Blueprint
T

Пример для подражания:

Эрика Баду

Текст: ольга леонова

В самом начале карьеры за ней закрепился статус королевы. Каждый ее выход на публику — маленькое шоу, а каждый ее концерт сродни сеансу психотерапии. Неосоул- и R&B-певице, композитору, актрисе, продюсеру, диджею и активистке Эрике Баду сегодня сорок семь.

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":360}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":1196,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":false}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

My dress ain''t cost nothin'' but seven dollars. But I made it fly — так в 2000-м пела о себе Эрика Баду. К тому моменту помимо двух премий «Грэмми» у нее за плечами был неудавшийся брак, а на руках маленький сын. Но Баду не из тех, кто бранит судьбу, у нее просто нет на это времени. Дочь театральной актрисы, выросшая буквально за кулисами, она с детства знала, что посвятит свою жизнь искусству и музыке. Ее дебютный альбом Baduizm увидел свет в 1997-м и был хорошо принят критиками и слушателями, после чего певицу тут же прозвали королевой неосоула. А через год она предстала в образе королевы уже в кино, снявшись в криминальной комедии «Братья Блюз 2000». Тем не менее ее второй студийный альбом Mama’s Gun критиковали то ли за однообразие, то ли за излишнюю интимность. Еще бы, ведь он был записан после развода певицы с Андре Бенджамином (André 3000), солистом OutKast. Помимо строчек про платье за семь долларов в песне Cleva с этого альбома есть и размышления о том, как она выглядит без косметики, о лишнем весе и об обвисшей груди. Но без тени уныния и с общей повесткой: я прекрасна. За десять лет до того, как это стало общим местом в поп-культуре.

Что касается платья за семь долларов, то в случае с Эрикой Баду это даже не похоже на лукавство: она действительно превращает в золото все, что надевает. Ее фирменный стиль — это высокие тюрбаны и гипертрофированные шляпы, которые она носит так, словно аксессуара более обыденного на свете просто не существует. Как истинный художник, Баду использует одежду в качестве инструмента для создания дополнительных смыслов и канала для более полного выражения своего «я». Еще одно удивительное качество — это ее умение не потеряться даже за самым ярким своим образом. В то же время в этом проглядывается некая попытка отгородиться от внешнего мира. Это особенно заметно на ее выступлениях: она может быть самой блистательной на ковровой дорожке, сменить семь нарядов на церемонии награждения, прийти на интервью в шляпе, которая в три раза больше ее головы, но на собственном концерте предстать в обычной майке и без макияжа. Она явно разделяет публичную жизнь, в которой надо привлекать внимание, давать интервью и иногда выступать на мероприятиях, и интимную жизнь артиста, для которого самым главным является музыка.

Высокий тюрбан, под которым Баду прячет свою пышную шевелюру, стал такой же визитной карточкой певицы, как «улей» Эми Уайнхаус или начес Брижит Бардо. В тюрбане она появлялась на обложке двух своих альбомов: Baduizm и Live (оба 1997 года). А YouTube по запросу Erykah Badu head wrap tutorial выдает почти 3000 результатов. Головные уборы — страсть Баду, но, судя по всему, и гипертрофированных размеров шляпы занимают в ее сердце отдельное место. Она создавала их сама, пока в 2017 году не познакомилась с дизайнером австралийского происхождения Томом О’Брайеном. Его бренд Bona Capello базируется в Японии.Когда Эрика Баду надевает свою гигантскую шляпу, а к ней огромные серьги-кольца, бусы и браслеты, она не забывает подчеркнуть и без того пухлые губы. И в этом вся она: страсть ко всему гипертрофированному удивительно уживается в ее образе, важную роль в котором играет макияж, часто в красных или фиолетовых оттенках.

Одно из самых мощных высказываний не столько Баду–певицы, сколько Баду-художницы — клип на песню Window Seat. По сюжету она неспешно прогуливается возле Дили-Плаза в родном Далласе, штат Техас: выходит из машины, оплачивает парковку в автомате, на ходу раздевается донага и получает пулю в затылок почти на том самом месте, где сорок семь лет назад был убит Джон Кеннеди. Ролик был снят одним дублем на обыкновенную камеру. Никакой съемочной группы, все происходит на глазах изумленных прохожих. Съемки клипа обошлись Эрике Баду в пятьсот долларов — именно таким был штраф за нарушение общественного порядка. Идею Баду позаимствовала у инди-группы Matt & Kim, назвав их клип на песню Lessons Learned одним из самых либеральных поступков, которые могут сделать два человека.

На последней церемонии Soul Train Music Awards 2017-го, ведущей которой она была третий год, Эрика Баду меняла образы семь раз. Почти в каждом из них ключевую роль играли гигантские шляпы авторства Тома О’Брайена. Но на одном из выходов певица неожиданно предстала в фиолетовом костюме Off-White с крупным лого и надписью Peace. Баду присела на одно колено — этим актом она выразила уважение игроку NFL Колину Капернику, отказавшемуся вставать во время гимна США из-за расизма и пренебрежения к правам афроамериканцев.

В 2016 году на неделе моды в Нью-Йорке Баду впервые стилизовала показ Pyer Moss осень–зима 2016/2017. И в этом ей также удалось найти поле для высказывания. Дизайнер бренда Керби Жан-Раймон — активист движения #BlackLivesMatter — посвятил ему коллекцию. В нее вошли, к примеру, кроссовки, испачканные искусственной кровью, и футболки с надписью I can’t breathe — последними словами Эрика Гарнера, задушенного полицейскими. В основе их коллаборации с Баду лежит концепция «двойного послания» антрополога Джорджа Бейтсона. В частности, эта теория стала основополагающей в исследовании шизофрении. Сама коллекция посвящена другому популярному психическому расстройству — депрессии.

Эрику Баду сложно назвать fashion-иконой — слишком прямолинейна и свободолюбива, а мода не любит тех, кто ей неподвластен. С другой стороны, такой яркий персонаж просто не может остаться без внимания модных брендов. В свое время ее смогли приручить Tom Ford: в 2008 году она стала лицом аромата White Patchouli. Никакого дополнительного смысла, она просто красива. В 2014 году певица снялась в весенне-летней кампании Givenchy. В тот момент разговоры о расовом неравенстве в моде достигли, кажется, своего апогея. Так что в случае с Рикардо Тиши это было своего рода заявлением. В том же году она блистала в кутюрном Givenchy на красной ковровой дорожке Met Gala: белое пальто, высокая шляпа и платок — все расшито кристаллами, и, конечно, огромные серьги. Сотрудничество неосоул-певицы и французского модного дома продлилось один сезон. По крайней мере после Баду на Балу Института костюма замечена не была

Смотреть на Эрику Баду так же приятно, как и слушать ее песни. Каждый ее выход — пример того, как одежда помогает нам глубже выражать себя. А это зачастую важнее правил, трендов и имен на логотипе. Бадуизм — это искусство быть собой. И Эрика Баду учит нас именно этому. А какая еще звезда может похвастаться собственной религией?

{"width":1200,"column_width":111,"columns_n":10,"gutter":10,"line":40}
false
767
1300
false
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}
true