Blueprint
T

Стоит прислушаться

ФОТО:
АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ

В России стартует сезон летних фестивалей. Вопреки ожиданиям, их становится не меньше, а даже больше: впервые с 2016 года возвращается Outline, «Пикник Афиши» приходит в Петербург, рейв «Планета К-30» становится ежегодным. Владимир Завьялов поговорил с представителями фестивалей о том, каково это — организовать летний музыкальный праздник в 2024 году: без западных хедлайнеров и уехавших артистов.

Свое родное

Пикник Афиша

«Пикник АфишА»

Некоторые фестивали, вроде «Пикника Афиши» или Stereoleto, еще в конце 2000-х построили свое имя на «привозах» западных хедлайнеров — но после начала пандемии COVID-19 и СВО им пришлось переориентироваться на внутреннего «производителя». Однако перед фестивалем Motherland такой проблемы не стояло. Возникший в 2013 году на базе VK-паблика про новую инди-музыку на русском языке, он изначально был направлен на поддержку местных артистов. Другое дело, что именно это было его отличительной особенностью от остальных фестивалей — а теперь приходится конкурировать за артистов с другими летними мероприятиями.

Stereoleto
Stereoleto

Stereoleto

В этом году на Motherland выступят Сироткин, «Хадн Дадн», «Перемотка», «Золотые зубы», Settlers, Элли на маковом поле и другие артисты — многих из них можно увидеть и на других открытых площадках страны. При этом продюсер Motherland Иван Бочаров за уникальность проекта не переживает: «Мы, наверное, единственный московский фестиваль с таким количеством сцен, обширным лайнапом из инди-музыки и такой хорошей аудиторией. Да, в этом году добавился “Пикник Афиши”, но у нас все равно разный слушатель». Куда более серьезная проблема, по мнению Ивана — небольшое число доступных групп уровня хедлайнеров: для Motherland — это артисты, способные собрать условный VK Stadium на 7000 человек.

Motherland

«За тех, кто доступен, происходит ожесточенная борьба промоутеров, которая приводит к эксклюзивам и постоянному росту цен на гонорары. При этом мы в первую очередь конкурируем за артистов не с другими фестивалями, а с “фестивальными” сериями сольных концертов — гонорар за сольное выступление на открытой площадке, которое обычно проводится крупным концертным агентством при поддержке крупных спонсоров, несопоставимо выше фестивального гонорара. Из-за этого группы часто готовы либо вообще не играть на фестивалях, либо играть ограниченно (и тоже за немаленькие деньги)», — признается Иван.


Бочаров считает, что фестивальная индустрия нуждается в большем числе хороших групп, которые бы становились востребованными. По его словам, Motherland старается стать платформой для новой, еще не очень известной музыки. В качестве примера он вспоминает, как хедлайнер этого года Сироткин впервые дал фестивальное выступление на Motherland 2015 сразу после релиза своего дебютного EP. Так что лайнап тут составляют с учетом «и художественной стороны, и экономической, и в расчете на потенциальный рост группы». По его словам, многие участники Motherland взлетают сразу после выступления на фестивале — например, группа «Сестры» или исполнитель Лампабикт. По его словам, «многие группы для себя с восторгом открывали критики в больших телеграм-каналах сильно позже того, как они выступали у нас, — “Бонд с кнопкой”, “Конец солнечных дней” и другие».


«На каждый фестиваль люди ходят за чем-то своим. К примеру, аудитория фестиваля Chess & Jazz абсолютно другая (по крайней мере, так кажется со стороны), там музыка — это, скорее, дополнение к достаточно премиальному лайфстайл-событию — одна из его частей, и важных, но вряд ли билеты туда покупают (только) ради музыки. К нам, в первую очередь, идут за музыкой», — добавляет он.


Chess&Jazz

Chess & Jazz

«Пикник Афиши» возвращается

Культовый «Пикник Афиши» в 2000-х и 2010-х, с одной стороны, привозил в парк Коломенское именитых западных хедлайнеров масштаба Blur, The Cure и Franz Ferdinand, с другой — «подсвечивал» актуальных местных новичков — в этой роли выступали, например, «ГШ» или Pompeya. C 2020 по 2023 год фестиваль не проводился, а теперь не просто возрождается в Москве, а еще и дебютирует в Петербурге. Лайнап хоть и не международный, но представительный: Feduk, Boulevard Depo, Pharaoh, Антоха МС и другие артисты выступят 3–4 августа в столице и 10–11 августа в Петербурге.

ВЫСТУПЛЕНИЕ The Cure НА «ПИКНИК АФИШЕ»

Как говорит музыкальный продюсер «Пикника Афиши» Марина Земка, задачей команды фестиваля было сохранить ДНК «Пикника Афиши» и грамотно вписать его в современные реалии, поскольку по сравнению с 2019 годом (последним годом «Пикника» накануне паузы) «индустрия изменилась»: «Часть артистов, которых ассоциировали с “Пикником”, больше не может выступать по тем или иным причинам, имена других в 2024 году смотрелись бы просто неактуально и несвоевременно. Поэтому мы постарались собрать все самое лучшее», — говорит Марина.


Другой важной задачей для фестиваля было предложить зрителям то, чего они не увидят ни на одном другом фестивале или сольном концерте — например, услышать новый альбом Boulevard Depo до релиза или спеть с Федуком и живым бэндом в караоке на 60 тысяч человек не только свои главные хиты, но и песни других артистов.


«Будут презентации альбомов, будут шоу-кейсы с гостями и неожиданные дуэты, также много артистов (даже те, кому это несвойственно) выступят с живым музыкальным сопровождением, — говорит Земка. Тот же “масло черного тмина” впервые за пять лет выйдет на сцену под живую музыку! В общем, мы реально заморочились».


Как создать электронный фестиваль в новой реальности?

Петербургский электронный фестиваль «Планета К-30» в этом году пройдет во второй раз: его организует видное электронное комьюнити Roots United, ответственное за известный фестиваль Present Perfect. К-30 начиналось как летнее пространство на Васильевском острове рядом с «Севкабелем», но со временем реорганизовалось в летний фестиваль, который в этом году еще и серьезно расширится. На территории культурного квартала «Брусницын» 2–3 августа на четырех сценах состоятся шесть программных блоков, шоукейсы известных электронных лейблов страны и даже зарубежные артисты из Африки, Европы и США — в принципе, «Планету К-30» можно назвать фестивалем — правопреемником Present Perfect.


Дмитрий Агалаков, идеолог Roots United, соорганизатор фестиваля «Планета К-30» вспоминает, как в разгар пандемии Roots United «раскачала тихую гавань на берегу Кожевенной линии, 30, сделав ее самым живым культурным спотом Петербурга». По словам Дмитрия, 14-летняя история формации Roots United позволила сформировать «свою» аудиторию, которую идеологи объединения «сквозь года» видят на своих событиях и которая «органично обрастает подрастающим поколением».


Главный ограничивающий фактор для всех фестивалей, по мнению Агалакова, — это иностранные привозы, которые либо сегодня нереальны по очевидным причинам, либо «не в бюджете» из-за в разы выросших расходов на логистику, но и тут организаторы фестиваля нашли решение. При этом вопрос об «импортозамещении» кажется Дмитрию некорректным. «Речь не идет о замене — одних на других с целью экономического успеха, это некорректное сравнение, — объясняет он. — Фестиваль — это прежде всего атмосфера, история, которую создают и артисты, и гости фестиваля. Сам факт оказаться в окружении близких тебе по духу людей, которые разделяют одну эстетику, совпадают по музыкальным предпочтениям, создает успех фестиваля». Ну а в условиях жесткой конкуренции за артистов организаторам остается открывать новые имена или создавать коллаборации в междисциплинарном формате — например, на стыке музыки и перформативного искусства.


«ПЛАНЕТА К-30»

«Планета К-30»

«ПЛАНЕТА К-30»

«Планета К-30»

Рейв семь лет спустя

Фестиваль Outline в первой половине 2010-х стал одним из главных электронных событий Москвы, но в 2016 году был закрыт по требованию прокуратуры. Это событие даже нашло поп-культурное отражение в треке «Плачу на техно» группы «Хлеб». За семь лет слезы так и не высохли, но в 2023-м Outline неожиданно вернулся, превратившись из городского фестиваля в загородный опен-эйр. В 2024 году он пройдет с 18 по 22 июля на берегу Дубны: обещают не только российских рейв-тяжеловесов Locked Club, но и нескольких зарубежных гостей.

Outline
Outline
Outline

Outline

Сооснователь техно-клуба Arma17 и фестиваля Outline Наташа Абель признается, что нынешний Outline — это «другой фестиваль, другое время», поскольку «выросли мы и наша публика», а также «пришла новая аудитория», в связи с чем перед организаторами стоят новые задачи и новые вызовы: «Фестиваль немного изменил свои контуры. Во-первых, мы трансформировали формат события, это больше не однодневный городской ивент, а пятидневный загородный опен-эйр с обширной дневной программой, лесными прогулками, арт-объектами в природной среде и не только. Второй аспект — добавился серьезный акцент на мультимедиа-искусство».


Аудитория фестивалей, по словам Наташи, растет быстрыми темпами, но вместе с тем растет и уровень конкуренции, что положительно влияет на весь рынок: «Мы развиваем локальную сцену, ищем новые таланты, вынуждены их искать, занимать проактивную позицию в поиске новых имен и их выращивании, — говорит Наташа. — Когда перед тобой был выбор артистов со всего мира, то до локальных артистов не всегда доходили руки, так как конкуренция для них была высокая. Сейчас же наоборот: локальная сцена цветет и пахнет и бурно развивается».


Конкуренция как вызов и двигатель для роста: опыт «Архстояния»

«АРХСТОЯНИЕ»

«Архстояние»

«Архстояние», проходящее ежегодно в парке «Никола-Ленивец» в Калужской области, стоит от остальных событий особняком: этот фестиваль в меньшей степени про музыку, а в большей — про искусство, архитектуру, арт-проекты, театр и лекции. Впрочем, и тут сохранять уникальность не так-то просто. Юлия Бычкова, управляющий партнер арт-парка «Никола-Ленивец», продюсер фестивалей «Архстояние» и «Архстояние Детское», признается, что проводить фестиваль в последние годы стало «безусловно сложнее», потому что выросла конкуренция и все фестивали стали похожими друг на друга: у всех есть музыкальная программа (зачастую очень похожая), арт-объекты, образовательный блок.


По словам Юлии, у «Архстояния» и других фестивалей появилась ощутимая необходимость искать отличительные черты. Другая проблема для независимых фестивалей с платным входом, в число которых входит «Архстояние», по мнению Бычковой, — рост числа бесплатного контента, которое сейчас создает государство, поэтому борьба за внимание и время каждого посетителя становится все бодрее и бодрее. Все больше денег в последнее время стало уходить на продвижение, маркетинг и качественный контент из-за той же конкуренции, а также на безопасность. Зато за счет развития внутреннего туризма стала обновляться аудитория фестивалей, которую организаторы хотят не только как следует изучить, но и максимально вовлекать в творческий процесс. «Посетители больше не хотят быть потребителями контента, а готовы быть активными участниками, — говорит Юлия. — Поэтому на наших фестивалях мы создаем такое пространство, где человек сам выбирает, как себя развлекать, насколько глубоко погрузиться в процессы вокруг него и какой объем впечатлений он готов принять на себя».


{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}