СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
Поговорили с Александрой Немчиновой и Денисом Никитиным о становлении их персонажей и их самих.
19 декабря в онлайн-кинотеатре Амедиатека выйдет финальная серия «Уроков китайского», режиссерского дебюта Ивана Макаревича. Исполнители главных ролей Александра Немчинова и Денис Никитин по просьбе The Blueprint проанализировали своих персонажей — немногословную телохранительницу Мэйлин и стеснительного студента Никиту, чтобы понять, чем они отличаются от своих героев, чему они у них научились и главное — как молодому актеру отделять себя от роли.
Денис
Никитин
ТЕКСТ: Валерия Давыдова-Калашник
Александра Немчинова
РЕКЛАМА • ООО «А сериал»
关于人物和真实人物
Александра Немчинова: У нас было не очень много времени на подготовку к роли, и я готовилась экстренно. У меня была подготовка с тренером Владом Медведевым. С ним и командой каскадеров мы почти каждый день занимались единоборствами — все драки ставили в зале. А еще у меня была педагог по китайскому языку, с ней я тоже занималась каждый день. Она помогала учить текст, ставить произношение. Учить язык с нуля было очень сложно. К тому же моей героине нужно было разговаривать на русском с акцентом — и не карикатурным или утрированным, а правдоподобным. Потому я внимательно наблюдала за моей преподавательницей: мы записывали наши занятия в Zoom, и я, пересматривая записи, отмечала, как она делает мне замечания на русском. Иногда я даже просила ее записать мои реплики на русском голосовым сообщением — чтобы потом их слушать и понимать, как говорить аутентично.
Еще я смотрела много боевиков — фильмы с Брюсом Ли и Джеки Чаном, «Атомную блондинку», много аниме, естественно, пересмотрела обе части «Убить Билла». А еще заново посмотрела «Терминатора», потому что у Мэйлин с ним есть схожие черты. Во время работы над сериалом больше месяца подряд плотно стояли смены, и я боялась смотреть или читать что-либо не по теме. Но в основном я повторяла свой текст на китайском, потому что боялась выходить из этого образа.
Денис Никитин: В первой серии Никита говорит о себе, что он кринж, но он такой до тех пор, пока сам себя таким считает. Когда он перестанет об этом думать, то все у него начнет получаться. На самом деле Никита — это я, но не теперешний, а в определенный период жизни. Эта часть моего «я» сидит глубоко внутри — и в некоторых ситуациях, когда я слабый и беззащитный, когда мне страшно или я переживаю, Никита может проявляться, и я становлюсь таким, как он.
Съемки велись примерно три месяца, и все это время я существовал ближе к Никите. После у меня не было никаких проектов, и я посвятил время тому, чтобы вернуться к нормальной жизни и смотреть на мир своими глазами, а не глазами Никиты. Думаю, это связано пока что с небольшим опытом в кино. Хотелось бы, чтобы в будущем каждый персонаж, которого я играю, был бы своего рода книгой на полке, которую при необходимости можно было взять, полистать — побыть внутри нее, — а затем поставить назад и стать собой.
Иногда я скучаю по Никите, но и по Мэйлин я скучаю тоже. Потому что, когда съемки закончились, я смотрел на Сашу и спрашивал себя: «А где Мэйлин?». Мэйлин — замечательный человек, она всегда рядом и всегда скажет на своем ломаном русском нужные слова, которые необходимо услышать, или помолчит рядом с тобой. Саша чудо, но Мэйлин — другое.
Александра Немчинова
童
年
Александра: Мэйлин скрытная, только к концу сезона мы узнаем что-то о ее детстве. Она рано лишилась родителей и попадает в бандитскую среду, насыщенную насилием. Ее забирает на воспитание дядя Лэй (на самом деле он ей не родной дядя, а опекун), у которого Мэйлин работает в кафе. Мэйлин с детства много тренируется, ее воспитывают воином. Но сформировали Мэйлин, я думаю, даже не сами тренировки дядюшки, а те события, которые были у нее в жизни, то, что ей вечно приходилось бороться и быть сильной, пережить в раннем возрасте потерю родителей. Это сделало ее жесткой, менее эмоциональной, потому она будто боится позволить себе что-либо чувствовать. Дядя Лэй, наоборот, был заботлив и добр к ней, всегда ее поддерживал. Именно это позволило Мэйлин не стать злым персонажем.
У меня нет такого дяди Лэя, но у меня есть родители. Наверное, отчасти нечто схожее у нас с Мэйлин есть. Вокруг меня, конечно, не было подобного ужаса, но папа придерживался достаточно спартанского воспитания. Он увлекался восточной культурой и восточными единоборствами, верил в важность дисциплины. Несколько лет подряд мы вставали в шесть утра, я мылась холодной водой, мы делали с утра зарядку, дыхательную гимнастику, растяжки, силовые упражнения — и даже речевые. Когда мне исполнилось девять лет, папа велел вести ежедневник планирования, — в нем было мое расписание, что я должна успеть сделать, афоризмы и слова, которые я узнала за прошедший день, и все в таком духе. В этом смысле что-то от Мэйлин во мне есть. Но со мной папе все же было сложно, потому что я не была очень уж дисциплинированной. Иногда запала хватало, и я в это его воспитание включалась. Но с наступлением лета меня брали к себе бабушки — и запал исчезал.
Денис: На съемках я задавал режиссеру Ивану Макаревичу вопросы относительно мотивации или поведения Никиты. Например, мне тяжело давалась сцена с отцом, где Никита говорит папе: «Ты козел, я тебя никогда не прощу!». Я бы так не смог сказать своему папе ни при каких обстоятельствах. В некоторых сценах в институте Никита очень зажимался, и мне было непонятно — почему он настолько в себе не уверен.
В конфликте с отцом Никита думает, что побеждает, но на самом деле здесь и не должно быть противостояния — это отношения, а не соревнования. Мне было сложно это понять, я спрашивал у Ивана, почему они друг друга не слышат. Я не понимаю в этой ситуации ни Никиту, ни отца. Потому что я с такими отношениями не знаком. Мне повезло, у меня замечательная семья. У Никиты же глубокая обида на отца за то, что тот оставил его маму, что его не было рядом, когда было тяжело и когда мама болела.
Денис Никитин
Денис Никитин и Александра Немчинова
社会化
Александра: В детстве я была очень общительным ребенком, у меня не было проблем с доверием. В отличие от Мэйлин. Возможно, с возрастом становишься более осторожным и закрытым, но к возрасту Мэйлин (первый курс университета) у меня все было иначе — я была открытой, общительной, доверчивой и дружелюбной. Естественно, когда ты впервые где-то оказываешься, то немного стесняешься, но потом присматриваешься к людям и находишь к ним подход. Мэйлин же приходится тяжело, ей сложно адаптироваться к новому окружению. Ей во многом помогает Никита. Неизвестно, смогла бы она вообще социализироваться самостоятельно. Ведь у Мэйлин тяжело с доверием, а еще она нервничает от любых прикосновений. При этом в силу обстоятельств она должна приходить в этот университет, не выделяться. Постепенно она привыкает к окружению. Это происходит благодаря компании, в которую она попала, — Никите, Косте и Лике. При этом Никита — не суперзвезда группы, он тоже по-своему аутсайдер. Но здорово, что и у него есть своя компания. Как и Мэйлин, они «странные», но они дали ей понять: «Мы с тобой похожи, но никакие мы не странные для других, мы такие же люди».
Что касается меня, можно сказать, что и я в каком-то смысле попала в незнакомую среду. Актерский мир — удивительный, огромный и неожиданный. Специфика актерской профессии в том, что у тебя нет стабильной работы в одном коллективе. В актерской среде ты постоянно проходишь через испытание: вечно нужно со всеми знакомиться, начинать новые проекты — каждый раз все с нуля. Это сложно, потому что поначалу важно присмотреться и понять, как с конкретным человеком нужно общаться и работать.
Когда я приехала в Москву, чтобы сниматься в сериале «Уроки китайского», для меня все вокруг было новым, — до этого я снималась только в Санкт-Петербурге. Сначала мне хотелось убежать, я чувствовала себя странной, другой, — все были местные, московские ребята. Я училась в петербургском РГИСИ, а ребята — в московских ВТУ им. Щепкина и Институте им. Щукина. Я думала, что мы разные, и переживала, что у нас не сложатся отношения. Но у меня, как и у Мэйлин, оказался проводник в этот новый для меня мир — Денис Никитин. На пробах он сам ко мне подошел и стал мне помогать. Оказалось, что у нас много общих знакомых — и как-то мы «зацепились». Мы даже встречались перед читками и репетировали вдвоем — чтобы не бояться идти на читку со всеми. Потом к нам присоединился Роберт, который играет Костика, и мы втроем сдружились. Все вышло как в сериале.
关
系
Денис: Все мои близкие, посмотревшие «Уроки китайского», говорили: «Почему Яна отвергала Никиту? Хороший же парень». Я думаю, из-за того, что Никита совсем не знает себя и боится себя узнавать, копаться в своих чувствах. Он еще не понимает, что ему надо. Его влюбленность с первого взгляда — нездоровая привязанность. Он столкнулся с девушкой и резко решил ее добиться. Мне кажется, когда ты любишь человека, ты иначе себя ведешь. То, что у него не получается ее добиться, логично — так и должно быть.
У нас в этом смысле с Никитой разные подходы. Я точно не скажу девочке, которая мне нравится: «Я, кстати, сейчас без трусов». Любовь — это когда все так, как должно быть. Когда человек действительно тебе предназначен и ты в него влюбляешься, это будет взаимно. И ты не станешь делать странные вещи, чтобы завоевать внимание. Когда чувства не взаимны, это значит, что тебя завело куда-то не туда. В этом случае нужно остановиться и подумать, зачем тебе все это надо. Важно разобраться в себе — и как раз этого Никита не сделал. С Мэйлин же у Никиты взрослые взвешенные отношения, в которых партнеры узнают и принимают друг друга.
Когда меня выбивало из колеи сильное чувство, это всегда было взаимно. А когда мне просто кто-то нравился, но этот человек не отвечал взаимностью, то я из-за этого не переживал.
Надо сказать, что Яна и ее красота — это подсознательная попытка Никиты проникнуть в общественную жизнь. Он думает, что если с ним будет такая девушка, как Яна, то все будут на него смотреть по-другому. И он в поиске нормальной подростковой студенческой жизни понимает, что Яна — решение таких проблем, что якобы с ней он будет полноценным парнем в глазах этого общества. Но так ведь не бывает. А когда он начинает по-другому смотреть на Мэйлин, после всех событий вокруг он взрослеет.
Александра: Мэйлин о мальчиках и отношениях не особенно задумывалась раньше. У нее полно своих дел, вокруг ужасы, насилие, разборки и драки — какие тут мальчики! В ее окружении не было сверстников, на которых можно было бы обратить внимание. К тому же у нее есть привычка подавлять свои эмоции, и это касается в том числе положительных, чтобы не создавать привязанностей, ведь это риск потери. А Мэйлин уже потеряла родителей — она знает, как это больно, потому ей легче совсем ничего не чувствовать.
Я могу понять Мэйлин — когда увлечена делом, бывает не до отношений. Но бывают разные ситуации! Я более эмоциональная, чем моя героиня, и достаточно влюбчивая. Мне нравится флирт налегке, не всерьез. Но если говорить о серьезных отношениях, то я склонна выбрать зрелую позицию Мэйлин. У меня были одни серьезные отношения, они длились шесть лет. До этого я с этим человеком несколько лет дружила.
Даня Киселев и Екатерина Чаннова
自决
Денис: Никита — сапожник без сапог. Он умный, будущий философ. Он всем помогает, раздает советы, но при этом в его жизни много непонятного, он не знает себя и многого стесняется даже там, где стеснятся нечего. Но когда в его жизни появляется Мэйлин, она присутствует при всех обстоятельствах — и когда он чувствует себя счастливым, и при конфликте с отцом. И она принимает его таким, какой он есть. Для Никиты это неимоверно важно. И он перестает стесняться себя.
Физически Никита, возможно, слабый, но ментально совсем не слабак. Во многих ситуациях Мэйлин первая попадает в конфликты — на дне рождения Дениса, на заправке, — и каждый раз Никита прибегает ей на помощь. Он смелый. Он не лезет драться, но все равно пытается решить проблему хотя бы разговором. У меня тоже были периоды, когда я чувствовал себя слабым, но рядом были друзья и семья, я не стеснялся говорить с ними о проблемах и переживаниях, не стеснялся слез, — и мне помогали поддержкой.
Александра: Особенность профессии телохранителя в том, что ты каждую минуту защищаешь клиента. Мэйлин всегда в рабочем состоянии и напряжении — в университете постоянно оценивает обстановку и следит за тем, чтобы Никита был в безопасности. Профессия актрисы тоже предполагает, что мне надо надолго оставаться в рабочем состоянии. Но, выходя из театра или со съемочной площадки, я выхожу из роли и становлюсь собой. А для Мэйлин эта работа становится образом жизни — даже Никита ей говорит в одной из серий: «Ты можешь хотя бы на секунду расслабиться?». Тем не менее, я думаю, у Мэйлин есть желание пожить нормальной жизнью. Но у нее нет такой возможности — из-за своего прошлого и того, что происходит вокруг.
Если бы мы оказались с Мэйлин в одной компании, мне кажется, я бы вела себя как Никита — пыталась бы ее расшевелить. Но я думаю, что в конце концов мы бы подружились, я бы научила ее доверять себе и окружающим. Однако я бы старалась соблюдать ее границы. Вообще я Мэйлин воспринимаю как совсем другую личность, когда я смотрю сериал, у меня нет ощущения, что на экране я. Иногда при просмотре возникает чувство, что я смотрю нарезку воспоминаний, — но вообще воспринимаю это как чужую историю.
Денис: Никита для Мэйлин — билет в жизнь. Она воспитывалась в другом мире, где не было любви. На обычный мир она смотрит как на нечто новое. Многочисленные тренировки ее закалили. В жизнь Никиты Мэйлин приходит черствой, огрубевшей, и он показывает ей, что есть и другая жизнь — с переживаниями, чувствами, любовью, дружбой. В сцене, где они на пробежке, где она тренирует Никиту, он называет ее другом, а она переспрашивает: «Мы друзья?». Думаю, она немного теряет концентрацию — как и сам Никита.
Роберт Захарян
欺凌和性别歧视
Александра: Мэйлин ломает гендерные стереотипы — прежде всего потому, что она телохранитель, это стереотипно мужская профессия. Маленькую хрупкую девочку тяжело воспринимать в такой роли. С бытовым сексизмом она справляется так, что даже не зацикливает на этом внимание. На тех, кто говорит ей гадости, она смотрит с легким недоумением, давая понять, что человек попросту делает глупость. С обидчиками она расправляется просто и быстро — физической силой. Но даже если она не дерется, она невозмутимо доказывает свою правоту делом. Ее безэмоциональность в этом случае играет на руку — Мэйлин не реагирует на провокации, и это ставит в тупик агрессоров. В этом смысле у нее можно многому поучиться.
В России много девушек, которые пытаются активно противостоять сексизму. Но, к сожалению, есть много стран, где с ним предстоит еще бороться и бороться. Мне кажется, что мы в этом плане большие молодцы, много девушек здесь продвигают феминизм, и, естественно, необходима огласка. Когда происходят возмутительные вещи — вроде харассмента или домашнего насилия, — нужно об этом говорить, оповещать об этом других, оглашать эти случаи в соцсетях. Нельзя это замалчивать.
Можно отстаивать свои позиции и делом: заниматься традиционно так называемыми мужскими профессиями, доказывая, что нет никакой причины считать эти профессии такими. И женщины могут быть жесткими, разбираться в машинах и драться. Как и мужчины могут быть мягкими и чувствительными. В первую очередь мы люди — и все имеем право на разное самовыражение и разные эмоции.
Денис: Никита хочет стать полноценной частичкой общества, но оно его буллит и не сразу принимает. Раньше и меня буллили, и я сам буллил. Возможно, это прозвучит как оправдание: когда я занимался буллингом, в этом не было ненависти. Я, скорее, не про жесткий систематический буллинг, а про насмешки и подколы, которые могут некоторых расстроить. У Дениса это как раз со злобой, из желания сделать плохо. Когда издевались надо мной, я старался относиться к этому с юмором. В этом главная хитрость, чтобы это пережить. Еще помогает отстранение от происходящего. Представьте, что собираетесь в школу, и на улице дождь. Вы можете, забыв о зонте, пойти в школу и добраться промокшим до нитки. Это на вас повлияет — вы будете насквозь мокрым, можете и простудиться. Но вы можете взять зонт — и останетесь сухим, а о дожде забудете. Взяв с собой зонт, вы не изменяете себе, вы себя защищаете. А дождь когда-нибудь все равно закончится.
Я рано стал замечать девочек, и уже в третьем классе у меня появилась девушка. Я ее провожал домой, мы переписывались эсэмэсками. Я помню, что писал очень приторные и тошнотные сообщения. Однажды, когда я гулял, ребята отняли у меня телефон, открыли нашу переписку, стали зачитывать мои «рыбка моя», «милая моя» — и смеяться. У меня тогда земля ушла из-под ног, я не знал, как жить, не хотел ходить в школу. Но потом решил, что надо просто не обращать внимание. Я пришел в школу, они снова стали надо мной подтрунивать, — но это уже было как-то неинтересно и жалко, ничего нового они не придумали. И я начал подыгрывать и отшучиваться, делать им такие же комплименты. Но шутка же не может длиться вечно, и все об этом благополучно забыли. А потом эти события и вовсе сблизили меня с этими людьми. Злость сначала на них была, но что ты с ней сделаешь? Я не злопамятный, ведь жизнь идет. Выбор каждого — жить с этим грузом или отпустить, — и пусть обидчики сами живут со своей агрессией.
Никита вначале реагирует на буллинг — его это трогает, отчасти он завидует Денису. Но помните, что «Уроки китайского» — сериал не о 1980-х или 1990-х, а про современное общество. Денис в итоге проигрывает, потому что он живет по законам джунглей, по которым прав сильнейший. Никита не зацикливается на этом — и потому взрослеет. Но Денис же буллит не потому, что он такой плохой, — у него на это есть свои причины.
Влад Прядехин, Ульяна Чжан и Даня Киселев
17 ДЕКАБРЯ 2024
0