Давным-давно я помогал другу разбирать архив одного профессионального танцора. Нам сказали «все выкинуть», но когда я нашел кассету с надписью Madonna Vogue Video — Do Not Delete!, я сделал как написано и взял ее домой. Через несколько лет, в 2005-м, я впервые посмотрел эту кассету. Я показал ее своим друзьям (все — фанаты Мадонны), но никогда никому ее не отдавал. Мне казалось неправильным продавать ее, но и прятать ее от чужих глаз — тоже. Все это время я знал, что поклонники Мадонны будут счастливы увидеть этот материал. Она невероятно прекрасна, когда смеется — особенно над своими собственными ошибками. Я хотел, чтобы на Мадонну могли посмотреть как на простого человека». Так Rd-EL сделал нарезку, «раскрасил» кадры в разные цвета и опубликовал видео в интернете. «Почему я решил выпустить это видео именно сейчас (в 2011-м. — Прим. The Blueprint)? У меня была пара свободных недель этим летом». Настоящее имя Rd-EL до сих пор никому не известно — как и то, какой была реакция Мадонны на эту находку. Но поклонники певицы действительно благодарны.