Стиль
в фильме: «Деловая женщина»

Текст:
Дина Ключарева
Гигантские плечи, строгие костюмы и высокие прически 1980-х как символ woman power.
«Небрежный туалет — глядят на него, а безупречный — глядят на саму женщину. Это Коко Шанель», — сообщает героиня Сигурни Уивер своей подчиненной в начале фильма. «Деловая женщина» вышла в 1989 году и вызвала бурную реакцию зрителей: одни сочли ее очередной историей Золушки, другие — наглядным свидетельством процветавшей в 1980-х гендерной дискриминации в бизнес-кругах.

Главная героиня — тридцатилетняя целеустремленная и слегка импульсивная секретарша Тэсс (Мелани Гриффит), которая после очередного конфликта в шовинистском коллективе вынуждена сменить работу. Несмотря на невысокую должность, она внимательно следит за биржевыми сводками и неплохо разбирается в деловой обстановке на Уолл-стрит. Когда ее новая начальница (Сигурни Уивер) оказывается на больничной койке, Тэсс решает провести сделку самостоятельно, обретая в итоге новую работу и любовь.
Подбором одежды для «Деловой женщины» занималась Энн Рот, живая легенда в мире костюмеров. В этом году ей исполняется 86 лет, 53 из которых она посвятила профессии. В ее портфолио работа над 124 фильмами, «Оскар» за костюмы для «Английского пациента» и несколько наград за вклад в индустрию. Энн до сих пор активно работает: к концу 2017 года выходит киноадаптация чеховской «Чайки», для которой она нарядила в русских барышень XIX века Сиршу Ронан, Элизабет Мосс и Аннетт Бенинг.

Готовясь к съемкам «Деловой женщины», Рот с помощником провели немало времени на пароме из Стейтен-Айленда, полном девушек, похожих на главную героиню Тэсс и ее подругу Син. Их вызывающий (по нынешним меркам) вид с высоко начесанными челками, ярким макияжем и животными принтами в одежде был привычным стилем и способом самовыражения для секретарш в те годы. «Мы снимали посреди офисных зданий Манхэттена, и наших актеров невозможно было отличить от местных работников», — хвалится успешной работой Гэри Джонс, ассистент костюмера.


BALENCIAGA
ОСЕНЬ-ЗИМА 2017

Энн Рот превратила каждый наряд в этом фильме в метафору. Впервые мы встречаем Тэсс на пароме в Манхэттен — она едет на работу, одетая в оттенки сепии: коричневое кожаное пальто, колготки цвета загара, темная сумка на плече. Этот облик символизирует старые фотографии простых иммигрантов, попадавших в Америку через пропускной пункт на острове Эллис (где стоит статуя Свободы).
С образом самой же свободы Рот рифмует первое появление героини Сигурни Уивер, властной начальницы Тэсс. На ней лаконичный безупречно сидящий костюм Calvin Klein темно-серого оттенка медной патины — настоящий power suit. Eго хозяйка всем своим видом являет уверенное положение в мире бизнеса и благородный вкус — элегантный, деловой и женственный одновременно — в противоположность своей новой ассистентке с начесом в дециметр и массивными золотыми кольцами в ушах.


Calvin Klein
ОСЕНЬ-ЗИМА 2017
Работая на Кэтрин, Тэсс быстро преображается: расстается с кожаными пальто, тугими мини и броскими аксессуарами и вторит наряду начальницы, надевая скромную белую блузку с лаконичной черной юбкой, а позже меняет пышные локоны в стиле Фэрры Фосетт на сдержанный боб. «Стоит продумать украшения», — указывает Кэтрин Тэсс, намекая на неуместно крупную блестящую бижутерию и противореча, кстати, собственному кумиру в лице Шанель, — именно благодаря последней заметные серьги и броши перестали быть моветоном в повседневном костюме.
Изящное бархатное платье, в котором Тэсс в свой момент «бала Золушки» впервые встречает принца в лице Харрисона Форда, как ни странно, оказалось случайной находкой. «Это какой-то малоизвестный бренд. Когда мы его обнаружили, оно выглядело совсем не так, как в том кадре, но мы просто влюбились в эти стразы. Оно было другого силуэта и не той длины, и нам пришлось над ним здорово поработать, потому что оно играло важную роль в трансформации Тэсс», — рассказывает ассистент Энн Рот.



SAINT LAURENT
ОСЕНЬ-ЗИМА 2017
С помощью костюмов Рот сообщает зрителю, что, несмотря на искреннее желание преуспеть, Тэсс все еще не разбирается в негласных правилах чуждого ей круга. Белоснежный ансамбль Sonia Rykiel, в котором она заявляется на чужую свадьбу, — это вопиющее нарушение канона и еще одно доказательство того, как Тэсс мало знает о правилах, по которым ей предстоит играть.



DION LEE
RESORT 2018


Вдали от офиса Тэсс не стремится привлекать внимание и бегает по поручениям в удобных кроссовках Reebok, а также выбирает невыразительные темные оттенки. Как только она терпит поражение на деловом фронте, ее образ моментально меняется: растянутый черный свитшот и простые голубые Levi’s — это полная капитуляция.


В ключевые моменты сюжета с участием Кэтрин, героини Сигурни Уивер, Энн Рот вводит в кадр ярко-красный цвет. Кэтрин использует его, чтобы заявить о собственном авторитете: будь то сногсшибательное алое платье в складку, эффектно выделяющее ее в массе серых костюмов на приеме, красный лыжный костюм, в котором она символично улетает в пропасть, или яркий жакет в сочетании с помадой в тон, когда она возвращается в офис, чтобы восстановить власть.



VALENTINO
RESORT 2018
Power dressing — женский деловой стиль с суровыми чертами, вариации которого Энн Рот демонстрирует в фильме, вошел в моду в середине 1970-х и обрел максимальную популярность спустя декаду, во времена расцвета корпоративной культуры. Он был призван уравнять бизнес-леди с бизнесменами и позволял занять равноценное место в пространстве, снимая акцент с груди и талии и придавая хрупким женским фигурам брутальные черты.


GUCCI
RESORT 2018

Сейчас дизайнеры явно заглядываются на power suiting 1980-х. Но если у Calvin Klein это андрогинные, то ли мужские, то ли женские костюмы в виде прямых двубортных пиджаков с усиленными подплечниками в сочетании с зауженными брюками в тон, то у Céline «костюм власти» олицетворяют очень объемные жакеты, будто снятые с мужского плеча. В одном из подобных Тэсс приступает к новой работе в финале «Деловой женщины» — и рукава его подвернуты неслучайно: героиня готова к новым свершениям.
Спустя почти 30 лет с выхода фильма правило «встречают по одежке» в деловых кругах все еще работает, хотя женщинам больше не приходится буквально давить плечами на бизнес-партнеров, чтобы быть воспринятыми на равных. В определенной среде консервативный стиль по-прежнему обязателен, но уже в более элегантной версии — и маскулинный power dressing не необходимость, а скорее опция и выбор самой женщины.