Blueprint
T

специальный проект

Гении места

РЕКЛАМА · ООО «СЗ «Чистые пруды» 

Кто из творцов жил на Чистых прудах с XIX века до наших дней

Чистые пруды любили Александр Пушкин, Максим Горький и Олег Ефремов. Антон Чехов покупал плитку для своего ялтинского дома непременно на Чистых — в лучшем магазине Москвы. Сергей Эйзенштейн написал здесь сценарии своих главных шедевров. Чистые пруды, где, как писал Николай Лесков, «все дома имеют какую-то пытливую физиономию, точно к чему-то прислушиваются», занимают особое место в истории российской культуры. Об этом и о великих обитателях тихих переулков района The Blueprint рассказывает совместно с девелопером Sminex-Интеко, строящим клубный дом «Чистые Пруды».

текст: никита солдатов

ИЛЛЮСТРАЦИИ: АСЯ ЛИСИНА

Александр Пушкин

Чистые пруды — главное из пушкинских мест в Москве. В нескольких минутах ходьбы от клубного дома «Чистые Пруды», что в Потаповском переулке, Александр Пушкин провел раннее детство. Семья будущего писателя снимала флигель во дворце князя Николая Юсупова, влиятельного царедворца, мецената и любителя отдохнуть на широкую ногу. О приемах, которые устраивал последний екатерининский вельможа, ходили слухи по всей Москве.

Вспоминая детские годы в юсуповском дворце, Пушкин писал: «И часто я украдкой убегал / В великолепный мрак чужого сада, / Под свод искусственно-порфирных скал». Кстати, в этом саду — одном из самых больших частных парков Москвы — Пушкин по легенде увидел того самого кота ученого, что ходит по цепи кругом на дубе у Лукоморья. Главной достопримечательностью сада был как раз могучий дуб, на который Юсупов повесил привезенную из Голландии диковину — золоченую цепь, по которой туда-сюда ходил механический кот с зелеными глазами. Играть у этого дуба маленького Пушкина водила няня Арина Родионовна.


В первой половине XIX века с устройством Чистопрудного бульвара район стал не только одним из самых престижных в городе, но и центром литературной жизни Москвы. В салонах читали свои произведения Василий Жуковский, Николай Карамзин, Михаил Херасков, Константин Батюшков, Федор Тютчев, Николай Лесков и многие другие великие. Именно там 200 лет назад Пушкин впервые читал «Бориса Годунова».


Писатели Серебряного века

В начале 1900-х был организован так называемый первый интеллектуальный клуб в России. Он располагался в квартире писателя Николая Телешова, где собирался весь цвет тогдашней культурной элиты: Антон Чехов, Александр Куприн, Исаак Левитан, Аполлинарий Васнецов, Федор Шаляпин, Сергей Рахманинов. Иван Бунин впервые прочел там рассказ «Господин из Сан-Франциско», а Максим Горький — пьесу «На дне».


Телешов вспоминал, как однажды к нему домой нагрянул Шаляпин: «Шаляпин, как только вошел, сейчас же заявил нам шутливо: „Братцы! Петь до смерти хочется!“ Он тут же позвонил по телефону и вызвал Сергея Васильевича Рахманинова. Тот вскоре приехал. Шаляпин не дал ему даже чаю напиться. Усадил за пианино — и началось нечто удивительное. Шаляпин поджигал Рахманинова, а Рахманинов задорил Шаляпина. И эти два великана, увлекая один другого, буквально творили чудеса. Это было уже не пение и не музыка в общепринятом значении — это был какой-то припадок вдохновения двух крупнейших артистов».


За такими впечатлениями тогда и сейчас на Чистые стремились все, кто хотел приобщиться к московской богеме. Илья Ильф, поселившийся в районе в 1920-х и создавший именно там «Двенадцать стульев», писал друзьям: «Кидайте улицу, на которой Вы живете, ибо нет смысла на ней жить, если есть Чистые пруды».


Сергей Эйзенштейн

Среди тех, кто решил поселиться на Чистых, Мекке российской и советской творческой элиты, был и Сергей Эйзенштейн. В 1920-х, когда будущий режиссер перебрался из Риги в Москву, он поселился в коммунальной квартире. Первые впечатления от нового жилья режиссер описывал так: «Со Штраухом, другом моего детства, мы жили в эту суровую зиму 1920 года в одной комнате. Спали в шубах. Ели в шубах. Бодрствовали в шубах. В центре комнаты стояла наша гордость — тоненькая вертикальная „буржуйка“. Иногда на ней удавалось испечь лепешки. Но тепло от нее не достигало стен и вовсе не обогревало наше логово на Чистых прудах у Покровских ворот».


Квартирный вопрос разрешился для Эйзенштейна после премьеры «Броненосца „Потемкин“». Домком дома на Чистых прудах, побывав на фильме и увидев бури оваций, выделил Эйзенштейну отдельную комнату. В ней один из величайших режиссеров прожил 15 лет и написал сценарии ко всем своим фильмам, без которых невозможно сейчас представить ни один учебник по истории кино. Новая комната Эйзенштейна была оформлена не без присущего ему творческого беспорядка: кругом столпы книг, а потолок расписан черными и красными концентрическими кругами.


Поселившись на Чистых, Эйзенштейн как будто приманил в район других кинематографистов: бульвар и его окрестности оказались одним из самых киногеничных мест Москвы. Например, в «Я шагаю по Москве» Георгия Данелии москвичи советуют только приехавшему в Москву сибиряку в исполнении Никиты Михалкова первым делом отправиться на Чистые пруды. Различные места района появлялись в фильмах «Яма», «Место встречи изменить нельзя», «Мастер и Маргарита», «Джентльмены удачи» и многих-многих других.



Юрий Нагибин

Главным певцом Чистых прудов считается Юрий Нагибин. Благодаря ему и другим писателям того периода район оказался вписан в код советской литературы, стал почти сказочным местом в массовом восприятии москвичей — все мечтали жить на Чистых, дышать воздухом уникальной по советским меркам свободы.

Нагибин называл пруды лучшим местом, что он помнил, «самого радостного и самого печального, ибо печаль детства тоже была прекрасна». Чистые пруды были школой жизни для него: «Мы ловили тут рыбу, и бывало, на крючке извивалась не просто черная пиявка, а настоящая серебряная плотичка. И это было чудом — поймать рыбу в центре города». Среди местных мальчишек тогда даже существовало звание «чистопрудных» — только они могли кататься по пруду на лодке, лазать зимой по ледяным валунам и строить снежных баб.


Нагибин писал: «Чистые пруды — это чудо первого скольжения на коньках, когда стремящиеся лечь плашмя „снегурочки“ становятся вдруг послушными, прямо, стройно режут широким лезвием снег, и ты будто обретаешь крылья». Кстати, именно на катке на Чистых прудах тренировались многие советские и российские конькобежцы, чемпионы Европы, мира и Олимпийских игр.


Кабаков, Булатов и московские концептуалисты

Параллельно с литературной и киношной славой Чистые пруды могут похвастаться и немалым влиянием на российское арт-комьюнити: они стали когда-то базой для главных звезд современного искусства: от Ильи Кабакова и Эрика Булатова до Константина Звездочетова.


На Чистых прудах зародился московский концептуализм: в 1960-х там образовался целый кластер мастерских, где собирались художники, поэты, театральные и кинодеятели и проводили полуподпольные выставки неофициального искусства. Попасть на них стремились все — от директоров музеев до иностранцев, которые скупали картины чистопрудных художников и выставляли их за границей, обеспечивая едва ли не запрещенным на родине авторам мировую славу.


Художник Виктор Пивоваров называл Чистые пруды «сакральным местом» Москвы: «В это время закрыться и уединиться в мастерской — нереальная фантазия. Постоянно приезжают то иностранцы, то художники из провинции, то забегают московские друзья и знакомые. Мастерские, может быть, единственное место, где витает дух свободы. Пусть не полной свободы, но ее сквознячок ощущает каждый».


Стать частью истории

Чистые пруды и по сей день остаются уникальным местом — витающую в этом районе творческую атмосферу чувствует каждый. Тут все переулки, деревья — свидетели больших и малых событий, которые формировали российскую культуру. Уникальный «чистопрудный» дух Москвы и богатая культурная история сделали район престижным местом для жизни. Тихие романтичные Чистые пруды набирают популярность у покупателей элитной недвижимости — за последние три года количество квартир в продаже здесь уменьшилось на 61%, а средняя стоимость квадратного метра выросла вдвое.

Клубный дом «Чистые Пруды»

Здесь девелопер Sminex-Интеко создает клубный дом «Чистые Пруды» в тихом Потаповском переулке, всего в 50 метрах от знаменитого пруда, по берегу которого прогуливалась, кажется, вся богема столицы. Это бережно реконструируемый особняк, построенный в 1915 году по проекту барона Отто фон Дессина. Sminex-Интеко сохраняет исторический вид дома, наполняя его современными технологиями. Он соответствует всем стандартам комфортной жизни. В доме всего 30 квартир и четыре роскошных пентхауса с террасами и каминами, а также двор-сад — редкое по меркам Москвы явление! На уютной территории в исторических павильонах, которые девелопер тоже реконструирует, расположились фитнес-зал и детские развивающие пространства. Есть и гостиная, в которой соседи могут собраться у потрескивающего дровами камина, чтобы провести вечер в уютной атмосфере.


Клубный дом находится в стороне от больших дорог, в тишине переулков Чистых прудов. Он расположен на месте бывшей ювелирной фабрики Сазикова, поставщика украшений из серебра и золота для императорского двора, столь же знаменитого, как Фаберже. Идеальное место для тех, кто хочет гулять там, где гулял Пушкин, и начать свою историю на Чистых прудах. Неповторимый образ жизни в клубном доме позволит соединить прошлое и будущее уже сегодня.


наведите, чтобы увидеть больше

18 декабря 2023

{"width":1200,"column_width":81,"columns_n":12,"gutter":20,"line":37}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}