Blueprint
T

специальный проект

Сцены из жизни

Как жилые пространства в кино общаются со зрителем

Пространство в кино почти как главный герой. У него своя жизнь, правила, характер, стиль. Место, в котором обитает персонаж, максимально созвучно с ним, раскрывает суть и открывает тайные смыслы. Вместе с ПИК мы исследуем, какую роль пространство играло в культовых кинолентах и как планировочные решения влияют на истории популярных героев

реклама ПАО «ПИК СЗ»

7 марта 2024

текст: Алексей Свиридов

редактор: Арина Крайних

«Квартир а»

(1)

Рождественская классика от Билли Уайлдера. Главный герой — типичный американский клерк Си Си Бакстер — работает в страховой компании в Нью-Йорке, а жилье снимает неподалеку от работы — в Вест-Сайде. Это обстоятельство делает его незаменимым для своих коллег и начальства. Бакстер часто оставляет ключи от квартиры директору, чтобы тот, тайком от жены, встречался там с любовницами.


В одну из этих девушек Бакстер влюбляется, а в конце концов, ради отношений с ней, отказывается от продвижения на работе. Вечная романтическая история про Америку 1950-х. Когда две жизненные доминанты — любовь и карьера — вступают в конфликт, первая непременно побеждает.


Квартира Бакстера — не только место для отдыха и «his castle», но и по сути самостоятельный герой фильма, неординарные функции которого и дают ход сюжету. Это идеальное жилище холостяка: здесь есть кинг-сайз кровать, холодильник, в котором всегда найдется пара бутылок вина и пачка снеков, и несколько «представительских» предметов мебели из дорогого дерева. Соседи Бакстера думают, что он — законченный Казанова, раз каждый вечер из его квартиры слышны женские голоса. Главный герой же, наоборот, ищет «ту самую», кем для него и становится Фрэн, любовница его начальника.


Если бы Бакстер жил в современной Москве, то точно подобрал бы себе такую квартиру, где личное пространство для отдыха и гостевая часть разделены. К счастью, современный тренд на умные планировки для разных сценариев жизни решает этот вопрос. Такие варианты найдутся в новых домах — например, в ЖК «Бусиновский парк» линейки ПИК+. В сердце такого дома — кухне-гостиной — холостяк может устроить место для тусовок и развлечений, а семья с детьми будет собирать семейные обеды. Здесь есть место, чтобы поставить большой диван и просторную кухню — все для большой кампании и общения.



«Восемь женщин»

(2)

Рождественский детектив-мюзикл Франсуа Озона, действие которого происходит во французской глубинке. Компания собралась отмечать праздник, но выясняется, что хозяин дома убит, а под подозрением находятся все присутствующие — восемь женщин. Каждой есть, что скрывать, но только одна из них — преступница. По крайней мере, так думают сами женщины.


Озон собрал всех своих любимых актрис — от Катрин Денев, до Изабель Юппер, — и поместил их в детективную историю, тем не менее легкую и смешную, — идеальный пример интонации работ Озона.


Пространство загородного дома — важный элемент сюжета картины. Все героини по сути заперты здесь (уехать нельзя из-за снега, занесшего все вокруг жилища) и они волей неволей идут на откровенность друг с другом. Напряженные, психологичные диалоги в антураже кануна Рождества.





Возможно ли в современной квартире собрать в одном месте большую кампанию на праздник, как в картине Франсуа Озона? Само собой, если найти подходящий дом. Например, в петербургском проекте ПИК+ «Лермонтовский, 54» часть квартир получит террасы на первых этажах — они будут выходить в закрытый двор-парк, доступ к которому будет только у жителей. Это идеальное место, чтобы собрать хорошую компанию и провести время лучше, чем герои Озона, — за приятными разговорами и бокалом вина, например.

«Девственницы-самоубийцы»

(3)

Дебютный полный метр от Софии Копполы. В пригороде Мичигана чета Лисбонов, типичные представители среднего класса, шокированы самоубийством Сесилии — одной из своих пяти дочерей. Родители подумали, что «упустили» ребенка, и не желают того же для остальных девочек. Поэтому Лисбоны подвергают своих дочерей тотальному контролю — фактически запирают их в четырех стенах.


Оговоримся сразу, ни к чему хорошему это не приведет. Но интересует нас другое — особенный мир девичьих комнат в Америке 1970-х. Это совершенно сказочные пространства, представляющие собой особую форму эскапизма: ванильно-розовая идиллия дома, серая действительность на улице. С помощью интерьера Коппола раскрывает главных героинь, наделяя их пусть и гиперболизированными, но все же типичными чертами девочек-тинейджеров того времени.




Конечно, в 2020-х годах ярко-розовые тона детских комнат, как в фильме Копполы, вышли из моды — сейчас дизайнеры предпочитают спокойные, пастельные тона. А также соблюдают важный пункт квартиры для большой семьи — создают отдельные пространства для детей и родителей, благодаря продуманным планировкам. Архитекторы линейки проектов ПИК+ в Москве это учли. Во многих квартирах, вне зависимости от площади, есть спальни, разнесенные по разным частям квартиры. У родителей — своя мастер-спальня с отдельной ванной комнатой, у детей — личное пространство для отдыха и учебы, а разделяет их кухня-гостиная — общее место встреч и общения.


«Окно во двор»

(4)

Одна из самых известных работ Альфреда Хичкока. Фоторепортер Джефф сломал ногу. Теперь он днями напролет сидит в своей квартире в Гринвич Виллидж, скучает и иногда встречается со своей подругой Лизой, «хичкоковской» блондинкой, которую играет Грейс Келли.


Впрочем, Джефф находит чем себя занять — он постоянно наблюдает за жизнью своих соседей по двору через бинокль. Перед героем, как на ладони, — истории других людей: балерина, ждущая жениха из армии, композитор, вымучивающий из себя новую мелодию, и... подозрительный мужчина, жена которого зашла домой несколько дней назад и так и не вышла.


В итоге Джефф с дотошностью журналиста добирается до правды, а история закручивается в остросюжетный детектив. Не будем спойлерить, но хэппи-энд в романтическом ключе прилагается. Узнать истину Джеффу помогают большие окна: из них открывается подробный вид на город, а пространство квартиры постоянно залито светом, так что главный герой, фотограф, мог до позднего вечера изучать фотографии, не пользуясь искусственным освещением.




Большие окна по-прежнему остаются желанной составляющей любой квартиры. Благодаря им пространство в комнате визуально увеличивается, освежается интерьер и появляется много естественного света, что, при постоянной нехватке витамина D в Москве, — заметный плюс! Если герой Хичкока смотрел в небольшой дворик и видел окна соседей напротив, то современной квартире Джефф, возможно, не стал бы свидетелем такой драмы. Вместо этого он смог бы наслаждаться пейзажем или созерцать звезды из квартиры проекта ПИК+ «Плеханова 11», где окна «в пол» — одна из приятных особенностей интерьера.

«Ребенок Розмари»

(5)

В 1968 году Роман Полански снял классический триллер, который сегодня пишут через запятую с «Психо» Хичкока и «Сиянием» Кубрика. «Ребенок Розмари» — история про молодую пару — актера Гая и домохозяйку Розмари, — которая приезжает в Нью-Йорк и селится в доме с сомнительным бэкграундом. Говорят, раньше это была точка притяжения для ведьм, колдунов и сатанистов.


Карьера Гая идет в гору, поэтому он предлагает Розмари завести детей. Но соседи, довольно милые на первый взгляд, кажется, имеют на будущего ребенка какие-то планы. Семейная идиллия плавно отступает, а настроение фильма напоминает скорее паническую атаку. Постепенно Розмари понимает, что жильцы дома — не те, кем хотят казаться, а все жуткие домыслы об истории этого места подтверждаются.


Само здание, куда въехала чета влюбленных, навевает ужас. Многоквартирный дом «Брэмфорд» — мрачный, выполненный в стиле неоренессанса, — запросто мог бы стать резиденцией Графа Дракулы, если бы он жил на Манхэттене. Полански много внимания уделяет интерьеру («Ребенок» — вторая часть его так называемой «Квартирной трилогии»). В этом фильме квартира влюбленных показана нарочито благополучным жильем типичных представителей хай-миддл класса. Добротная мебель, свежая отделка и хороший, но не выдающийся вкус бывших владельцев, от которых все это досталось Розмари. И тем страшнее оказывается контрапункт между внешней идиллией места и ужасами, в нем происходящими.





В фильме Полански есть эпизод с гардеробной, где главная героиня обнаруживает странный шкаф, придвинутый к стене, в который она лучше бы не заглядывала. В современных квартирах в гардеробной нет никаких мрачных тайн — это многофункциональное пространство, где можно оборудовать постирочную или полки для хранения. Важная деталь современных планировок квартир, как в «Кутузовском квартале» ПИК+, — это мастер-спальня. Здесь есть пространство для сна, место для хранения одежды или рабочего кабинета и отдельная ванная комната — учтены все потребности будущих жильцов, а если чего-то не хватает — для этого всегда найдется место за счет приличного метража квартир.

{"width":1200,"column_width":1200,"columns_n":1,"gutter":20,"line":37}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}