Blueprint
T

Природа

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

+

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":0.5,"scaleY":0.5,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":360}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":-360}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":2.5,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power2.easeInOut","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

ТЕХНОЛОГИИ

+

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":0.5,"scaleY":0.5,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":360}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":2.5,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power2.easeInOut","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

ИСКУССТВО

ТЕКСТ: Мария Карасева 

Светящийся лес, поиск идеального дома и обернутые в ткань острова

За последние десятилетия природные мотивы и технологии тесно переплетаются с искусством, помогая создавать в нем новые смыслы и образы. Художники и специалисты в сферах дизайна и мультимедиа разрабатывают многогранные проекты и инсталляции, погружая зрителя в удивительные миры на стыке реального и метафизического. Вместе с брендом бытовой техники премиум-класса Casarte, который в рамках Cosmoscow представил инсталляцию «Лунный дом», проследили, как природа, прогресс и творчество связаны между собой, на примере знаменитых работ современных художников.

РЕКЛАМА • ООО «ХАР»

21 НОЯБРЯ 2024

1

Цифровое бессмертие

В своих визуальных, инсталляционных и цифровых работах португальский художник Пауло Аррайано исследует симбиоз природы и технологий. Сфера его интересов — концепции трансгуманизма, экологии, изменения климата и антропоцена. Например, в проекте Sensorial Divinities Аррайано использует разные кадры, цифровые рендеры со спутниковых изображений и роботизированные объекты наряду с природными элементами: кораллами, стеклом или камнями.


В инсталляции синтетические и природные элементы сталкиваются и преобразуются в новую физическую и духовную парадигму. Таким образом выстраивается диалог о возможности цифрового бессмертия, в котором присутствуют искусственный интеллект, биотехнологии, нанотехнологии и трансгуманизм. Для Пауло будущее цифровых технологий — это не разрушение естественной среды, а понимание и расширение человеческого восприятия: «Мы находимся в моменте, когда природные и технологические элементы существуют в одном пространстве, а следовательно, влияют на все области, включая современное искусство».


2

Светящийся лес

Парк Мифунэяма Ракуэн расположен в курортном городе Такео-Онсен на острове Кюсю в Японии. На площади 500 000 кв. м растут сотни тысяч деревьев и цветов, которые меняют цвет в зависимости от сезона. На границе парка и рукотворного сада находится знаменитое 3000-летнее заповедное дерево Окусу из святилища Такео. Граница между садом и диким лесом неоднозначна — здесь нет рамок между тем, что создано природой и людьми. Эту идею японская команда teamLab решила развить в своем проекте, создав в 2021 году выставку в огромном пространстве-лабиринте.


Цифровая художественная инсталляция «Лес, где живут боги» демонстрирует, как природа может стать самостоятельной формой искусства. Днем посетители бродят по обычному парку, а с наступлением сумерек попадают в новый мир с яркими огнями и проекциями. Деревья и скалы превращаются в освещенные инсталляции с постоянно меняющимися изображениями цветов, водопадов и бескрайних полей. Так создатели обращают внимание на то, что цифровые технологии преобразовывают природу в искусство, не причиняя ей вреда.


3

Поиск идеального дома

На ярмарке Cosmoscow 2024 бренд премиальной бытовой техники Casarte представил проект «Лунный дом» художника Леонида Тишкова. Инсталляция предлагает задуматься о поиске идеального дома и гармоничного пространства. При этом не так важно, где оно находится: на Земле или Луне. Основой для творческой коллаборации стали общие ценности — чувство дома, любовь к природе, интерес к технологиям и искусству.


В центре повествования — фигура путника, который сквозь века путешествует в поисках внутреннего покоя и баланса. Проходя свой путь, он развивается и духовно — учится синхронизировать внутреннее состояние с ритмами Вселенной. Каждая деталь в «Лунном доме» — это отражение этапа на пути путника к гармонии.


Внутри дома он научился обращаться с природными стихиями — водой в стирально-сушильной колонне, льдом в холодильнике, воздухом в винном шкафу — как с элементами, которые он больше не воспринимает как угрозу, а превращает в союзников.




4

Трехмерная живопись

Российский художник, основатель арт-парка «Никола-Ленивец» и фестиваля «Архстояние» Николай Полисский более двух лет работал над проектом «Электроарт» для МАММ (выставка открыта до 15 декабря. — Прим. The Blueprint). В его основе — пластическая метафора современного мегаполиса, опутанного электрическими проводами. Создавая «Электроарт», художник апеллировал к знаменитым архитектонам Малевича. Использование природных материалов — дерева и лозы — придает архетипическим формам теплоту и человечность.


В «Электроарте» активно задействован цвет — художник определяет эту фантасмагорическую инсталляцию как трехмерную живопись. Здесь он возвращается как к собственному живописному опыту, так и к опыту повлиявших на него импрессионистов. Используемые импрессионистами мазки чистого цвета — это своеобразные пиксели, фиксирующие мгновения впечатлений от реальности.


5

Бесконечный черный водоворот

На фестивале современного искусства Kochi-Muziris Biennale 2015 известный индийский художник и скульптор Аниш Капур представил бесконечный черный водоворот «Нисхождение». При входе в здание посетителей встречала таинственная установка, с грохотом направляющая вращающийся поток темной воды вглубь бассейна. Воронка контрастировала со спокойной гладью моря — вид на него открывался из окон галереи.


Чтобы претворить задумку в жизнь, потребовалось вырыть котлован, а внутрь бассейна установить механизм для движения воды. Результат был впечатляющим — от воронки, соединявшей реальность с бесконечностью, невозможно было отвести глаз. Казалось, что под водой разверзается бездна.


В следующем году инсталляция была воспроизведена в Версале, а позже — в Нью-Йорке. Только воронка стала больше и размещалась уже на улице. И если в Кочи и Версале вода была окрашена в черный цвет, что создавало иллюзию черной дыры, то в Америке художник оставил воду прозрачной — создав таким образом пересечение с проливом Ист-Ривер.


6

Неконтролируемые стихии

В творчестве американского художника Билла Виолы важную роль играли четыре природные стихии, в особенности вода. Так, видео-арт «Плот» (The Raft, 2004) повествует об истории 19 человек — мужчин и женщин разных экономических и этнических слоев. В начале 10-минутного ролика они выглядят спокойными и невозмутимыми. Однако с внезапным приливом воды на смену спокойствию приходят страх и отчаянное желание спастись. Все происходит в замедленной съемке, поэтому зритель может проследить за действием воды, которая резко окутывает пострадавших.


Художник описывал проект как образ разрушения и выживания. Он хотел показать изменение состояния и ситуации, в которых люди становятся равными, а их статусы стираются. Это изображение надежды перед лицом невзгод, с которыми все сталкиваются в какой-то момент жизни.

Еще одна масштабная видеоинсталляция «Вознесение Тристана» (2005) — одна из частей «Проекта Тристан», отсылающего к опере Рихарда Вагнера «Тристан и Изольда». Работы этой серии иллюстрируют страстную любовь, которая ведет героев к смерти. В замедленной съемке тело неподвижно лежащего человека устремляется вверх, вслед за нарастающим потоком воды. Так Билл Виола метафорически представил вознесение души в космос после смерти.


7

Обернутые в ткань острова

Американский художник-концептуалист Христо Явашев вместе с женой «упаковывал» в километры ткани не только исторические объекты (например, Рейхстаг в 1995 году или Триумфальную арку — проект, который удалось осуществить уже после его смерти в 2020-м), но и целые острова и реки. Творческий тандем — яркий представитель ленд-арта — в своих работах прятал лишнее и подчеркивал суть вещей. Среди известных проектов — острова в заливе Бискейн в Майами, обернутые километрами розовой полипропиленовой ткани, плавучая 600-тонная пирамида, сложенная из нефтяных бочек, в Гайд-парке, а также пирсы на острове Сан-Паоло, покрытые желтой тканью.


Художник признавался, что у него нет произведений искусства, которые существуют до сих пор: «Они перестают существовать, когда заканчивается срок их показа. Я думаю, нужно иметь в разы больше мужества, чтобы создавать вещи, которые исчезнут, а не вещи, которые останутся».


{"width":1200,"column_width":120,"columns_n":10,"gutter":0,"margin":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}