Что нужно знать о Тиме Уокере — и его выставке в Лондоне
21 сентября в лондонском Музее Виктории и Альберта — где, например, проходили великие выставки про Александра Маккуина и Дэвида Боуи, — открылась ретроспектива фэшн-фотографа Тима Уокера. Бессменный фотограф Vogue — не только американского, но и британского, итальянского и даже австралийского (свою первую съемку для журнала он сделал в 25 лет), обладатель награды имени Изабеллы Блоу и почетный член Королевского фотографического общества, Уокер наконец полностью институционализирован. Модный журналист, автор телеграм-канала Good morning, Karl! и поклонница Уокера Катя Федорова рассказывает, почему уже пакует чемоданы в Лондон — не фигурально, а совершенно буквально.
Вам шесть лет. Вы проводите лето на даче у бабушки, где, допустим, не работает интернет. Поэтому все бесконечно тягучее, знойное свободное время вы проводите, лазая по деревьям, прыгая через ручьи и сочиняя фантазийные миры, где вас окружают чудесные существа: девушки-лебеди, ожившие гномы с фонариками, куклы больше вашего роста, рыбы-гиганты и — почему бы и нет — пара сотен кроликов цвета конфет. Ах да, все это происходит в Хогвартсе. Как только мы вырастаем, эти волшебные миры из наших голов вытесняет стресс, обязательства, ипотека и дедлайны. К счастью, не у всех. Британскому фотографу Тиму Уокеру удалось сделать детские мечты своей профессией, в течение более 20 лет воплощать их в реальность в самых невероятных фэшн-съемках — для Vogue, W и многих других журналов.
I.
Съемки Тима Уокера — это не просто красивые фото, демонстрирующие одежду нового сезона на красивых моделях. Это всегда целостные миры, переносящие зрителя в теплые воспоминания о детских сказках и мечтах — или же, наоборот, в ночные кошмары. Удивительно, что, несмотря на всю свою нереалистичность, гиперболизированность и безупречный, проработанный сет-дизайн, каждый снимок Уокера отзывается где-то глубоко внутри каждого из нас. И заставляет переживать простые человеческие эмоции: светлую грусть, эйфорию, ностальгию, счастье. Его часто пытаются копировать, но результаты всегда печальны, потому что гений Тима уникален и по масштабу сравним разве что с его соотечественниками Александром Маккуином и Джоном Гальяно. Кстати, он снимал обоих.
Vogue UK, 2008
Vogue UK, 2008
II.
Свою фотографическую карьеру Уокер начинал четвертым ассистентом легендарного Ричарда Аведона. Это когда ты ассистент первых трех ассистентов. По словам самого Уокера, на этой позиции твоя основная обязанность — отмывать собачье говно с тротуара перед входом в студию. Однако молодой британец и с этой задачей не справился и спустя год был уволен Аведоном за нерасторопность. Зато за время работы с маэстро понял, что фотография — это не просто статичный кадр, а история, спектакль, кино, которое за ним стоит.
Ричард Аведон в студии в Нью-йорке с командой, 1985 год
III.
80 белых кроликов, 20 балерин, 17 зеркальных гусей, 250 страусиных яиц, покрашенных в золото, коробка пластиковых рук, 12 наряженных рождественских елок и «роллс-ройс». Так выглядит запрос Уокера на реквизит для одной съемки Vogue. Кстати, продюсер решила, что автомобиль будет дешевле купить, чем арендовать, потому что мало ли что там еще придет Тиму в голову на съемке.
За каждым его кадром стоят недели работы сет-дизайнеров и проп-стилистов; воплотить его безумные идеи в жизнь всегда могли только самые лучшие. Долгое время Уокер работал со знаменитым декоратором Саймоном Костином, ответственным за самые гениальные и одновременно темные показы Маккуина — среди которых «Золотой дождь» и Bellmer La Poupée. Позже он начал сотрудничать с Шоной Хит, которая стала и арт-директором его персональной выставки Wonderful Things в V&A. А еще к любой своей съемке Уокер рисует потрясающе детализированные комиксы-сториборды, разглядывать которые интересно не меньше, чем результат.
Vogue UK, 2004
Vogue UK, 2004
Vogue UK, 2004
Vogue UK, 2004
Vogue UK, 2004
IV.
Кроме сказок Тим снимает потрясающие портреты — причем часто делает это просто на белом фоне с парой фирменных деталей. «Я не хочу разбавлять чей-то характер фантазийным сет-дизайном», — объясняет он. Тем более что находятся те, кто не готов следовать его плану. Перед знаменитой съемкой Александра Маккуина Уокер, как всегда, придумал свою идеальную историю. В его представлении Маккуин сидел за столом в галстуке-бабочке из костей и с человеческим черепом на голове. Однако идея дизайнеру не понравилась настолько, что Маккуин наотрез отказался это делать. Пока Уокер думал, как спасти съемку, Ли поставил череп на стол, дал ему в зубы сигарету и закурил сам. Кадр сделал сам себя. «После того как Маккуин взял в свои руки контроль над той съемкой, я понял, насколько важно позволить герою проявить свое истинное „я“. Я обожаю работать с творческими людьми, и для меня очень важно сделать так, чтобы внутри моей фантазии они оставались собой», — вспоминает Уокер.
Портрет Александра Маккуина
V.
Просто развесить фотографии Тима Уокера по стенам было бы кощунством — и это отлично понимали кураторы V&A. Фотографии на выставке, конечно, тоже будут, но ее самая интересная часть куда более изобретательна. Сотрудники музея попросили фотографа выбрать из их огромных архивов 10 объектов, которые вызывают у него особые эмоции, — и снять совершенно новые проекты с их участием. Каждый будет представлен на выставке впервые — в специально созданных Шоной Хит фантазийных пространствах. Не обойдется и без моды, хотя Уокер очень ругается на то, какой коммерческой она стала сегодня. Частью экспозиции станут редкие наряды Moncler, Valentino, Dolce & Gabbana, а также работы студентов факультетов дизайна британских вузов.