Цвет свадебного платья в истории королевской семьи
ТЕКСТ: Анастасия Львова
Как белый цвет стал основным для свадебного наряда, где на свадьбу носили черный цвет и как Уоллис Симпсон пренебрегла королевским дресс-кодом — рассказываем об эволюции цвета в свадебных нарядах британской королевской семьи.
Свадьбы до Викторианской эпохи
В Средневековье брак был не просто союзом двух людей, а скорее союзом двух семей, двух деловых предприятий или даже двух государств. Так что свадьбы имели политическое значение, и одежда, как и всегда в политике, играла большую роль. Невесты — особенно королевских кровей — одевались в золото, серебро, пурпур. Бедные невесты просто надевали лучший наряд из повседневного гардероба — чаще всего тот, в котором они ходили в церковь. При этом символически цвет мало что значил в контексте именно свадьбы. Важнее было продемонстрировать эксклюзивность тканей (мех, бархат, шелк) и насыщенность цветов; имело значение даже количество используемых для пошива тканей — чем больше, тем лучше. Долгое время вообще не существовало отдельной категории «свадебное платье», члены королевских семей наряжались по этому случаю, соблюдая общий символический код имперской и военной одежды с преобладанием черного, красного и золотого оттенков. Фактически невеста могла выйти замуж в любом цвете. Так, до Викторианской эпохи в Скандинавии особенно популярен был черный цвет свадебного платья. А цветом юности, чистоты и невинности считался синий или голубой цвет, а вовсе не белый, как сейчас.
С эпохи Ренессанса белый становится востребованным свадебным цветом. Дело в том, что получить и поддерживать чистый белый цвет ткани было очень трудно и такое платье считалось высотой роскоши и изысканности. Первым задокументированным случаем белого свадебного платья стал наряд принцессы Филиппы Английской — туника и плащ из белого шелка, окаймленные мехом белки и горностая. Это было в 1406 году. В белом же на свадьбе была королева Шотландии Мария Стюарт, вышедшая в 1559 году замуж за дофина Франции Франциска. Она предпочла выйти замуж в платье своего любимого цвета, несмотря на то, что в то время во Франции белый считался цветом траура по умершим королевам.
Федерико Зуццари, «Мэри, королева Шотландии», первая половина XVIII века
Исторически же белое свадебное платье было символом белой крестильной сорочки. Оно стояло в одном ряду с подризником, который носило католическое духовенство, церковный хор и различные церковные служащие, а также с девическим христианским платьем, которое надевали во время первого причастия и воцерковления. Белое платье надевали также женщины, дающие религиозные обеты и собирающиеся стать монахинями.
Платье королевы Виктории
Свадьба королевы Виктории, 1840
10 февраля 1840 года в капелле Сент-Джеймсского дворца в Лондоне королева Соединенного Королевства Великобритании и Ирландии выходит замуж за саксонского принца Альберта Саксен-Кобург-Готского. На Виктории было кремового цвета атласное платье, украшенное кружевами. Атлас был соткан в Спиталфилдсе, восточной части Лондона, а кружева для платья были специально сделаны вручную в Девоне. Дизайн платья повторял популярный для эпохи силуэт — широкий, свисающий с плеч воротник берта и талия с баской. Белый был выбран Викторией для более удачной демонстрации кружева на поверхности платья, и таким образом королева популяризовала кружева, а ее свадьба дала толчок развитию кружевной индустрии в Британии. К концу XIX века благодаря Виктории белое свадебное платье вошло в обиход и стало символом невинности выходящей замуж девушки. Сегодня в королевских семьях сохраняется традиция, согласно которой невеста не может надевать белое платье, если выходит замуж повторно. Это породило слухи по поводу выбора цвета платья на свадьбе Меган Маркл с принцем Гарри Уэльским.
Свадебное платье королевы Виктории, 1840, выставлялось в Кенсингтонском дворце в 2012 году в честь юбилея королевы Елизаветы II
Свадебная мода и королевские традиции
Король Георг V и его невеста Мария Текская, в день их свадьбы 6 июля 1893
Младшая дочь королевы Виктории, принцесса Беатрис, в своем свадебном платье, 1885
Примерно до конца 40-х годов XX века выбор стиля свадебного платья подчинялся повседневной моде. Так, в 1920-е свадебные платья обычно были короткими спереди с более длинным шлейфом сзади. Их носили с вуалью для венчания. Затем вновь стало популярно наряжаться в широкие платья в пол по стилю Викторианской эпохи.
Елизавета Боуз-Лайон и принц Альберт, 1923
Знаковым с точки зрения следования моде и личному стилю невесты стал наряд Елизаветы Боуз-Лайон (матери Елизаветы II) на свадьбе с принцем Альбертом в 1923 году. Эту свадьбу можно назвать королевской только с натяжкой — на тот момент королем должен был стать старший брат Альберта, принц Эдвард. Лишь в 1936 году, после отречения от престола короля Эдуарда VIII, его брат автоматически стал королем.
Возможно, это стало одним из факторов того, что свадебное платье невесты было менее пышным и грандиозным. Его дизайн был вдохновлен мальчишеским стилем платьев флаппер, которые создавала в то время Коко Шанель, — заниженная талия, серебряная нить и украшения из мелких жемчужин. Материалом для платья стал шелковый муар цвета темной слоновой кости. Стиль флаппер обычно соответствовал андрогинной фигуре, поэтому когда ее невестка Уоллис Симпсон позже произнесла свою знаменитую фразу «Вы никогда не будете слишком богаты или слишком худы», леди Элизабет восприняла это как насмешку на свой счет.
Свадьба Уоллис Симпсон и принца Эдварда состоялась в 1937 году во французском замке Канде. К тому времени Эдвард уже отрекся от британского престола из-за невозможности «исполнять обязанности короля без помощи и поддержки женщины, которую он любит», но которую не любит Британия. Уоллис была в светло-голубом длинном элегантном платье, выполненном из креп-шелка. Как писали СМИ, даже цвет был создан специально под цвет глаз Уоллис. Но супруги не могли не знать и о традиции носить голубое в знак невинности невесты. Уоллис выходила замуж уже в третий раз — так что выбор цвета был отчасти провокационным. Сейчас этот цвет носит название «голубой Уоллис».
Уоллис Симпсон и принц Эдвард
Свадьба принца Чарльза и Дианы Спенсер, 1981
Свадьба принца Уильяма и Кейт Миддлтон, 2011
Сегодня личный вкус членов королевской семьи постепенно становится все более весомым, в том числе в выборе цвета. Свободнее стало интерпретироваться желание или отказ следовать свадебным традициям. Так, вторая супруга принца Чарльза Камилла Паркер-Боулз на свадьбу в 2005 году надела два наряда. Первый — белое свободной посадки платье до колен под белое же пальто из рогожки для гражданской церемонии. Второй — для благословения: Камилла предпочла бледно-голубое платье из шифона под пальто из дамаста с блестящим атласным рисунком золотой нитью. На голове при этом была настоящая скульптура, созданная из вручную окрашенного золотом пучка перьев, которые перекликались с золотым узором пальто. С одной стороны, выбор голубого и золота был обусловлен возрастом пары на момент бракосочетания. С другой стороны, цвета и в целом более сдержанный подход к выбору наряда были попыткой организовать «невидимую» свадьбу, чтобы избежать критики британской общественности, боготворившей умершую принцессу Диану и недолюбливавшей новую пару.
Принц Чарльз и Камилла Паркер-Боулз
Принц Гарри и Меган Маркл