Blueprint
T

специальный проект

Я так вижу

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0.28,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":1,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

чего хочет арт-публика?

Парадокс, но часто мировая нестабильность делает современное искусство очень живым и динамичным. Меняющаяся в режиме нон-стоп лента новостей дает толчок художникам создавать все больше новых работ, а людям — искать красоту и удовольствие. Вместе с командой ярмарки современного искусства 1703 в лице Алёны Платоновой разбираемся в актуальных арт-трендах, которые привлекают публику в современном искусстве прямо сейчас.

текст: Стася Дементьева

редактор: Арина Крайних

фото: Unsplash,

архив пресс-службы

25 апреля 2024

наведите на фото, чтобы узнать больше

Простота

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0.28,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":1,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

1

Алёна Платонова: «Простота — очень индивидуальна и зависит от прошлого опыта зрителя. Нам просто и понятно то, что мы уже видели, то, что мы уже знаем. Современное искусство в любом случае не про ясность, и ярмарка как раз хорошее место, чтобы погрузиться в контекст и расширить свои границы «сложности» через коммуникацию с галеристами и художниками, знакомством с разными подходами, течениями и идеями». 

Расхожую фразу «чем проще, тем лучше» сейчас намного чаще можно услышать от зрителей на выставках современного искусства. Концептуальные и сложные работы, над которыми долго ломаешь голову, медленно отходят на второй план. Но они все же продолжают имеют своих ценителей. Теперь в центре внимания — на первый взгляд понятные темы и нехитрые сюжеты. Зачастую за их красивыми образами все равно кроются глубокие переживания художника, которые зритель легко и быстро считывает. В текущий реалиях обе стороны склонны к внутренней рефлексии, поэтому поиск «той самой» близкой по духу работы точно увенчается успехом.

Тиражность

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0.28,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":1,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

2

Алёна Платонова: «Приобретать “нужно” то, что откликается в душе. У тиражных работ часто довольно доступные цены, поэтому можно себе позволить выбирать эмоционально. Гости 1703 активно интересовались и покупали тиражные работы в a-s-t-r-a gallery, Artzip, Futuro, ARTSTORY и конечно фотоработы в галереях Люмьер и PENNLAB».

На арт-рынке появляется все больше галерей, которые занимаются тиражным искусством. Коммерческим успехом пользуется печатная графика мастеров первой величины от Шагала до Булатова. Офорты, ксилографии и литографии станут хорошей возможностью за относительно небольшую стоимость пополнить коллекцию известным художником. Но есть один минус — подводные камни, связанные с подлинностью и количеством копий. Следом идет фотография, которая иногда до сих пор вызывает ряд сомнений о ценности серийной печати, но ситуация меняется. Работы с пометкой limited edition могут стать отличным стартом собственной коллекции искусства. За счет увеличения тиража чаще всего снижается стоимость каждого экземпляра, а значит искусство становится более демократичным.

Перспективность 

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0.28,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":1,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

3

Планировать бюджет с каждым годом становится сложнее, но это не значит, что нужно отказываться от поиска способов увеличить капитал. Искусство — один из вариантов инвестиций. Если сейчас приобрести молодого, но перспективного художника на старте карьеры, через несколько лет его работы могут неплохо вырасти в цене. О перспективности расскажет творческий опыт художника — какие галереи его представляют, как продаются его работы и в каких выставочных проектах участвуют, были ли у художника персональные выставки, а также возможность сотрудничества с крупными российскими музеями или зарубежными культурными институциями.


Алёна Платонова: «Полезно понаблюдать за художником пару лет — как меняется его творчество и как оно реагирует на внешние изменения, расширяется ли тематический диапазон. Это убережет от ошибки приобрести художника только с одной хорошей серией работ и поможет сфокусировать внимание на ярких авторах, которые с течением времени развиваются и становятся популярнее. Мне интересно наблюдать за творчеством и карьерой у Евгения Музалевского, Алины Глазун и Степана Терещенко».

В целом динамика объема продаж искусства на мировом арт-рынке ежегодно колеблется. По последним данным из отчета The Art Market 2024 от ярмарки Art Basel и банка UBS, общие продажи прошлого года упали на 4%, но при этом количество сделок увеличилось на 4%, продажи на арт-ярмарках уменьшились на 7%, а онлайн-приобретения устремились вверх на 7%. В России, согласно статистике ARTinvestment.RU, арт-рынок за прошлый год вырос более чем на 125%. Это лучший показатель за последние 13 лет. Отчет основан только на аукционных продажах, и если суммировать их с ярмарочными, процент будет еще выше.


Алёна Платонова: «В Петербурге мы совершенно точно наблюдаем тенденцию к увеличению популярности коллекционирования искусства, а соответственно увеличению числа продаж и сделок. На ярмарке 1703 коммерческие показатели в 2023 относительно 2022 года увеличились почти на 30%, также наши коллеги из Москвы отмечают успешные продажи в прошедшем ярмарочном сезоне».

Цифровизация

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0.28,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":1,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

4

Новые технологии не могли обойти стороной современное искусство. Художники экспериментируют с нейросетями, используют редакторы, чтобы создать на цифровом холсте фантастические миры, а еще превращают свои работы в nft и в секунды попадают на международный рынок, не выходя из дома. Пока на диджитал-арт многие зрители смотрят с осторожностью, его приобретают самые смелые коллекционеры, которые хотят разнообразить свою коллекцию. Цифровое искусство не требует специального хранения, его можно экспонировать как дома на обрамленных экранах разных размеров или с помощью проекций, так и онлайн в своих соцсетях или на сайте личной коллекции. Если все-таки сердце лежит к традиционному искусству, технологии дадут возможность по-другому с ним взаимодействовать. Например, перед покупкой воспользоваться функцией AR (дополненная реальность — прим. The Blueprint) и посмотреть, как произведение будет смотреться в вашем интерьере. Или с помощью многократного увеличения изображения на экране смартфона посмотреть на все детали работы, кракелюры или еле заметные мазки кистью.

Декоративность 

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0.28,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":1,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

5

Алёна Платонова: «Художники обращаются к корням и промыслам, исследуют свои личные, местные и вечные вопросы и проблемы: идентичность, природу, время, историю и память. ДПИ для этого очень подходящая техника».


Каждый год количество декоративно-прикладного искусства на ярмарке увеличивается. Сейчас это порядка 10-15% от всех работ. При этом ошибочно думать, что ДПИ занимаются только художницы. К этому медиуму обращается много мужчин, например, Саша Браулов занимается вышивкой, а Гоша Острецов создает гобелены.

Декоративно-прикладное искусство всегда ассоциируется у зрителя с чем-то домашним и уютным. Вышивка на прикроватном столике у бабушки, ароматный чай в расписном чайнике на даче, тот самый ковер на стене дома или у друзей. Работы современных художников, вышитые, вытканные, вылепленные из глины, уносят прямиком в беззаботное прошлое, а потом возвращают в реальность. 

Ярмарка 1703 — место, где соединяются тренды современного искусства

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0.28,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":1,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Все эти пять трендов можно найти на ярмарке современного искусства 1703, которая в этом году пройдет в Санкт-Петербурге в третий раз. С 5 по 9 июня в петербургском ЦВЗ «Манеж» будут представлены стенды российских и зарубежных галерей, а также проекты независимых художественных объединений и платформ. Они познакомят зрителей с самыми разными формами актуального искусства, от классической живописи до экспериментов с NFT и новыми медиа. Благодаря поддержке организатора проекта, ПАО «Газпром», с момента основания ярмарки 1703 галереи участвуют в ней бесплатно. Ежегодно участников ярмарки определяет экспертный совет, в который в этот раз вошли заведующий Отделом новейших течений Русского музея Александр Боровский, галеристы Марина Гисич и Сергей Попов, директор ЦВЗ «Манеж» Анна Ялова, исполнительный директор ярмарки Ангелина Карпухина, кураторы Ольга Вад и Наталья Хвоенкова. Важный элемент ярмарки — годовая программа лектория с десятками лекций и дискуссий с участием ведущих специалистов культурной индустрии о коллекционировании, арт-трендах, развитии художественного рынка и современное искусство в целом.


Реклама • Фонд «Газпром культурные инициативы»

{"width":1200,"column_width":81,"columns_n":12,"gutter":20,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}