Blueprint
T

Иконы стиля конца XIX — начала XX века

До 16 июля в ГИМе проходит выставка «Придворный костюм середины XIX — начала XX века» — о нарядах и аксессуарах, что носили на рубеже веков, из собрания Государственного Эрмитажа. Первое, на что обращаешь внимание на экспозиции, — предметы из гардеробов княгини Зинаиды Юсуповой и императрицы Марии Федоровны, главных модных героинь своего времени. По просьбе The Blueprint сокуратор проекта, заведующая сектором декоративно-прикладного искусства отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа Нина Тарасова рассказала подробнее о стиле каждой.

В истории моды Мария Федоровна и Зинаида Юсупова всегда упоминаются рядом. Хотя княгиня не была монаршей особой, ее наряды нисколько не уступали в роскоши туалетам императрицы. А в 1914 году они вообще стали одной семьей, когда сын Зинаиды Николаевны, Феликс, женился на внучке Марии Федоровны, Ирине.

ЛЮБИМЫЕ БРЕНДЫ

КНЯГИНЯ ЮСУПОВА

По воспоминаниям сына Зинаиды Николаевны, Феликса, «матушка была восхитительна. Высока, тонка, изящна, смугла и черноволоса, с блестящими, как звезды, глазами», а еще — «умна, образованна, артистична, добра. Чарам ее никто не мог противиться». А испанская инфанта Эулалия назвала ее «чрезвычайно красивой той красотой, которая есть символ эпохи». Заказывала одежду княгиня у лучших портных: в Европе — у Ворта (там же покупала свои туалеты и ее мать княгиня Татьяна Юсупова) и Дреколя, а в России — у модельеров Надежды Ламановой и Авдотьи Ивановой. В Эрмитаже хранятся некоторые из вещей Юсуповой: платья «Ворт» и «Дреколь», парадное придворное платье, сшитое Ламановой, два маскарадных платья (1890 и 1903) и коллекция вееров.


Портрет княгини З. Н. Юсуповой, Франсуа Фламенг, 1894
Из коллекции Государственного Эрмитажа

МАРИЯ ФЕДОРОВНА

Несколько парадных комплектов Марии Федоровны — так называемые русские платья — создали в мастерских Madame Hout и Madame Yzombard. Мадам Уат была одной из самых дорогих портних в российской столице, у нее Мария Федоровна одевалась постоянно. В лионском модном доме Á La Ville de Lyon императрица заказывала белье, в парижском Madame Barrault — кружева. Любимым французским модельером Марии Федоровны был Чарльз Фредерик Ворт. Когда же она стала великой княгиней, одежду для нее заказывали в модных домах Felicie, Madame Roger, Mlle Boyer и других. Большинство аксессуаров покупали в Петрограде: обувь — в мастерской Леона Оклера и у «Соболева и Гарлова», перчатки — у Мартена. За духами, одеколонами и мылом отправлялись в столичный магазин A la Renommée. Императрица также была клиенткой парижских домов Maison Laferriere и Emile Pingat, а еще, как и Юсупова, не раз обращалась к услугам мастерской Авдотьи Трофимовны Ивановой.

ЗНАКОВЫЕ НАРЯДЫ

КНЯГИНЯ ЮСУПОВА

Среди всех нарядов Юсуповой из собрания Эрмитажа особенно выделяется платье 1890 года — для костюмированного праздника в Михайловском дворце. Наряд с разрезными буфами на рукавах и с распашной юбкой был сшит из бархата винного цвета в мастерской Авдотьи Ивановой. На сохранившихся с бала фотографиях видно, что образ княгини дополняют украшенная жемчужной фероньеркой (украшение в виде обруча, ленты или цепочки. — Прим. The Blueprint) прическа и веер-опахало из страусовых перьев.


О модных образах Юсуповой мы по большей части можем судить по немногочисленным черно-белым фотографиям. Но все же есть возможность увидеть некоторые наряды в цвете. На портрете 1894 года, написанном художником Франсуа Фламенгом, Зинаида Николаевна одета в розовое платье с лифом, кружевной баской и атласной юбкой. На левое плечо накинута атласная пелерина с вышивкой и оторочкой страусовыми перьями. Княгиню украшает жемчужина грушевидной формы, стоившая целое состояние. Короткие рукава платья декорированы мехом соболя: в то время было очень модно отделывать мехом бархатные и атласные платья. Феликс Юсупов вспоминал, что в 1896 году на приеме в честь китайского министра его мать появилась в платье из бархата абрикосового цвета с собольей оторочкой и в бриллиантовом колье с черным жемчугом.


МАРИЯ ФЕДОРОВНА

Мария Федоровна любила и умела носить церемониальные костюмы. Великий князь Александр Михайлович отмечал после коронационных торжеств 1883 года: «Миниатюрная, по сравнению с великаном царем, она расточала всем присутствовавшим свою ласковую чарующую улыбку. Залитая драгоценностями, как некое восточное божество, она двигалась вперед маленькими шагами, и четыре камер-пажа несли ее длинный, вышитый золотом и отороченный горностаем шлейф».


Для коронационных торжеств наряды продумывались особенно тщательно. К примеру, в Москву Мария Федоровна въезжала в платье из палевого крепдешина с кружевами и гранатовым поясом. На выставке в ГИМе можно увидеть наряд из малинового бархата с золотным шитьем, а в Музеях Московского Кремля — комплект из серебряной парчи, оба сшили в ателье Изомбар Шансо. Мария Федоровна любила алый, все оттенки лилового, часто выбирала платья голубого цвета для балов и выходов. После смерти императора Александра III в 1894 году Мария Федоровна полностью обновила свой гардероб. На смену ярким цветам пришли черный, серый, лиловый и фиолетовый. Но вдовствующая императрица по-прежнему следила за модой. Она одевалась, исходя из неписаных правил хорошего тона для дам старшего возраста, но при этом всегда оставалась стройной, подтянутой, в прекрасно сшитых лучшими портными костюмах.


Портрет императрицы Марии Федоровны в жемчужном уборе, И. Н.Крамской, 1880-е

Императрица Мария Федоровна, Франсуа Фламенг, 1894 Из коллекции Государственного Эрмитажа

АКСЕССУАРЫ И УКРАШЕНИЯ

КНЯГИНЯ ЮСУПОВА

Свои роскошные туалеты Зинаида Юсупова любила дополнять меховыми манто, веерами и, конечно же, ювелирными украшениями, коллекцию которых княгиня регулярно обновляла. Прежде всего изделиями дома Cartier, с которым семья Юсуповых наладила дружбу, навсегда вошедшую в историю моды. Ценила Зинаида Николаевна и работы своего современника Карла Фаберже. Главной гордостью коллекции Юсуповой, пожалуй, были бриллиантовые серьги, которые когда-то принадлежали французской королеве Марии-Антуанетте, — в 1928 году Зинаида Николаевна и Феликс передали их дому Cartier.

МАРИЯ ФЕДОРОВНА

Наряды Марии Федоровны также трудно представить без драгоценностей. На каждый день — «простые» кольца и броши (любимая — жемчужная на черной бархотке). На балы и торжественные церемонии — ожерелья и тиары из рубинов, бриллиантов, сапфиров и непременно жемчуга.


{"width":1200,"column_width":90,"columns_n":12,"gutter":10,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
[object Object]
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}