Что носит Кэти Перри
28 августа вышел шестой студийный альбом Кэти Перри Smile, долгожданный и даже в какой-то мере выстраданный: певица переживала неуспех прошлой пластинки и страдала от депрессии. Теперь, когда Кэти снова в строю, мы вспоминаем, как зародилась и как менялась визуальная эстетика певицы, которая полюбила кэмп задолго до тематического Met Gala.
За день до релиза нового альбома в Instagram певицы появился пост c новостью о том, что она впервые стала матерью: у Кэти и ее партнера Орландо Блума родилась дочь Дэйзи Дав Блум. Сообщение о рождении ребенка собрало больше двух миллионов лайков за первые четыре часа. Что касается пластинки, то ее тоже явно ждали с большим нетерпением — например, заглавный трек Smile, который появился на стриминговых платформах 10 июля, в первый же день на одном только Spotify скачали почти 1,5 миллиона раз, а у одноименного видео за две недели больше 11 миллионов просмотров. Клип, как это принято у Перри, получился ярким и снят в узнаваемой кэмповой эстетике — певица, переодетая в костюм печального клоуна, играет в видеоигру, кадры из которой становятся частью рассказываемой истории.
Фирменная эстетика певицы не нова, но и эволюция стиля Кэти Перри за неполные двадцать лет — несомненна.
Рок и немного пин-апа
2000-е:
Smile называют шестым лонгплеем в дискографии Кэти, но на всех главных стриминговых сервисах, найти можно только пять. Ошибки здесь нет: дебютную пластинку певица выпустила в 2001 году, когда ей было всего 16, и под своей настоящей фамилией — Хадсон (Перри она стала только спустя два года — взяла в качестве псевдонима девичью фамилию матери, чтобы не путали с актрисой Кейт Хадсон). Альбом был без названия и записан в довольно специфическом жанре — христианский рок. Под бодрые гитарные рифы Кэти пела о любви к господу и о том, как ее вдохновляет чтение библии. Сказалось не совсем обычное детство: родители певицы были протестантскими пасторами, обратившимися к религии, пережив довольно бурную молодость (ее мать, например, встречалась с Джими Хендриксом). Кэти, ее брат и сестра получили весьма строгое воспитание: им, в числе прочего, не разрешали читать «Гарри Поттера» и есть хлопья под названием Lucky Charms — мать считала, что слово «lucky» происходит от «Lucifer».
Но, как известно, у религиозных родителей часто вырастают не богобоязненные христиане, а провокаторы и ниспровергатели устоев (не верите — спросите Мадонну). Альбом Katy Hudson продали в количестве всего двухсот экземпляров, Кэти обратилась к светской музыке, и в 2008 году триумфально вернулась в шоу-бизнес под именем Кэти Перри. Пела она уже не о боге, а, например, о бойфренде, который подозрительно похож на гея (Ur So Gay) или о том, как на вечеринке, выпив пару бокалов, она из любопытства поцеловала девушку (I Kissed A Girl). На певицу ополчились со всех сторон: консерваторы — понятно за что; некоторые представители ЛГБТ-сообщества — за то, что она якобы популяризирует вредные стереотипы о геях и обесценивает лесбийский опыт. В те годы любой шум был только на руку: обе песни стали хитами и в некоторой степени определили музыкальный ландшафт конца нулевых, а альбом One Of The Boys, в который они вошли, за пару лет разошелся тиражом в 7 миллионов копий.
В те же годы начинает формироваться визуальный имидж Кэти. В отличие от других поп-звезд эпохи, она не пытается эксплуатировать образ секс-бомбы или «гламурной» богини и быстро становится чем-то средним между соседской девчонкой и интеллектуалкой, помешанной на ретро. Даже ее прическа — русые от природы волосы она красит в темный и стрижет челку — выбивается из стандартов эпохи.
В клипе Ur So Gay Кэти появляется с гитарой, в черном платье в крупный белый горошек и с заколкой в виде большого банта, а ее фаворитом для красных дорожек надолго становятся мини-шорты в стиле пятидесятых. В таких она, например, снимается в шоу MTV Total Request Live и приходит на MTV VMA в 2008 году.
Уже в те годы певица близко дружит и работает с австралийским стилистом Джонни Вуджеком, который помогает ей стилизовать видео и выбирать наряды для светских выходов. Впрочем, эра One Of The Boys стала лишь разминкой перед той феерией, которую Перри и Вуджек устроят уже через пару лет.
MTV WMA, 2008
Мечта сбывается
2010-е:
В 2010 году Кэти Перри выпускает второй студийный альбом Teenage Dream. Если One Of Boys еще тяготеет к поп-року, то новая пластинка становится куда более танцевальной и легкой по звучанию. А эстетика Перри — еще ярче и «сочнее», чем была до этого.
Начиная с эпохи Teenage Dream, кэмп и китч становятся визитной карточкой Кэти — и это почти за десять лет до Met Gala, собственно, посвященного кэмпу. Клип на песню California Gurls, записанную в дуэте со Снуп Доггом, превращается в своего рода гимн ироничному китчу. В нем Кэти с фиолетовыми волосами лежит на облаках из розовой сахарной ваты; одетая в розовые колготки и платье с аппликациями (его создали дизайнеры нью-йоркского бренда Blonds, который надолго станет у певицы одним из любимых) в виде пирожных, бродит среди гигантских сладостей, а затем — уже в синем парике — танцует в блестящих мини-шортах, расшитых кристаллами Swarovski, и бра, украшенном большими капкейками. В финале певица появляется в кадре в шортах и бра из красного латекса с гигантскими тюбиками взбитых сливок на груди — в конце концов, бра начинает стрелять. Разумеется, теми же взбитыми сливками.
Референсами для клипа стали видеоигра Candyland и творчество американского художника Уилла Коттона (он любит изображать обнаженных женщин в розовых облаках и даже рисовал портрет самой Кэти Перри, который теперь хранится в Национальной портретной галерее в Вашингтоне) — он же стал арт-директором видео.
«Все это было так интересно и весело! — вспоминает работу над клипом Джонни Вуджек. — Кэти уже тогда была ни на кого не похожа — она всегда обожала китч и яркие цвета. И у нее всегда было великолепное чувство юмора».
Кадры из клипа California Gurls
Последний тезис Перри сумела подтвердить еще одним видео с альбома: клип на песню Last Friday Night (T.G.I.F.) похож на комедийный мини-фильм. В нем Кэти играет тихоню с брекетами, которая отправляется на вечеринку к самой популярной девушке района и там, переодевшись в наряды хозяйки в стиле 80-х, превращается в диву с эффектной «химией», в крупных треугольных серьгах, в салатовом мини и топе с декольте цвета фуксии. Вместе с Кэти в клипе снялись несколько знаменитостей — например, легенда smooth-джаза Kenny G, он появляется в финале в роли дядюшки и — как без этого? — играет на саксофоне.
Более ярким и провокационным становится в эту эпоху и стиль самой Кэти. Так, на MTV Movie Awards в 2010 году она приходит в синем парике (яркие цвета волос — уже собственных не париков — вообще надолго станут отличительной чертой образа Перри) и в полупрозрачном мини-платье с блестками Zuhair Murad. Певица тут же попадает в самые разные списки «плохо одетых» знаменитостей. В таких анти-рейтингах она пропишется на целое десятилетие но и ухом не поведет. Мода превращается для Кэти в веселый карнавал и поле для самовыражения. Она запросто может выйти на красную дорожку в платье Armani с ангельскими крыльями (так было в 2011 году на церемонии вручения Grammy) или с зонтом и в наряде Atelier Versace, похожем на кэмповую версию китайского национального костюма (в том же году на MTV VMA). Через несколько лет Перри выступит на American Music Awards, переодетая гейшей, и вообще заслужит негласное звание самого бесстыдного культурного апроприатора в истории поп-музыки.
Кадры из клипа Last Friday Night
MTV Video Music Awards, 2011
MTV Movie Awards, 2010
Платье-«фреска» и костюмы Moschino
2013–2017:
Три года спустя после Teenage Dream, который до сих считается самым успешным альбомом в дискографии Кэти и который фанаты называют «поп-библией», исполнительница выпускает лонгплей Prism. Она записывает его вскоре после травматичного развода с актером Расселом Брэндом, так что он получается чуть менее жизнерадостным — но только «чуть». В целом, это все та же бойкая танцевальная музыка, разбавленная романтичными балладами и жизнеутверждающими гимнами, вроде Roar.
Отношения певицы с модой в этот период не меняются кардинально, но эстетика ее становится чуть более драматичной и «темной». Так, на Met Gala в 2013 году она приходит с локонами цвета воронова крыла, с красной помадой, в короне и в блестящем платье Dolce & Gabbana с принтом, имитирующим средневековую религиозную фреску (темой бала при этом была завялена панк-культура). Это появление Кэти на балу Института костюма не стало первым технически, но ознаменовало собой череду ее невероятных выходов, которых журналисты и все, кто следит за Met Gala, сегодня ждут с таким же нетерпением как выходов Леди Гаги или Рианны.
Met Gala, 2013
В гардеробе Кэти появляются вещи Prada (этот бренд становится одним из ее любимых) и Oscar de la Renta — чуть более сдержанные, чем она привыкла носить до этого. Но любимая кэмповая эстетика тоже никуда не исчезает. В фавориты попадает дизайнер Джереми Скотт. Познакомились они задолго до того как Перри стала поп-звездой первого эшелона, но плотно сотрудничать начали только в 2010-х. Казалось, эти двое созданы друг для друга: оба обожают иронию, яркие цвета, поп-арт — и не относятся к моде всерьез. Одной из самых запоминающихся коллабораций Кэти и Джереми стали костюмы, которые креативный директор Moschino создал для выступления его музы на Суперкубке в 2015 году: наряд, будто сшитый из языков пламени и костюм с принтами в виде мячей.
В том же году певица и дизайнер вдвоем пришли на Met Gala — в похожих черных нарядах с принтом из крупных разноцветных граффити.
Superbowl 2015
Бургеры и Марджела
2017–2019:
В конце десятилетия — и после выхода нового альбома Witness — «сдержанных» вещей в гардеробе Кэти становится еще немного больше. Например, на afterparty вручения «Грэмми» в 2017 году она приходит в черном брючном костюме с жилетом, украшенным двумя рядами крупных металлических пуговиц. А на оскаровской вечеринке Vanity Fair появляется в длинном блестящем наряде горчичного цвета Jean Paul Gaultier, отсылающем к эре «золотого века» Голливуда. На Met Gala в том же году Пэрри приходит в наряде бренда, который никогда не ассоциировался с ее эстетикой — драматичном красном костюме Maison Margiela, и в результате напоминает мрачноватых героинь Тима Бертона.
Но в целом Кэти все равно остается собой. Она по-прежнему снимает зрелищные, обстоятельные и ироничные видео — так, в клипе на песню Swish Swish, записанную в дуэте с Ники Минаж Перри появляется со стрижкой «пикси» в роли неудачливой баскетболистки, которая чудом приносит команде победу. Она все также любит Джереми Скотта. В 2019 году он создает для Кэти наряд в виде... гигантского бургера, в котором та приходит на afterparty Met Gala — а затем снимается в клипе Тэйлор Свифт You Need To Calm Down. Видео знаменует собой примирение двух главных поп-звезд современности: когда-то Кэти и Тэйлор близко дружили, затем публично рассорились, и кажется вновь стали хорошими приятельницами.
Кадры из клипа Swish Swish
Afterparty Met Gala, 2019
2020:
Хиппи и клоун
Последние пара лет были для Кэти непростыми: альбом Witness не снискал популярности предыдущих пластинок, а сама певица позднее призналась, что неудача стала причиной клинической депрессии, от которой ей пришлось лечиться в реабилитационном центре.
Кадры из клипа Smile
Отчасти преодолению этого сложного периода и посвящен новый альбом Smile. «Это пластинку я записывала в сложные для себя времена, — рассказала Кэти этим летом на шоу Говарда Стерна. — И именно поэтому новые песни полны надежды, в них ощущаются моя стойкость и любовь к жизни».
И если эстетика некоторых новых видео более сдержанная, чем обычно у Кэти — в клипе Never Really Over она, например, предстает в образе романтичной хиппи — то видео на Smile заставляет вспомнить о Кэти времен Teenage Dream — веселой, остроумной и неунывающей. В этом клипе певица сыграла грустного клоуна. Впрочем, к концу истории персонаж вновь начинает широко улыбаться — а затем сам швыряет себе в лицо тортом.
Кадры из клипа Never Really Over
Лучшие материалы The Blueprint
в нашем канале на Яндекс.Дзен