Blueprint

д

о

м

а

ф

а

н

T

специальный проект

Ф

е

н

о

м

е

н

фото: Максим Тараканов

текст: Бэтси Исакова

Актеры мистического фэнтези «Этерна» о том, как и почему возникают фанатские сообщества

Мало что так объединяет миллионы людей по всему миру, как общее увлечение или кино. Именно фильмы и сериалы способны породить многотысячные фандомы с общими крашами, мемами и даже фанфиками по полюбившимся произведениям. Вместе с героями масштабного сериала Кинопоиска «Этерна» Алексеем Лукиным, Антоном Рогачевым, Иваном Трушиным и Ильей Виногорским рассуждаем, в чем сила фанатских сообществ и чем они важны для самих актеров. Один из самых ожидаемых проектов 2025 года, масштабный сериал «Этерна» можно будет увидеть в подписке Яндекс Плюса уже в следующем году. А сейчас время познакомиться с главными героями проекта.

реклама • ооо «яндекс плюс»      20 декабря 2024

о фандомах

и сближении со зрителями

Для меня фандом — это когда ты полюбил проект, не можешь его отпустить и хочешь обсуждать и анализировать с друзьями, которые тоже смотрели. Вообще, если бы я посмотрел «Атаку титанов» лет в 14, я бы тоже этим занимался с удовольствием, с пацанами ходили бы в каких-нибудь костюмах. Сейчас, например, мой любимый сериал — «Игра престолов». Я считаю, что это вообще лучшее, что происходило в кинематографе. Проект состоит из профессионалов в каждом цеху, и я помню, что посмотрел все сезоны подряд за несколько дней. Я не думал об этом в контексте фанатских сообществ, но после просмотра гуглил все про артистов, смотрел смешные-несмешные дубли, фильм о фильме.

Недавно у меня был проект, «Ивановы Ивановы», где меня шипперили с моим экранным братом. Нам было по 17 лет, мы не понимали, что происходит, почему подписчики очень сильно растут. Потом мы зашли в соцсети и поняли, что у нас есть пейринг, и он называется Диван (я по роли был Иван, он — Даниил). Вот тогда я и познакомился с этим, но с «Этерной» я полностью окунулся в этот мир — это что-то очень крутое. Возможно, если бы в мире Этерны были фандомы, то не было бы конфликтов между героями. Мы бы каждый вечер в училище Лаик [учебное заведение, где знакомятся главные герои «Этерны». — Прим. ред.] смотрели бы какие-то сериалы, аниме. Правда, исхода это не изменило бы — это такой мир, в котором нельзя пойти против долга, тут долг побеждает фанатские объединения.

Но в реальности, конечно, такие сообщества помогают авторам и зрителям сблизиться и лучше понимать друг друга, это же живое взаимодействие с публикой. Я не знаю, почему так произошло именно с «Этерной», но мне интересно смотреть все картинки, мемы, даже когда пишут что-то плохое. Мне кажется, что фандомы — отдельное достоинство проектов, у которых они есть. Если зрители нас полюбят, то я буду топить за то, чтобы мы с парнями встречались с фанатами и поклонниками проекта, общались и записывали видосики вместе. 

о крашах

и фанатском творчестве

Я почти не использую понятие «краш», хотя могу употребить его, когда над кем-то иронизирую. Недавно открыл для себя потрясающего музыканта Владимира Золотухина (Zoloto. — Прим. ред.). Был на его концерте и понял, что давно не видел такой энергии и харизмы от исполнителя. Я всегда смотрю на личность. Не важно, кто это — актер, музыкант, блогер, танцор. 

(про зарождение фандомов)


Люди, которые любят и смотрят фэнтези, — настоящие поклонники жанра. зачастую Это молодые люди и тинейджеры. И им действительно есть, где разгуляться, что придумать вокруг фэнтези.


антон рогачев

Думаю, что фанатеть от другого человека опасно, нам же завещали «не сотвори себе кумира». Например, в сериале «Конец света» я сыграл Нового Ангела, и после выхода проекта мне присылали всякие открытки, фанфики, комиксы. Это была роль второго плана, и для меня стало неожиданностью, что зритель уделил столько внимания этому персонажу. В этом есть, конечно, и моя заслуга, но основное объяснение такого внимания к герою — идея, которая за ним скрывается. Люди всегда подключаются к идее. 


В этом же феномен фэнтези, в этом жанре всегда яркие образы персонажей. В том же «Конце света» мы выглядели совершенно нелепо в кроксах, тренчах и беретах. Я еще постоянно пытался оказаться в кадре без берета, он мне не нравился, и там даже есть кадры, где я специально его снимаю (но я был не прав, думал больше о себе, чем о персонаже, сейчас уже не так). Фэнтези — это один из самых сложных жанров. Чтобы зритель поверил в героя и пошел за ним, авторы должны придумать новые законы физики и доказать их.

Если после просмотра я ищу в себе суперсилу — хочу стать вампиром или прячусь от троллей, — значит, фильм попал в меня и случилась магия. Люди хотят чуда, и если им преподносят такое чудо, сделанное в фильме или сериале такими же людьми с верой в него, будет успех. Не думаю, что команда «Гарри Поттера» пускала что-то на самотек, и они смогли создать вселенную с предельным вниманием. 



Люди, которые любят и смотрят фэнтези, — настоящие поклонники жанра. Фандомы живут вселенными. Люди пишут фанфики, рисуют комиксы, косплеят своих любимых персонажей, и это бывает так изобретательно и талантливо. В фэнтези много места для творчества, за этим всегда стоит какая-то история, миссия персонажа — благодаря этой многослойности и символике возникают новые смыслы, и каждый может найти этот смысл для себя.

о становлении

фанатом и любви к мерчу

Я никогда не относил себя лично к какому-то фандому, не фанател от чего-то, но часто сталкивался с людьми, которые обожают какой-то определенный мир. Для меня это всегда было одновременно интересно и странновато. Что находят люди в том же самом «Гарри Поттере»? При этом круто, когда ты можешь быть на одной волне с такими же фанатами, как ты. Среди ребят из «Этерны» я не знаю никого, кто бы от чего-то фанател, кроме нашего креативного продюсера Никиты Сугакова, он прямо во всех фандомах мира состоит! Если бы не Никитос, то у нас в проекте было бы очень много дыр, которые фандом бы точно заметил. В этом плане Никита очень много и тщательно продумал все, занес в сериал всяких фандомных штучек.

В процессе работы ты сам по-настоящему становишься фанатом вселенной, над которой работаешь. В какой-то момент я настолько погрузился в мир «Этерны», что как будто и не существовал без него. И даже после окончания проекта чувствую, что я часть этого мира. Надеюсь, что зрители нас поддержат, потому что мы прокладываем путь российскому фэнтези в будущем, и чем больший фандом соберем, тем легче будет потом этому фандому вовлечь общество, не благосклонное к жанру. Становясь фанатом собственного сериала, вселенной, намного лучше можешь потом понять фанатов уже вышедшего произведения. Этим я и руководствовался, когда работал над персонажем. Заходил в соцсети и читал, что пишут о пилоте «Этерны», чтобы понять мнения о персонажах: Ричарде, Эстебане и других.

В качестве фаната я сам хотел бы пообщаться с Аль Пачино, он может многому научить. С Майклом Фассбендером, с Хоакином Фениксом. У меня такое желание есть только по отношению к зарубежным актерам. Мне кажется, в общении с ними есть что-то, что даст мне ключик к собственной профессиональной жизни, ведь в силу возраста и недавно оконченного института я только собираю свою собственную систему, в которой буду работать, играть и развиваться. Коллеги из России не так недосягаемы, они всегда рядом. Я вот недавно выхожу из фургончика на съемках, а там Константин Плотников из «Короля и Шута» — поздоровались, пообщались как ни в чем не бывало. То же самое Саша Петров, Юра Борисов: я помню, мы были в институте, и Юра просто пришел к своим на спектакль, мы постояли с ним поговорили спокойно. А сейчас я смотрю фотографии Марка Эйдельштейна с Тимоти Шаламе, и у меня вообще не сходится — ё-мое, эти две вселенные схлопнулись!

(про отношения фандомов и создателей)


СТАНОВЯСЬ ФАНАТОМ СОБСТВЕННОГО СЕРИАЛА, ВСЕЛЕННОЙ, НАМНОГО ЛУЧШЕ МОЖЕШЬ ПОТОМ ПОНЯТЬ ФАНАТОВ УЖЕ ВЫШЕДШЕГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ. 


ИВАН ТРУШИН

Но вот из фанкультуры я очень люблю мерч. У меня есть худи «Этерны», который нам подарили на прошлый Новый год и, кажется, в течение года это была самая носибельная вещь — не важно, жарко или холодно. Мне просто хотелось надеть его и идти. На съемках я всегда жду моментов, когда дарят мерч, потому что это не просто вещи, а вещественная память. Отметка, что я с этим материалом знаком, чем-то связан, и я даю обществу знак, чтобы кто-то узнал о проекте и у нас, может, сложился коннект. Если бы мерч был всегда, я бы только в нем ходил, даже одежду бы не покупал. 

о влиянии фанатского

сообщества на произведения

Сложно выбрать любимый жанр в кино, но могу сказать, что у меня патологическая непереносимость тупых комедий. Я считаю, что это самый сложный жанр, его трудно качественно написать. Возможно, это пошло из института, где меня пихали в комедии, а я отказывался. Но есть, конечно, и удачные представители жанра. Естественно, мне нравится качественная драма, цепляющая за нутро, в которой каждый найдет свое. Очень много кино, очень много жанров, каждый жанр хорош и каждый подходит под определенное настроение, состояние и период жизни. Я, например, пересматривал «Мальчишник в Вегасе» пару недель назад.

Мне хочется верить, что жанры, в которых развивается «Этерна», близки друг другу: в основном это фэнтези, а дальше уже поджанры, связанные с определенными событиями сюжета. Смешивать много всего — всегда трудно, нужно чувствовать границы и пропорции. Мы с ребятами старались существовать в правильном направлении. Но понятно, что кому-то кайфово смотреть фэнтези, а кто-то будет плеваться. Например, в 2016-м вышла экранизация «Варкрафт», и все тогда на нее ругались. А сейчас, спустя 8 лет, в ней что-то разглядели и просят снять продолжение. Есть люди, которые разбиваются на лагеря, иногда туда заносит не тех людей. Но из-за того что фэнтези изначально рассчитано на гиковскую аудиторию, реклама всех фэнтези-произведений сделана так, чтобы привлечь именно их. 

При этом любовь аудитории по-разному влияет на судьбу вселенной. У «Гарри Поттера», например, получилось сделать каноническую историю и вовремя закончить. Этого не получилось у «Звездных войн». Дени Вильнев в одном из интервью рассказывал, что после просмотра шестого фильма они с другом хотели на машине доехать до Лукаса (Джордж Лукас — режиссер «Звездных войн». — Прим. ред.) и спросить, зачем он это сделал. Лично я люблю первые две трилогии, на шестом фильме нужно было закончить и отпустить — у вас офигенная вселенная, столько фильмов, книг. Лучше бы рассказали про серых джедаев, но давила фанбаза именно Скайуокеров, и создатели решили делать то, что хорошо получается, — это их и подвело. Я прекрасно отношусь к Скайуокерам, но фильмы про Рей Скайуокер — перебор. Так что все зависит от реакции создателей франшизы на фанатское сообщество, оно может как навредить, так и помочь.

Вообще культовость кроется в разных обстоятельствах, временами даже противоречивых. Чтобы кино стало культовым, должно много всего совпасть, как, например, со «Словом пацана», которое давит на ностальгию и при этом задевает личный опыт множества людей. Но параллельно с любым культовым явлением существует андеграундная контркультура. Параллельно со «Словом пацана» выходил наш сериал «Цикады», который заценила определенная аудитория, несмотря на весь хайп «Слова». Надеюсь, что и «Этерна» найдет своего зрителя.

{"width":1200,"column_width":81,"columns_n":12,"gutter":20,"margin":0,"line":40}
false
767
1300
false
false
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}