Природа
СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
+
ТЕХНОЛОГИИ
+
ИСКУССТВО
ТЕКСТ: Мария Карасева
Светящийся лес, поиск идеального дома и обернутые в ткань острова
За последние десятилетия природные мотивы и технологии тесно переплетаются с искусством, помогая создавать в нем новые смыслы и образы. Художники и специалисты в сферах дизайна и мультимедиа разрабатывают многогранные проекты и инсталляции, погружая зрителя в удивительные миры на стыке реального и метафизического. Вместе с брендом бытовой техники премиум-класса Casarte, который в рамках Cosmoscow представил инсталляцию «Лунный дом», проследили, как природа, прогресс и творчество связаны между собой, на примере знаменитых работ современных художников.
РЕКЛАМА • ООО «ХАР»
21 НОЯБРЯ 2024
1
Цифровое бессмертие
В своих визуальных, инсталляционных и цифровых работах португальский художник Пауло Аррайано исследует симбиоз природы и технологий. Сфера его интересов — концепции трансгуманизма, экологии, изменения климата и антропоцена. Например, в проекте Sensorial Divinities Аррайано использует разные кадры, цифровые рендеры со спутниковых изображений и роботизированные объекты наряду с природными элементами: кораллами, стеклом или камнями.
В инсталляции синтетические и природные элементы сталкиваются и преобразуются в новую физическую и духовную парадигму. Таким образом выстраивается диалог о возможности цифрового бессмертия, в котором присутствуют искусственный интеллект, биотехнологии, нанотехнологии и трансгуманизм. Для Пауло будущее цифровых технологий — это не разрушение естественной среды, а понимание и расширение человеческого восприятия: «Мы находимся в моменте, когда природные и технологические элементы существуют в одном пространстве, а следовательно, влияют на все области, включая современное искусство».
2
Светящийся лес
Парк Мифунэяма Ракуэн расположен в курортном городе Такео-Онсен на острове Кюсю в Японии. На площади 500 000 кв. м растут сотни тысяч деревьев и цветов, которые меняют цвет в зависимости от сезона. На границе парка и рукотворного сада находится знаменитое 3000-летнее заповедное дерево Окусу из святилища Такео. Граница между садом и диким лесом неоднозначна — здесь нет рамок между тем, что создано природой и людьми. Эту идею японская команда teamLab решила развить в своем проекте, создав в 2021 году выставку в огромном пространстве-лабиринте.
Цифровая художественная инсталляция «Лес, где живут боги» демонстрирует, как природа может стать самостоятельной формой искусства. Днем посетители бродят по обычному парку, а с наступлением сумерек попадают в новый мир с яркими огнями и проекциями. Деревья и скалы превращаются в освещенные инсталляции с постоянно меняющимися изображениями цветов, водопадов и бескрайних полей. Так создатели обращают внимание на то, что цифровые технологии преобразовывают природу в искусство, не причиняя ей вреда.
3
Поиск идеального дома
На ярмарке Cosmoscow 2024 бренд премиальной бытовой техники Casarte представил проект «Лунный дом» художника Леонида Тишкова. Инсталляция предлагает задуматься о поиске идеального дома и гармоничного пространства. При этом не так важно, где оно находится: на Земле или Луне. Основой для творческой коллаборации стали общие ценности — чувство дома, любовь к природе, интерес к технологиям и искусству.
В центре повествования — фигура путника, который сквозь века путешествует в поисках внутреннего покоя и баланса. Проходя свой путь, он развивается и духовно — учится синхронизировать внутреннее состояние с ритмами Вселенной. Каждая деталь в «Лунном доме» — это отражение этапа на пути путника к гармонии.
Внутри дома он научился обращаться с природными стихиями — водой в стирально-сушильной колонне, льдом в холодильнике, воздухом в винном шкафу — как с элементами, которые он больше не воспринимает как угрозу, а превращает в союзников.
4
Трехмерная живопись
Российский художник, основатель арт-парка «Никола-Ленивец» и фестиваля «Архстояние» Николай Полисский более двух лет работал над проектом «Электроарт» для МАММ (выставка открыта до 15 декабря. — Прим. The Blueprint). В его основе — пластическая метафора современного мегаполиса, опутанного электрическими проводами. Создавая «Электроарт», художник апеллировал к знаменитым архитектонам Малевича. Использование природных материалов — дерева и лозы — придает архетипическим формам теплоту и человечность.
В «Электроарте» активно задействован цвет — художник определяет эту фантасмагорическую инсталляцию как трехмерную живопись. Здесь он возвращается как к собственному живописному опыту, так и к опыту повлиявших на него импрессионистов. Используемые импрессионистами мазки чистого цвета — это своеобразные пиксели, фиксирующие мгновения впечатлений от реальности.
5
Бесконечный черный водоворот
На фестивале современного искусства Kochi-Muziris Biennale 2015 известный индийский художник и скульптор Аниш Капур представил бесконечный черный водоворот «Нисхождение». При входе в здание посетителей встречала таинственная установка, с грохотом направляющая вращающийся поток темной воды вглубь бассейна. Воронка контрастировала со спокойной гладью моря — вид на него открывался из окон галереи.
Чтобы претворить задумку в жизнь, потребовалось вырыть котлован, а внутрь бассейна установить механизм для движения воды. Результат был впечатляющим — от воронки, соединявшей реальность с бесконечностью, невозможно было отвести глаз. Казалось, что под водой разверзается бездна.
В следующем году инсталляция была воспроизведена в Версале, а позже — в Нью-Йорке. Только воронка стала больше и размещалась уже на улице. И если в Кочи и Версале вода была окрашена в черный цвет, что создавало иллюзию черной дыры, то в Америке художник оставил воду прозрачной — создав таким образом пересечение с проливом Ист-Ривер.
6
Неконтролируемые стихии
В творчестве американского художника Билла Виолы важную роль играли четыре природные стихии, в особенности вода. Так, видео-арт «Плот» (The Raft, 2004) повествует об истории 19 человек — мужчин и женщин разных экономических и этнических слоев. В начале 10-минутного ролика они выглядят спокойными и невозмутимыми. Однако с внезапным приливом воды на смену спокойствию приходят страх и отчаянное желание спастись. Все происходит в замедленной съемке, поэтому зритель может проследить за действием воды, которая резко окутывает пострадавших.
Художник описывал проект как образ разрушения и выживания. Он хотел показать изменение состояния и ситуации, в которых люди становятся равными, а их статусы стираются. Это изображение надежды перед лицом невзгод, с которыми все сталкиваются в какой-то момент жизни.
Еще одна масштабная видеоинсталляция «Вознесение Тристана» (2005) — одна из частей «Проекта Тристан», отсылающего к опере Рихарда Вагнера «Тристан и Изольда». Работы этой серии иллюстрируют страстную любовь, которая ведет героев к смерти. В замедленной съемке тело неподвижно лежащего человека устремляется вверх, вслед за нарастающим потоком воды. Так Билл Виола метафорически представил вознесение души в космос после смерти.
7
Обернутые в ткань острова
Американский художник-концептуалист Христо Явашев вместе с женой «упаковывал» в километры ткани не только исторические объекты (например, Рейхстаг в 1995 году или Триумфальную арку — проект, который удалось осуществить уже после его смерти в 2020-м), но и целые острова и реки. Творческий тандем — яркий представитель ленд-арта — в своих работах прятал лишнее и подчеркивал суть вещей. Среди известных проектов — острова в заливе Бискейн в Майами, обернутые километрами розовой полипропиленовой ткани, плавучая 600-тонная пирамида, сложенная из нефтяных бочек, в Гайд-парке, а также пирсы на острове Сан-Паоло, покрытые желтой тканью.
Художник признавался, что у него нет произведений искусства, которые существуют до сих пор: «Они перестают существовать, когда заканчивается срок их показа. Я думаю, нужно иметь в разы больше мужества, чтобы создавать вещи, которые исчезнут, а не вещи, которые останутся».
21 НОЯБРЯ 2024
0