Blueprint
T

специальный проект

Связь времен

Прошлое и настоящее за Москвой-рекой

Текст: Алексей Свиридов 

иллюстрации: ася соколова


Изначально районы за рекой считались самыми тихими и уютными уголками старой Москвы. Но многое изменил XX век: сначала низкие купеческие домики сменились доходными домами в стиле модерн, а затем — смелыми авангардными постройками. Целое столетие эти районы выступали площадкой для экспериментов лучших советских архитекторов, а уже сегодня они стали синонимом благополучной московской жизни, где современная инфраструктура соседствует с историческим наследием. Вместе с девелопером .Sense рассказываем, какой путь прошли Даниловский, Донской и Замоскворецкий районы.


РЕКЛАМА · ао «сенс»

14 августа 2024

нажимайте на изображения

На рубеже XIX и XX веков в Москве стало расцветать купечество и частный бизнес — русский капитализм, «запущенный» Великими реформами Александра II, дал свои первые плоды. Новые предприниматели начали обзаводиться собственными доходными домами и особняками, — и именно в Москве, свободной от условностей столичного Петербурга, появились шикарные дома русских купцов. Так оформился московский модерн в архитектуре.


Идеальный пример — особняк купца Трифона Коробкова на Пятницкой улице авторства звездного зодчего Льва Кекушева. Эклектичный фасад, в котором барочные мотивы соседствуют с викторианскими, и необычная кружевная кровля делают это здание одним из самых интересных на юге Москвы.


Самого Коробкова можно легко назвать представителем «нового купечества», сложившегося в Москве на рубеже веков, когда просто заниматься бизнесом было не принято. Многие промышленники — кто по статусу, кто для души — были по совместительству меценатами и, как и Коробков, собиравший произведения молодых художников, вкладывали свои огромные капиталы в искусство и культуру. Купец Алексей Бахрушин (практически сосед Коробкова, до его усадьбы — пять минут пешком от дома на Пятницкой) основал Театральный музей и помог отстроить здание, которое сегодня мы знаем как Театр Наций. Другой купец с Пятницкой улицы, печатный гик Иван Сытин, вышел из народа и стал, как мы сказали бы сегодня, медиамагнатом — одним из главных книгоиздателей царской России. В огромном готическом здании рядом с Добрынинской — Первой образцовой типографии И.С. Сытина — и сегодня можно заказать печатные товары и, кроме того, зайти на новую выставку в местный культурный центр.


Если бы русскому авангарду подбирали архитектурный символ, претендентов было бы много. И все-таки Шуховская телебашня однозначно вошла бы в топ-3. Один из первых в мире гиперболоидов, символ раннесоветской одержимости техникой и прогрессом, Шуховская конструкция была новшеством во всех смыслах — даже сегодня там находится действующий телецентр, а вокруг от нее потянулись новые авангардные районы.


Кстати, гиперболоид — форма, в которой после Шухова стали строить радио- и телебашни по всему миру. 600-метровая Canton Tower в Гуанчжоу, телебашни в Сиднее и Цюрихе. Такие конструкции, внешне изогнутые, но собранные из прямых балок, оказались исключительно прочными (гиперболоидная башня в Японии пережила одно из сильнейших землетрясений в стране в 1995-м) и внешне легкими одновременно. Кроме того, Шуховская телебашня — символ выставки «Инженерное искусство» в парижском Центре Помпиду.


(I)
Кариатиды особняка Коробкова на Пятницкой


Кто из нас не слышал про знаменитые духи «Букет императрицы», позже ставшие «Красной Москвой». А между тем производили их как раз в Даниловском районе — на фабрике французского предпринимателя Генриха Брокара. Это некогда огромная мануфактура — классический образец промышленного стиля того времени: обожженный кирпич и большая площадь остекления. Возможно, тогда, на рубеже XIX и XX веков, здание не привлекало своей красотой — у него была чисто практическая функция, — но сегодня его отреставрированные фасады воспринимаются иначе и радуют взгляд местных жителей. Вообще, с начала XXI века идет ощутимая ревизия промышленного архитектурного наследия: лофты Бруклина и Сохо в Нью-Йорке, бывшие фабрики Ливерпуля, сменившие свое предназначение на креативные пространства и офисы. Те же тенденции мы видим и на улицах Москвы — и в Даниловском районе в частности.



Прошлый век был веком экспериментов — в том числе в сфере жилой застройки: от домов-коммун и районов хрущевок до американских субурбий. Архитекторы и планировщики постоянно придумывали новые форматы сожительства людей, а особенно на этом поприще отметились советские специалисты двадцатых годов.


Сообщества архитекторов и дизайнеров соревновались друг с другом за государственные (тогда других не было) ресурсы, предлагая все более смелые проекты. Одним из таких и стал Хавско-Шаболовский жилмассив — комплекс зданий в стиле рационализма в районе Шаболовки. Его спроектировали архитекторы из объединения АСНОВА — выпускники знаменитого ВХУТЕМАСа, которым помогал профессор немецкого Баухауса Хиннерк Шепер. Рационалисты одними из первых нарушили принцип «строчной» застройки — когда дома стоят ровно, как по струнке, — придав новым зданиям форму раскрытой книжки. А если посмотреть на район сверху, нам открывается необычная геометрия застройки: мерно расставленные треугольники зданий образуют как бы супрематическое полотно — под стать работам Малевича.


(iii)
Гиперболоид Шуховской телебашни 


(ii)
Обожженный кирпич парфюмерной фабрики Брокара


(iv)
Супрематизм Хавско-Шаболовского жилмассива


Визитные карточки Даниловского и Донского района — это авангард, конструктивизм и советский модерн, — и тем интереснее взглянуть на местные «островки» дореволюционной и даже средневековой жизни.


Широкая дорога, современные магазины и кафе — так выглядит выход из метро «Тульская», но стоит свернуть на Даниловский Вал, и через несколько минут вы увидите стены Данилового монастыря — одного из старейших в Москве. Уже в XIII веке здесь были первые постройки, а со временем монастырь обзавелся и белыми средневековыми стенами, и несколькими церквями в барочном и классицистском стиле.


На запад отсюда, ближе к «Шаболовской», можно пройтись, чтобы увидеть Донской монастырь, один из красивейших в России. Сюда приходят, чтобы увидеть классику церковной шатровой и барочной архитектуры, а еще на территории монастыря собраны фрагменты известных зданий, снесенных при СССР, — роскошные горельефы с храма Христа Спасителя, например, или части декора Сухаревой башни.


(V)
Стены монастырей. Донской, Даниловский


Площадь Серпуховской заставы, где расположены выходы из метро «Тульская», в конце XX века выступила, возможно, главной точкой притяжения для архитектуры советского модерна. На этом «пятачке» уживаются сразу несколько памятников — Даниловский рынок, «дом атомщиков» и Монетный двор.


Сегодня Даниловский рынок — это место, куда стоит зайти за свежими овощами, фермерским сыром или творогом. Здесь же можно выпить черничный раф в местном филиале «Кофемании» или перекусить итальянской пиццей в Maestrello.


В 2015 году рынок модернизировали изнутри: теперь он скорее напоминает модный фуд-молл с актуальными корнерами и вкраплениями привычных продуктовых лавок. С него-то, можно сказать, и началась мода 2010-х на подобные проекты.


(vi)
«Лепестки» Даниловского рынка 


«Дом атомщиков», как его называют местные, — колоссальных размеров ЖК на Большой Тульской и памятник архитектуре советского брутализма. Названий, кстати, у дома несколько; эту огромную постройку в народе также прозвали «Титаником» и «перевернутым небоскребом» — из-за внушительных размеров, — а еще «домом холостяков», потому что большая часть квартир здесь — однокомнатные, их в Советском Союзе выдавали неженатым мужчинам.


Другая внушительная постройка советского модернизма — Московский монетный двор. Ритмичный и минималистичный фасад здания, спроектированный Всеволодом Воскресенским, и сегодня смотрится актуально, в чем-то даже предвосхитив современную архитектуру.


Хороший пример того, как юг Москвы, опираясь на вековые традиции, становится новым образцом столичного благополучия, — деловой квартал «Новоспасский» между «Тульской» и «Павелецкой» станциями метро. Некогда, до 1917 года, здесь была ситценабивная мануфактура товарищества «Эмиль Циндель», которая после революции перешла Советскому государству, сохранив свое предназначение. Точнее, здания мануфактуры и сейчас стоят на том же месте, но, заглянув на территорию, вы не увидите ни станков, ни рабочих, ни цеховой пыли. Скорее — парковку, «перегруженную» дорогими авто, визитеров технологических экспо и офисы перспективных стартапов.


В нулевые здание мануфактуры преобразилось. Новый владелец убрал краску с кирпичных стен, благоустроил пространство между корпусами, а внутри — сменил фабричное нутро на сияющие помещения офисов. Новый деловой квартал получил название «Новоспасский». Это первый опыт переустройства бывшей промзоны под стильный бизнес-кластер, который позже был перенят «Красным Октябрем», «Винзаводом» и другими.


Москва не была бы Москвой, если бы постоянно не развивалась, а рядом с памятниками архитектуры прошлого не появлялись новые достопримечательности. На Даниловском Валу девелопер .Sense построил новый амбициозный проект — Дом Logos. Это идеальный пример синтеза исторических слоев района: дореволюционного капиталистического благополучия, с одной стороны, и советского авангардного духа, с другой.


Архитектурно проект отсылает нас к Монетному двору, находящемуся по соседству, — фасад сделан из алюминиевых элементов, а полукруглая форма изящных французских балконов, которые выступают в шахматном порядке, напоминает вертикальные стопки монет.


У Logos идеальное расположение: до центра рукой подать, да и сам дом находится среди памятников архитектуры. При этом здесь, конечно, куда спокойней, чем внутри Садового, а по соседству — современная городская инфраструктура, гастрономическая Мекка «Даниловский», где сконцентрированы великолепные рестораны и корнеры, образовательные центры (РЭУ им. Плеханова, Высшая Школа Экономики и РУДН) и деловые кластеры (БЦ Wall Street). В этом смысле дом Logos — закономерный итог развития Даниловского района, собравшего все преимущества жизни в большом городе.


А самое важное, .Sense позаботился не только о комфортных апартаментах для будущих жителей (просторные планировки, высокие потолки и панорамные окна, личные террасы и дровяные камины), но и о том, что выходит за пределы классической квартиры. Главная особенность дома — аменитис — целый этаж, где будут общие зоны для жителей на все случаи жизни: коворкинг с кофепоинтом, гостиная с камином, открытая кухня, куда можно пригласить шеф-повара, кинотеатр, фитнес-зал и зал для индивидуальных занятий, сауна и даже парящая библиотека. А на крыше дома будет оборудована терраса с зоной BBQ, шезлонгами для загара, амфитеатром и летним кинотеатром.

(Vii)
«Ножки» «дома атомщиков»


(viii)
Печная труба «Новоспасского»


(IX)
Металлический фасад дома Logos


{"width":1200,"column_width":600,"columns_n":2,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}