Fun fact: Анри Картье-Брессон — крестный отец современной streetstyle-фотографии
В день 110-летия великого фотографа рассказываем, как он повлиял на современных гуру streetstyle-фотографии.

Любопытный факт: когда в 1937 году Анри Картье-Брессон делал фоторепортаж с коронации британского короля Георга VI для французской прессы, он не сделал ни одного фото самого монарха. На снимках были люди из толпы: гвардейцы в форме, случайные прохожие, пытающиеся издалека разглядеть действо, уличный художник, мертвецки пьяный мужчина, спящий на куче старых газет… Кто угодно, только не его величество и не члены королевской семьи. Несмотря на то, что Картье-Брессон часто фотографировал известных людей (в его портфолио есть снимки Мэрилин Монро, Трумена Капоте, Альбера Камю, Анри Матисса, Коко Шанель, Кристиана Диора), он очень любил героев анонимных. Он говорил, что в искусстве фотографии самая незначительная мелочь может породить большой сюжет, и умел даже незнакомца, прыгающего через лужу, превратить в героя великого полотна.
Анри Картье-Брессон


Картье-Брессон начал снимать городскую уличную жизнь еще на заре 1930-х годов. Чтобы безнаказанно подглядывать за незнакомцами и оставаться незамеченным, он заклеил все блестящие части своей первой камеры Leica черной пленкой. Людей он ловил на улицах Парижа, Берлина, Брюсселя, Будапешта, Мадрида, Нью-Йорка, Нового Орлеана, Варшавы. Много позже, в 1954 году, Картье-Брессон станет первым фотографом, который побывает после смерти Сталина в предоттепельном СССР. Трумен Капоте, современник фотографа, так вспоминает о его манере работать: «Он скакал по тротуару, словно взбесившаяся стрекоза. У него на шее болтались три камеры Leica. Четвертую он буквально прижимал к глазу: клик-клик-клик (камера казалась частью его тела), он щелкал затвором исступленно, словно верующий, поглощенный религиозным действом».





На фотографиях Картье-Брессона середины ХХ века можно увидеть пожилых дам в платьях с оборками и в замысловатых шляпках, женщин в темных очках с модной массивной оправой cat eye, девушек в приталенных платьях в горошек и элегантных дам в леопардовых шляпках-таблетках. При этом и образ в целом, и его детали можно рассмотреть так же легко, как если бы их запечатлел кто-нибудь из героев нашего времени вроде Томми Тона или Скотта Шумана. Хотя, конечно, в отличие от последних Картье-Брессон не ставил своей задачей отразить уличные тренды (разумеется, тогда и выражения такого не было). Просто одежда, которую носили его современники, была для него такой же важной частью повседневной правды жизни — именно эту правду, по собственному признанию, он и старался всю жизнь увековечить на пленке — как позы или выражения лиц.









Гуру современного модного стритстайла Крис Смарт называет Картье-Брессона в числе любимых фотографов, а Скотт Шуман (The Sartorialist) как-то сказал: «От других меня отличает то, что я не снимаю драматичных вещей; не снимаю ничего необычного или неслыханного… Я делаю фото, на которых обычные люди, всех размеров, рас и любого достатка, могут узнать себя» — и эту фразу тоже можно рассматривать как изящный реверанс в сторону Картье-Брессона, больше полувека делавшего обычных прохожих героями.

