![](/upload/28007/vms/76078b3aa7b28b60976ff9d971a0a156.png)
специальный проект
![](/upload/28007/vms/338682234b0883bfad67905d18ec57b6.png)
![](/upload/28007/vms/bce665d86bc6c3fb313b52963676af44.png)
![](/upload/28007/vms/4740f2dc97a188d2389797e2cb83e4d4.png)
![](/upload/28007/vms/b7f02ec00eaf2f6619be78c7bb26bc5c.png)
![](/upload/28007/vms/103a17b742a87ad151ed9282f4254591.png)
![](/upload/28007/vms/8f046205c38bf661b1205d1fa2993400.png)
![](/upload/28007/vms/58a1fb54211d2941a41867c01582923b.png)
Новое дыхание города
Кто и как раскрывает новые возможности старых зданий
Текст: Татьяна Житпелева
Иллюстрации: Анна Евдокимова
Ревитализация или реновация? Или нет никакой разницы? Поверьте, даже не все студенты архитектурного с ходу ответят на этот вопрос. Сегодня разберемся в этих понятиях, через призму истории увидим, как продуманная ревитализация качественно меняет жизнь городов. И вместе с девелоперской компанией VOS’HOD попробуем заглянуть в будущее самого центра Москвы.
Новые возможности старых зданий
![](/upload/28007/vms/2fd558ef7c8cbb64bc079b2a287e4f24_small.png)
![](/upload/28007/vms/fed60f21e4795dd504f9cc9e8036e353.png)
Последние лет десять то и дело можно услышать о такой правительственной инициативе, как реновация. У многих это слово ассоциируется с масштабным сносом пятиэтажек, ненавистным уплотнением города и строительством высоток. И когда речь заходит о созвучной, но такой отличающейся ревитализации, то можно услышать множество негативных мнений, вызванных явной путаницей.
Но все же в чем отличие? Если реновация — это про снос старого, перекраивание города и строительство абсолютно нового с той же функцией, то ревитализация — это про новую жизнь уже существующего, процесс оживления городского пространства. Основной принцип ревитализации — раскрытие новых возможностей старых территорий и зданий. А ее цель — сохранение аутентичности, самобытности и исторических ресурсов городской среды. Ревитализация — это превращение заброшенного и порой откровенно маргинального пространства в знаковое и проявление истории места, а иногда и всего города. Как, например, открытый в 2007 году в Мексике музей стали Horno³.
Как у них?
Если окунуться немного в историю, то оказывается, что термин «ревитализация» изначально был гораздо ближе к реновации. В Англии и Франции времен барона Османа под этим словом значилось улучшение условий для жизни путем обновления и перестройки старого жилого фонда и дополнение его новым.
С начала XX века ревитализация приобрела свой нынешний смысл, став ответом на деиндустриализацию городов. Сокращалась промышленность, росло число заброшенных зданий и районов. И в какой-то момент во многих городах Европы и Америки остро встал вопрос о необходимости «оживления» этих территорий для создания новых рабочих мест и повышения качества жизни.
Как правило, при ревитализации территории особую важность приобретает сохранение облика здания, в то время как функция может быть выбрана абсолютно любая: музей, бизнес-центр, торговые площадки, зоны отдыха и прочее. Один из ярких примеров удачной ревитализации — художественный центр Salts Mill в английском Солтейре, включающий в себя не только галерею, но и торговый центр, а также ресторанный комплекс. Несмотря на то что работы над ним закончились еще в 1980-х годах, объект стал по-настоящему знаковым местом города и по сей день привлекает огромное количество посетителей.
Особого успеха в возрождении заброшенных объектов достигла Польша. В ней за последние десятилетия появилось множество торговых площадок, бизнес-центров, музеев и даже жилых блоков на месте бывших фабрик и шахт. Среди них — торгово-развлекательный центр Manufaktura в зданиях бывшей хлопчатобумажной мануфактуры Израиля Познаньского (ХIX век), который считается одним из наиболее удачных примеров ревитализации и реставрации за все время существования этого термина.
![](/upload/28007/vms/56dae05730321f39f1b12132da005321.png)
![](/upload/28007/vms/68e14b011696dfb7b3f0adb8045b6fbb.png)
![](/upload/28007/vms/c82010a681490a7afc14bdc3fc402737_small.png)
![](/upload/28007/vms/00e8755d978c9ad4a629048a26ebc3fb_small.png)
![](/upload/28007/vms/e0b694809d986c1ac78048dc1e9538c5.png)
А что у нас?
Для России процесс ревитализации гораздо более молодой. В связи с особенностями ее исторического пути деиндустриализация пришла к нам уже в девяностых, а множественные экономические потрясения позволили обратить внимание на деградирующие зоны только в последнюю пару десятков лет.
Одними из «первопроходцев» ревитализации стали дизайн-завод «Флакон», основанный на базе Хрустального завода им. Калинина, а также «Красный Октябрь» — преемник одноименной шоколадной фабрики в Москве. Некогда пустые пятна в самом центре города, с момента открытия и по сей день они стали одними из главных тусовочных мест. В шоурумах местных брендов и уютных ресторанах, офисах и творческих мастерских, галереях и даже учебных заведениях кипит жизнь, и любой гуляющий может пройтись между бывших цехов, полюбоваться кирпичной архитектурой и отдохнуть на одной из летних веранд.
За последние пару десятилетий новую жизнь получили многие промышленные территории Москвы, Санкт-Петербурга и других крупных городов. Хотя, конечно, ажиотаж от открытия дома культуры «ГЭС-2» в 2021 году нельзя ни с чем сравнить. Одна из старейших электростанций Москвы после вывода из эксплуатации стала зоной отчуждения в самом сердце города. В 2015 году объявили о планах возрождения места, причем с привлечением звезды архитектуры первой величины — архитектурного бюро Ренцо Пиано (Renzo Piano Building Workshop), того самого, кто построил в Париже Центр Жоржа Помпиду. Сегодня на месте заброшенного депо расположились кинотеатр и библиотека, ателье и мастерские, выставочные пространства и помещения для мастер-классов, рестораны и многое другое. Отдельная же заслуга — возвращение городу пространств вокруг: полноценной прогулочной зоны вдоль канала и свежевысаженной березовой рощи за зданием ГЭС.
![](/upload/28007/vms/436d59c7af5bc5522ae13312f816ac5c_small.png)
![](/upload/28007/vms/c7e59e70dd60ea4bd687fa791febf3cb_small.png)
![](/upload/28007/vms/39e1423edad010041b71a1804d70db6a_small.png)
![](/upload/28007/vms/f4d5d60b5471239ed9926c55a20e93fd_small.png)
![](/upload/28007/vms/fbd54d7e38869bcc48d2de7ef486ab6c_small.png)
![](/upload/28007/vms/7dee3fd96b36551e5055084cf1cb12cc_small.png)
![](/upload/28007/vms/3f1893460c3d49acfaf88ecc93c22a61.png)
![](/upload/28007/vms/e5719c8963136ed384f7f8c3e7891a58.png)
![](/upload/28007/vms/77a451ff7ade69eabd502cf8eb5cad8c.png)
![](/upload/28007/vms/336b45c77fa213400723a07ec2bd2f37.png)
![](/upload/28007/vms/7c4dd0add207aa3b5dc5f73e3d97ed83_small.png)
![](/upload/28007/vms/8856b09edfc91503427d0c76e50813cc.png)
![](/upload/28007/vms/c6485539d3229471705a7f16aae35aa4_small.png)
![](/upload/28007/vms/232fee95945d6d2708acc1f8845ead72_small.png)
![](/upload/28007/vms/6cd694d80cef7722e146c5b7a1dfe9f3_small.png)
![](/upload/28007/vms/67aee3c5a6c48974d1d62661a1599e98_small.png)
Куда дальше?
![](/upload/28007/vms/02125aa4c13342deeb118e32efc75fe3.png)
![](/upload/28007/vms/b9995465f25c6f7e8b527cfeb81bef29_small.png)
Несмотря на востребованность у публики и актуальность ревитализации, в городах остается много заброшенных и недоступных для горожан объектов. Одним из таких мест было здание Центрального телеграфа, расположенного на Тверской улице в пяти минутах от Кремля, пока девелоперская компания VOS’HOD не поставила себе цель создать новую точку притяжения в городе и открыть для людей новое общественное пространство в самом сердце столицы, которое многие годы было закрыто от их глаз.
Здание Центрального телеграфа построили по проекту инженера и архитектора Ивана Рерберга, а открылось оно в 1929 году. В то время телеграф выполнял важную социокультурную и политическую функции для молодого Советского государства, поэтому при выборе места строительства особое внимание уделяли его расположению в непосредственной близости к правительственным учреждениям. После долгих исследований выбор пал на пересечение одной из важнейших артерий города — Тверской улицы с улицей Огарева.
Здание телеграфа представляло собой настоящий «город в городе». В нем были не только телеграфные и телефонные залы, аппаратные залы и другие технические помещения, но и помещение для собраний на 1500 человек, библиотека, столовая, амбулатория и даже детские ясли на 200 мест. На втором этаже находились спальни для сотрудников дежурной смены, канцелярии служб связи. А для руководителей узла связи и других служб в проекте были предусмотрены отдельные квартиры. И вся эта жизнь кипела вокруг большого закрытого двора и была связана с городом только частью первого этажа, единственной доступной обычному москвичу.
Что касается образа здания, он был призван продемонстрировать принадлежность к Москве как столице СССР и центру передовых технологий. В угловой части здания на пересечении Тверской и Огарева (ныне Газетный переулок) был организован главный вход в здание, выделенный повышением башнеобразного пятигранного сегмента, откуда посетитель телеграфа попадал в вестибюль. Над центральным входом находился глобус в окружении стилизованной композиции герба СССР, символизирующий контакт со всем миром.
Если бы это здание было человеком, то его можно было бы назвать двуликим: насколько громко детали его архитектурного решения говорили о связи с внешним миром, настолько же оно в действительности было отрезано от него.
![](/upload/28007/vms/82ed966308535da71e953b426a107dc7_small.png)
![](/upload/28007/vms/bf2b87ab73ac03b5a6b9bc6d83c2bf1d_small.png)
![](/upload/28007/vms/a44bb86dc4b730994924edfb06a23246_small.png)
![](/upload/28007/vms/5690dd0f6e1c4af069c07f434f627444.png)
![](/upload/28007/vms/2fa209250f6aa2f9dd9d424c69405f14_small.png)
Технический прогресс не стоял на месте, и со временем здание потеряло свою значимость и превратилось в банальный офисный центр. Пока в 2021 году девелоперская компания VOS’HOD не начала разработку проекта реставрации и приспособления Центрального телеграфа. К созданию концепции привлекли звездное архитектурное бюро David Chipperfield Architects (DCA), известное своими работами с объектами культурного наследия, в том числе входящими в список ЮНЕСКО. Также к работе присоединились проектное бюро APEX и архитектурно-реставрационная мастерская «ФАРОСЪ».
После окончания реставрационных работ в здании Центрального телеграфа появятся пространства для работы и досуга. Первый и второй этажи займет ретейл-зона с флагманскими магазинами, с третьего по шестой — офисные помещения класса «А», а на седьмом этаже откроются несколько ресторанов, в том числе с видом на Кремль. Но главная точка притяжения горожан и гостей столицы по задумке — внутренний двор с зонами для паблик-арта и разнообразной событийной программы. Для доступа к нему будут организованы три новых прохода, которые позволят наконец связать город с внутренним миром комплекса. За зданием на месте парковки появится новая городская площадь — озелененный сквер с террасами кафе и местами для отдыха. Благодаря рельефу будет организован амфитеатр с площадкой для выступлений.
Но поскольку ревитализация — это не только про новое, но и про сохранение истории, то немало внимания уделяется реставрации здания. Так, планируется сохранить и восстановить его фасады, воссоздать утраченные элементы рам и действующие до сих пор механизмы открывания окон первого этажа и т.д. Особое внимание будет уделено восстановлению всех декоративных элементов фасадов: металлических букв надписи «Телеграф», ажурного металлического ограждения, флагштоков, кронштейнов светильников на обелисках, обрамления глобуса в виде герба и многого другого. А главное, будет полностью отреставрирован сам глобус, под которым раньше любили назначать встречи. Совсем скоро он придет во вращение и, возможно, вновь станет важным символом города. В итоге здесь будет сохранен genius loci, но при это здание заживет актуальной для современного мира жизнью.
Таким образом, совсем скоро здание впервые откроется городу в полном объеме. И это одна из важных ценностей ревитализации — возвращение недоступных прежде индустриальных объектов людям.
![](/upload/28007/vms/8c6e5a384d86e730dd6369ee1d18673d.png)
![](/upload/28007/vms/1d19d4e729b140c074ce48e8d94ccc48.png)
![](/upload/28007/vms/e9fccf3dee76354f46013d13096f8782.png)
![](/upload/28007/vms/47cab718458104af0527da8b5ef7406e.png)
![](/upload/28007/vms/acf6ef50284d06eb04e0fd3d58dec1ec.png)
РЕКЛАМА · ООО «Центральный Телеграф»
04 ИЮЛЯ 2023
0