Blueprint
T

Студия


:


история легендарного ночного клуба


2 июня в рамках фестиваля Beat Film Festival в «Гараже» покажут документалку «Студия 54». Перед фильмом ведущая telegram-канала Good morning, Karl! Катя Федорова обсудит с директором закрывшегося бара Simachev Михаилом Гречанниковым, диджеем Виталием Козаком и главным редактором Esquire Сергеем Минаевым, почему некоторые заведения становятся притчей во языцех и как организовать вечеринку, на которую придет весь город. Рассказываем, почему этот показ не стоит пропускать — и как «Студии 54» удалось стать первым серьезным исследованием внутренней кухни легендарного клуба.





«Студию 54» снял журналист и режиссер Мэтт Тернауэр, автор документальных фильмов «Валентино: Последний император» (о Валентино Гаравани) и «Тайная история Голливуда» (о сутенере Скотти Бауэре). В 1992 году по приглашению Грейдона Картера он присоединился к команде американского Vanity Fair — сначала как спецкор, а позже стал одним из редакторов. Именно эта работа и свела режиссера с одним из двух основателей «Студии 54» Йеном Шрейгером: после закрытия клуба тот занялся гостиничным бизнесом, а Тернауэр писал об этом статью. Оба быстро нашли общий язык, и Тернауэр уговорил Шрейгера рассказать свою версию истории легендарного клуба. До него это не удавалось ни одному кинематографисту или репортеру.

йен шрейгер и стив рубелл

Помимо Йена Шрейгера, которого можно назвать главным героем картины — он появляется в кадре чаще других, — в фильме снялись и его бывшие подчиненные: архитектор, сет-дизайнер, промоутер, швейцар и даже охранник «Студии 54». А также многие завсегдатаи — визажистка Сэнди Линтер, писатель Стив Гейнз, журналистка Джоанн Хоровитц, фотограф Рон Галелла, дизайнер Норма Камали. Все они появляются перед камерой и рассказывают главное, что помнят о клубе, определившем десятилетие 1970-х — не только в Нью-Йорке, но и, пожалуй, во всем мире. «Я помню, как пришла туда в день открытия, — вспоминает Линтер. — Везде были зеркала, а на полу — ковры. Это было похоже на огромный подиум». «Музыка обрушивалась на вас, словно гигантская волна», — описывает свои ощущения еще один из постоянных посетителей.




Cтив рубелл

подготовка к открытию клуба И КОМАНДА СОТРУДНИКОВ

Второй основатель клуба, лучший друг и деловой партнер Шрейгера Стив Рубелл появляется в кадре лишь в виде архивных съемок. Рубелл, по сути, был главным вдохновителем и представителем, лицом «Студии 54» среди завсегдатаев и в медиа. В 1989 году он умер от СПИДа, но Тернауэру все равно удалось сделать его одним из главных персонажей фильма. А вот звезд первой величины — в виде «говорящих голов» — в «Студии 54» нет, хотя на танцполе клуба регулярно сверкали Шер, Лайза Миннелли, Мик и Бьянка Джаггер и другие знаменитости первой величины. Но Тернауэр решил, что их интервью будут лишними: «Мне не хотелось превращать это в череду звездных монологов, — поясняет он. — Не хотелось делать этакий фильм про секс, наркотики, диско и гламур. Я так решил с самого начала, хоть продюсер и не пришел от моего решения в восторг».



карл лагерфельд и стив рубелл

кельвин кляйн и грейс джонс

лайза минелли

майкл джексон, лайонел ричи

Пожалуй, единственный момент, когда в кадре появляется звезда, — отрывок из старого интервью Майкла Джексона. Журналистка за кадром задает вопросы Стиву Рубеллу в тот момент, когда за кулисы клуба неожиданно приходит Джексон — тогда еще кудрявый и темнокожий. «Почему вам так нравится „Студия 54“? Чем это место отличается от других?», — спрашивают его. «Просто это именно то место, куда вы приходите, чтобы сбежать от реальности», — отвечает певец, и его слова удивительно точно резюмируют то, что чувствовали тогда все, кто не мыслил своей жизни без ночей в заведении Шрейгера и Рубелла. «Не так часто в жизни удается почувствовать себя абсолютно свободными, — говорит Шрейгер. — „Студия 54“ давала людям эту возможность». Ему вторит Роберт Дюпон (со своим братом-близнецом он был завсегдатаем «Фабрики» Уорхола и клуба Рубелла): «Здесь вы могли быть собой и не бояться осуждающих взглядов. Многие геи впервые поцеловались именно на танцполе «Студии 54».




Наряду с подробным исследованием феномена и внутренней кухни знаменитого клуба Тернауэр скрупулезно документирует и историю его заката. Конец «Студии 54» положили махинации с деньгами (владельцы уклонялись от уплаты налогов) и, разумеется, наркотики — неизбежная часть ночной жизни 1970-х. При обыске полиция нашла в клубе кокаин, Шрейгера обвинили в связи с мафией, и вскоре, после череды судебных разбирательств (сторону обвинения в фильме представляет прокурор, который вел это дело), Шрейгер и Рубелл на тринадцать месяцев отправились в тюрьму. Оба отделались сравнительно легко — благодаря стараниям 37 (!) защищавших их адвокатов. Сам Шрейгер откровенно комментирует предъявленные обвинения, а также рассуждает о том, что клуб с его свободой и атмосферой непрекращающегося праздника был вызовом общепринятым правилам и системе, которая в конечном счете и решила его погубить.


Проводы Шрейгера и Рубелла в тюрьму состоялись, разумеется, в «Студии 54» — и эта вечеринка была едва ли не такой же грандиозной, как вечеринка открытия. Выступали Дайана Росс и Лайза Миннелли, а сам Стив Рубелл, переодетый Фрэнком Синатрой, спел его знаменитую песню My Way: Regrets? I had a few but than again, too few to mention...




РЕПОРТАЖИ О СУДЕБНОМ ПРОЦЕССЕ НАД РУБЕЛЛОМ И ШРЕЙГЕРОМ


Катя Федорова, куратор программы «По ту сторону праздника», автор Telegram-канала Good Morning, Karl!


«Студия 54», пожалуй, самый знаменитый ночной клуб в истории. Там тусовались Уорхол, Лагерфельд и Лайза Минелли. Туда на белой лошади въезжала Бьянка Джаггер. Там устраивали самые декадентские вечеринки эпохи диско. Все это мы неоднократно видели. А вот другую сторону этой весёлой жизни, настоящую историю клуба и тех, кто сделал его легендой услышим впервые — да ещё и от его основателя Иэна Шрейгера. Где прятали наркотики и как уклонялись от налогов он тоже расскажет. Моей особой радостью будет паблик-ток перед премьерным показом, в котором примут участие директор недавно закрывшегося бара Simachev Михаил Гречанников, человек-праздник Виталий Козак и знаток целой эпохи в ночной жизни Москвы главный редактор Esquire Сергей Минаев. Обсудим почему некоторые места становятся легендами, а другие сдуваются за пару месяцев».


Подписывайтесь на наш канал в YouTube, будет интересно.

{"width":1200,"column_width":131,"columns_n":8,"gutter":21,"line":21}
false
767
1300
false
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}
true