Эмануэль Унгаро и его героини
![](/upload/14087/1f833404e5128f787b3c2ac6eb44dc6b.jpg)
21 декабря в возрасте 86 лет умер Эмануэль Унгаро — основатель одноименного дома моды, который в уходящем десятилетии претерпел череду странных, а порой и неприглядных перипетий. Впрочем, сам дизайнер заслуживает совершенно других воспоминаний: он ввел в гардероб многих женщин яркие цвета и смешение принтов, и был, как выразилась The Guardian, «столпом олдскульного гламура». О чем известно куда меньше — так это о его работе в кино. По просьбе The Blueprint журналистка и автор телеграм-канала Front Fashion Ольга Михайловская пересмотрела «Глорию» основоположника Нового Голливуда Джона Кассаветиса, где Унгаро «одел» героиню Джины Роулендс, — и заодно вспомнила фильмы, где в его нарядах красуется Катрин Денев.
![](/upload/14087/176f6e601d781ba19b9523ebef95cb9b.jpg)
Унгаро не очень повезло с коллегами-современниками, все они оказывались чуть категоричнее, стремительнее, ярче. Поработав и поучившись у Баленсиаги вместе с Андре Куррежем, Унгаро ушел вслед за ним — и вместе с ним. Но если Курреж вошел в историю как главный футурист ХХ века, революционер 60-х, то Унгаро, открывший собственный дом в 1965-м, остался пусть и многообещающим учеником Баленсиаги, но не более того. В то время как его работа в те годы с тканями и фактурами безусловно была абсолютно уникальной. Они и по сей день смотрятся почти космическими разработками.
Принято считать, что семидесятые стали годами его расцвета, но в действительности тогда он оказался в тени Сен-Лорана. Унгаро, вероятно, и в самом деле чуть не хватало той легкости, богемности, которая была так необходима в 70-е. Зато 80-е уж точно стали его декадой. Здесь сыграли роль итальянские гены и полученное от отца портновское мастерство. Его любовь к яркому цвету и графичным принтам, массивным оборкам и воланам, драгоценным тканям и традиционному понятию красоты, элегантности и гламура в его чистом выражении — все это оказалось уместно и востребованно.
Самое удивительное, что к каждой декаде в качестве иллюстрации можно подобрать фильм, главная героиня которого будет одета в Ungaro. Для 60-х это «Манон 70» — вариация Жана Ореля на тему «Манон Леско», где главная героиня в исполнении Катрин Денев, пользуясь благосклонностью богатого поклонника, одевается исключительно в наряды от модного парижского кутюрье. Его в фильме не называют, но подразумевается, конечно, Унгаро — и не только потому, что его имя стоит в титрах. В одной из финальных сцен героиня приходит на примерку в некий дом моды, распахивая стеклянную дверь, на которой красуются ручки в виде гигантских букв U.
60-е
![](/upload/14087/a4f331456d74c913c99fa78e6e797b42.jpg)
![](/upload/14087/e2ad4d0be7b47f01da0897812b94c92e.jpg)
![](/upload/14087/0c22d703177cf51c6b6ff26a5651fae4.jpg)
![](/upload/14087/385da6a3ae4a4467284fdc3fcc5dde57.jpg)
«Манон 70»
![](/upload/14087/c116e558dd9d3376b0807e5eb07bd547.jpg)
Фильм вышел уже на излете 60-х, но показанное в начале дефиле демонстрирует столь типичную одежду десятилетия, что ее можно считать пособием по истории моды: мини-юбки и шорты, маленькие приталенные пальтишки с геометрическими карманами и контрастными деталями, облегающие ногу сапоги-чулки. И цвет, идеально передающий эпоху, — белый, оранжевый, ярко-голубой, меховое пальтишко цвета карамели, белые канты, крупные клетки. Все немножко ненастоящее, кукольное. В конце фильма героиня обретает свободу и словно перемещается в другую эпоху — свободолюбивых 70-х. На ней простая футболка табачного цвета, потертые джинсы и картуз. Она больше не кукла в первом ряду на кутюрном показе и не пассажирка бизнес-класса в каракулевом пальто, она мчится автостопом босая с распущенными волосами навстречу ветру, эпохе хиппи и свободной любви.
![](/upload/14087/4f5ed32aa6ddbdd64586ee9ce2b5d124.jpg)
В 1975 году в фильме «Дикарь» режиссера Эдуарда Делюка идея свободы обретает уже совсем конкретные черты. Героиня Катрин Денев спасается бегством от нелюбимого жениха и пытается найти приют на острове у своего спасителя, которого играет Ив Монтан. Уже совсем немолодой, но все еще неотразимый. И здесь Денев одета абсолютно в духе времени — вязаное пальто-кардиган на голое тело, растянутая футболка нарочито военного зеленого цвета, полосатое платье-сорочка и рубашка сафари, похоже, буквально с плеча Ива Монтана. Здесь есть все — и длинный кардиган, и футболки, и натуральные, словно домотканые полоски, и намек на милитари — все приметы моды 70-х, а Ungaro это или нет, не так уж важно (хотя да, это он).
70-е
![](/upload/14087/a54849e7f5ad46900646a89a997fcf65.jpg)
![](/upload/14087/4078f8a315e4dd841298da3885fd9152.jpg)
![](/upload/14087/f133c985c159d59f189014276e2878db.jpg)
![](/upload/14087/ab036d1aabc8473f78ec7abda263d7ed.jpg)
«Дикарь»
А вот в «Глории» — фильме режиссера Джона Кассаветиса 1980 года — это имеет огромное значение. Героиня Джины Роулендс явно очень любит вещи. К тому же ей, в недавнем прошлом подружке мафиози, важно ощущать себя «приличной женщиной». А в 1980 году это означает покупать французские марки. Вот она и носит Ungaro. Хотя имя дизайнера фигурирует исключительно в титрах, а в фильме задействовано всего несколько луков, они очень многое говорят о моде того времени.
80-е
![](/upload/14087/5335b495262ad37b1afe8b6aedcc10bd.jpg)
![](/upload/14087/90169893b90421d67447994c043b24c8.jpg)
Первое появление Роулендс в кадре выглядит так, словно снято вчера — на Глории бежевый тренч, накинутый поверх объемной пижамы. Она просто зашла к соседям за кофе. Но попадает в переделку, в результате которой у нее на руках остается соседский сын-подросток, с которым она вынуждена бежать, чтобы спасти его и себя от неминуемой гибели. Так что весь фильм она носит то, что успела бросить в сумку, и все эти вещи мы видим в одной из сцен — в номере случайного отеля Глория просит мальчика развесить ее одежду.
«Глория»
![](/upload/14087/6e10ca7354a9689dd0b800cb44a0f87e.png)
Он достает из сумки одну за другой вещи своей спасительницы, все они сшиты из мягкого на ощупь, нежного шелка. Алый халат-кимоно, розовый жакет и блузка, серо-стальной костюм. Мода этого времени в фильме абсолютно узнаваема — это переход от 70-х к 80-м. Уже жакеты, но еще не широкоплечие, уже костюмы, но еще из текучего шелка, платья с запахом и юбки в складку, дающие свободу движениям, длина миди и устойчивый каблук, но практически всюду уже не просто шелк, а именно блестящий атлас, любимый материал 80-х. Это еще не power dressing, но уже и не расслабленные 70-е. И прическа с намеком на модные в то время сороковые.
![](/upload/14087/edb5230496d2a4c444e98765ad87e6a2.jpg)
![](/upload/14087/0f52f12bf6b08f9af1edb5ef14570efc.jpg)
Кассаветису явно важно показать свою героиню сильной и сложной. Женщиной, спасшей ребенка с риском для собственной жизни и при этом не превратившейся в «мамочку», трезвой и циничной, и при этом такой классической красавицей с волосами цвета меда и персиковой кожей. В финале — когда они с мальчишкой находят друг друга среди надгробных памятников — она, чтобы остаться неузнанной, появляется в седом парике и модной шляпке-таблетке (опять дань сороковым). Мальчик стаскивает с нее этот парик, ее золотистые волосы рассыпаются по плечам, и это выглядит почти слащаво. Но нет. Это совсем не мелодрама. И на удивление не приторно и не пафосно смотрятся здесь костюмы Ungaro. А ведь его часто обвиняли именно в этом. Во всяком случае, таковыми они оказались к началу 90-х, когда Эмануэль потерял свой дом.
«Глория»
В 1996-м бренд Emanuel Ungaro купили, а дальше началась позорная чехарда дизайнеров — среди которых были и всеми любимый Валли, и одиозная не дизайнер вовсе Линдси Лохан. Несмотря на все это дом моды продолжает свое существование, а Эмануэля Унгаро больше нет. Еще один дизайнер, представитель старой школы, во многом определивший моду ХХ века, ушел, скорее всего, недооцененным современниками — так и оставшийся в тени славы тех, кого принято считать великими.