Blueprint
T

cпециальный проект

у

Ч

ж

e

о

  

внутри

Режиссер и актеры сериала «Хирург» — о том, как человек теряет себя

В преддверии финала триллера «Хирург» о черном рынке трансплантологии на Иви мы поговорили с режиссером Ильей Ермоловым и актерами Сергеем Гилевым, Мариной Ворожищевой и Вильмой Кутавичюте о том, почему истории о преступлениях становятся поводом для глубокого разговора о человеческой природе. А еще обсудили, как жанр триллера помогает исследовать границы добра и зла, что происходит, когда человек теряет себя, — и может ли чужое стать частью нашего собственного «я».

реклама ООО «Иви.Ру»

18 августа 2025

Текст: Валерия Давыдова-Калашник

За витриной частной клиники скрывается центр нелегальной трансплантологии. В этом подпольном мире нет места морали — только сделки, компромиссы и страх. Главный герой — Сергей (Сергей Гилев), блестящий хирург и один из основателей клиники, некогда признанный гением трансплантологии. У него было все: карьера, любящие жена (Вильма Кутавичюте) и дочь, деньги, перспективные исследования. А теперь — тюремная роба и обвинение в убийстве. Когда Сергей сбегает из тюрьмы, его тяжело ранят. В попытке скрыться от конвоя он вламывается в чужой автомобиль и, угрожая оружием, заставляет случайную попутчицу Юлю (Марина Ворожищева) помочь ему добраться до Москвы.


На протяжении долгого пути он рассказывает ей свою версию событий. Юля проникается сочувствием, но вскоре начинает замечать противоречия в его истории. Пока Юля пытается понять, можно ли доверять человеку рядом, ей приходится делать выбор — спасти беглеца или сдать его.

р

режиссе

Илья Ермолов

О жанре и драматической основе

«Хирург» — не типичный криминальный триллер. Да, возможно, это определяющий жанровый элемент. Но современное кино в целом стало синтетическим. Чистых драм или чистых триллеров почти не осталось. Все происходит на стыке жанров.


В нашем случае в основе лежит драма. А жанровые элементы триллера, криминального мира — это лишь форма рассказа, заданная обстоятельствами, в которые попадают персонажи. Но стержень — драматическая история.

О человеке как главной теме

Для меня в центре любой истории всегда находится личность. Если речь идет о мрачной, клаустрофобной атмосфере — хорошо, пусть будет так. Но это лишь декорации, соответствующие реалиям. Главное — что внутри.


Визуально мы разделили повествование на два мира. Первый — светлый, открытый, просторный. Назовем его проявленным миром, миром современного человека, гражданина с деньгами. Это выражается в интерьерах дорогих клиник, квартир, ресторанов, в урбанистике Москвы. Второй — непроявленный, темный, приглушенный. Мир, где совершаются поступки, которые не выносят наружу. Мир тайн, скелетов в шкафу.


О потере собственного «я» и балансе между добром и злом

«Хирург» — сериал о том, как человек может утратить себя, потерять внутреннюю опору. Где граница между человеком и чудовищем, между телом и сознанием? Эти границы зыбкие, как государственные рубежи, — они могут сдвигаться. Каждый из нас в течение жизни перемещает их.


Как говорится, побеждает тот волк, которого ты кормишь. Именно поэтому важно быть внимательным к мыслям, словам. Все это материально. В этом и заключается главный конфликт героев — что они выбирают в каждом конкретном моменте: кормить чудовище или человека?

О трансплантологии и жизни «вторыми руками»

Тема трансплантологии действительно магистральная. И она не только о теле, но и о ментальном состоянии. Мы живем чужими смыслами, целями, мечтами. Присваиваем чужие жизни, гонимся за чужими результатами. Это тоже своего рода пересадка — ментальная трансплантация.


Если говорить о физическом аспекте — да, это особая тема: как жить с тем, что ты теперь принадлежишь частично другому человеку. В сериале мы затрагиваем это лишь на уровне подготовки к пересадке, а не последствий. Но тема интересная, возможно, ее стоит развить в будущем.


Я верю, что органы могут нести информацию. Все в человеке взаимосвязано. И если человек получает орган от другого, он в каком-то смысле становится носителем его истории. Это может повлиять на судьбу, на восприятие мира. Возможно, это звучит метафизически, но интуитивно кажется правдой.

О светлых героях

У нас есть положительные герои. Например, Юля — археолог. Кто-то может назвать ее поведение проявлением стокгольмского синдрома, ведь ее вообще-то взяли в заложники. Тем не менее я вижу в ней искренность. Она проживает другую жизнь и цепляется за возможность быть честной. Или врач Ройфман (Григорий Верник) — он смотрит на мир с идеализмом. Он молод и находится в самом начале карьеры — и еще не понял, что связался с миром черного рынка. И даже у журналистки Марины, несмотря на внутренние противоречия, светлые побуждения. Ей движет не только профессиональный интерес, но и личный — она сама уже полгода стоит в очереди на пересадку почки.

О хищниках, жертвах и третьем пути

В каждом из нас живет и хищник, и жертва. Но есть и третий путь — путь наблюдателя. Это не агрессия, не участие, а позиция стороннего взгляда. В жизни это возможно, пока тебя лично не коснется. А когда коснется — тогда и проявляется твой выбор. Все зависит от внутренних настроек. У кого-то побеждает страх, у кого-то — внутренняя целостность. Кто-то отказывается переступать черту.


Все индивидуально и зависит от того, какое качество в нас сильнее и в какой момент. Люди меняются. Кто-то раскрывается, кто-то деградирует. Иногда все решает одна победа — один шаг, который дает почувствовать уверенность. С одним партнером ты постепенно утрачиваешь свои лучшие качества, с другим — раскрываешься. Так что да, внутри нас борются разные силы. А какая победит — вопрос времени и обстоятельств.

{"points":[{"id":4,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":6,"properties":{"x":-30,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":5,"properties":{"duration":250,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power2.easeInOut","automatic_duration":false}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":30,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":250,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power2.easeInOut","automatic_duration":false}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

О теле как товаре

В сериале поднимается вопрос: что происходит, когда тело становится товаром. Это страшная, но правдивая метафора. Когда человек отделяет разум от тела, то перестает быть единым целым. И тогда с ним может произойти что-то ужасное.


Может ли чужое стать частью собственного «я»? Думаю, да. Хотя я никогда не берусь говорить за зрителя. Кино — это эмоции. Если мне удается вызвать эмоцию в нужный момент — это главное. И если после просмотра кто-то поймет, что чужое — не всегда плохо, значит, все не зря.

МАРИНА ВОРОЖИЩЕВА

ЮЛ

Я

археолог, к ней в машину забирается сбежавший из тюрьмы хирург Сергей — и она становится его сообщницей

О мотивах Юли и природе ее поступков

Юля сталкивается с Сергеем — человеком, который несет в душе тьму. И тут важно не путать жалость с сочувствием. Жалость — чувство разрушительное. Мы должны научиться брать ответственность за свою жизнь и позволять другим жить свою. Это и есть настоящее взросление.


Сначала Юля кажется случайной пассажиркой, но постепенно становится понятно: она не просто свидетель, а участник драмы. Очень сложно понять, что именно движет человеком в моменте, чаще мы начинаем осознавать свои поступки постфактум. Для меня одна из ключевых тем сериала — в том, чтобы человек «проснулся», начал видеть себя со стороны и осмыслять свои действия.

О внутренней трансформации героини

Когда Юля встречается с Сергеем, она замечает в себе то, чего раньше не замечала, — нечто чужое. Мы видим в других то, что требует внимания в нас самих. Сергей просто подсвечивает в Юле те стороны, которые она игнорировала, — и тем самым запускает ее трансформацию. Сначала появляется странная, трудно объяснимая любовь к мужчине — хирургу Сергею, который берет ее в заложницы. А потом — любовь к себе: женщине, которая хочет изменить мир. После этой встречи Юля уже не может быть прежней. И дело не в страхе — на самом деле она очень смелая.

О сильных сценах и личных откликах

Особенно мне нравится сцена в машине под проливным дождем, когда героиня садится туда одна. Это своего рода оммаж к фильму «Три тополя на Плющихе», который я очень люблю. Было приятно обнаружить эту параллель. Сцен, которые дались тяжело, тоже было много. Например, когда меня долго заталкивали в машину во время похищения или когда я сидела в луже с завязанными руками. Это все неприятные, мерзкие ощущения, особенно когда ты — красивая женщина, и при этом в грязи, мокрая, беззащитная.

О героине как зеркале для зрителя

Юля, как мне кажется, очень точно отражает состояние многих современных людей. Она будто «не при делах», но все равно оказывается втянута в чужую драму. Но спасение — в простых, но настоящих вещах: в любящем сердце, в честности, доброте. И конечно, в наших ангелах-хранителях.

Й

сергей гилев

СЕРГЕ

хирург, который нелегально занимался трансплантологией и сел в тюрьму за убийство (неясно, виновен ли он)

О мотивации героя

Есть человек, который оказался внутри преступной схемы. Он ее не создавал, не стоит во главе, но использует появившиеся возможности, чтобы заниматься исследованиями. Ему кажется, что без больших потерь для себя он не может разрушить эту систему. При этом она создает доход для всех участников — для кого-то это вопрос выживания, другие просто проедают эти деньги. Ну и кто в этой системе самый плохой? Точно не наш герой. Объяснить себе его мотивацию мне было несложно. Мне кажется, мы все знаем таких людей.

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":560,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power2.easeInOut","automatic_duration":false}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

О подходе к роли

Когда я читал сценарий, то долго не понимал, как играть этого персонажа. Слушал Илью, режиссера, который довольно четко представлял себе этого человека, а у меня в голове картинка не складывалась. Потом просто решил — хватит быть глупым, все есть в тексте. Перечитал, согласился с режиссером — и вот у нас появился герой: не самый приятный, но профессионал, человек, который борется с несправедливостью. Сразу стало интересно играть. Надеюсь, зрители будут за него болеть, хотя он, правда, иногда бывает противным. Но люди вообще такие и есть.

О выборе и личной ответственности

Если бы Сергей был просто жертвой обстоятельств — было бы скучно. Он активный, предприимчивый, сам создает себе возможности и порой перегибает палку. Он не выбирает «тьму» — он единственный, кто пытается двигать человечество вперед. Он ученый, считает, что умнее всех, и думает, что может работать в серой зоне: использовать нечестно добытые ресурсы ради великой цели. Но так не бывает.

О чужом внутри

У меня не было ощущения, что в Сергее вдруг появилось нечто чужое — нет, в нем изначально было все. Он другой. Не похож на нас — простых ребят. Энергичный, лихой, почти не знает страха, стыда, сомнений. Не плохой, просто у него по-другому устроен мозг. Таких людей немного. Это история о человеке с особенностями. Среди ваших знакомых, скорее всего, таких нет. Поэтому и смотреть будет интересно.

О потерях и настоящем «я»

Сергей — взрослый человек, давно сформировавшийся. Тюрьма, смертельная угроза, утрата близких, предательства — все это уже бывало. Он просто не согласен с тем, как сложилась жизнь, и хочет все поменять в свою пользу. И на этом пути сталкивается с другими крепкими ребятами — так и рождается остросюжетный приключенческий триллер. Мне кажется, это точное определение жанра. В нем часто что-то происходит, чтобы зритель не скучал. И чтобы успевал удивляться.

О подготовке к роли

Я изучал медицину, физиологию, этику трансплантологии — как и все. Это рутинная часть. А вот главное — я попытался стать качком. И не вышло. Хирурги — это крепкие люди. Я тоже, но этого не видно. Мне нужно было набрать килограммов десять. А это уже сложно — мне для этого нужно три-четыре года. Но я начал процесс и продолжаю. Прошел год — уже чуть лучше. А вдруг будет второй сезон? Вот тогда и посмотрим, как я подготовился.

О сочувствии и справедливости

Иногда герою хотелось извиниться, исправить что-то, поблагодарить кого-то. Это те редкие моменты, когда он чувствовал, что не прав. Все остальное он делает как человек, восстанавливающий справедливость. Думаю, это должно быть видно. И мы, конечно, на его стороне.

Вильма Кутавичюте

ВЕР

А

жена Сергея

О жизни по ту сторону завесы

Для меня Вера — женщина, которая словно живет по ту сторону завесы. Как призрак, она ходит по дому, который будто ей не принадлежит. Она заложница своей собственной жизни. Это безумно одинокий человек, который отчаянно ищет связь — с близкими, миром, самой собой. Но у нее не получается. Именно поэтому она идет на определенные поступки.

О трещинах в любви

История Веры и Сергея начинается с трещины. Их брак — сложный: в нем есть страсть, созависимость, абьюз. Было множество моментов, когда и он, и она могли бы остановиться, сказать что-то важное, сделать шаг навстречу и, возможно, спасти отношения. Но все идет по накатанной — слово за словом — к катастрофе. Вера любила Сергея. И продолжает любить.

О точке невозврата

Вряд ли можно точно назвать момент, когда Вера теряет доверие к Сергею — и к себе. Скорее всего, это был обычный день. Она посмотрела в зеркало и поняла: это не ее жизнь. Если все будет продолжаться, она просто погибнет. Признать это — самый страшный и смелый шаг. Потому что за ним следует разрушение, боль — и для себя, и для других.

О власти и ответственности

Вера чувствует огромную ответственность — и за свою семью, и за Сергея. Я не могу назвать ее однозначно жертвой или агрессором. Она сложно устроена. Снаружи — «идеальная» жизнь, а внутри все рушится, и она не знает, за что ухватиться.

О внутренних переменах

Вера начинает меняться с самого начала. Внутри нее рождается что-то новое — жесткое, холодное. Она качается на эмоциональных качелях: жив ли Сергей, мертв ли, виновата ли она. Одновременно она пытается построить «нормальную жизнь», ради которой все это вроде бы и затевалось. Но не получается.


Сохранить себя она не может — на самом деле сохранять ей нечего. Она в этой семье лишняя. Есть сцены, где она пытается наладить контакт с дочерью, — а у той уже есть свое пространство с отцом, шутки, правила. Вера старается, подключается к разговорам, пытается быть «своей», но выходит неловко. И снова она — чужая.

О живом внимании

Когда появляется Титов, бывший коллега Сергея и любовник Веры, и заговаривает с ней, она впервые за долгое время чувствует: на нее обратили внимание. Она интересна. Она — живая. И это ее ошеломляет. Плюс обида на мужа, желание мести, мечта о простой, нормальной жизни — и все это одновременно. Она предает и спасает себя — и между этими двумя полюсами происходит множество внутренних движений.


Я стараюсь не оценивать ни героев, ни людей. Уверена: если бы мы могли хотя бы немного пожить в теле другого человека, почувствовать его боль, увидеть его глазами — нам бы стало труднее осуждать. Что для одного — ужас, для другого — спасение. Я не считаю себя «отличником», чтобы раздавать оценки.

Об абсолютной честности

Ключевая сцена для меня — та, где Вера просит прощения у Сергея. Она буквально вываливает наружу все, что копилось годами. Ее выкручивает от чувства вины. Я сразу решила, что сыграю максимально честно, без прикрас.


Это была сложная сцена. Она потребовала внутренней смелости. И я благодарна Илье за доверие. Это настоящее везение для актера.

команд

А

Фото: Лейсан Ибатуллина

Стиль: Марина Нова

Макияж и прическа: Полина Еланская

Сет-дизайн: Настя Короткова

Продакшн-директор: Анастасия Терехова

Менеджер проекта: Паша Прошин

Арт-директор: Николь Антонян

Продюсер: Фарида Мустафаева

Дизайн-лид: Виолетта Чекан

Дизайн: Владимир Дубань

Редактор: Арина Крайних

Текст: Валерия Давыдова-Калашник

Ассистент продюсера: Тамари Гегелия

Ассистенты фотографа: Илья Олейников, Никита Логинов

Ассистент визажиста: Инна Новоженина

Ассистент сет-дизайнера: Мария Сухомлинова


Благодарим Maxim Ostreykovskiy и Mucus Vintage

за предоставленные для съемки вещи.

{"width":1200,"column_width":120,"columns_n":10,"gutter":0,"margin":0,"line":40}
false
767
1300
false
false
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 200; line-height: 21px;}"}