Вирус испанки
На 65-й церемонии «Грэмми» певица Розалия получила награду за лучший испаноязычный рок- или альтернативный альбом. Ксения Крушинская не первый год следит за тем, как исполнительница фламенко превращается в поп-звезду, работающую на стыке жанров, и как меняется ее стиль.
![](/upload/26950/vms/30ec0a82e121052510d714ac6b04d33a.jpg)
Эта «Грэмми» не первая для Розалии. В 2020 году El Mal Querer, ее второй студийный лонгплей, уже брал почти ту же самую номинацию (тогда она называлась «Лучший испаноязычный рок-, урбан- или альтернативный альбом»). Тогда, три года назад, европейская исполнительница впервые оказалась первой в категории, созданной специально для латиноамериканцев. И вполне заслуженно: El Mar Querer не просто поп-пластинка, а настоящее концептуальное произведение со сквозной историей и героями — и с отсылками к литературе XIII века. Как споет Розалия два года спустя в треке Bizcochito на своем самом знаменитом третьем альбоме Motomami: «У меня есть хиты, потому что я заранее заложила основу». Основа в ее случае — это умение работать в самых разных музыкальных жанрах — от фламенко и джаза до реггетона и рэпа. А приправлено это редкой для миллениала эрудицией — певица цитирует старинных поэтов с такой же легкостью, с какой рассуждает о моде и о свалившейся на нее популярности.
![](/upload/26950/vms/507ba64a631df11afead35de95bbe82c_small.jpg)
![](/upload/26950/vms/19bb609629d5e1e2c128b37a9059be33_small.jpg)
СВОЙ ВЗГЛЯД
на классику
![](/upload/26950/vms/10a4270c312a2ab79ce51ae3a4f5f9dc_small.jpg)
Мало кто смог бы предположить, что Розалия Вила Табелья, уроженка пригорода Барселоны, станет поп-звездой мирового масштаба и будет записывать фиты с Трэвисом Скоттом, Cardi B и The Weeknd. Да, музыкой она увлекалась с детства — в 7 лет уже пела перед родителями и их друзьями, в 9 научилась играть на гитаре, а в 15 выступила на испанском шоу талантов Tu Si Que Vales («Ты этого стоишь») и... проиграла. Члены жюри посчитали, что девушка «еще не научилась правильно использовать свой потенциал». В итоге вместо эстрады Розалия решила сфокусироваться на фламенко — нишевом жанре, который обожала с детства. Здесь стоит отметить, что в ее родной Испании этот стиль отнюдь не считается архаичным. Минорная гитарная музыка с характерным ритмом для местной молодежи примерно то же, что хип-хоп — неотъемлемая часть уличной культуры. В 2019 году Dazed даже назвал фламенко, которое в Барселоне звучит из машин и открытых окон, «саундтреком жизни в баррио (испаноязычный аналог гетто)».
Впрочем, Розалия с ее потребностью везде заложить крепкую базу, петь и играть училась не только на улице, но и во вполне уважаемом учебном заведении — Каталонском колледже музыки, где ее наставником был Хосе Мигель Виская, один из самых известных в стране исполнителей фламенко, который принимает лишь по одному студенту в год. Со временем способная ученица стала довольно заметной фигурой в сообществе — она выступала в барселонских клубах, гастролировала по Европе и Латинской Америке и участвовала в фестивалях первого эшелона вроде Primavera Sound.
В 2017-м певица выпустилась из колледжа и тогда же — причем сразу на Universal Music — записала дебютный альбом Los Angeles («Ангелы»), состоящий из двенадцати гитарных баллад, тексты которых так или иначе вращались вокруг темы смерти. С одной стороны, пластинка — эталонная работа в стиле фламенко, в треклисте — сплошь кавер-версии классических образцов жанра (одна из песен — на стихи Иоанна Креста, испанского священника и поэта XVI века). С другой, уже тогда Розалия хотела выйти за рамки привычного жанра. «Думаю, работая над альбомом Los Angeles, я хотела создать собственное музыкальное наследие, — призналась певица позже в интервью Jezebel. — Мне хотелось отдать дань классическому фламенко в самом традиционном смысле, продемонстрировать ему свое уважение по максимуму, но выстроить все это на экспериментальной и поп-структуре».
![](/upload/26950/vms/087acd9e13ec690af88c856ea1e42432_small.jpg)
Фрида, Мадонна и Альмодовар
Тур Motomami
На том самом альбоме El Mal Querer («Злая любовь»), который Розалия выпустила всего через год после дебюта, она продолжила экспериментировать — и еще дальше отошла от «корней». Пластинка представляет собой оммаж роману анонимного окситанского писателя XIII века «Фламенка». Героиня концептуального альбома встречает мужчину, выходит замуж, становится жертвой насилия, пытается бежать, снова влюбляется, в итоге возвращается к жестокому мужу, но лишь затем, чтобы в итоге убить его. За визуальную составляющую (на каждый из одиннадцати треков было снято видео) отвечал испано-хорватский художник Филип Чустич. Обложка и клипы отсылают нас к известным картинам — например, «Двум Фридам» Фриды Кало и «Офелии» Джона Эверетта Милле.
Название первоисточника не должно вводить в заблуждение: от фламенко на пластинке осталось не так много. El Mal Querer — смесь из самых разных жанров: r’n’b, электроники, трэпа и поп-музыки. Достаточно отметить, что трек Bagdad (так называется известный в Барселоне стрип-клуб, куда героиня сбегает от мужа-тирана) построен на семпле хита Джастина Тимберлейка Cry Me A River — Розалия лично попросила у певца разрешение использовать отрывок и, по собственному признанию, была приятно удивлена, когда он согласился.
![](/upload/26950/vms/75fc8f5580ff6a11d4b06db28d2b5e83_small.jpg)
Met Gala 2021
Рекламная кампания Acne
Впрочем, вскоре после выхода второго альбома звезда из Испании стала на мировой поп-сцене практически своей — так что лояльность зарубежных коллег перестала ее удивлять. Журнал Time включил ее в список лидеров нового поколения, две песни стали саундтреком к сериалу «Эйфория» (одна из них была записана в дуэте с Билли Айлиш), а в любви к творчеству Розалии призналась сама Мадонна — она рассказала, что даже пыталась забукировать испанку, чтобы та выступила на вечеринке в честь ее дня рождения в Марокко, но не сложилось.
На родине внимание к певице было не менее пристальным. В небольшой роли в своем фильме «Боль и слава» Розалию снял Педро Альмодовар — в сцене она поет дуэтом с Пенелопой Крус. Как всегда, нашлись и недовольные — некоторые пуристы обвинили певицу в стремлении делать исключительно коммерческую музыку и в том, что она «предала» фламенко, выбрав поп. Хотя до этого в Испании исполнительницу часто критиковали за то, что она исполняет фламенко, не будучи цыганкой. Шанс ответить хейтерам Розалия не упустила на третьем альбоме — блистательном Motomami.
![](/upload/26950/vms/e890e1bcbb888f5b396ce3ba9a0f0b33.jpg)
Все та же cantaora
Релиз третьей пластинки состоялся почти через четыре года после El Mal Querer. Но из поля зрения Розалия не пропадала — все это время она выпускала синглы и записывала фиты как со звездами реггетона вроде J. Balvin, так и с поп-мастодонтами (Билли Айлиш и The Weeknd), рэперами уровня Трэвиса Скотта и инди-музыкантами вроде Джеймса Блейка. Словом, будто готовила слушателей к тому, что их ждет — альбом на стыке всех возможных жанров и направлений.
Так и вышло. Motomami (название отсылает к матери Розалии Пилар, которая обожает водить мотоцикл, а еще, если верить Urban Dictionary, так называют смелую и решительную женщину, уязвимую внутри), полностью записанный в Лос-Анджелесе, лонгплей, в котором танцевальная музыка соседствует с трэпом, фламенко-баллады 60-х с реггетоном, а джаз — с хип-хопом. Чтобы понять это, достаточно послушать открывающий трек Saoko — в середине бодрый и даже слегка агрессивный реггетон внезапно прерывается и уступает место фортепианному проигрышу и соло на барабанах — как в лучших образцах джаза середины ХХ века. Если зайти на страницу певицы в Spotify и открыть плейлист, который так и называется «Инспиры для Motomami», найти там можно будет и Канье Уэста, и Дэвида Боуи, и звезду бачаты Рамона Торреса, и легендарного джазмена Джона Колтрейна с его самым сложным произведением A Love Supreme. «Я очень горжусь тем, что я из Барселоны, — говорит певица. — Но мне нравится и то, что на мою музыку влияют мои путешествия; новые места, которые я для себя открываю, и новые люди, которых я встречаю. Все это отражается и на моем звучании, и на текстах, их стиль тоже постоянно меняется».
![](/upload/26950/vms/280eba302cabb4d9857a0518bc74323c_small.jpg)
В плане лирики Motomami, в отличие от предшественника, не подчинен единой концепции — в новых песнях Розалия поет не стесняясь обо всем, что ей кажется важным: о сексе (Hentai), о семье (G3 N15), о расставании (Como Un G), о славе (La Fama), о конкуренции (CUUUUuuuuuute), о своих корнях и, разумеется, о критиках, которые всегда найдут, к чему придраться. В классическом фламенко Bulerias Розалия обращается к хейтерам и заявляет: несмотря ни на что, она все та же cantaora (исполнительница фламенко) и может танцевать под гитарную музыку даже в костюме Versace. Моде на альбоме певица вообще отводит особое место. Тому самому костюму посвящен еще и отдельный трек (он так и называется La Combi Versace), а героиня песни Candy танцует, одетая в Fendi, — да, рифма именно такая.
![](/upload/26950/vms/6c5e7fe46fca82f8a5ed074b525e599f.jpg)
Между жесткостью и нежностью
В том, что касается моды, Розалия так же бесстрашна, как и в том, что касается музыки. Отчасти потому, что в плане стиля ей всегда было на кого положиться. Сперва одеваться для красных дорожек певице помогала родная сестра и креативный директор Пили, но затем певица начала работать со звездным стилистом Самантой Беркхарт (в числе ее клиентов Билли Айлиш, Хантер Шафер и Кэти Перри). При этом ни в начале пути, ни на пике карьеры испанка не боялась рисковать — и совершенно точно никогда не выглядела скучно.
В эру Los Angeles и El Mal Querer певица часто носила вещи ярких или пастельных цветов с богатой отделкой и крупными деталями. В 2018 году она, например, появилась на красной дорожке MTV VMA в нежно-розовом ансамбле — топ и брюки были украшены огромными рюшами. А в 2019 Розалия выступила на фестивале Madcool в Мадриде в микрошортах и светло-бирюзовом топе с внушительными оборками — явная отсылка к одежде исполнительниц фламенко.
![](/upload/26950/vms/9ba645ca43f8559ca842b3d397c4f86d_small.jpg)
Чем дальше певица отходила от «корней» и чем более знаменитой становилась, тем меньше в ее гардеробе оставалось оборок и пастели. Зато появилась, например, длинная бахрома. На «Грэмми» три года назад Розалия пела в белом боди с бахромой Mugler, а на красную дорожку тогда же вышла в кожаном темно-красном платье Alexander Wang — бахрома свисала у него с подола.
Кроме того, певица все больше начала любить оверсайз, по-настоящему авангардные и по-настоящему китчевые вещи. Начиная с 2020 года ее можно увидеть то в костюме Balmain, у которого рукава топа превращаются в перчатки, то в ярко-розовом пальто, то в платье Iris Van Herpen, напоминающем волосы русалки, то в ансамбле Louis Vuitton, с ног до головы покрытом разноцветными монограммами. Возможно, именно за такую лояльность бренду модный дом пригласил Розалию выступить на недавнем мужском шоу.
Серьезно повлиял на стиль исполнительницы выход альбома Motomami. В ее гардеробе появилось огромное количество кожаных вещей — оверсайз-жакетов, пальто и высоких ботфортов, в которых Розалия выходила на сцену во время недавнего тура. Сама она признается, что в последнее время полюбила четко скроенные, «структурированные» вещи.
Рискуют Розалия и ее стилисты не зря. В начале этого года Rolling Stone, который до этого включил испанку в список 200 самых влиятельных музыкантов, присудил ей еще и третье место в топе самых стильных исполнителей, назвав модным «гармонизатором». «Розалия знает, как найти баланс между жесткостью и нежностью», — говорится в статье. И речь здесь идет не только о моде.