Blueprint
T

специальный проект

{"points":[{"id":4,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":6,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":7}}],"steps":[{"id":5,"properties":{"duration":1.5,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Sine.easeInOut","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":21,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":1.2,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power2.easeInOut","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Новое дыхание города

Кто и как раскрывает новые возможности старых зданий


Текст: Татьяна Житпелева


Иллюстрации: Анна Евдокимова 


Ревитализация или реновация? Или нет никакой разницы? Поверьте, даже не все студенты архитектурного с ходу ответят на этот вопрос. Сегодня разберемся в этих понятиях, через призму истории увидим, как продуманная ревитализация качественно меняет жизнь городов. И вместе с девелоперской компанией VOS’HOD попробуем заглянуть в будущее самого центра Москвы.


Новые возможности старых зданий


Последние лет десять то и дело можно услышать о такой правительственной инициативе, как реновация. У многих это слово ассоциируется с масштабным сносом пятиэтажек, ненавистным уплотнением города и строительством высоток. И когда речь заходит о созвучной, но такой отличающейся ревитализации, то можно услышать множество негативных мнений, вызванных явной путаницей.


Но все же в чем отличие? Если реновация — это про снос старого, перекраивание города и строительство абсолютно нового с той же функцией, то ревитализация — это про новую жизнь уже существующего, процесс оживления городского пространства. Основной принцип ревитализации — раскрытие новых возможностей старых территорий и зданий. А ее цель — сохранение аутентичности, самобытности и исторических ресурсов городской среды. Ревитализация — это превращение заброшенного и порой откровенно маргинального пространства в знаковое и проявление истории места, а иногда и всего города. Как, например, открытый в 2007 году в Мексике музей стали Horno³.


Как у них? 


Если окунуться немного в историю, то оказывается, что термин «ревитализация» изначально был гораздо ближе к реновации. В Англии и Франции времен барона Османа под этим словом значилось улучшение условий для жизни путем обновления и перестройки старого жилого фонда и дополнение его новым.


С начала XX века ревитализация приобрела свой нынешний смысл, став ответом на деиндустриализацию городов. Сокращалась промышленность, росло число заброшенных зданий и районов. И в какой-то момент во многих городах Европы и Америки остро встал вопрос о необходимости «оживления» этих территорий для создания новых рабочих мест и повышения качества жизни.


Как правило, при ревитализации территории особую важность приобретает сохранение облика здания, в то время как функция может быть выбрана абсолютно любая: музей, бизнес-центр, торговые площадки, зоны отдыха и прочее. Один из ярких примеров удачной ревитализации — художественный центр Salts Mill в английском Солтейре, включающий в себя не только галерею, но и торговый центр, а также ресторанный комплекс. Несмотря на то что работы над ним закончились еще в 1980-х годах, объект стал по-настоящему знаковым местом города и по сей день привлекает огромное количество посетителей.


Особого успеха в возрождении заброшенных объектов достигла Польша. В ней за последние десятилетия появилось множество торговых площадок, бизнес-центров, музеев и даже жилых блоков на месте бывших фабрик и шахт. Среди них — торгово-развлекательный центр Manufaktura в зданиях бывшей хлопчатобумажной мануфактуры Израиля Познаньского (ХIX век), который считается одним из наиболее удачных примеров ревитализации и реставрации за все время существования этого термина.


{"points":[{"id":7,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":39}},{"id":9,"properties":{"x":-134,"y":-207,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":8,"properties":{"duration":207,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power2.easeInOut","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
{"points":[{"id":13,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":-71}},{"id":15,"properties":{"x":-55,"y":-506,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":14,"properties":{"duration":506,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power2.easeInOut","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
{"points":[{"id":10,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":-27}},{"id":12,"properties":{"x":-65,"y":-145,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":11,"properties":{"duration":250,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Sine.easeInOut","automatic_duration":false}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

А что у нас?


Для России процесс ревитализации гораздо более молодой. В связи с особенностями ее исторического пути деиндустриализация пришла к нам уже в девяностых, а множественные экономические потрясения позволили обратить внимание на деградирующие зоны только в последнюю пару десятков лет.


Одними из «первопроходцев» ревитализации стали дизайн-завод «Флакон», основанный на базе Хрустального завода им. Калинина, а также «Красный Октябрь» — преемник одноименной шоколадной фабрики в Москве. Некогда пустые пятна в самом центре города, с момента открытия и по сей день они стали одними из главных тусовочных мест. В шоурумах местных брендов и уютных ресторанах, офисах и творческих мастерских, галереях и даже учебных заведениях кипит жизнь, и любой гуляющий может пройтись между бывших цехов, полюбоваться кирпичной архитектурой и отдохнуть на одной из летних веранд.


За последние пару десятилетий новую жизнь получили многие промышленные территории Москвы, Санкт-Петербурга и других крупных городов. Хотя, конечно, ажиотаж от открытия дома культуры «ГЭС-2» в 2021 году нельзя ни с чем сравнить. Одна из старейших электростанций Москвы после вывода из эксплуатации стала зоной отчуждения в самом сердце города. В 2015 году объявили о планах возрождения места, причем с привлечением звезды архитектуры первой величины — архитектурного бюро Ренцо Пиано (Renzo Piano Building Workshop), того самого, кто построил в Париже Центр Жоржа Помпиду. Сегодня на месте заброшенного депо расположились кинотеатр и библиотека, ателье и мастерские, выставочные пространства и помещения для мастер-классов, рестораны и многое другое. Отдельная же заслуга — возвращение городу пространств вокруг: полноценной прогулочной зоны вдоль канала и свежевысаженной березовой рощи за зданием ГЭС.


{"points":[{"id":22,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":24,"properties":{"x":19,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":-6}}],"steps":[{"id":23,"properties":{"duration":2,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Sine.easeInOut","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
{"points":[{"id":16,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":18,"properties":{"x":6,"y":9,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":-3}}],"steps":[{"id":17,"properties":{"duration":1.2,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
{"points":[{"id":19,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":21,"properties":{"x":7,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":6}}],"steps":[{"id":20,"properties":{"duration":1.3,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power2.easeInOut","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Куда дальше?


{"points":[{"id":25,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":27,"properties":{"x":-119,"y":177,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":-84}}],"steps":[{"id":26,"properties":{"duration":1,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
{"points":[{"id":31,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":33,"properties":{"x":-99,"y":105,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":21}}],"steps":[{"id":32,"properties":{"duration":0.8,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Несмотря на востребованность у публики и актуальность ревитализации, в городах остается много заброшенных и недоступных для горожан объектов. Одним из таких мест было здание Центрального телеграфа, расположенного на Тверской улице в пяти минутах от Кремля, пока девелоперская компания VOS’HOD не поставила себе цель создать новую точку притяжения в городе и открыть для людей новое общественное пространство в самом сердце столицы, которое многие годы было закрыто от их глаз.


Здание Центрального телеграфа построили по проекту инженера и архитектора Ивана Рерберга, а открылось оно в 1929 году. В то время телеграф выполнял важную социокультурную и политическую функции для молодого Советского государства, поэтому при выборе места строительства особое внимание уделяли его расположению в непосредственной близости к правительственным учреждениям. После долгих исследований выбор пал на пересечение одной из важнейших артерий города — Тверской улицы с улицей Огарева.


Здание телеграфа представляло собой настоящий «город в городе». В нем были не только телеграфные и телефонные залы, аппаратные залы и другие технические помещения, но и помещение для собраний на 1500 человек, библиотека, столовая, амбулатория и даже детские ясли на 200 мест. На втором этаже находились спальни для сотрудников дежурной смены, канцелярии служб связи. А для руководителей узла связи и других служб в проекте были предусмотрены отдельные квартиры. И вся эта жизнь кипела вокруг большого закрытого двора и была связана с городом только частью первого этажа, единственной доступной обычному москвичу.


Что касается образа здания, он был призван продемонстрировать принадлежность к Москве как столице СССР и центру передовых технологий. В угловой части здания на пересечении Тверской и Огарева (ныне Газетный переулок) был организован главный вход в здание, выделенный повышением башнеобразного пятигранного сегмента, откуда посетитель телеграфа попадал в вестибюль. Над центральным входом находился глобус в окружении стилизованной композиции герба СССР, символизирующий контакт со всем миром.


Если бы это здание было человеком, то его можно было бы назвать двуликим: насколько громко детали его архитектурного решения говорили о связи с внешним миром, настолько же оно в действительности было отрезано от него.



{"points":[{"id":31,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":33,"properties":{"x":-44,"y":124,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":18}}],"steps":[{"id":32,"properties":{"duration":0.8,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
{"points":[{"id":31,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":33,"properties":{"x":39,"y":105,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":-12}}],"steps":[{"id":32,"properties":{"duration":0.8,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
{"points":[{"id":34,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":36,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":35,"properties":{"duration":0.8,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
{"points":[{"id":28,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":30,"properties":{"x":100,"y":52,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":-92}}],"steps":[{"id":29,"properties":{"duration":0.8,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
{"points":[{"id":34,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":36,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":11}}],"steps":[{"id":35,"properties":{"duration":0.8,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Технический прогресс не стоял на месте, и со временем здание потеряло свою значимость и превратилось в банальный офисный центр. Пока в 2021 году девелоперская компания VOS’HOD не начала разработку проекта реставрации и приспособления Центрального телеграфа. К созданию концепции привлекли звездное архитектурное бюро David Chipperfield Architects (DCA), известное своими работами с объектами культурного наследия, в том числе входящими в список ЮНЕСКО. Также к работе присоединились проектное бюро APEX и архитектурно-реставрационная мастерская «ФАРОСЪ».


После окончания реставрационных работ в здании Центрального телеграфа появятся пространства для работы и досуга. Первый и второй этажи займет ретейл-зона с флагманскими магазинами, с третьего по шестой — офисные помещения класса «А», а на седьмом этаже откроются несколько ресторанов, в том числе с видом на Кремль. Но главная точка притяжения горожан и гостей столицы по задумке — внутренний двор с зонами для паблик-арта и разнообразной событийной программы. Для доступа к нему будут организованы три новых прохода, которые позволят наконец связать город с внутренним миром комплекса. За зданием на месте парковки появится новая городская площадь — озелененный сквер с террасами кафе и местами для отдыха. Благодаря рельефу будет организован амфитеатр с площадкой для выступлений.


Но поскольку ревитализация — это не только про новое, но и про сохранение истории, то немало внимания уделяется реставрации здания. Так, планируется сохранить и восстановить его фасады, воссоздать утраченные элементы рам и действующие до сих пор механизмы открывания окон первого этажа и т.д. Особое внимание будет уделено восстановлению всех декоративных элементов фасадов: металлических букв надписи «Телеграф», ажурного металлического ограждения, флагштоков, кронштейнов светильников на обелисках, обрамления глобуса в виде герба и многого другого. А главное, будет полностью отреставрирован сам глобус, под которым раньше любили назначать встречи. Совсем скоро он придет во вращение и, возможно, вновь станет важным символом города. В итоге здесь будет сохранен genius loci, но при это здание заживет актуальной для современного мира жизнью.


Таким образом, совсем скоро здание впервые откроется городу в полном объеме. И это одна из важных ценностей ревитализации — возвращение недоступных прежде индустриальных объектов людям.


РЕКЛАМА · ООО «Центральный Телеграф»

{"width":1200,"column_width":600,"columns_n":2,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}