специальный проект
Как творят современные художники
почему важны ошибки и в чем помогают коллаборации
Текст: Наташа Королева
Фото: федор битков
Современный мир скандирует: можно буквально все! Мы можем быть кем угодно, делать что угодно и выглядеть так, как нам хочется. Благодаря технологическому прогрессу и доступу к информации мы можем обучаться новым навыкам, пробовать непривычные роли и исследовать свой творческий потенциал. В этом сегодня молодым творцам помогает Yota, всячески поддерживая их и создавая с ними креативные коллаборации. Мы поговорили с молодыми художниками, которые работали над созданием коллекции ювелирных изделий вместе с Yota, о том, что для них значит креативная коллаборация с большим брендом. А еще о том, как слушать себя, подглядывать за другими, встраивать технологии в свое искусство, работать руками, совершать ошибки и постоянно творить.
РЕКЛАМА · ооо «скартел»
13 декабря 2023
Подглядывайте
как и зачем коллекционировать чужие идеи?
Мир полон креатива и творчества, каждый день создается что-то новое, и каждый из нас причастен к этому созданию. Иногда кажется, что все возможное уже создано. Но что если посмотреть на грани, стыки, историю чужих работ? Копирование может и не быть искусством, но заимствование кусочков, идей и мыслей — это возможность создать новое, отталкиваясь от уже сделанного. Хорошее заимствование или даже «воровство» означает уважение, изучение, признание и трансформацию идей. Изучая историю искусств, следя за работами художников, музыкантов, писателей, мы можем найти точки соприкосновения с тем, что волнует нас.
Многие художники, рассказывая о своих работах, делятся тем, что они читали, на что смотрели, к чему отсылались во время создания своих произведений. Коллекционируйте идеи, которые вам откликаются. Создайте папку на ноутбуке, доску на «Пинтересте» или отдельный альбом, куда вы сможете складывать все откликающиеся вам проекты.
Диана Волкова, ювелир-художник бренда tavi.jewelry: Искусство есть даже в обычных вещах: готовке еды, уборке, работе кассира. Я, как человек, который попробовал многое в своей жизни, понимаю, что можно привнести что-то интересное, необычное, новое в любую профессию. Можно иногда ехать в автобусе или просто гулять по улице и разговориться с незнакомцем. И он может что-то такое сказать, что тебя весь день с этого прет. Так появляется вдохновение что-то написать, попилить, сделать украшения, написать картину. Невообразимейшее искусство для меня — сам образ человека.
Даша Худякова, ювелир-дизайнер (klenovylistik): Глядя на то, как смело и искренне эти люди проявляют свою самость, я вдохновляюсь и заряжаюсь их примером. Редко вдохновляет что-то определенное, много всего интересного фиксируется в голове и потом преобразуется в идею. Последний раз разговаривали с подругой о самом разном и в этом диалоге столько навыдумывали! Такой эмоциональный и творческий обмен очень вдохновляет.
Екатерина Данилова, архитектор и ювелир бренда molokoselderey: Насмотренность, любопытство и желание наблюдать за тем, что творится в сферах, в которых ты работаешь, — все это помогает понимать, что есть на рынке, чего нет, какие нюансы, что нового произошло. Потом в голове это все собирается по маленьким кусочкам пазла, чуть-чуть оттуда, что-то оттуда, здесь вот эту технику видел, а ее можно еще вот так преобразовать. Интересно же, что получится
Кафф — телефонная трубка
поможет услышать себя и свои желания
Екатерина Данилова: В детстве у нас почему-то именно в ванне висел телефон на стене. Я запомнила вот этот звук — щелчок, когда ты вешаешь трубку. И я подумала, что было бы круто еще раз услышать его. И поняла, что можно такое провернуть — вешать телефон рядом с ухом каждый день! Я люблю вещь, которую сделала, и надеюсь, что этот сет понравится вам
Создавайте связи
зачем художникам и брендам объединяться для творчества?
Участвуя в коллаборациях, художники обмениваются опытом и выходят за привычные рамки. Сотрудничество не всегда дается легко, оно требует хороших навыков коммуникации и умения слышать другого. Но найдя точку соприкосновения, каждый получает креативный рост. А если проект соединяет «разности» каждого, то вы получаете многогранный проект, откликающийся людям с совершенно разным опытом.
Некоторые из самых прорывных работ в истории искусства произошли благодаря сотворчеству. Пабло Пикассо и Жорж Брак тесно сотрудничали между 1908 и 1914 годами, чтобы отказаться от кубизма, а работы, поставленные совместно Мариной Абрамович и Улаем, произвели революцию в искусстве перформанса в 1970-х годах.
Творчеству необходимы новые ресурсы и идеи. Эти возможности могут подарить коллаборации с большими брендами. Необязательно иметь миллион подписчиков или двадцать лет опыта в индустрии. Например, Yota предлагает молодым художникам проявиться в разных творческих кампаниях, одна из них коллаборация с ювелирами в проекте Yota self-discovery. Бренд помогает создавать эту художественную связь креаторам, которые занимаются тем, что по-настоящему их волнует и вдохновляет. Уникальность, мотивация и ценность творцов может быть заметнее и привлекательнее для брендов, чем популярность.
Еще одно место для подпитки своих креативных идей и создания новых связей — сообщества, где каждый может найти единомышленников.
Например, группа «11110011101111111010011000O1» — именно такая платформа. Это арт-комьюнити, где правят эксперименты, где можно все. В сообществе делятся работами участников, примерами из мира большого искусства и советами о том, как, например, не сойти с ума от правок. А комментарии группы — это отдельный мир, где общаются, задают вопросы и поддерживают друг друга креаторы со всей России.
Диана Волкова: Партнерство с Yota — очень интересный опыт. С таким механизмом я столкнулась впервые, и это очень хорошо продвинуло мой скилл и показало новые границы возможного. Можно не просто делать вещи, а подключать в работе звуковые, тактильные ощущения и вообще весь спектр чувств человека. Вот это мне дал мой партнер и открыл глаза на некоторые вещи, и теперь у меня появилась маленькая мечта, которая, я думаю, скоро станет реальностью, — делать украшения с механизмами.
даша худякова: Коллаборация с Yota дала мне смелость, возможность пойти в свой страх и победить тревогу в этом вызове
Екатерина Данилова: Это моя первая в жизни коллаба, и она мне дала бесценный опыт. Я никогда не создавала украшения за ограниченное количество времени с какими-то большими ребятами. Я накидала три-четыре концепта. В моей голове все выглядело отлично, а после утверждения появились вопросы, как это сделать так, чтобы все работало в реальной жизни. Тут уже начался занимательный процесс
Набор колец
послужит напоминанием о внутренней свободе в каждом из нас
ДАША ХУДЯКОВА: Задумок украшений было много, но объединяющей их все была идея смелости и искренности. Yota понравилась идея с кольцами в виде букв, сливающихся в слово МОЖНО. Кольца получились такими, потому что я внутри это чувствовала, эту смелость, это и воплотила в материальном.
Исследуйте
технологии и обращайтесь к ручному труду
Необязательно выбирать одно: быть digital-художником или использовать ручное ремесло. Пришло время отойти от спора, что лучше, интереснее или гениальнее, — умение применять в своей работе сразу несколько медиумов открывает недоступные раньше горизонты создания произведений.
Технологии — это доступ к огромному количеству инструментов. Не нужно покупать дорогостоящие материалы, можно просто открыть телефон, скачать приложение и начать создавать. В мире виртуального искусства можно изучать бесконечное количество программ и техник: кодинг, 3D-моделирование, нейросети. Если вам комфортно работать только в этом медиуме — это окей, простора в нем достаточно.
Все больше художников создают работы на грани онлайна и офлайна, совмещают техники и остаются гибкими для того, чтобы осваивать новые технологии. Эксперименты — это всегда здорово, попробуйте дополнять физически созданные объекты цифровыми материалами или создавайте виртуальные прототипы будущей работы.
Кажется, что без технологий уже совсем никуда, но продолжать творить руками — все так же актуально, как и прежде. Когда человек осваивает традиционные художественные техники, он получает более глубокое понимание материалов и того, что с ними можно делать. Прочувствовать объекты и формы возможно благодаря работе рук, и это не только развивает какой-то художественный навык, но и дает возможность экспериментировать с тем, что есть, исправлять ошибки без кнопки «удалить», отвлекаться от девайсов и прочувствовать момент работы с физическими предметами.
Екатерина Данилова: Мне нравится ювелирка тем, что это очень медитативное занятие. Пропадаешь в мастерской на 6 часов и на протяжении этого времени собираешь мысли в кучку и следишь за своими руками. Если ты отвлечешься, ты себя порежешь и обожжешь, испортишь то, что делал очень долго. Я обожаю смотреть, как плавится металл, мешать его титановой палочкой и понимать, что расплавленное серебро такой плотности. У меня возникает дикий восторг, когда что-то получается. Коллеги постоянно слышат громкие восторженные возгласы из угла, где стоит мой верстак. Если хуп щелкнул — это же событие. Ручной труд помогает мне замечать детали. Смотреть на то, как входит лепесточек в середину цветка. Это немного детское восприятие и любопытство
Диана Волкова: В ручном труде нужно постоянно чему-то учиться, а значит, медленнее стареет наш мозг. А еще это делает нас счастливее, активизирует интерес к жизни. Я не считаю, что из-за технологий быстрее погибает искусство. Нельзя вечно использовать старые инструменты для создания чего-то нового. Вот говорят, что ювелирка, в которой используется 3D, — это не ювелирка. Так же можно сказать, что многоквартирный дом — это не дом. Я примерно так это слышу.
Даша Худякова: В разработке украшений время от времени использую 2D- и 3D-моделирование. А вообще, технологии сейчас повсюду, уже и не замечаешь, как они помогают в изготовлении или продвижении. Я работаю руками и поняла, что это мое на 100%. Когда я работаю, то будто бы замедляюсь и чувствую происходящее вокруг не так быстро. Это очень помогает
Совершайте
ошибки
Множество гениальных проектов родилось из ошибок, и это не только про заезженную фразу «на ошибках учатся», но и про возможность посмотреть на свою ошибку как на что-то совершенно новое.
Ошибки — это наш фундамент для обучения. Без ошибок, которые совершали теперь уже великие умы, мы бы еще много лет могли не пользоваться микроволновкой, не есть чипсы и не знать, что такое пластик.
Ошибки — катализатор перемен. Новые данные порождают новые результаты, позволяют избежать застоя и потенциально привести к неожиданным (иногда положительным) последствиям. А еще препятствия учат нас узнавать себя — понимать наши границы, возможности, учиться выдержке. В сложностях мы узнаем, как мы можем развиваться и что для этого нужно делать.
Екатерина Данилова: У меня жесткий синдром самозванца. Я не уверена в том, что делаю, поэтому многое показываю своим друзьям и учителям, собираю фидбэк. А еще на рабочем столе всегда лежит небольшая напоминалка, на которой написано «все, что ты делаешь, — не напрасно». Она помогает не расстраиваться, если что-то идет не так. Или радоваться, что в какой-то момент что-то пошло не так
Кулон-симка
сохранит то, о чем важно не забывать в ежедневной суете
Диана Волкова: Над проектом мы работали вместе с художником Димой Семенушкиным. Для меня идея работы в том, что картхолдер — это фоторамка. В него вставляется сим-карта, на которой можно напечатать фотографию и вставить ее в этот кейс. В самой рамке есть выдвижной механизм, как в кнопочном телефоне с большой симкой. Мы взяли такой размер, потому что, по словам Димы, у нашего поколения о тех временах осталось очень много хороших воспоминаний, как фотографий в альбоме. Так и этот проект связан с тем, что мы можем вспомнить о чем-то прекрасном в любой момент.
Все говорят: будь собой. А это и есть основа, которая помогает создавать абсолютно все. Быть искренним с собой и окружающими, узнавать себя всеми возможными способами и находить способы выражения себя — самый классный тренд. Любое творчество — это способ познакомиться с собой через еще один мир.
Вместе с Yota молодые художники создали Yota self-discovery set, набор ювелирных украшений для тех, кто ищет себя.
Будьте
Даша Худякова: Для меня нет другого варианта, кроме как быть собой. Мне кажется, для любого художника это принципиальный вопрос. Да и зачем вообще творить, кроме как показать, что у тебя внутри?
(с) собой
Говорите себе «можно!» и создавайте то, что волнует именно вас.
команда
стиль:
Лера Кулинич
макияж и прическа:
Саша Строганова
модель:
Аида Козукулова
продакшн-директор:
Анастасия Терехова
менеджер проекта:
Анна Ефения
арт-директор:
Николь Антонян
продюсер:
Фарида Мустафаева
дизайн:
Вера Маркидан
редактор:
Лера Гамина
гафер:
Технический
осветители:
Илья Костюков, Илья Багаев
ассистент стилиста:
Семен Филюшин
13 ДЕКАБРЯ 2023
0