специальный проект
современность
Источник
вдохновения
Вода — в истории и культуре
Древнегреческий философ Фалес считал, что «вода — начало всех вещей». Писатели, живописцы и композиторы искали вдохновение в водных объемах, — но взгляд на воду разнился от человека к человеку и от эпохи к эпохе. В этом материале вместе с девелопером «Главстрой» разбираемся, как в разное время художники обращались к воде.
XX век
Барокко
текст: Алексей Свиридов
РЕКЛАМА • АО «Береговой – спецзастройщик»
23 октября 2024
МОДЕРН
Нажминте на название эпохи, чтобы узнать больше
Античность
В Древней Греции — где, как известно, во многом и зародились современные визуальные, звуковые и словесные искусства, — первыми философски осмыслять образ воды стали мыслители-досократики. Например, известно отношение Фалеса к воде как главной из четырех стихий, из которой и происходит жизнь.
Но раньше Фалеса образ воды и его роль сформулировал греческий поэт Гомер — впервые литературным языком гекзаметра. Описывая океан в «Илиаде», он говорит о начале, из которого «текут все реки и все море, все источники, и глубокие колодцы». Этот акцент на роли воды как начала всего был характерен для античного мировоззрения — и во многом сформировал отношение к воде художников и более поздних эпох.
ИЛЛЮСТРАЦИЯ К «ОДИССЕЕ» ГОМЕРА
Барокко
Само собой, один из главных образов стихии воды в искусстве появился в столице «владычицы морей» Великобритании — барочном Лондоне начала XVIII века. Именно здесь композитор Джордж Фридрих Гендель написал знаменитое произведение «Музыка на воде» — три сюиты для оркестра. И судя по устоявшейся легенде, «Музыку» Гендель написал специально для короля Георга I, у которого в то время служил и позже впал в немилость — видимо, из-за самовольных прогулов концертов и, как мы бы сказали сегодня, срыва дедлайнов. «Музыка на воде» исполнялась на отдельных барках, которые плыли параллельно с кораблем короля, когда тот выбирался на водную прогулку по Темзе. Георгу так понравилось произведение, что после премьеры он слушал его не единожды — иногда по три раза в день.
«Музыка» задала, в лучших традициях барочной культуры, такой торжественный образ воды, отражающий весь спектр человеческих эмоций — от меланхоличного спокойствия (течение рек) до гнева и яркой радости (бури в морях и океанах). Сегодня мелодии Генделя можно услышать и в популярной культуре — «Музыка» звучит в исторических драмах «Безумие короля Георга» (1994) и «Королевский роман» (2012).
Кадр из фильма «Королевский роман», 2012
Модерн
В XIX веке в изобразительном искусстве приходит время модерна — расцвета тех самых «-измов», когда художникам надоело кропотливо копировать натуру. Их заинтересовало собственное отношение к ней и способы его воспроизведения на холсте.
Пионерами в этом движении выступили художники-импрессионисты (от французского impression, «впечатление»), — в том числе знаменитый Клод Моне. В последние десятилетия жизни уже признанный гений живописи «впечатления», Моне задумал масштабный цикл, который обычно называют «Кувшинками». Это больше 250 картин, объединенных одной темой — изображением пруда рядом с усадьбой художника в Живерни. Моне не пытается вписать водную гладь в какой-либо сюжет, — он заворожен водой в пруду как формой, из которой можно «вылепить» свое настроение.
То есть форма воды становится для художников конца XIX века ценной в той степени, в какой она позволяет утвердить свой чувственный опыт, используя живописные средства. И «Кувшинки» Моне — лучший тому пример.
Клод Моне «Пруд с лилиями»
ХХ век
Начало XX века было ознаменовано кратным увеличением темпов роста промышленности — ростом рождаемости и притоком населения в города. Классическим художникам пришлось подстраиваться под реалии времени, и главными — с точки зрения охвата — видами искусства в XX столетии стали кино и архитектура.
Ранний кинематограф еще только подступался к образам воды — из-за технических ограничений съемки были возможны только в павильонах, но уже в середине столетия, с появлением передвижных камер, образы воды заполнили массовый и авторский кинематограф. Для жителей бывшего СССР режиссером, больше других уделявшим внимание водным образам, остался Андрей Тарковский. Водные формы появляются у него из фильма в фильм — и разнятся по смыслу и символике, демонстрируя разнообразие интерпретаций, к которому искусство пришло в прошлом веке. В «Зеркале» Тарковский использует хронику времен Гражданской войны, где водное течение реки Сиваш, которую переходит Красная армия, становится символом границы между жизнью и смертью. А в «Андрее Рублеве» появляется символичный «очистительный дождь», характерный и для других фильмов режиссера.
В архитектуре прошлого века вода долгое время не воспринималась как источник вдохновения, — скорее, она олицетворяла природу, которую нужно себе подчинить. Это хорошо видно на примере помпезного оформления каналов сталинских времен, которые в какой-то момент сделали Москву «портом семи морей». Так, начало Волго-Донского канала, соединившего две реки, отсылает нас к архитектуре триумфальных арок XVIII и XIX веков — оно символизирует победу над водной стихией.
Кадр из фильма «Зеркало», 1974
Храм на воде, Япония
Современность
Если для зодчих начала XX века иной раз характерно отношение к воде как ресурсу, то архитекторы конца прошлого века стали чаще обращаться к водным формам как к чистому источнику вдохновения — например, знаменитый храм на воде авторства Тадао Андо в Японии, — а современные архитекторы уже развили эту линию в по-настоящему масштабных зданиях.
В пример здесь можно привести новый проект девелопера «Главстрой» — жилой комплекс на берегу Москвы-реки «Береговой». Архитекторы, вдохновляясь речным течением, спроектировали здания в форме волны, где каждый дом переходит в следующий — выше или ниже предыдущего; фасад выполнили из стекла и алюминия — так, чтобы он напоминал полупрозрачную водную текстуру.
Но преимущества проекта не исчерпываются визуальными решениями. Это современный и продуманный жилой квартал, подключенный к передовой инфраструктуре мегаполиса. Расположен ЖК в историческом районе Фили на западе города; с одной стороны, в 15 минутах от Москвы-Сити — главного делового центра, с другой — в зеленом районе с хорошей экологией и множеством мест для прогулок — не только пешком или на велосипеде, но и по воде. В двух минутах от жилого квартала оборудован причал «Береговой», откуда на речном трамвае можно уплыть до парка «Фили» или Киевского вокзала.
Фото: «ЖК Береговой»
Будущее
Облик «Берегового» напоминает водопад, а сама форма здания — волну. Фасад из стекла и алюминия только подчеркивает это сходство. Внутри жилого квартала предусмотрены планировки на любой вкус (нашлось место и холостяцким квартирам, и пентхаусам) и продуманные общественные пространства. На этажах, к слову, расположено не больше пяти квартир, что повышает уровень приватности, а на крышах — открытые частные и общественные террасы. В дизайнерских лобби, которые предусмотрены в каждой секции, будущие жильцы смогут спокойно поработать или собраться в «Зуме» в переговорной. А особенно приятно наблюдать за водной стихией — героиней этого текста — с благоустроенной набережной. Для резидентов «Берегового» она находится в шаговой доступности. Чтобы прогуляться по набережной, достаточно просто выйти из дома! А если идти никуда не хочется, насладитесь видами на Москву-реку прямо из окон квартиры.
Stay hydrated.
Фото: «ЖК Береговой»
Фото: «ЖК Береговой»
Stay hydrated (англ.) — Пейте достаточное количество воды
С проектной декларацией можно ознакомиться на наш.дом.рф
23 ОКТЯБРЯ 2024
0