Blueprint
T

Эстетический интеллект

специальный проект

Текст: Нина Гавриш
Редактор: Арина Крайних

по-испански

воспитываем чувство прекрасного вместе с испанскими художниками

Часто, посещая музей, мы улавливаем только визуальную составляющую выставки, но редко задумываемся о том, почему искусство вызывает в нас те или иные эмоции. А иногда правильно заданные себе вопросы могут помочь развить эстетический интеллект. Вместе с Пушкинским музеем попробуем воспитать в себе чувство прекрасного на примере выставки «Испанская коллекция. Из собраний российских музеев», которая проходит при поддержке Банка ВТБ.

Куратор выставки

Загорская Светлана Геннадьевна — ведущий научный сотрудник отдела искусства старых мастеров ГМИИ им. А.С. Пушкина

Эксперт ГМИИ им. А.С. Пушкина

Мария Григорьевна Дрезнина — художник, педагог, арт-терапевт, ведущий методист ГМИИ им. А.С. Пушкина. Автор книг и учебных пособий по развитию детей с помощью искусства.

РЕКЛАМА · ГМИИ им. А.С. Пушкина
11 декабря 2023

выберите картину

(3)

(5)

(1)

(2)

(4)

Видеть в картине

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":60,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":1.4,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Sine.easeInOut","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

1

собеседника

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":-60,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":1.4,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Sine.easeInOut","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

«Портрет графа-герцога де Оливареса» Диего Веласкеса, ок. 1638

Людей всегда интересовала собственная внешность, а значит, и жанр портрета. Что такое человек? Как именно его изображать? Каким он останется в памяти современников? Что важнее — передать внешнее сходство с изображаемым или эмоции и чувства человека? Это важные вопросы, которые на протяжении столетий ставит перед собой культура, а сегодня мы предлагаем подумать об этом и вам.


В истории искусства существует множество видов портретов. Парадные портреты отражали статус и достоинства изображаемого, групповые — передавали общность и равноценность каждого, а психологические выражали порой самые сложные переживания и индивидуальность. Все это — для того, чтобы лучше понять себя и других людей, а также чтобы каждый, кто посмотрел на портрет, мог бы увидеть в нем себя или собеседника.


наводите на подчёркнутый текст

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":1.2,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Sine.easeInOut","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Прежде чем мы узнаем об этом портрете больше, давайте попробуем задать себе несколько вопросов. Кто, как вы думаете, изображен на портрете, и чем он может быть известен? Какой у него характер? На чем художник сделал акценты? Что для него было главным? И конечно, нравится ли он вам самим?


Перед нами портрет кисти Веласкеса — крупнейшего художника мадридской школы времен золотого века испанской живописи и придворного художника короля Филиппа IV. 


«Портрет графа-герцога де Оливарес» из коллекции Эрмитажа — это погрудный парадный портрет первого министра Испании. Художник изобразил одну из ключевых фигур испанского двора — человека, обладающего исключительной властью. Но при этом сохранил интимность и камерность за счет сдержанной цветовой гаммы и передачи света и тени. Веласкес создает правдивый образ неидеального человека с проницательным взглядом.


наверх

Развивать


{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":60,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":1.4,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Sine.easeInOut","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

2

внимательность

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":-60,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":1.4,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Sine.easeInOut","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

«Натюрморт с часами» 
Антонио де Переды-и-Сальгадо, 1652

Перед нами «Натюрморт с часами» Антонио де Переды-и-Сальгадо, одного из ключевых представителей художников золотой эпохи барокко. Когда мы видим натюрморт, то часто не задумываемся о том, что вещи на картине — не просто случайный набор предметов, а композиционное решение художника.



Попробуйте поразмышлять: какие предметы художник расставил на столе и что они могут означать? Какое впечатление на вас производит картина? Что привлекает внимание больше всего? Если задавать себе эти вопросы, можно узнать, что именно двигало художником, когда он создавал картину.

При первом взгляде на картину может захватить выразительная красота изображения: колорит, роскошная посуда, отблеск металла, фактура ткани, ювелирно выписанные детали. Однако только понимание традиции европейского натюрморта подскажет нам скрытую тему и смысл. Антонио де Переда-и-Сальгадо не только решает здесь формальные и «эстетические» задачи, но поучает и рассказывает свою историю.


Поджанр этого натюрморта — vanitas (жанр живописи, композиционным центром которого традиционно являются атрибуты смерти. — Прим. The Blueprint). Само название определяет характер изображения. Все здесь объединено общей идеей бренности и конечности бытия. Часы, центральный предмет картины, говорят о скоротечности и необратимости времени, стеклянные сосуды — о хрупкости и уязвимости человеческой жизни, многообразные раковины — о смерти и «внешней оболочке». На картинах подобного типа также часто встречаются и другие образы, напоминающие нам о тщетности: черепа, насекомые, цветы, мыльные пузыри, игральные карты.





Это лишь один пример, когда искусство учит быть нас внимательнее и рассказывает, как замечать и распознавать неочевидное и важное. Попробуйте использовать этот навык и в повседневной жизни. С чем вы сталкиваетесь каждый день, но никогда не обращали на это внимание? Как часто вы поднимаете глаза к небу? Обращаете ли внимание на то, есть ли сегодня облака? Рассматриваете ли вы их необычную форму?

наверх

наслаждаться

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":60,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":1.4,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Sine.easeInOut","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

3

живописью самой по себе

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":-60,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":1.4,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Sine.easeInOut","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

«Заклинатели змей» 
Мариано Фортуни-и-Карбо, 1870

Во вторую половину XIX века люди все чаще стали путешествовать на Восток. Не обошла мода на все восточное и художников, чьи мысли также захватила экзотическая культура. В своих работах они пытались изобразить, как они видят жизнь за пределами Европы. Это художественное явление получило название «романтического ориентализма».


Художник Мариано Фортуни много путешествовал по Марокко. Городской совет Барселоны предложил ему сопровождать испанские войска в Африку во время испано-марокканской войны. Из поездки он привез множество этюдов и зарисовок, которые стали основой для создания его произведений. Одно из них — картина «Заклинатели змей», которая относится к жанровым композициям из арабской жизни.

Сюжет картины незамысловат. Несколько молодых людей в чалмах и накидках заклинают змей. «Содержательной» становится сама живопись. С одной стороны, она медитативна. Мы вслед за героями оказываемся зачарованными процессом заклинания. С другой — она очень темпераментная и живая: яркий восточный колорит и палитра, свободный экспрессивный мазок, естественные непринужденные позы героев.


Попробуйте подумать, какое состояние передает эта картина. Отвлекитесь от сюжета и изображенных фигур и сфокусируйтесь на ощущениях от самой живописи. Отойдите подальше и охватите картину целиком: ее композиционные решения, соотношения планов, формы. Подойдите ближе и, абстрагируясь от предметов, вглядитесь в то, как они написаны. Что привлекает вас больше всего? Это может быть цвет и определенные сочетания или характер живописного мазка. Подумайте, что вы любите и цените в живописи больше всего? Что в ней вызывает в вас определенные чувства? Каждый ответит на эти вопросы по-своему.

наверх

почувствовать

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":60,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":1.4,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Sine.easeInOut","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

4

гармонию внутри себя

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":-60,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":1.4,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Sine.easeInOut","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

«Младенец Христос» 
Франсиско де Сурбарана, ​​ 1635–1640

Как вы думаете, кто перед вами и что нам хочет сказать этот ребенок? С помощью чего художник передает нам эмоциональное состояние своего героя? Что это за состояние и как бы вы его описали?


Картина «Младенец Христос» принадлежит кисти Франсиско де Сурбарана, который работал в Севилье, Мадриде и прежде всего выполнял заказы для религиозных общин и монастырей.


«Младенец Христос» — редкая картина, где Христос изображен ребенком. Обращаясь к столь юному возрасту, Сурбаран создает безмятежный, открытый и трогательный образ, отсылающий к евангельскому «будьте как дети, ибо таковых есть Царствие Божие» (Мф. 18: 3/ Мк. 10: 14). Несмотря на небольшой размер картины и по-испански строгую лаконичность изображения, Сурбарану удается передать состояние монументальности. Оно достигается разными художественными приемами. В картине нет ничего случайного и лишнего. Сурбаран использует центральную композицию, в которой персонаж расположен в самом центре, что гармонизирует изображение. Фигура ребенка изображена в полный рост и занимает почти всю поверхность холста. В глаза бросается светлая голова и туника Христа небесного цвета на фоне царственно охристо-золотистых облаков. Эти детали также поддерживают общее умиротворенное состояние картины. Так, все в картине передает состояние упорядоченности и цельности.


наверх

понимать разную

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":60,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":1.4,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Sine.easeInOut","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

5

живописную манеру

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":-60,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":1.4,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Sine.easeInOut","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

«Автопортрет»
Игнасио Сулоаги, 1908

Ценность искусства в том, что оно расширяет нашу картину мира, делает ее одновременно более устойчивой и гибкой. Поэтому так важно смотреть и включать в свой опыт разное искусство, понимать разные живописные манеры и художественные языки. Поговорим об этом на примере модернистского «Автопортрета» Игнасио Сулоаги.


Рубеж XIX-XX веков стал особо знаковым для всей европейской культуры и европейской живописи в частности. Кризис, разрушение прежней системы, урбанизация — все эти процессы постепенно меняли мышление и формировали образы будущего. Художники начинают отказываться от строгих правил и все больше начинают экспериментировать с формой и цветом. Центральным сюжетом становится сама живопись, исследование ее формальных характеристик и пределов. Пройдет несколько десятилетий, и эти процессы назовут модернизмом.

Именно в этой новой традиции написан «Автопортрет» Игнасио Сулоаги. Мы уже говорили о жанре портрета, но здесь хотели бы обратить внимания на саму живописную манеру. Художник отказывается от миметического принципа (один из основных принципов эстетики, в самом общем смысле — подражание искусства действительности. — Прим. The Blueprint), перспективы, светотени, объема, лессировок (прием нанесения красок на основу тонким слоем. — Прим. The Blueprint) и других средств художественной выразительности. Как модернист он упрощает форму, сохраняя лишь самое важное, использует чистые, несмешанные цвета, накладывает краску непосредственно на холст свободным густым мазком, создает двухмерное «плоское» изображение с абстрактным фоном. Именно такая живописная манера определит «облик» и характер живописи на весь XX век.

Попробуйте понять, близка ли вам такая живопись? Открыты ли вы к восприятию нового или придерживаетесь более консервативных взглядов? Можете ли вы вспомнить картину или художника, кто напоминает вам картину Сулоаги? Подумайте, когда искусство вызывало у вас много вопросов? Было ли оно современным или наоборот? 

наверх

Перед тем как посмотреть «Испанскую коллекцию» в Пушкинском музее,

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":60,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":1,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Sine.easeInOut","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

6

изучите полезные советы, которые помогут получить максимум удовольствия от выставки:

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":-60,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":1,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Sine.easeInOut","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Познакомьтесь с темой

Изучите некоторую информацию о музее, его коллекциях и выставках, которые вас интересуют. Посетите увлекательные лекции и дискуссии в рамках образовательно-просветительской программы Пушкинского музея. Понимание контекста поможет лучше воспринимать искусство.


Оставьте время на размышления

Не торопитесь. Останавливайтесь перед каждым произведением и дайте себе время для его осмотра и анализа.


Искусство можно воспринимать не только визуально, но и через слух и даже осязание. Размышляйте о форме, текстуре, цвете и звуке произведений искусства.


Используйте все чувства

Искусство может вызывать разные эмоции и ассоциации. Будьте готовы к тому, что ваше восприятие может измениться в ходе пребывания в музее.

Проявляйте открытость и гибкость в мышлении

Обсуждайте произведения искусства с друзьями или сотрудниками музея. Диалог может привнести новые идеи и точки зрения.

Общайтесь

Возьмите с собой блокнот и карандаш, чтобы делать записи о том, что вас заинтересовало или впечатлило. А если под рукой не оказалось нужных материалов, вы всегда найдете красивый скетчбук и другие канцелярские принадлежности в сувенирном магазине Пушкинского музея.


Записывайте свои мысли

Выставку «Испанская коллекция. Из собраний российских музеев» можно посетить до 4 февраля 2024 года в Главном здании ГМИИ им. А.С. Пушкина по адресу: Москва, ул. Волхонка, 12.
Билеты на сайте музея

Генеральный спонсор выставки – Банк ВТБ

наверх

{"width":1200,"column_width":600,"columns_n":2,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}