Blueprint

Как арт-площадки влияют на развитие города и его культурной повестки? Вместе с новым pop-up-пространством Bibliotheca и генеральными партнерами проекта Capital Group и Ultima Яндекс мы узнаем историю культурного редевелопмента Москвы и рассмотрим арт-пространства, которые прямо сейчас меняют столицу и образ жизни горожан.

T

специальный проект

как

пройти

в bibliotheca

текст: Стася Дементьева

21 февраля 2025

РЕКЛАМа · ООО «Капитал Груп» · ООО «Яндекс.Такси»

Как арт-площадки влияют на развитие города и его культурной повестки? Вместе с новым pop-up-пространством Bibliotheca и генеральными партнерами проекта Capital Group и Ultima Яндекс мы узнаем историю культурного редевелопмента Москвы и рассмотрим арт-пространства, которые прямо сейчас меняют столицу и образ жизни горожан.

Евгения Лассарь

креативный продюсер Bibliotheca 

Петр Исаев

коммерческий директор и член правления
Capital Group

Мария Ревинская

руководитель сервиса
Ultima Яндекс Go

Начнем с теории

В Россию европейская тенденция на благоустройство городов за счет бывших индустриальных или просто заброшенных пространств, а также на переосмысление и сохранение объектов культурного наследия пришла в 2000-х. Понятия джентрификации, ревитализации и реновации сплелись между собой и начали означать почти одно и то же, хотя в урбанистике каждое из них имеет свое определение. Под джентрификацией обычно понимают реконструкцию пришедших в упадок районов, под ревитализацией — поиск новых возможностей старых территорий, а под реновацией — процесс улучшения городского ландшафта.


В любом случае старые постройки начинают приобретать новые смыслы, превращаться в арт-кластеры, галереи или оригинальные жилые пространства. Благодаря культурному редевелопменту развивается бизнес, поддерживается интерес к современному искусству и консервируются объекты архитектурного наследия. Хотя сохранить намного сложнее, чем построить с нуля.



Петр Исаев

«Действительно, процесс работы с историческими памятниками с точки зрения планирования и философии будущего проекта катастрофически сложнее, чем построить новый небоскреб. Город — это быстро развивающийся организм со своими ДНК и наследием, которые нужно поддерживать в работающем состоянии, сохраняя исторический облик. Важно, чтобы любая идея по обновлению архитектурных памятников и промышленных территорий была органично вписана в ландшафт, чтобы потом город гордился этими обновлениями».


Один из последних арт-проектов, где Capital Group вместе с Ultima Яндекс выступили генеральными партнерами, стало pop-up-пространство Bibliotheca. Междисциплинарная площадка открылась в конце прошлого года в здании, где размещен бассейн жилого квартала «Золотой» на Софийской набережной. Концепт поп-апа придумала команда креативного продюсерского агентства Сatharsis Евгении Лассарь, сооснователя музыкального фестиваля Sound Up.

Евгения Лассарь

«Bibliotheca, расположенная в чаше бассейна, производит огромное впечатление на публику и притягивает художников, создает необычную зрительскую ситуацию, когда архитектура дает некое обещание, а содержание “обманывает” ожидания глаза, но вместе с тем и превосходит их».


О культурном редевелопменте Москвы

Bibliotheca продолжает курс культурного редевелопмента Москвы и встает в один ряд с известными институциями, которые открывались в старых индустриальных и заводских пространствах. Вспомним центр современного искусства «Винзавод», с 2007 года находящийся на территории Московского комбината виноградных и десертных вин, бывшего пивоваренного завода «Московская Бавария». В 2008 году в здании Бахметьевского гаража на улице Образцова заработал музей современного искусства «Гараж», который в 2015-м переехал в реконструированный архитектором Ремом Колхасом советский ресторан «Времена года» в Парке Горького. Еще один приглашенный архитектор, Ренцо Пьяно, отвечал за реконструкцию бывшей электростанции на Болотной набережной, которая с 2021 года превратилась в Дом культуры «ГЭС-2». Эти пространства ежедневно совершают культурные перевороты, знакомят с новыми художественными практиками, развивают вкус и насмотренность зрителей и дают возможность современным художникам быть увиденными.


Bibliotheca стала частью жилого квартала «Золотой», который объединил современную архитектуру и семь зданий XVIII века. Среди них — бывший корпус Мариинского женского училища, где девочки учились у лучших преподавателей, например, у композитора Сергея Рахманинова. В советское время на месте училища открылась школа, куда ходили многие жители Дома на набережной, в том числе писатель Юрий Трифонов.


Петр Исаев отмечает, что проект Bibliotheca — это в первую очередь библиотека смыслов, где каждый ищет что-то свое. Как для девелопера Capital Group было важно вдохнуть новый смысл в объект культурного наследия таким образом, чтобы идея и место сложились вместе гармонично и впечатляюще.


Евгения Лассарь

«Аналогов Bibliotheca, где кураторами становились бы целые институции, а не люди, мы не знаем. Команда проекта собирала вдохновение по крупицам: это страстный интерес работать с творцами, жажда открытий, когда соединяются творческие энергии людей, любовь к локациям с историей, интерес исследователей реальности и постоянный человеческий эксперимент в поисках эмпатии».

Экспериментальная концепция Bibliotheca, позволяющая объединить полярные институции и реализовывать оригинальные художественные задумки, отозвалась у девелопера Capital Group, который более 10 лет привносит искусство в каждый свой проект.


Еще один важный участник открытия Bibliotheca — Ultima Яндекс, которая недавно отметила свой пятилетний юбилей. «Сегодня как никогда люди ищут смысл и истории, — говорит руководитель сервиса Мария Ревинская. — Поддержка творческих объединений и институций — будь то перформанс, инсталляция или цифровой проект — демонстрирует приверженность бренда к креативности, инновациям и культурной актуальности. Бренды, работающие с искусством, не только продают продукты — они формируют культуру. Искусство придает бренду уникальный визуальный язык, создавая эмоциональную связь с аудиторией. Оно превращает розничные пространства в иммерсивные эксперименты, делает рекламные кампании культурными событиями и помогает брендам говорить с потребителями на языке, который кажется подлинным и глубоко личным».


Конструктор мультидисциплинарного пространства

Bibliotheca функционально разделена на две зоны. «Бассейн» — впечатляющая событийная площадка, подходящая для перформансов, выставок, концертов и театральных проектов. Вторая зона — отдельное помещение с лаунджем и баром, где будут проходить образовательные мероприятия. Здесь же галерея Ruarts разместила работы из своей коллекции, а книжный магазин «Подписные издания» пополнил библиотеку.

Евгения Лассарь

«Проект Bibliotheca — это исследование и попытка найти новый словарь для новой реальности. Нам интересно создать новый опыт для посетителей библиотеки впечатлений, которым каждый сможет распорядиться по-своему. Если крупинка красоты или мысль художника на какое-то время заполнят сознание зрителя и дадут возможность воспользоваться новой оптикой по отношению к себе и другим, мы будем считать это победой».

Премьерным событием в pop-up-пространстве на Софийской набережной стал спектакль «Context. Пластическая библиотека», созданный хореографом Константином Кейхелем, режиссером Юрием Квятковским, драматургом Михаилом Дегтяревым и оркестром Opensound Orchestra под руководством Станислава Малышева. Открытие поддержала Ultima Яндекс, для которой важно физическое присутствие и реализация офлайн-проектов. Мария Ревинская отмечает, что благодаря такому подходу диджитал-сервисы превращаются из чего-то виртуального в нечто осязаемое, в опыт, который можно почувствовать.

Мария Ревинская

«Это про создание моментов, которые выходят за рамки самого продукта, — атмосферы, настроения, воспоминания, которые остаются. В эпоху, когда социальные сети определяют популярность, уникальные офлайн-опыты превращаются в цифровую валюту. Идеально оформленный поп-ап, неожиданная коллаборация, концептуальное пространство — все это создает моменты, которые хочется фотографировать, делиться ими и запоминать».

В ближайшем будущем в Bibliotheca будут представлены оперная инсталляция-перформанс Silent Opera от проекта PERFORMA by SOUND UP и событие, куратором которого выступит ярмарка современного искусства Cosmoscow.

{"width":1200,"column_width":120,"columns_n":10,"gutter":0,"margin":0,"line":40}
false
767
1300
false
false
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 200; line-height: 21px;}"}