Blueprint
T

20 декабря 2023

специальный проект

Сила комьюнити

На примере автомобильных клубов изучаем современные комьюнити 

текст: Анастасия Нестер

фото: Игорь Павлов

Сегодня коммьюнити играют важную роль в нашей жизни — будь то сообщество предпринимателей, канал в социальных сетях или форум по интересам. По данным TGStat в русскоязычном Telegram в 2023 году насчитывается 700 тысяч каналов — что в два раза больше, чем в 2021 году. Поддерживать друг друга, вдохновлять, делиться мнением — принадлежность к сообществам зачастую дает нам то, что бывает сложно найти в повседневной жизни. В чем феномен современных коммьюнити и что в действительности мы в них ищем? Мы решили разобраться в этом на примере самого неочевидного и обширного сообщества — автомобилистов. Для этого мы пригласили главного редактора «РБК Стиль» Евгения Тихоновича и авторов сообщества TANK.

Реклама · ООО «Хавейл Мотор Рус»

Быть в сообществе — как это?

0

20

40

60

80

100

120

140

160

180

200

220

240

Евгений Тихонович

 главный редактор РБК Стиль

Есть много представлений о том, что такое сообщество. Бывает, что критерии очень размыты, и мы склонны объединять людей в одну группу, которая на самом деле даже и не складывается в комьюнити. Все хотят быть в сообществе, но важно не выдавать желаемое за действительное. Ведь одни участники могут причислять себя к группе, а другие — нет. Или другой пример: если у вас есть медиа, это не значит, что вы уже сразу имеете сообщество вокруг него. У вас есть аудитория, это другое. Мы же не считаем всех людей, которые оставили комментарии под одним постом — за комьюнити? Люди просто зашли прочитать новость. Я за такой формат сообщества, в котором все участники четко понимают его цели и задачи, знают, что у них есть единомышленники — и понимают, к чему они вместе стремятся, чем интересуются и чего хотят. Когда все знают, зачем и почему они считаются сообществом.


Михаил Медведев

журналист, автор телеграм-канала «Запах новой машины»

Автомобильные клубы как явление — почти ровесники автомобилям. В самом начале пути, когда автомобилисты были лишь небольшой частью общества, автоклубы призваны были защищать и лоббировать их интересы. Со временем вектор развития сменился и стал объединять автомобилистов по увлечениям. Это поклонники одного бренда или даже одной конкретной модели. Конечно же, развитие интернета дало гигантский толчок развитию сообществ автолюбителей. 


Александр катаев

автомобильный журналист, обозреватель

Первые сообщества автомобилистов появились вокруг первых журналов на эту тему. Затем единомышленники собирались вокруг автоспорта — они встречались на соревнованиях, вместе разбирались в технике. Начали появляться автоклубы — маленькие миры только «для своих», для тех, кто «в теме». И дальше с развитием прогресса сообщества автолюбителей развивались стремительно. Сейчас вы найдете форумы и по отдельной модели, и по отдельному двигателю, и по отдельному региону. Вы можете выбрать сообщество, которое посвящено автомобильному туризму, автомобильному спорту, автомобильной истории и ее определенному срезу, например, дизайну.


Секрет успеха комьюнити

0

20

40

60

80

100

120

140

160

180

200

220

240

Евгений Тихонович

 главный редактор РБК Стиль

У сообщества должен быть очень четко очерченный интерес. За это отвечает лидер или организатор сообщества, будь то модератор форума, главный редактор или бренд. Для сообщества нужны критерии общих ценностей и максимальная конкретика: например, не просто «а давайте соберем всех думающих успешных людей», а «давайте соберем тех, кто интересуются механическими часами». Или автомобилями. Или книгами. Если общие ценности размываются, значит, о комьюнити пока говорить рано. Успех сообщества состоит в том, что людям не нужно эти критерии четко объяснять, они безо всяких лишних объяснений и регламентов четко знают, почему они здесь. И они хотят вернуться в эту группу снова, так как получат там то, что им требуется.


Зачем искать «своих» 

0

20

40

60

80

100

120

140

160

180

200

220

240

Евгений Тихонович

 главный редактор РБК Стиль

Мне единомышленники дают ощущение драйва, заряд энергии, чтобы творить дальше. Сообщества удовлетворяют три наших необходимые потребности. Первая — чувство сопричастности к чему-то важному, коммуникация с людьми, которые разделяют твои интересы. Вторая потребность — в спокойствии и надежности. И даже неважно, обсуждаете вы внедорожники или часы, в оффлайне или онлайне. Вы знаете, что у вас есть опора — ваше комьюнити. А третья — это получение новых знаний и навыков, обогащение. Мы идем к единомышленникам, чтобы узнать что-то новое и полезное, получить выгоду, новые эмоции, знания — у каждого своя мотивация. Но при этом мы готовы делиться и своими компетенциями, чтобы тоже самое получили и другие участники сообщества.


Михаил Медведев

журналист, автор телеграм-канала «Запах новой машины»

На рынке появляется новая модель и тут же в сети возникает посвященное ей комьюнити. Его форма может быть очень разной. От стандартного интернет-форума до полноценного приложения, такого как TANK. Это по сути и справочник, и энциклопедия, и место для общения владельцев внедорожников этой марки. Весь мир в кармане.


Участникам комьюнити доверяют больше, чем кому бы то ни было. В сфере авто, например, совет или рекомендация со-форумчанина ценится выше статей в прессе или заявлений дилера. Люди видят искренность участников комьюнити, отсутствие фальши. Это всегда подкупает. Отсутствие ангажированности — вот главный плюс автомобильных сообществ в глазах пользователей.




Не бояться быть частью 

0

20

40

60

80

100

120

140

160

180

200

220

240

Евгений Тихонович

 главный редактор РБК Стиль

Важно самому не бояться стать частью комьюнити. Рассказывать о себе, своих идеях, планах и мечтах. Страх становится меньше, когда у тебя есть четкий запрос — зачем тебе нужно быть в этом комьюнити. Определяем для себя свои потребности, определяем свои интересы, цели и задачи.


Михаил Медведев

журналист, автор телеграм-канала «Запах новой машины»

Любовь и интерес к автомобилям я перенял от отца. С тех пор каждый день узнаю о машинах что-то новое. И сейчас — это вся моя жизнь. Автомобиль — это не только средство передвижения. Это воплощение свободы. Достаточно автомобиля и желания, чтобы увидеть мир.


Автомобиль многое говорит о нас. Это может быть и социальный статус, и темперамент, и текущее настроение, и даже семейное положение. По марке и модели машины, по ее цвету и состоянию можно сделать много выводов.





Александр Катаев

автомобильный журналист, обозреватель

У автомобилистов уже много лет есть свои традиции: например, мигать фарами, предупреждая об опасном участке дороги впереди. Сегодня каждый может проложить маршрут в смартфоне, а не разворачивать для этого бумажную карту. Но в сообществах, например, другие люди расскажут вам о необычном маршруте вдали от цивилизации, поделятся лайфхаками. Ну а как приветствуют друг друга на дороге обладатели редких марок! Когда я ездил в командировку на автомобиле TANK, мне махали люди из таких же 500-х моделей. Ведь всегда приятно на дороге где-то в сотнях километрах от дома встретить «своего».


У более массовых автомобилей более усредненный образ его владельца. А чем более яркая и выдающаяся машина, тем лучше мы можем представить портрет покупателя. Вокруг таких машин, как TANK, объединяются люди, которые ищут небанальных решений. Это редкий случай на российском рынке абсолютно классического внедорожника с премиальным наполнением и насыщенным набором функций. И его покупатели — успешные люди, которые выбирают неординарные машины и гарантию качества за свои деньги. И когда ты видишь «своего», ты по умолчанию знаешь, что на такой же машине ездит человек, близкий тебе по духу, близкий по образу жизни и по интересам. Автомобиль всегда многое говорит о нас самих.






Найти дорогу к единомышленникам сквозь километры

0

20

40

60

80

100

120

140

160

180

200

220

240

Евгений Тихонович

 главный редактор РБК Стиль

Медиа, соцсети, стриминги эмоционально изменили нашу жизнь — мы все чаще чувствуем тревогу. И переживаем расфокус от безумного количества контента, который на нас сваливается ежедневно. Это одна из проблем, которая мешает формироваться комьюнити, — информации слишком много. Найти то, что нужно тебе, не всегда просто.


Мне нравится, когда форматы онлайн и офлайн-сообществ сочетаются и дополняют друг друга, например, если вы устраиваете для участников событийные мероприятия в реальной жизни. Но личные встречи не всегда возможны, и онлайн-общение на тысячи километров расширило наши возможности. Если ваш соратник живёт в Австралии, а вы — в России, но вас объединяют схожие интересы, вы вполне можете создать онлайн-комьюнити.




Александр Катаев

автомобильный журналист, обозреватель

Очень ценно, когда компания выстраивает свой бренд, как мир, как среду, как образ жизни. Сообщество TANK — уникально. Давайте вспомним большинство приложений или сайтов разных марок. Обычно видим там либо какие-то акции и отчеты о прошедших мероприятиях, куда нас не пригласили. TANK, наоборот, приглашает каждого из нас в гости, предлагает высказаться. Клиент вовлечен в общую с брендом историю: он не сторонний наблюдатель, а активный участник сообщества.


В приложении пользователи могут общаться между собой, получать ответы на любые вопросы от компании, заводить на форуме интересующую их тему или подписываться на новости понравившегося автора. При этом вы не обязаны быть владельцем авто именно этой марки, приложение может стать проводником, чтобы «заглянуть в гости» к людям, чей образ жизни вам интересен и с кем вы близки по духу. Я работаю в автожурналистике 25 лет. Как автор классического медиа я всегда немного дистанцирован от аудитории. А в сообществе я — и автор, и единомышленник, близкий к другим. Меня интересует автомобиль как часть мировой культуры, как история про личности, про необычные решения и удивительные случаи. Машины — тоже про красоту. Это не только железо, это составляющая нашей культуры.






Михаил Медведев 

журналист, автор телеграм-канала «Запах новой машины»

Давно прошли те времена, когда интерес к покупателю у автомобильных брендов заканчивался моментом подписания договора. Сегодня, чтобы быть успешным, бренд обязан, образно говоря, удерживать клиента на расстоянии вытянутой руки. Это можно назвать экосистемой общения между брендом и клиентом TANK, это не только высококачественные современные внедорожники, это образ жизни, что и отражается в онлайн- и офлайн-активностях бренда.


В рамках одного приложения у пользователей есть возможность быть на прямом контакте как с самим брендом, так и с теми, кто разделяет такие же интересы. Здесь же можно и выбрать автомобиль для покупки, и управлять затем его функциями дистанционно. Приложение TANK не загоняет в рамки, а, напротив, множит возможности. Прежде всего это участие в еще одном интересном проекте. Очень любопытно изнутри посмотреть, как меняются отношения между автомобильным брендом и аудиторией. Вплоть до последнего времени эти отношения были гораздо более формальными. TANK явно прогревает атмосферу доверия.






команда



        Фото: Игорь Павлов      |     арт-директор: Света Павлова        Стиль: Юлия Гриб      

    Макияж и прическа: Саша Строганова     |     Продакшн-директор: Анастасия Терехова     

      Менеджер проекта: ПАША ПРОШИН     |      Креативный Лид: Николь Антонян     

Продюсер: Фарида Мустафаева       |      дизайн: Виолетта Чекан      |    редактор: Лера Гамина 

       Гафер: Kometa Rent     |     Ассистент стилиста: Екатерина Мурашева     



0

20

40

60

80

100

120

140

160

180

200

220

240

{"width":1200,"column_width":120,"columns_n":10,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}