Снимаем шляпу
ФОТО:
GETTY IMAGES, АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ
19 октября в парижском музее Пале Гальера открывается выставка «Стивен Джонс: снимаю шляпу!» — ретроспектива британского дизайнера и одного из самых востребованных шляпников современности. Французское выражение chapeau d’artiste в названии можно перевести как «Браво!», и это минимум, что можно сказать о выдающейся карьере Джонса, чьи головные уборы увенчали и лучшие умы мира моды, и буйные головы селебрити. По просьбе The Blueprint Алла Анацко вспоминает историю основателя Stephen Jones Millinery и самые выдающиеся шляпы за его почти полувековую карьеру.
Central St. Martins и первая шляпа
1976
Сегодня Стивен Джонс — носитель ордена Британской империи и председатель Британской гильдии шляпников. Но в год поступления в Central St. Martins, где он изучал дизайн женской одежды, Джонс не считал себя кем-то амбициозным, был скромным юношей из Северо-Западной Англии, без пары пальцев на руке, но с большими идеями. Он был единственным парнем в группе и, не желая иметь дела со студентками в бежевом кашемире, быстро примкнул к университетским панкам. Одного бунтарского запала, правда, было маловато: не самый искусный портной, Джонс был отправлен набираться опыта на стажировку в ателье. Вскоре молодой дизайнер попросил перевестись в шляпный отдел под руководством Ширли Хекс, так как шляпники казались ему более интересными персонажами, чем закройщики. Там ему сказали, что сперва он должен создать свою шляпу с нуля, чем он и занялся.
Ширли Хекс
Стивен Джонс
Не имея опыта в шляпном деле, Джонс подошел к заданию весьма наивно, зато с юмором. Благо использовать остроумие, чтобы обратить на себя внимание, он умел: в детстве, понимая, что не сможет выиграть главный приз турнира по строительству песчаных замков у ребят, воздвигнувших Тадж-Махал, Джонс разорвал белый платок и кинул лоскуты на свою башню, назвав ее прачечной Тадж-Махала и рассмешив всех вокруг.
Шляпа, которую он в итоге представил на суд Хекс, была картонной таблеткой, обтянутой голубым крепдешином и украшенной вместо шелковых цветов пластиковыми ирисами, которые Джонс покрыл серебряной краской — его мать получила ее в подарок на автозаправке еще в 1960-х. Хекс одобрила шляпу, отметив ее современность, и Джонс получил разрешение проводить в мастерской каждое лето вплоть до выпуска из колледжа.
1980
Свое дело
Клуб The Blitz
После окончания St. Martins в 1979 году Джонс стал завсегдатаем культового ночного клуба The Blitz в Ковент-Гардене, колыбели движения «Новые романтики», где подружился с будущей элитой поп-культуры и музыки; Бой Джордж и художник Грейсон Перри делили с ним квартиру, а музыканты Duran Duran стали приятелями, а потом и клиентами, впрочем, как и большинство друзей, обретенных в клубе, — творческая молодежь соревновалась, кто придет в The Blitz в самом выдающемся наряде, и начинающий шляпник с удовольствием выполнял заказы.
В канун 1980 года друзья, будучи навеселе, побрили Джонса наголо. Так дизайнер понял, что без волос его голова становится идеальной болванкой, а значит, можно, создавать шляпы прямо на себе — к тому же она еще и соответствует стандартному женскому размеру! Став своей собственной «моделью», Джонс начинает носить свои творения в клуб. И вскоре получает заказ от клиента повесомее — линию шляп для прогремевшего в конце 1970-х бренда Fiorucci. Дизайнеру понадобилось свое ателье.
На открытие шляпного салона Джонсу дал денег владелец клуба Стив Стрейндж. Салон разместился в подвале модного магазина PX. До того момента, когда за беретом работы Джонса в ателье спустилась принцесса Диана, оставалось всего ничего. Как это случилось, мы точно не знаем, но уже к 1982-му она ходила в его постоянных клиентках.
Бой Джордж, Готье и все, все, все
1982
In my heart the fire’s burning / Choose my color, find a star... — поет вокалист нью-вейв-группы Culture Club. В клипе на секунду появляется бледный юноша в турецкой феске — Стивен Джонс. Клип Боя Джорджа становится культурной сенсацией, альбом — платиновым, а Джонса замечает не кто иной, как Жан-Поль Готье, и приглашает стать моделью на ближайшем показе. Джонс, к сожалению, так и не сможет выполнить просьбу, так как получит травму, опрокинувшись на мотоцикле.
Culture Club / Do You Really Want To Hurt Me, 1982
Тем не менее Готье не забывает о молодом шляпнике и следит за его карьерой. Двумя годами позже — тогда же Джонс перевозит студию на Лексингтон-стрит — Жан-Поль приглашает его в Париж — создавать головные уборы для показа высокой моды. Эти шляпы стали первыми работами Джонса для парижского кутюрье.
Mugler→
Montana → Gaultier →
Жан-Поль Готье
Следующий заказ придет от Тьерри Мюглера, за ним придет Клод Монтана. Но получит несколько отказов, потому что Джонс верен Тьерри. Однажды он едва заикнется о том, что хочет сделать коллекцию мужских шляп для Монтана, и ревнивый Мюглер оборвет с ним все контакты. Коллаборация в итоге состоялась, а Монтана плотно сотрудничал с Джонсом еще 15 лет.
Связи, которые благодаря Готье и Монтана обрел шляпник, постепенно свели его с самыми прогрессивными дизайнерами современности и большими домами — среди них Вивьен Вествуд, Джон Гальяно, Comme des Garçons, Вальтер ван Бейрендонк, Christian Dior и Louis Vuitton.
Comme des Garçons
1984
Это была случайная встреча. Стивен Джонс познакомился с Рэи Кавакубо в 1984 году, когда зашел во время пересадки в Duty Free (по одной из версий, дело было в Анкоридже, штат Аляска). В то время Джонса уже узнавали прохожие, рассыпались в комплиментах, пытались вступить в диалог. И чтобы Джонс мог сохранить и время, и рассудок, ассистентка посоветовала ему благодарить поклонников и тут же уходить.
Когда к дизайнеру подошла очередная японка и сказала: «О! Стивен Джонс, мне нравятся ваши шляпы», тот ответил «Спасибо» и испарился. И в следующую секунду увидел бегущую к нему со скоростью света ассистентку: «Это была Рэи Кавакубо!». Все закончилось хорошо: во время следующей поездки в Японию Рэи и Стивен отужинали и решили сотрудничать.
Шляпы для Comme des Garçons — одни из самых авангардных творений Джонса. При этом с Кавакубо он работает, получая бриф из одного слова и зная, что она может забраковать целую коллекцию шляп или вывернуть его работы наизнанку.
Любимая корона
1987
Создавая шутливую шапку-корону для Вивьен Вествуд из тканей Harris Tweed, Джонс не знал, что когда-нибудь будет любимым шляпником монарших особ, в его вуалях будут выходить замуж герцогини, а уборы Меган Маркл — беспокоить редакторов таблоидов. Но это в будущем, а пока на дворе 80-е, и любимая модель Вествуд Сара Стокдейл подмигивает фотографу Нику Найту, позируя для одной из самых известных обложек в истории журнала i-D. Эту дурашливую «корону» Стивен Джонс до сих пор считает одним из своих самых любимых творений.
i-D
i-D
i-D
← i-D
i-D
i-D
Жан-Поль Готье
1996
Dior
Сотрудничать с Джоном Гальяно Стивен Джонс начал еще в 1992-м, но когда WWD спросили шляпника, кто, по его мнению, станет новым дизайнером Christian Dior, Джонс ответил: «Жан-Поль Готье». Два дня спустя медиа объявили, что Dior возглавит Гальяно. Несмотря на такой «удар в спину», Гальяно не затаил зла на Джонса и пригласил его создавать головные уборы — прямо скажем, это были одни из самых выразительных шляп в современной истории моды — для кутюрных коллекций Dior, правда, то и дело подкалывая шляпника: на каждый вопрос Джонса о том, хороша ли шляпа, Гальяно отвечал: «Не знаю, спроси Жан-Поля Готье!».
После скандального увольнения Гальяно Джонс продолжил работать с Dior по контракту, воплощая идеи новых креативных директоров. Так, Раф Симонс, с которым Джонс сотрудничал для Jil Sander, просил шляпника придумывать вуали — дизайнер даже попросил свою мать порыться на чердаке, чтобы найти студенческое портфолио, в котором обнаружилось много фотографий вуалей. А для Марии Грации Кьюри Джонс создавал кепи, трилби и маски, но они, скорее, лишь дополняют наряд, а не являются отдельным элементом коллекции.
2000
Стивен Джонс не помнит точно, сколько шляп создал за свою карьеру, но полагает, что примерно сто тысяч. Многие из его творений — цилиндры, эту модель дизайнер носит и сам. Для зимней коллекции Dior Haute Couture 2000 года, вдохновленной работами Фрейда, он придумает алый цилиндр-корсет. В 2003 году его наденет Мэрилин Мэнсон в видео на песню (m)Obscene, где устроит дьяволов водевиль.
Мерилин Мэнсон
Dior →
Haute
Couture
2004
Коллекция Джона Гальяно для Dior, посвященная Древнему Египту, вызвала и восхищение, и упреки в — куда же без нее — культурной апроприации. Но для Стивена Джонса тот показ стал самым ярким воспоминанием в карьере; для шоу он создал несколько сверкающих металлических шляп, вдохновленных коронами фараонов, и целую маску Анубиса. Модель Эрин О’Коннор вышла на подиум в его любимом творении — золотой короне метровой высоты.
Dior, весна-лето 2004
2005
В честь 25-летия ателье Stephen Jones Millinery Рэи Кавакубо и Comme des Garçons организовали ретроспективу шляпника в лондонском универмаге Dover Street Market. Экспозиция, развернутая на всех шести этажах здания, включала более сотни творений Джонса, в том числе редкие вещи из частных коллекций и ранние работы 1983 года, заказанные модельером Зандрой Роудс. Джонс сам курировал выставку и, конечно, проявил свой веселый нрав — разместил шляпы, вдохновленные едой, в кофейню Rose Bakery на четвертом этаже.
2006
Одной из главных вдохновительниц и большой подругой дизайнера была эксцентричная итальянская журналистка и критик моды Анна Пьяджи. Знаменитая своими остроумными ревю и синими волосами, Анна была верной клиенткой Стивена Джонса. К открытию выставки «Анна Пьяджи: модоведение» в Музее Виктории и Альберта в 2006 году он создал одну из самых известных своих работ — цилиндр с британским флагом.
Анна Пьяджи и Стивен Джонс
2008
В портфолио Стивена Джонса не только шляпы. В 2008 году вышел парфюм, придуманный шляпником с подачи Comme des Garçons вместе с Антуаном Мезондьё из парфюмерного концерна Givaudan. Теплый фиалковый аромат GDC Stephen Jones был выпущен ограниченным тиражом в необычном для бренда «винтажном» флаконе.
Спустя шесть лет за черным флаконом последовал белый — амброво-цветочный Wisteria Hysteria стал второй главой в парфюмерной коллаборации Stephen Jones Millinery и Comme des Garçons.
2009
В 2009 году в Музее Виктории и Альберта в Лондоне Стивен Джонс курировал выставку «Шляпы: антология Стивена Джонса», которая на тот момент побила рекорды посещаемости по всему миру. Помимо архивов самого героя в экспозиции нашлось место и работам молодых дизайнеров, таких как Ноэль Стюарт и Насир Мазар, а также мэтров — Филипа Трейси, Миццы Брикар, Клода Сен-Сира и Владзио д’Аттанвиля. Не обошлось и без коллекций любителей экстравагантных шляп — Глории Гиннесс, Изабеллы Блоу, Диты фон Тиз, Мадонны и Боя Джорджа.
2012
Большой шутник Стивен Джонс не мог отказаться от участия в дурашливом арт-проекте Hatwalk, спонсируемом мэром Лондона, — в этом проекте 21 шляпник создает новые уборы для известных статуй по всему городу. В 2012 году Джонс создал две короны для статуи Георга IV, которыми в итоге были коронованы и монарх, и его бронзовый скакун.
2014
Thom Browne, осень-зима 2014/2015
Louis Vuitton, весна-лето 2014
Thom Browne, осень-зима 2014/2015
Стивен Джонс не раз сетовал, что работа дизайнера шляп — это вечная борьба с ограничениями: из года в год под запретом оказываются то экзотические виды кожи, то перья редких птиц. Щедрого оперения, как на финале шоу Марка Джейкобса для Louis Vuitton, где модели вышагивали в коронах из черных павлиньих перьев, в ближайшем будущем не предвидится. Тем не менее для мужской коллекции Thom Browne того же года Джонс создал шляпы в виде голов животных — слонов, зайцев, лягушек, оленей и даже медведя, поймавшего лосося, — из таких обыденных материалов, как серая шерсть и драп.
2016
Подурачиться любит не только Джонс, но и его заказчики. Когда Еврейский университет в Иерусалиме награждал британского архитектора Нормана Фостера премией Scopus, вручавшая приз Марина Абрамович устроила перформанс прямо на сцене: трофей, созданный художницей вместе со Стивеном Джонсом, представлял собой позолоченный мозг, помещенный под фетровую шляпу — тоже в форме мозга — усеянную оптоволокном и светодиодами. Когда шляпа нашла свое место на голове лауреата, огни загорелись, видимо, изображая серьезный мыслительный процесс.
Премя Scopus, 2016
2018
Maison Margiela, осень-зима 2018/2019
Дуэт Стивена Джонса и Джона Гальяно стабильно творит чудеса, что в Dior, что в Maison Margiela. Рианна появилась на балу Института костюма музея Метрополитен, приуроченного к открытию выставки «Небесные тела: Мода и католическое воображение», в епископской митре, созданной дуэтом дизайнеров и украшенной сотней жемчужин и сияющих камней. Тяжелая ноша оказалась певице впору: журнал Vogue провозгласил звезду победительницей Met Gala.
Dior Haute Couture, весна-лето 2018
Рианна
2019
И снова Comme des Garçons. Рэи Кавакубо пригласила Стивена Джонса поучаствовать в создании костюмов для оперы «Орландо» по роману Вирджинии Вулф в Венской государственной опере. И плодовитый дизайнер представил 53 маски и шляпы, дополнившие авангардные образы Кавакубо из золотого пластика, тканей, расшитых цветами и рюшами, и костюмной шерсти.
(
)
2022
Кто бы мог подумать, но этот коллаб состоялся. В 2022-м Стивен Джонс создал мини-коллекцию «джинсового кутюра» для G-Star RAW. Ставя задачу «вывести деним из зоны комфорта», дизайнер придумал аэродинамические панамы, тюрбан, напоминающий джинсы, обернутые вокруг головы, и шляпу, «перетекающую» в платье. В продажу, понятное дело, поступили обычные панамки, зато с каким апломбом!
2023
Помните серебряную шляпу Tiffany & Co., которую носила Бейонсе на шоу в Нью-Йорке, открывая Renaissance World Tour? Дизайн «подмигивающего» головного убора с разрезом в форме глаза и бирюзовыми стразами — тоже дело рук Стивена Джонса.
2024
И в конце концов, куда же без Леди Гаги, одной из главных поклонниц Стивена Джонса? Исполняя легендарный номер Mon truc en plumes Зизи Жанмер на церемонии открытия Олимпийских игр в Париже, певица использовала изящный плюмаж — всего три пера — авторства Джонса. А в личной коллекции певицы — десятки работ Стивена Джонса, от классических шляп до авангардных масок.