Билет во все стороны
ФОТО:
АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ
От Нью-Йорка до Токио, от черных денди до Ирис ван Херпен — Алла Анацко составила «кругосветный» гид по главным модным выставкам, которые стоит посетить в 2025 году.
←
→
Нью-Йорк
Fashioning Wonder: A Cabinet of Curiosities
Кабинеты редкостей, или, как их называли у нас на немецкий манер, кунсткамеры, были предшественниками современных музеев и состояли не только из естественно-научных феноменов, ископаемых древностей и загадочных диковин. Показывали здесь и одежду, а сама стилистика кунсткамер вдохновляла не одно поколение дизайнеров моды. Музей при нью-йоркском Институте моды и технологий каждый год прыгает выше головы, вот и на этот раз экспозицию составят почти 200 экспонатов. Как и положено институтской экспозиции, выставка «Воплощение чудес: Кабинет редкостей» несет функцию прежде всего просветительскую: она познакомит посетителей с историей кунсткамер, объяснит их связь с колониализмом и подчеркнет необходимость критического подхода к музеям. В основной галерее будет сооружено десять «кабинетов», которые тематически свяжут моду с природой, изобразительным искусством и анатомией человека.
Superfine:
Tailoring Black Style


Когда козырные темы майских выставок Института костюма казались исчерпанными, в рукаве Эндрю Болтона обнаружился туз. Вдохновившись книгой Моники Л. Миллер «Рабы моды: Черный дендизм и формирование черной диаспоры», команда The Met готовит экспозицию на все еще острую для Америки тему: борьбу за свободу черного населения, в которой мода выступает одним из ключевых инструментов. Выставка «Высший класс: создавая черный стиль» представит культурный и исторический анализ черного денди: от его появления в эпоху Просвещения, когда работорговля и культура показного потребления запустили тренд на модно одетых слуг, — и до сегодняшнего дня. Во главу угла ставится не только сила одежды как маркера статуса и класса, но и важность стиля как фундамента для формирования личности даже под гнетом порабощения (тут, конечно, напрашивается термин «реклейминг»). Любопытно, что выставка будет посвящена именно стилю черных мужчин: по мнению Болтона, мужская моды в очередной раз на пике интереса.





←
→
Чикаго
Africa Fashion
Открытие 28 февраля, 2025
В середине XX века, когда большая часть Африки обрела независимость, по континенту прокатилась волна творческого самовыражения. Выставка демонстрирует изобретательность африканской моды с 1950-х годов и до наших дней, а также ее влияние на мировой модный контекст. Организованная лондонским Музеем Виктории и Альберта, «Мода Африки» впервые была показана в Бруклинском музее, а теперь проходит в Чикаго. В экспозицию вошли работы более сорока дизайнеров и художников из двадцати африканских стран. Наряды пионеров африканской моды, таких как Кофи Анса, и молодых талантов вроде Тебе Магугу показывают, как одежда становится средством культурного возрождения.
←
→
Лондон
Leigh Bowery!
27 февраля – 31 августа, 2025
Не самый типичный «человек эпохи Возрождения» и мастер на все руки (а также лицо и тело) — художник, модель, дизайнер, музыкант, тусовщик и ходячий арт-объект — Ли Бауэри, размывавший границы между искусством и жизнью, оставил незабываемый след и в мире моды. За тридцать три года жизни Ли успел перевернуть с ног на голову ночную сцену Лондона 1980-х годов, а за пределами клубов раздвинул границы приличия. Его собственное тело стало не просто витриной визуальных достижений, но и плакатом политики идентичности — но вместо прямых лозунгов он использовал провокационную эстетику, яркую сексуальность и преломление гендера. От Александра Маккуина до Леди Гаги — влияние Ли пронеслось через пространство и время и во многом определило моду и поп-культуру спустя десятилетия после его артистического триумфа. Иммерсивная выставка «Это же Ли Бауэри!» покажет не только образы самого художника, но и его место в творчестве других значимых фигур — Ника Найта, Люсьена Фрейда, Сью Тилли и Бой Джорджа.

Dress Codes

Если мода улиц полна условностей, то королевская мода состоит из правил — хотя даже самый строгий дресс-код со временем эволюционирует. На первый взгляд «Дресс-коды» в Кенсингтонском дворце — не выставка, а буквально мечта преданного роялиста (а может, даже и фетишиста): тут тебе наряды и Елизаветы II, и принцессы Дианы, и королевы Виктории, но откуда ни возьмись в экспозицию врываются, словно пролетарские боевые дружины, одеяния «бабушки панка» Вивьен Вествуд. Посетить выставку стоит не только ради редких экспонатов, отобранных из впечатляющего собрания Королевской сокровищницы — 10 000 объектов, 500 лет исторического охвата, — но и из антропологических соображений: тех, кому не дает покоя quiet luxury и другие раздражающие атрибуты богатства, стоит доехать до дворца хотя бы ради восстановления связи с реальностью.

Cartier
Открытие 12 апреля, 2025
Design and Disability
Cartier
Открытие 7 июня, 2025

Marie Antoinette Style
Открытие 20 сентября, 2025
V&A South Kensington

а
т
т
е
н
а
у
r
e
т
i
н
t
r
А
a
C
я
и
р
а
М
Музей Виктории и Альберта работает по-стахановски, так что в 2025 году нас ожидают сразу три выставки, связанные с модой. В апреле поклонники ювелирного искусства в целом и бренда Cartier в частности увидят более 350 исторических украшений, часов и редчайших драгоценных камней, доказывающих, что «не гвоздем единым» знаменита марка. В июне выставка «Дизайн и инвалидность» покажет, как идентичность людей с инвалидностью — дизайнеров, их соавторов и клиентов — влияет на искусство, архитектуру, моду и фотографию с 1940-х годов до настоящего времени. Экспозиция, посвященная Марии Антуанетте, пожалуй, одной из самых противоречивых икон стиля, откроется в сентябре и охватит 250 лет влияния печально знаменитой королевы на мировую моду. Кроме того, в сентябре нас ждет еще одно культурное событие — V&A East Storehouse Study Centre открывает Центр Дэвида Боуи — новый дом для архива из более чем 80 000 объектов, недавно приобретенного музеем.

Design and Disability

Blitz: The Club that Shaped the 80’s
Пока мир моды жил и дышал бравурными коллекциями Клода Монтана, Тьерри Мюглера и Джанни Версаче, настоящая революция стиля 80-х творилась в андеграунде. В Лондоне прибежищем творческой молодежи стал культовый клуб Blitz, прятавшийся на одной из улочек Ковент-Гардена. В Blitz буквально вершились судьбы и создавались карьеры — таланты поколения объединялись в группы и, выйдя из тени, выстраивали новую культурную парадигму. Спустя 40 лет после закрытия андеграундной Мекки выставка «Блиц: Клуб, который сформировал 80-е» приглашает вновь окунуться в атмосферу экстравагантного стиля Blitz Kids — ведь многие из «ребятишек» приняли участие в создании экспозиции — и предоставили одежду, рисунки, фотографии и видео из клуба, никогда ранее не экспонировавшиеся.
19 сентября, 2025 – 29 марта, 2026
←
→
Роттердам

Iris van Herpen: Sculpting the Senses
Впервые показанная в Musée des Arts décoratifs в Париже, выставка «Ирис ван Херпен: Формируя чувства» обретает новую жизнь в Роттердаме. Организованная как экспериментальная лаборатория, она собиралась без малого пять лет. Однако помимо скрупулезной кураторской работы в ней есть место для мечты: нам предлагают увидеть, как 3D-принты, органические формы, кутюрные техники и космические силуэты сплетаются в единую картину. Чтобы раскрыть удивительный мир дизайнера, кураторы дополнили сотню инновационных нарядов ван Херпен объектами дизайна и предметами из области естественных наук — скелетами и окаменелостями, перекликающимися с уникальным идеями Айрис. И если Роттердам кажется вам не самым очевидным городом для визита, можете не переживать — прошлогодняя премьера оказалась столь успешной, что, скорее всего, работы ван Херпен объедут не один континент.
←
→
Антверпен
Fashion & Interiors: A Gendered Affair

Выставка «Мода и интерьеры: Отношения полов» в антверпенском Музее моды изучает различия в подходах к дизайну интерьера у женщин и мужчин через призму доступных им гендерных ролей. Так, на рубеже XIX–XX веков женщины играли любезно оставленную им роль «декораторов», создавая уют с помощью подушек, занавесок, рукоделия, а мужчины пользовались привилегиями творцов, чтобы гармонизировать эстетику и утилитарность. Однако за модными течениями следили и те и эти. Посетители смогут проследить за тем, как Анри ван де Велде, Адольф Лоос и Ле Корбюзье искали баланс между декоративностью и функциональностью, создавая жилое пространство вероятного будущего под влиянием модных трендов настоящего. За современный контекст отвечают работы фэшн-дизайнеров от Анн Демельмейстер до Хуссейна Чалаяна — еще один ракурс взаимодействия моды и интерьера через призму восприятия дизайнеров, как женщин, так и мужчин.
←
→
Париж
From the Heart to the Hands: Dolce & Gabbana

10 января – 31 марта, 2025
Праздновать собственные достижения нужно с размахом — так считают Доменико Дольче и Стефано Габбана. После успешного запуска выставки «От сердца — к мастерству: Dolce & Gabbana» в миланском палаццо Реале выставка отправляется в парижский Гран-Пале. Чего ждать от дизайнерского дуэта? Как обычно, оперного диапазона, голливудского бюджета и максимального погружения в итальянскую культуру. Фокус коллекции — на ручных техниках и редких ремеслах: четыре декады из жизни Dolce & Gabbana будут представлены нарядами из коллекций Alta Moda, Alta Sartoria и Alta Gioielleria.

Louvre Couture – Art and Fashion: Statement Pieces
Выставка, заявленная уже давно, но до последнего времени не имевшая ни названия, ни четкой концепции, наконец приобретает очертания. Незатейливо названная «Кутюр в Лувре», она обещает если не грандиозное погружение в историю моды, то как минимум увлекательный аттракцион, — это первая выставка, посвященная модной одежде в самом известном музее Парижа. Методологически скомпонованные 65 дизайнерских ансамблей будут размещены на 9000 квадратных метрах галерей — в сочетании с гобеленами и другими текстильными объектами, призывая по-новому взглянуть на экспонаты музея. Тут стоит отдать должное обезоруживающей честности и прямоте Лувра: пока другие музеи пытаются «поженить» моду и высокое искусство, кураторы «Кутюра в Лувре» видят в одежде, даже созданной с помощью сложнейших техник, значение довольно прикладное — и ткут полотно своего повествования в залах декоративно-прикладного искусства.

Fashion On The Move #3
Пока WWD дразнят нас слухами о выставке Рика Оуэнса во дворце Гальера, музей работает по намеченному плану: заключительная часть трилогии «Мода в движении» откроется в начале февраля и предсказуемо будет посвящена зимним видам спорта: лыжам, хоккею, фигурному катанию. Помимо дизайнерских и исторических ансамблей — самые ранние датируются XVIII веком — в экспозицию войдут одежда и аксессуары от производителей специализированного спортоборудования (например, Rossignol, Tunmer и Mavest), всего 180 новых объектов из коллекции музея. Как и предыдущие экспозиции, третья часть расширит диалог об освобождении тела, маскулинизации женской одежды и восприятии красоты.
→
Милан
←

George Hoyningen-Huene: Glamour e Avanguardia
На выставке «Гламур и авангард» собраны более 100 работ фотографа-сюрреалиста Георгия Гойнингена-Гюне — близкого приятеля Ман Рэя. Хотя имя Гойнингена-Гюне звучит не так часто и громко, как его коллеги по модной и арт-фотографии, фотохудожник стоял у истоков сюрреализма вместе с Сальвадором Дали, Ли Миллер, Пабло Пикассо и Жаном Кокто, а его снимки запечатлели культурный контекст того времени — от балетов Дягилева до театральных костюмов Де Кирико. Портреты и модные постановки Гойнингена-Гюне, как и прочих сюрреалистов, печатали в Vogue и Harper’s Bazaar. К слову, Ман Рэй тоже не обойдется без выставки в палаццо Реале — ретроспектива запланирована на сентябрь 2025 года, так что путешествующим на недели моды в Милан удастся посетить обе выставки. В экспозицию войдут снимки в технике рейографии, соляризации, а также портреты и работы для журналов моды.
←
→
Шанхай
Elizaveta Porodina Un/Masked

Пока Шанхай не балует модными премьерами, но еще есть возможность посетить экспозицию фотографа Елизаветы Породиной Un/Masked, с успехом прокатившуюся по Стокгольму, Нью-Йорку и Берлину — и долетевшую до Азии. Клинический психолог по образованию, Елизавета выбрала фотографию как медиум для исследования поведения, а потому за серией портретов, как за масками, таятся ответы на загадки человеческой души. Благодаря своему уникальному стилю Елизавета стремительно построила карьеру в моде: она сотрудничала с Dior, Chanel и Giorgio Armani, Moncler, а также публиковалась в Vogue, GQ, Numéro и других изданиях. Un/Masked покажет порядка 150 работ фотохудожницы.


→
Токио
←

LOVE Fashion: In Search of Myself
Остроумно скроенная выставка «Мода любви: В поисках себя» прибывает из киотского Института костюма в Токио. Поскольку мода — это уникальное увлечение гомо сапиенс, в ней заключено все самое человеческое: желания и стремления, страсти и конфликты, любовь и вдохновение. В пяти частях, или актах, экспозиция исследует взаимоотношения человека с модой — и с собой через моду. Первый акт говорит о стремлении соединиться с природой: от греко-римской традиции украшения венками до современного этического неприятия добычи меха, экзотических кож и перьев редких птиц. Вторая часть повествует о желании нарядиться и задекорировать тело, рождающем экстравагантность. Третий акт изучает разворот к простоте, повседневности и наготе — проблески фантазии Жан-Жака Руссо в работах Хельмута Ланга и Миуччи Прады. Четвертое действие использует одежду как метафору языка — в разговоре о религии, культуре, гендере, расе. В финале выставки поиск себя оборачивается той искусственностью, которую воспевал Оскар Уайльд, — стремлением человека быть не только собой, но и кем-то еще: в реальном мире или виртуальном. Найти себя (или новых себя) нам предлагают в работах Александра Маккуина, Демны Гвасалии, Рэи Кавакубо и Кристиана Диора.

←
→
Аделаида
Radical Textiles

Art Gallery of South Australia
До 30 марта 2025
Работа с текстилем — древняя, во многом прикладная, а потому демократичная, наполнена памятью о социальных переменах и политических потрясениях. От гобеленов и вышивки до стеганых одеял — в руках художников текстиль становится символом трансформации, освобождения или сопротивления. Изучая ткани, мы можем заглянуть в прошлое и придумывать, каким будет завтрашний день. От Уильяма Морриса до Сони Делоне — выставка «Ткань революции» связывает инновации с устойчивыми практиками, опираясь на уникальные образцы текстильного дизайна за последние 150 лет. И разумеется, выставка демонстрирует работы не только художников по тканям, но и политических активистов.