СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
от «Твин Пикса»
до Сергея Курехина
21 ноября состоялась премьера совместного проекта онлайн-кинотеатров START и Wink «Дети перемен». Это сериал о 1990-х, времени, когда «жизнь по понятиям» разделяла даже самых близких людей и брат был готов убить брата. Мы поговорили с актерами и авторами сериала о наиболее ярких и отличительных феноменах того времени — от фильмов и музыки до перформативного искусства и подплечников.
Смотрите сериал
«Дети перемен» эксклюзивно
в онлайн-кинотеатрах START и Wink.
Смотрите сериал
«Дети перемен» эксклюзивно
в онлайн-кинотеатрах START и Wink.
Текст: Валерия Давыдова-Калашник
РЕКЛАМА • ООО «Старт.Ру», ООО Рестрим Медиа
29 ноября 2024
режиссер и автор сценария
СЕРГЕЙ ТАРАМАЕВ
«Твин Пикс» (1990–2017)
Если говорить о влиянии с точки зрения кино, то это сериал Дэвида Линча «Твин Пикс». По-прежнему восхищает его парадоксальность, ощущение мрачного сна. Мы всегда пытались эту сновиденческую структуру внедрять в то, что делаем.
Когда мы с Любой еще не были знакомы, я работал в Театре на Малой Бронной и играл в постановке Сергея Женовача «Идиот». Потому 1990-е у меня ассоциируются еще и с этим нервным спектаклем. Он игрался три дня, я был Львом Николаевичем Мышкиным. Тогда был полупустой зал — сидели только какие-то бабушки в мохеровых шапках. А на улицах свистели тормозами машины, была слышна стрельба. Такое парадоксальное существование отдельно от всего происходящего— вполне в духе Линча. 1990-е были похожи на большой черный вигвам.
Это время было страшным, но кинематографичным с точки зрения художественности. Если не говорить о социальном контексте, исключительно с точки зрения кино, оно настолько эклектичное, яркое, безумное, что фильмы о нем можно снимать всю жизнь.
Курт Кобейн
У нас с Любой Львовой (режиссером «Детей перемен». — Прим. The Blueprint) музыкальные вкусы 1990-х однозначно совпали — это группа Nirvana и личность Курта Кобейна. Можно сказать, что до сих пор его крик о помощи стоит в ушах, мы слышим это Rape me: его насиловал музыкальный шоу-бизнес, а нас насилует кинобизнес. Кобейн как человек прекрасен и внешне, и внутреннее, в нем редкое сочетание света, отчаяния и безумия. Мы с Любой во многом в своем творчестве все эти вещи ощущаем.
режиссер и автор сценария
ЛЮБОВЬ ЛЬВОВА
Фильм «Терминатор-2» (1991)
Первый фильм вышел раньше — в 1984 году, но я жила в Люберцах, и к нам все доезжало позднее. В кинотеатрах крутилась первая часть, а потом и вторая, вышедшая в 1991-м. Это было, конечно, мощное зрелище. Мне так нравились фильмы, что я даже добывала какие-то значки с Арнольдом Шварценеггером. Курт Кобейн на меня тоже, как на Сергея, произвел впечатление.
Дух 1970-х
Моя комната была увешана плакатами. Был Виктор Цой, хотя он в 1990-м погиб, я его чуть позднее открыла для себя. И была, конечно, группа Queen, моя любимая. Она тоже не совсем 1990-е, но почему-то в 1990-е был всплеск ее популярности. У нас в Гнесинке все были ее фанатами. В 1991 году вышел их последний альбом перед смертью Фредди Меркьюри. Почему-то волна того, что было популярно в 1970-е, вернулась в 1990-е: тогда мы слушали The Doors, Queen, Led Zeppelin, коллекционировали их альбомы. Я даже ходила в рок-клуб, где показывали старые концерты. Музыка 1970-х в 1990-е обрела новое звучание.
1970-е в США чем-то схожи по настроению с 1990-ми в России. Я когда смотрела «Вудсток», мне казалось, что сошлись два времени. Было ощущение безумной свободы и в то же время опасности. Но опасность эту ты не ощущаешь в данный момент — а понимаешь ее позднее. Это было время некоего романтизма, тогда люди были открыты друг другу. Сейчас они немного боятся общаться, все через интернет. Может быть, только между самыми близкими и друзьями еще сохраняются тесные отношения, все же люди очень закрыты. А тогда казалось, что можно разговориться с первым встречным — и это будет твой лучший друг, и с ним можно отправиться в какое-то безумное приключение.
Герой: Петр, старший сын Флоры. Состоит в группировке местного авторитета Михалыча, занимается рэкетом. В свободное время берет уроки оперного пения.
Понты
Для меня знаковое явление 1990-х — это понты и эпатаж. В советское время не существовало некой идеи о том, что нужно быть круче друг друга и пытаться всех «переплюнуть». И в 1990-е из-за того, что пришли перемены, знакомые бренды и новые вещи — и все нахлынуло резко, — все начали гнаться за тем, чтобы показать свою исключительность. Когда дорываешься до прежде недоступных вещей, хочется обладать всем без разбора.
Я 1998 года рождения и не застал эти времена. Но мне все-таки кажется, что это отличительная черта того времени. Явление это возникло не просто так — не потому, что все вдруг захотели выпендриваться. В первую очередь «понты» касались бандитов: все эти золотые цепи, малиновые пиджаки, большие тачки. На сходках или стрелках противник должен был видеть твой статус. «Понты» были не просто показателем уровня жизни, а философией, которая всех поглотила. Чем больше у тебя ролексов на руках, чем круче телефон, тем ты интереснее и для себя, и для мира вокруг.
Герой: Юра, средний сын Флоры. Тянется к живописи и хочет стать художником, а пока работает в местном ДК, где рисует киноафиши выходящих фильмов.
Новые образы в кино
Я родился в 2002 году, и 1990-е, конечно, не проживал. Более того, я больше погружен не в российские 1990-е, а в зарубежные. В детстве, когда мне было лет двенадцать, у нас в деревне была огромная полка с американскими, французскими, английскими и немецкими фильмами на DVD-дисках, которую я «опустошил» за два лета.
Фильм «Игра» (1997) произвел на меня огромное впечатление — я офигел, что можно создавать такие сценарии. Еще один фильм, который меня поразил, — «Американская история X» (1998) как самая крутая история про расовую нетерпимость. Но мой фаворит — «Большой Лебовски» (1998), ничего круче я в своей жизни не видел. Главный герой — своего рода неудачник в халате, в которого ты все равно влюбляешься, такой он обаятельный. Ему же просто кто-то испортил ковер, и из-за этого разворачивается целая история.
Мне еще нравится «Крепкий орешек», пусть это и 1988 год, но последующие части уже выходили в 1990-х. Франшиза интересна тем, что она подарила миру нового героя — это не типичный «супермен», а обычный мужчина, который спасает всех в состоянии усталости от всего и с желанием поскорее все закончить. Ты очень подключаешься к такому персонажу. И этот герой, и Большой Лебовски — нетипичные, таких я в кино до этого не видел.
А еще 1997 году у Квентина Тарантино вышел великолепный фильм «Джеки Браун», весьма недооцененный, но я считаю, что это лучшая его работа. Раньше в кино героини были как бы дополнением героя-мужчины, но в фильме «Чужой» (1979) это изменилось. В центре сюжета — сильная женщина. Так вот «Джеки Браун» — это уже эксперимент от Тарантино, когда историю двигает роковая героиня. В этом смысле примечателен и фильм «Фарго» (1996). Как будто 1990-е — это время переосмысления главных героев в кино.
Герой: Борис, музыкальный продюсер
Герой: Виктор, близкий друг Юры, работает следователем. Не становится на сторону бандитов, никого не крышует и не продается.
Поп-музыка
Музыка 1990-х заложила определенный культурный код и по-прежнему часто звучит, и сейчас многие возвращаются к ней. Даже современные артисты делают каверы на хиты 1990-х — например, на песни Татьяны Булановой или группы «Руки вверх!».
Главные для меня песни 1990-х: «Крошка моя» группы «Руки вверх!», «Ясный мой свет» Татьяны Булановой и «Конь» группы «Любэ». Я не могу сказать, что фанат, но все знают эти песни. Если говорить про зарубежную музыку, то я увлекался Майклом Джексоном. Но в принципе зарубежная поп-культура оказала влияние на формирование многих российских артистов. Отличный пример — певец Шура, его подача и образ сделаны по западному образцу.
Я бы даже сказал, что сформированная тогда российская поп-культура — это итог глотка свободы и сочетания отечественной и западной культуры. И она оказала значительное влияние на сегодняшнюю культуру. В 1990-е ушла цензура, и артист мог делать на сцене практически все, что хочет: быть в любом образе и транслировать любые идеи.
Сергей Курехин
Пусть Сергей Курехин умер в 1996 году, но для меня его фигура и творчество прочно ассоциируются именно с 1990-ми — гораздо больше, чем разруха и малиновые пиджаки. В моей жизни был период, когда я горячо увлекался перформативным искусством 1980–1990-х. Мой первый спектакль в МХТ — «Бунтари» Александра Молочникова. Это была постановка-перформанс и рок-концерт, и мы много времени посвятили изучению этой темы. От Курехина взяли многое — из его сумасшедших перформансов. Эпохальное видео «Ленин — гриб» — удивительное. Когда ты это смотришь, то думаешь, какой же Курехин крутой. Или Олег Кулик с его перформансами, где он изображает собаку. Есть целая плеяда художников, чье творчество достигло своего пика в то время: Андрей Монастырский, Анатолий Осмоловский, Олег Мавроматти, Дмитрий Пименов, Александр Бренер. Такие люди — которые жили в то время и занимались сумасшедшей гимнастикой, гениальные, — мне интересны. Они выражают свободу.
Героиня: Марина, работает культурным обозревателем в местном журнале
Топ-модели
Несмотря на то что 1990-е годы были сложными для страны, для меня это время феноменальной красоты и стиля. Именно тогда приоткрылись двери в мир настоящей моды. Огромное влияние на меня оказали топ-модели, которые тогда появились: Синди Кроуфорд, Клаудия Шиффер, Линда Евангелиста, Наоми Кэмпбелл и многие другие. Сейчас, если спросить меня, знаю ли я кого-то из моделей, я вспомню от силы два-три имени. Но в те времена этих красавиц знали все, даже люди, далекие от мира моды. Каждая из этих девушек была индивидуальностью, личностью.
В 1990-е далеко не все бренды были нам знакомы и доступны, на роскошь не хватало денег. Но появились глянцевые журналы, мы с подружками даже умудрялись где-то доставать Vogue и ELLE и завороженно разглядывали фотографии с новаторской манерой съемки. Нас поражало, как эти модели себя подавали, каждая из них не терялась, а сияла во всей своей красе.
Мне кажется, модельеры в 1990-е не перекрывали этих женщин нарядами и показами. Это так важно, когда дизайнер чувствует модель, знает, что ей подходит, и создает для нее образ. Прошло уже более тридцати лет, а мы до сих пор помним этих супермоделей как звезд, феномен, законодательниц моды.
Подплечники
Я просматривала журналы и смотрела, как одеты эти девушки. Мне очень нравились блузки и жакеты с подплечниками. Такая линия плеча так красиво и грациозно выглядит! У моей мамы были блузки такого фасона, и она бережно к ним относилась. А кому же не хочется быть красивой и стильной? Я тайком брала их и ходила так в школу. Конечно же, потом мне попадало (смеется).
Сейчас эти модернизированные «плечи» вернулись, их можно видеть у всех дизайнеров. Когда мы работали над образами моей героини в сериале «Дети перемен» с режиссерами Любовью Львовой и Сергеем Тамараевым, то тщательно продумывали костюмы. Я предложила использовать те самые широкие «плечи». А еще мне многое посоветовала мой агент и директор Мария Проконичева, просто потому, что в 1990-е я была еще девчонкой, а она — непосредственной участницей событий.
1990-е цикличны не только в моде, сейчас к ним обращается и кинематограф. Чтобы сложилось точное восприятие прошлого, нужно время. Именно сейчас, спустя тридцать лет, в нашем кино наступила эпоха 1990-х. Это можно понять по фильмам и сериалам, которые сегодня выходят на экран.
Герой: Генрих Павлович, отец среднего сына Флоры — Юры. Инженер, работает на местном заводе.
Группа «Мумий тролль»
Году в 1996-м или 1997-м я впервые услышал по радио песню «Утекай». Я «залип» и подумал: «Вот это да! Удивительно, какие чистые, нарядные, аккуратные и благополучные умные московские мальчики играют необычную, неожиданную, новую музыку». Я тогда не знал, что они не из Москвы, но все благополучные казались москвичами.
Уже на втором куплете я нажал кнопку — и записал трек на первую попавшуюся кассету, которая была в магнитофоне. Так, сначала я слушал эту песню только со второго куплета. Уже потом весь «Мумий Тролль» и слова всех песен были у меня в голове. С тех пор я стал иначе составлять слова в предложения, цитаты из песен иногда просто так вставлял в любую беседу (никто, конечно, не понимал, что я имел в виду). Уже в детстве я был старым дедом, который использует цитаты, которые никто не знает.
Когда «Мумий Тролль» появились, все писали, что парень с гитарой снова может стать модным. Уже тогда никто не воспринимал русский рок — он уже тогда устарел, а все русские рокеры превратились в нудных тоскливых людей, которые играют на балалайках. «Мумий Тролль» подарил им «Наше радио», «Радио MAXIMUM» и еще лет десять сытой жизни и концертов.
Они были старше меня, но каждый их альбом был ровно о том, что происходит прямо сейчас в моей жизни, особенно попал альбом «Похитители книг». Когда он вышел, я работал грузчиком, возил книги и иногда брал какую-то очень интересную книгу себе. Никто, кроме этих ребят, так и не научился регулярно полностью обновляться с каждым альбомом. Они меняли шрифт названия, стиль — свой и музыки, обложку альбома, оформление сцены и афиш — и мчали с туром по стране. И так было пять или шесть раз. Больше никто так не смог и никогда не сможет, пока не начнется что-то вроде новых девяностых.
Джим Керри
Кажется, это был единственный человек, над фильмами которого мы с ребятами смеялись до состояния валяния на полу. Мы ставили кассету на паузу, смеялись, успокаивались, потом смотрели снова. Сейчас уже не будет так смешно. Надо было оказаться ровно в то время и в том возрасте, когда ты подряд смотришь «Эйс Вентуру» и «Маску», а хочется еще чего-то такого, но пора домой.
Джим Керри был неожиданным: появился и начал корчить рожи. И это не было стыдно почему-то. Сейчас, когда меня спрашивают, кого бы я хотел сыграть, я часто отвечаю, что хочу сыграть человека, который может себе позволить просто корчить рожи. Возможно, это из-за Джима Керри. Потом он оказался еще и хорошим драматическим актером, и теперь мы все ждем от комиков того же. И часто расстраиваемся.
Видеомагнитофон
В 1990-е, чтобы считаться богатым, нужно было всего лишь купить «видик». Позже он работал на износ каждый день с утра до вечера. Я просыпался, включал его — там начинала крутиться кассета, которую я остановил перед сном. Некоторые фильмы таким образом прокручивались до трехсот раз, например, «Красивые девушки» (1996) и «Страх и ненависть в Лас-Вегасе» (1998). Еще на «видик» я записывал все, что пропускал в эфире телеканалов. И все кассеты, что были дома, я забивал сериями «Симпсонов» и «Южного парка». Во второй половине девяностых я на три видеомагнитофона каждую ночь записывал с одной кассеты на другие порно и «Титаник», а днем продавал эти кассеты в киоске в центре города вместе с аудиокассетами «Мумий Тролля», Михаила Круга и «Руки вверх!». Потом всю эту пиратскую гадость заменили диски. Но время кассет было веселым.
Газета «Спорт-экспресс»
Когда я заочно учился в сельскохозяйственном университете на лесничего, во время сессии мне приходилось ездить на трамвае через весь город. За одно из сидений была заткнута газета «Спорт-экспресс». Я ничего не знал ни про футбол, ни про какой-либо другой спорт, мне было не до этого. И тут я начал читать эту газету. Единственная ассоциация с тем, что произошло, — это сцена из фильма «Амели», в которой героиня водила слепого человека и рассказывала, что происходит вокруг, и в какой-то момент у него «взрывается» сознание. Так произошло и со мной после чтения «Спорт-экспресса» впервые. За один час одним осенним вечером я полюбил футбол.
По ночам я брал огромную кружку чая, три пряника и смотрел Лигу чемпионов. Это было удивительное время. Сейчас я уже совсем не могу смотреть футбол, он стал скучным, да и газета «Спорт-экспресс» тоже давно закончилась.
Герой: Лева Штейн (по кличке Эйнштейн). Занимается коммерцией, несмотря на юный возраст, понимает, что сейчас момент быстрого накопления денег.
Общение
Пусть я не застал это время, но по рассказам могу судить, что тогда главным феноменом были люди. Хочется говорить не о том, как было трудно, а как несмотря ни на что люди были неравнодушны друг к другу. Они общались по-настоящему, вживую. Феномен человеческих ценностей, простоты и самой жизни, на мой взгляд, сформировал 1990-е. Как говорит мой отец, есть аналоговое поколение, а есть цифровое. Несмотря на то что я родился в 2003 году, мне аналоговый подход ближе. Он мне кажется более настоящим. Моральный дух не был в упадке в это время, все были сильны и закалены — мне это нравится.
Сила преодоления
Удивительно, что, несмотря на весь ужас 1990-х, люди не утрачивали вдохновения, поэтического настроения — они любили, чувствовали прекрасное, творили. У тех, кто до развала СССР работал на фабриках и заводах, в 1990-х почва ушла из-под ног. Но они продолжали жить. И эта потрясающая сила осталась до сих пор: мы ею воспитаны. И старшее, и мое поколение не станут отрицать эту эпоху и не смогут ее забыть, и про нее еще долго будут снимать кино, потому что она коснулась каждого.
Героиня: Саша Лебедь, владелица местного стрип-клуба, в которую влюбляется герой Макара Хлебникова
Фильм «Матрица» (1999)
Этот фильм перевернул мое мировоззрение и мироощущение. Я четко помню этот момент. Я тогда занималась художественной гимнастикой, и после тренировки мы с подружками решили посмотреть этот фильм на кассете. Я почти сошла с ума — не могла даже представить, что такое можно снять. Мы с подружками и во время, и после фильма скакали по небольшой комнатушке, забирались на стены, думая, что мы тоже героини «Матрицы». Мы пытались как-то этот воображаемый мир на себя примерить. Этот фильм зародил во мне нечто очень важное, что по сей день есть. У меня до сих пор пиетет перед черными виниловыми, как у Тринити, плащами — и перед черными кожаными вообще. Моя героиня в «Детях перемен» ходит в кожаной куртке — и для меня это некая связь с «Матрицей».
Группа Prodigy
У меня очень продвинутая мама, именно она мне включила когда-то эту группу. Эта музыка, казалось, расширяла пространство искусства до таких пределов, каких я не могла даже представить. Это было для меня нечто из другого мира. Когда мне было лет десять, я ходила с мамой на концерт Prodigy — мы были огромными фанатками. Я была в какой-то клетчатой юбочке, белой рубашечке, а вокруг нас с мамой — какие-то панки, блюющие люди... Так или иначе, эта музыка находилась вне моей системы координат, она оказала на меня настолько колоссальное влияние, что на художественной гимнастике я решила под нее выступать. Для меня в тот момент это было революционно, для моего тренера это было разрушение канонов (все танцевали под классическую музыку), и она пошла мне навстречу — и согласилась.
Эпоха 1990-х для каждого своя — не важно, застали ли вы это время или узнаете его по рассказам, культурному наследию или феноменам поп-культуры. Истории того времени невидимыми нитями вплетены в настоящее. История героев «Детей перемен» — как раз такая.
Смотрите сериал «Дети перемен» эксклюзивно в онлайн-кинотеатрах START и Wink.
29 НОЯБРЯ 2024
0