Что нужно знать о Тиме Уокере — и его выставке в Лондоне
21 сентября в лондонском Музее Виктории и Альберта — где, например, проходили великие выставки про Александра Маккуина и Дэвида Боуи, — открылась ретроспектива фэшн-фотографа Тима Уокера. Бессменный фотограф Vogue — не только американского, но и британского, итальянского и даже австралийского (свою первую съемку для журнала он сделал в 25 лет), обладатель награды имени Изабеллы Блоу и почетный член Королевского фотографического общества, Уокер наконец полностью институционализирован. Модный журналист, автор телеграм-канала Good morning, Karl! и поклонница Уокера Катя Федорова рассказывает, почему уже пакует чемоданы в Лондон — не фигурально, а совершенно буквально.
Вам шесть лет. Вы проводите лето на даче у бабушки, где, допустим, не работает интернет. Поэтому все бесконечно тягучее, знойное свободное время вы проводите, лазая по деревьям, прыгая через ручьи и сочиняя фантазийные миры, где вас окружают чудесные существа: девушки-лебеди, ожившие гномы с фонариками, куклы больше вашего роста, рыбы-гиганты и — почему бы и нет — пара сотен кроликов цвета конфет. Ах да, все это происходит в Хогвартсе. Как только мы вырастаем, эти волшебные миры из наших голов вытесняет стресс, обязательства, ипотека и дедлайны. К счастью, не у всех. Британскому фотографу Тиму Уокеру удалось сделать детские мечты своей профессией, в течение более 20 лет воплощать их в реальность в самых невероятных фэшн-съемках — для Vogue, W и многих других журналов.
I.
Съемки Тима Уокера — это не просто красивые фото, демонстрирующие одежду нового сезона на красивых моделях. Это всегда целостные миры, переносящие зрителя в теплые воспоминания о детских сказках и мечтах — или же, наоборот, в ночные кошмары. Удивительно, что, несмотря на всю свою нереалистичность, гиперболизированность и безупречный, проработанный сет-дизайн, каждый снимок Уокера отзывается где-то глубоко внутри каждого из нас. И заставляет переживать простые человеческие эмоции: светлую грусть, эйфорию, ностальгию, счастье. Его часто пытаются копировать, но результаты всегда печальны, потому что гений Тима уникален и по масштабу сравним разве что с его соотечественниками Александром Маккуином и Джоном Гальяно. Кстати, он снимал обоих.
![](/upload/12829/ec8332ea25ac8cb014a7b8e4831791d2.jpg)
Vogue UK, 2008
![](/upload/12829/772472f26b2b73e025718bce11d74666.jpg)
![](/upload/12829/45b97b6fc70034da85b72decf6fc393e.jpg)
Vogue UK, 2008
![](/upload/12829/b8d8834568a244560f9c12731b23830d.jpg)
II.
Свою фотографическую карьеру Уокер начинал четвертым ассистентом легендарного Ричарда Аведона. Это когда ты ассистент первых трех ассистентов. По словам самого Уокера, на этой позиции твоя основная обязанность — отмывать собачье говно с тротуара перед входом в студию. Однако молодой британец и с этой задачей не справился и спустя год был уволен Аведоном за нерасторопность. Зато за время работы с маэстро понял, что фотография — это не просто статичный кадр, а история, спектакль, кино, которое за ним стоит.
Ричард Аведон в студии в Нью-йорке с командой, 1985 год
III.
80 белых кроликов, 20 балерин, 17 зеркальных гусей, 250 страусиных яиц, покрашенных в золото, коробка пластиковых рук, 12 наряженных рождественских елок и «роллс-ройс». Так выглядит запрос Уокера на реквизит для одной съемки Vogue. Кстати, продюсер решила, что автомобиль будет дешевле купить, чем арендовать, потому что мало ли что там еще придет Тиму в голову на съемке.
За каждым его кадром стоят недели работы сет-дизайнеров и проп-стилистов; воплотить его безумные идеи в жизнь всегда могли только самые лучшие. Долгое время Уокер работал со знаменитым декоратором Саймоном Костином, ответственным за самые гениальные и одновременно темные показы Маккуина — среди которых «Золотой дождь» и Bellmer La Poupée. Позже он начал сотрудничать с Шоной Хит, которая стала и арт-директором его персональной выставки Wonderful Things в V&A. А еще к любой своей съемке Уокер рисует потрясающе детализированные комиксы-сториборды, разглядывать которые интересно не меньше, чем результат.
![](/upload/12829/60b7ae9cebdf8eca31b61dbc768af025.jpg)
![](/upload/12829/b0c86d12269e5a9365485772ffe71a64.jpg)
Vogue UK, 2004
![](/upload/12829/bb6a133f5f2102ee43318f9d82b4aed2.jpg)
Vogue UK, 2004
![](/upload/12829/4c11678720f745c5ee3cd531e412d608.jpg)
Vogue UK, 2004
Vogue UK, 2004
![](/upload/12829/32f296362f608375f8ea87117f0989f7.jpg)
Vogue UK, 2004
![](/upload/12829/88fd40f6651af3335ec4747e5d44ba3c.jpg)
IV.
Кроме сказок Тим снимает потрясающие портреты — причем часто делает это просто на белом фоне с парой фирменных деталей. «Я не хочу разбавлять чей-то характер фантазийным сет-дизайном», — объясняет он. Тем более что находятся те, кто не готов следовать его плану. Перед знаменитой съемкой Александра Маккуина Уокер, как всегда, придумал свою идеальную историю. В его представлении Маккуин сидел за столом в галстуке-бабочке из костей и с человеческим черепом на голове. Однако идея дизайнеру не понравилась настолько, что Маккуин наотрез отказался это делать. Пока Уокер думал, как спасти съемку, Ли поставил череп на стол, дал ему в зубы сигарету и закурил сам. Кадр сделал сам себя. «После того как Маккуин взял в свои руки контроль над той съемкой, я понял, насколько важно позволить герою проявить свое истинное „я“. Я обожаю работать с творческими людьми, и для меня очень важно сделать так, чтобы внутри моей фантазии они оставались собой», — вспоминает Уокер.
Портрет Александра Маккуина
![](/upload/12829/152d8848a18d89b7cc28f48de62ed26f.jpg)
V.
Просто развесить фотографии Тима Уокера по стенам было бы кощунством — и это отлично понимали кураторы V&A. Фотографии на выставке, конечно, тоже будут, но ее самая интересная часть куда более изобретательна. Сотрудники музея попросили фотографа выбрать из их огромных архивов 10 объектов, которые вызывают у него особые эмоции, — и снять совершенно новые проекты с их участием. Каждый будет представлен на выставке впервые — в специально созданных Шоной Хит фантазийных пространствах. Не обойдется и без моды, хотя Уокер очень ругается на то, какой коммерческой она стала сегодня. Частью экспозиции станут редкие наряды Moncler, Valentino, Dolce & Gabbana, а также работы студентов факультетов дизайна британских вузов.
![](/upload/12829/0d36c25f79c5f66c763ca75d72f83663.jpg)
![](/upload/12829/8c4e09ab90e979f1501f5cdf35e5065a.gif)