Как стриминг-сервисы меняют наши отношения с музыкой
Как стриминг-сервисы меняют наши отношения с музыкой
ТЕКСТ: Юрий Катовский
Эпоха музыкальных носителей, а возможно, и музыкальных альбомов уходит в прошлое. На смену ей пришла музыка как поток и как эфир. Одновременно с нашими привычками меняется и индустрия. А еще — чуть ли не сама суть музыки.
Каждую «Грэмми» отличают свои небольшие музыкальные сенсации, чаще из разряда констатации фактов. Среди таких в этом году было вручение сразу трех важных статуэток очень и очень независимому артисту Chance the Rapper. Будучи одной из самых больших звезд американского хип-хопа на сегодняшний день, он по-прежнему не обременен контрактами с рекорд-лейблами: «Мне бывает тяжело противостоять их натиску, но я хочу на своем примере показать, что этот натиск возможно выдержать». Вместо альбомов Ченс выпускает бесплатные микстейпы, заливает их на стриминг Apple Music и делится со своей аудиторией при помощи твиттера. Его последний микстейп Coloring Book невозможно купить, ни в каком физическом виде он никогда не существовал, что не помешало ему стать главным рэп-альбомом года по мнению Американской академии звукозаписи.
Как же вышло так, что «Грэмми» получает альбом, которого нет?
Каждую «Грэмми» отличают свои небольшие музыкальные сенсации, чаще из разряда констатации фактов. Среди таких в этом году было вручение сразу трех важных статуэток очень и очень независимому артисту Chance the Rapper. Будучи одной из самых больших звезд американского хип-хопа на сегодняшний день, он по-прежнему не обременен контрактами с рекорд-лейблами: «Мне бывает тяжело противостоять их натиску, но я хочу на своем примере показать, что этот натиск возможно выдержать». Вместо альбомов Ченс выпускает бесплатные микстейпы, заливает их на стриминг Apple Music и делится со своей аудиторией при помощи твиттера. Его последний микстейп Coloring Book невозможно купить, ни в каком физическом виде он никогда не существовал, что не помешало ему стать главным рэп-альбомом года по мнению Американской академии звукозаписи.
Как же вышло так, что «Грэмми» получает альбом, которого нет?
Музыка
везде
Музыка везде
Лет пятнадцать назад вопрос, как сделать приятно девушке на День святого Валентина, даже не стоял. Достаточно было найти ненужную кассету и заполнить ее натасканными на свой вкус балладами. Сегодня, чтобы повторить похожий фокус, первым делом придется выяснять, где и как ваша подруга вообще воспринимает музыку.
Вариантов может быть масса. Можно наткнуться в ленте Facebook на альбом, выложенный на «Yandex.Музыка», Apple Music, Zvooq или Spotify (в случае, если вы находитесь в Европе). Можно включить любимую песню на YouTube и потом полчаса слушать related tracks, подобранные алгоритмом. Можно подписаться на кучу музыкальных пабликов «ВКонтакте». Или слушать все подряд на Soundcloud Boiler Room. А ведь есть еще онлайн-радиостанции, саундтрек к недавно просмотренному фильму, треки, зашазамленные утром в кофейне... Характерно, что почти все эти варианты представляют из себя стриминг. В эпоху свободного контента музыка не умерла, но, кажется, растворилась и заполнила все вокруг, словно эфир. Как это произошло?
vol
vel.
mix
От альбомов —
к трекам,
От альбомов — к трекам, ОТ ТРЕКОВ — К ПОТОКУ
от треков —
к потоку
В начале нулевых создатели iPod отучили людей цивилизованного мира от альбомов. iTunes был основан на тактике продаж отдельных треков. Это стало одной из причин, почему в их каталоге вплоть до ноября 2010 не было The Beatles: мол, творчество ливерпульской четверки нужно воспринимать не иначе как альбомами.
В России середины нулевых iTunes как место для покупки музыки еще не работал (это произойдет лишь в декабре 2012), но и здесь тот же процесс оформился с появлением «ВКонтакте» и личным списком аудиозаписей. Это одновременно установило еще один новый стандарт: теперь музыку не обязательно скачивать, когда ее можно послушать онлайн. Некоторое время лейблы еще боролись с тем же YouTube, но в итоге сдались и стали искать способы работы в новых условиях.
Идея стриминга по подписке во многом перекликается с распространяющейся тенденцией к аренде вместо собственности: глобальный тренд, следствиями которого стали появление и Uber, и Airbnb. Только в ситуации с музыкой брать ее «в аренду» логичней, считает продакт-директор платформы Zvooq Сергей Громов: «Музыку мы слушаем постоянно, стримить ее — это как подключиться к городской сети питания: никто ведь сейчас не держит дома свой собственный генератор. И мне нравится именно переход от привычки иногда слушать музыку к пониманию и осознанию того, что её правда очень много и слушать её можно постоянно в любой момент времени и в любой ситуации, ни в чем себя не ограничивая. Привычка стала удобством — это здорово».
live
mix
Sub
Главные игроки
Главные игроки
Когда аудитория музыкальных лавок ушла в онлайн, вслед за ней ушли и технологические компании: Apple, Google, Spotify, в России — «ВКонтакте» и Yandex. Правила новой игры приходилось менять на лету: музыканты ссорились с сервисами, отчисления авторам менялись на порядки чисел. Пару лет назад музыканту требовалось около полутора тысяч застримленных треков, чтобы получить ту же прибыль, что он получал с продажи одного физического альбома. Сегодня же порядка 80–100 стримов на Apple Music достаточно, чтобы принести один доллар правообладателю, — подобная информация приведена в оценке юридической фирмы Manatt, Phelps & Phillips, сами игроки подробностями работы своей стрим-платформы делиться не любят.
Возможно, потому, что это и правда очень важный и большой бизнес, который станет еще больше и важнее: в 2016-м рынок впервые за двадцать лет стал расти. К 2029 году, по оценкам Goldman Sachs, потоковое аудио будет приносить индустрии столько же, сколько физические релизы в 1997-м. Кстати, распространение стриминга подстегнуло и общий интерес к музыке — за прошлый год продажи винила выросли более чем наполовину и поставили первый за более чем четверть века рекорд.
Стриминг
в России
Стриминг в России
В России симпатия к стримингу заложена, кажется, поколениями: привычка покупать легальные записи испарилась здесь с исчезновением пластинок «Мелодия». Но первые шаги по легализации отрасли были сделаны одновременно с остальным миром сервисом Zvooq. Сергей Громов рассказал о национальных особенностях стриминга.
«Как и везде, в России стриминговый сервис приходит к лейблу, подписывает договор, получает доступ к базе и начинает работу. Все, что осталось после выплат лейблу, зарплат, оплаты серверов и маркетинга, — прибыль, вот и весь бизнес. Как именно ты монетизируешься — это отдельный вопрос, его не любят обсуждать публично, среда молодая и динамично развивающаяся. У всех разные ставки и модели, разные способы работы с аудиторией, все меняются и экспериментируют, пытаются быть лучше, и так у всех, не только в музыке.
Наш слушатель более инертный и консервативный в музыкальных предпочтениях. Людям нравится то, что они уже знают, они в меньшей степени интересуются чем-то новым — это можно обьяснить отсутствием такой мощной поп-культуры, как на Западе, например. Ну и второе важное наследство прошлых времен, которое мы получили, — это нежелание платить за музыку, ведь ее легко найти и получить бесплатно. Но и это постепенно меняется, многим проще отдавать условные 200 рублей и забыть навсегда о проблеме поиска, скачивания, хранения и менеджмента своей коллекции любимой музыки».
В России симпатия к стримингу заложена, кажется, поколениями: привычка покупать легальные записи испарилась здесь с исчезновением пластинок «Мелодия». Но первые шаги по легализации отрасли были сделаны одновременно с остальным миром сервисом Zvooq. Сергей Громов рассказал о национальных особенностях стриминга.
«Как и везде, в России стриминговый сервис приходит к лейблу, подписывает договор, получает доступ к базе и начинает работу. Все, что осталось после выплат лейблу, зарплат, оплаты серверов и маркетинга, — прибыль, вот и весь бизнес. Как именно ты монетизируешься — это отдельный вопрос, его не любят обсуждать публично, среда молодая и динамично развивающаяся. У всех разные ставки и модели, разные способы работы с аудиторией, все меняются и экспериментируют, пытаются быть лучше, и так у всех, не только в музыке.
Наш слушатель более инертный и консервативный в музыкальных предпочтениях. Людям нравится то, что они уже знают, они в меньшей степени интересуются чем-то новым — это можно обьяснить отсутствием такой мощной поп-культуры, как на Западе, например. Ну и второе важное наследство прошлых времен, которое мы получили, — это нежелание платить за музыку, ведь ее легко найти и получить бесплатно. Но и это постепенно меняется, многим проще отдавать условные 200 рублей и забыть навсегда о проблеме поиска, скачивания, хранения и менеджмента своей коллекции любимой музыки».
Вместо медиа — рекомен-дации
Вместо медиа — рекомендации
Раз музыка научилась сама настигать слушателя, музыкальным СМИ стало совсем некому ее советовать. Охват соцсетей большого артиста часто превосходит аудиторию музыкальных медиа, да и слушателю уже привычней получать информацию из первых рук, через Periscope, Snapchat или Stories.
Что до артистов поменьше, на них работают сарафанное радио (лента ваших социальных сетей), вирусный контент и рекомендации платформ (явление новое и этически не до конца ясное). Рекомендации основаны на разных математических алгоритмах, и нет никаких сомнений, что со временем они будут работать все эффективнее. Но есть распространенные опасения, что такой механизм будет усиливать пропасть между популярными и малоизвестными артистами. К тому же ничто не мешает работникам мейджор-лейблов попросить стриминговую платформу подкорректировать преференции в пользу их нового артиста, что вернет к жизни уже забытую практику пэйол — тайных выплат рекорд-компаний радиостанциям, чтобы раскрутить музыканта. Хотя, возможно, эти опасения и совершенно напрасны, так как тот же сервис Apple Music довольно активно делает ставку именно на молодые имена, в частности, в России в феврале Apple поддержали запуск первого альбома набирающей обороты, но все еще нишевой певицы Manizha, выстрелившей благодаря отличному вокалу и симпатичному аккаунту в Instagram.
Раз музыка научилась сама настигать слушателя, музыкальным СМИ стало совсем некому ее советовать. Охват соцсетей большого артиста часто превосходит аудиторию музыкальных медиа, да и слушателю уже привычней получать информацию из первых рук, через Periscope, Snapchat или Stories.
Что до артистов поменьше, на них работают сарафанное радио (лента ваших социальных сетей), вирусный контент и рекомендации платформ (явление новое и этически не до конца ясное). Рекомендации основаны на разных математических алгоритмах, и нет никаких сомнений, что со временем они будут работать все эффективнее. Но есть распространенные опасения, что такой механизм будет усиливать пропасть между популярными и малоизвестными артистами. К тому же ничто не мешает работникам мейджор-лейблов попросить стриминговую платформу подкорректировать преференции в пользу их нового артиста, что вернет к жизни уже забытую практику пэйол — тайных выплат рекорд-компаний радиостанциям, чтобы раскрутить музыканта. Хотя, возможно, эти опасения и совершенно напрасны, так как тот же сервис Apple Music довольно активно делает ставку именно на молодые имена, в частности, в России в феврале Apple поддержали запуск первого альбома набирающей обороты, но все еще нишевой певицы Manizha, выстрелившей благодаря отличному вокалу и симпатичному аккаунту в Instagram.
Рекомендации могут создать собственное музыкальное окружение под среднестатистический вкус. Но они работают на эффективное достижение цели, а значит, и будут создавать такой музыкальный фон, который не будет нагружать лишними мыслями или отвлекать от дел. К примеру, в этой схеме коммерческий потенциал трека для бега будет в разы больше, чем потенциал акустической баллады просто потому, что последнюю нельзя разместить в новом фитнес-плей-листе — а это самая популярная категория рекомендаций в аудиостриминге.
Сергей Громов, Zvooq: «Аудиостриминг — это механизм, система, сами музыканты на нее влияют примерно так же, как на производителя наушников — никак. С другой стороны, естественно, суть не в тупом производстве треков, а в совместном желании простого и частого контакта с аудиторией — здесь интересы стриминговой платформы и музыканта схожи. Периодичность издания становится более дробной, очень много синглов, мы предоставляем удобный инструмент, и треки тут же уходят в ротацию в разных форматах (фичеры, редакционные подборки, автоматические рекомендательные подборки и т. п.), потом альбомы. В итоге у нас общий интерес, но инструментарий мы предлагаем самостоятельно, и обсуждается он, как и денежная компенсация, на уровне лейбла — издателя артиста.
Сложный вопрос, что вообще такое система рекомендаций. Если вы сообщаете алгоритму: «Из множества объектов найди мне похожий на тот, что я держу в руках» — система найдет, конечно, и мало того, сравнит ваш запрос с похожими запросами других пользователей, временем суток, датой, прогнозом погоды, геолокацией и покажет максимально похожий объект. Отсюда — плюс: она правда покажет, и это круто, что можно найти музыку, похожую на другую. Но и есть простой минус, что такой информации для поиска слишком мало, во вкусах мы иррациональны, мы слушаем разную музыку, в разные моменты и в разных ситуациях. Алгоритмам все равно, они просто строчки кода, они будут отдавать то, что у них спрашивают, они настроены, чтобы угодить вам. Мейнстрим будет получать мейнстрим, андеграунд — андеграунд. Как спрос и предложение».
Для того чтобы рекомендации не становились исключительно продуктом искусственного разума, многие компании вкладывают значительные средства в развитие команды музыкальных экспертов, помогающих потребителям слушать больше разной музыки. Как это водится в Apple, в этом вопросе они пошли еще дальше, купив в 2014 году компанию Beats за ошеломляющую сумму — три миллиарда долларов. Объясняя сделку, Тим Кук ссылался в первую очередь на «очень редкую и сложно собираемую» команду музыкальных экспертов, которая и по сей день создает огромное количество подборок и музыкального контента для Apple Music.
cloud
Концерт как главная валюта
Концерт как главная валюта
Доступного и бесплатного контента стало так много, что конечный слушатель в нем почти тонет. Кажется, что теперь сами артисты должны платить аудитории, лишь бы их только услышали. Вместо этого они начали вкладываться в маркетологов, видео и SMM-менеджеров и зарабатывать на живых выступлениях — все-таки заработок с отдельного прослушивания на стриме оказался несущественно малым.
«С распространением быстрого интернета и появлением крутых девайсов было логично, что получить контент будет все проще и большинство слушателей будут уходить с покупки и скачивания на подписку и стриминг, — говорит глава Hyperboloid Records Сергей Сабуров. — С другой стороны, это совершенно непрозрачная для музыкантов система: мы просто получаем отчет, мол, столько-то раз стримили, столько денег вы получаете. Аудиостриминг убивает продажи музыки. Реальные продажи остаются, но для небольших лейблов очень важно иметь хорошую фанатскую базу, потому что именно фанаты продолжают покупать пластинки и платить за альбомы, большинство устраивает среднее качество стриминга и его доступность. Сейчас артисту нужно получить миллионы прослушиваний, чтобы покрыть запись и промо, не говоря уже о том, чтобы заработать на жизнь. Основные источники дохода — это по-прежнему прямые продажи на независимых платформах, выступления, контракты с брендами и мерчандайз».
В интересной ситуации оказались те, кто прежде жил на отчисления с продаж старых альбомов и оказался не готов к новым условиям: подавляющее большинство громких камбеков последних лет от Black Sabbath до The Cure и The Stone Roses случились вынужденно и именно по такой причине. Все оказалось настолько плохо, что даже таким непримиримым соперникам, как Акселю Роузу и Слэшу из Guns N'' Roses после многих лет вражды пришлось-таки найти общий язык. И все ради очень и очень успешного коммерческого тура.
sEQ1
up
off
sEQ2
down
live
live
Новый формат музыки — НОВЫЙ ФОРМАТ
ПРОДВИЖЕНИЯ
Новый
формат
музыки —
новый формат
продвижения
В новой парадигме альбом стал способом вернуть былой интерес и разогреть фанатов перед туром. Но и привлечь слушателя оказалось не так уж и просто — понадобился вирусный контент и работы на грани дисциплин. Один за другим стали открываться поп-ап-магазины с музыкальным мерчандайзом, напоминающие скорее личные лавки уличной одежды авторства Дрейка или Бибера, Фрэнк Оушен и Бейонсе выпустили по визуальному альбому, Gorillaz и вовсе вернулись в формате интерактивного комикса в Instagram. Понятие альбома стало размываться все больше, для Chance The Rapper альбомом стал бесплатный микстейп, для Оушена — видеолента Endless, Канье Уэст и вовсе менял трек-лист своего The Life of Pablo уже даже после выхода самого альбома (промошторм из скандалов и медиавирусов вокруг TLOP точно войдет в учебники по маркетингу как первая великая промокампания в эпоху аудиостриминга).
Успешный альбом сегодня — это почти перформанс, растянутый во времени нарратив, который рано или поздно тем или иным способом должен вовлечь нас в историю. А еще лучше — сразу в дискурс, котрый уходит далеко за границы музыки, как было, когда Lemonade Бейонсе было признано сильным высказыванием на тему феминизма. Даже через год после смерти Дэвида Боуи его последний альбом Blackstar возвращался в заголовки новостей каждый раз, когда пользователи находили новые, спрятанные внутри релиза «пасхалки». Так, к примеру, сложив вкладыш из-под винилового издания под правильным углом, можно заметить самого музыканта, растворяющегося в россыпи звезд, — даже сама смерть Дэвида Боуи будто бы стала неотъемлемой частью кампании по выходу его последнего альбома.
Кроме всего прочего стриминговые платформы сегодня забрали на себя огромную часть промоутерских функций. «Я не думаю, что кто-либо может что-то возразить против вклада Apple в музыкальный маркетинг», — поделился с Blueprint Дэвид Бакула, старший музыкальный аналитик компании Nielsen. «Есть артисты, в которых они вцепляются и говорят: «Это то, что мы будем мощно продвигать». Тут достаточно вспомнить Дрейка, который представил три трека с нового альбома в эфире собственного шоу OVO Sound на принадлежащей Apple радиостанции Beat 1, а единственное интервью в поддержку альбома досталось ведущему той же станции Зейну Лоy. В течение определенного времени музыка из нового альбома была доступна эксклюзивно только на Apple Music, так же как и короткометражный фильм Please Forgive Me в поддержку тура Дрейка 2016, спонсором которого также выступила Apple.
Что будет дальше
Что будет дальше
Что можно считать отправной точкой эпохи стрима? Возможно, это апрельский день 2005 года — день запуска YouTube, и поныне одного из главных источников прослушиваний. Или запуск радио Last.FM, или первой большой платформы аудиостриминга Spotify около десяти лет назад. Но только теперь стихия музыкального потока начинает обретать порядок, а музыкальная индустрия — свою новую форму, в которой станет хорошо и бизнесменам, и слушателям, и, чего уж там, самим музыкантам. А значит, следить за музыкой станет еще интересней, удобней и приятней. Хотя, кто за кем следит, это еще большой вопрос.
Первая великая промокампания в эпоху аудиостриминга — выход альбома Канье Уэста The Life of Pablo:
Первая великая промокампания в эпоху аудиостриминга — выход альбома Канье Уэста The Life of Pablo:
1
2
3
4
Промо будущего альбома началось с фотографии разлинованного листа в твиттере музыканта с написанным от руки трек-листом.
На протяжении месяца треки менялись местами, появлялись и исчезали вместе с подписями причастных и просто домашних, где-то раз в неделю Канье выкладывал обновленный лист, попутно откладывая выход самого альбома.
Ровно год назад запись была все-таки презентована на Мэдисон-сквер-гарден одновременно с показом новой коллекции, Уэст лично ставил треки с альбома со своего ноутбука, причем все это транслировалось в кинотеатрах по всему миру и даже в московском ТЦ «Европейский».
Промо будущего альбома началось с фотографии разлинованного листа в твиттере музыканта с написанным от руки трек-листом.
На протяжении месяца треки менялись местами, появлялись и исчезали вместе с подписями причастных и просто домашних, где-то раз в неделю Канье выкладывал обновленный лист, попутно откладывая выход самого альбома.
Ровно год назад запись была все-таки презентована на Мэдисон-сквер-гарден одновременно с показом новой коллекции, Уэст лично ставил треки с альбома со своего ноутбука, причем все это транслировалось в кинотеатрах по всему миру и даже в московском ТЦ «Европейский».
Уже после официального выхода альбома Канье менял трек-лист, добавлял и удалял треки.
Уже после официального выхода альбома Канье менял трек-лист, добавлял и удалял треки.
5
6
7
8
Обложка стала основой для мемов — интернет-генераторы позволяли сделать свою обложку на основе кавера The Life of Pablo, а толстовка, выпущенная к альбому, стала одним из самых заметных предметов в уличной моде в 2016-м.
Клип со спящими нагишом восковыми фигурами знаменитостей спровоцировал скандал и обсуждения, можно ли такое вообще делать.
Тейлор Свифт поссорилась с Канье из-за того, что в одной из песен он назвал ее bitch.
Обложка стала основой для мемов — интернет-генераторы позволяли сделать свою обложку на основе кавера The Life of Pablo, а толстовка, выпущенная к альбому, стала одним из самых заметных предметов в уличной моде в 2016-м.
Клип со спящими нагишом восковыми фигурами знаменитостей спровоцировал скандал и обсуждения, можно ли такое вообще делать.
Тейлор Свифт поссорилась с Канье из-за того, что в одной из песен он назвал ее bitch.
В поддержку альбома Канье начал тур с концертами, где он проплывает на платформе над головами зрителей и от раза к разу делает все больше провокационных заявлений (и все меньше поет).
В поддержку альбома Канье начал тур с концертами, где он проплывает на платформе над головами зрителей и от раза к разу делает все больше провокационных заявлений (и все меньше поет).