T

Все, что нужно знать о супермоделях

25 августа исполняется 50 лет Клаудии Шиффер — одной из самых знаменитых моделей в мире, без которой сложно представить себе модную индустрию девяностых и нулевых и, разумеется, «золотую эру» супермоделей, которая — как негласно принято считать — пришлась на последнее десятилетие ХХ века. Пользуясь случаем, мы решили разобраться в том, кого можно считать супермоделями, когда они на самом деле появились и куда исчезли.

Кто придумал это слово?


Вопреки распространенному заблуждению, само определение зародилось задолго до дебютных выходов на подиум Клаудии Шиффер и Синди Кроуфорд. Если быть совсем точными, то впервые словосочетание «супер модель» (именно так, раздельно) появилось на страницах прессы как раз в 90-е годы. Правда, сто лет назад. В одном из материалов британского журнала Strand Magazine (к слову, в нем печатали свои рассказы многие знаменитые писатели — от Герберта Уэллса до Агаты Кристи) его употребил художник Генри Стэйси Маркс, говоря о натурщиках (и имея в виду мужчин): «Очень многие злоупотребляют алкоголем, — сетовал Маркс. — А стоит им немного попозировать сидя, как они засыпают. А однажды у меня был тот, кого я называю «супер моделью» — знаете, из того типа людей, которые всегда стремятся производить театральный эффект…» На дворе был 1891 год, автор картин на тему Средневековья и представить не мог, какое у изобретенного им слова блестящее будущее.


Инсайдеры индустрии моды начали употреблять термин уже в середине ХХ столетия: в 40-е годы его использовали в книгах и статьях о моделинге (с начала 1920-х, когда в США начали открываться первые модельные школы и агентства, он стал отдельной профессией — и одной из немногочисленных областей, в которой женщина могла сделать карьеру). Считается, что применительно к конкретному человеку словосочетание «супер модель» первым использовал Сosmopolitan в 1949 году — в статье об Аните Колби, актрисе и модели, которую в свое время прозвали The Face — за то, что ее лицо появлялось везде: от обложек журналов до билбордов с рекламой сигарет. Платили Колби $50 за час работы — для сравнения, минимальная зарплата в стране была 45 центов в час.

Анита Колби

В 60–70-е почетное звание супермодели модные журналисты успели присвоить Твигги, Джин Шримптон, Марго Хемингуэй, Верушке и не только. Пожалуй, неофициальным — и самым громким — признанием существования этого феномена стала статья в журнале Glamour в 1968 году. В ней супермоделями назвали 19 девушек — в их числе были Твигги, Мариса Беренсон, Джин Шримптон, Верушка и Агнета Фрайберг.


В 1979 году модель Дженис Дикинсон попыталась присвоить авторство термина себе. В интервью журналу Entertainment Tonight она заявила, что изобрела слово, сложив воедино «супермен» и «модель» — и что вообще сама она и была первой супермоделью в истории. Но мы-то знаем, что ни первому, ни второму утверждению верить не стоит.

Что оно на самом деле означает?


В двух словах, супермодель — это очень успешная модель. Та, что сумела добиться популярности не только среди инсайдеров мира моды, но и у более широкой аудитории, и встать в один ряд с кино- и поп-звездами. Словарь Вебстера определяет супермодель как «знаменитую и успешную модель». Примерно так же трактует термин Кембриджский словарь: «Очень знаменитая модель».


Издание Mental Floss в 2008 году попыталось описать разницу между моделью и супермоделью в свойственном ему ироничном ключе: «Если за употреблением кокаина ловят модель, ее забирают в полицию; если супермодель — она попадает на обложку People».


А вот Highsnobiety подходит к вопросу куда серьезнее: «Настоящие супермодели — те, кто умеют проиллюстрировать модный дискурс своего времени. Те, кто способен воплотить собой идеал красоты и стать символом своего поколения».

Почему этот феномен часто связывают с девяностыми?


Все началось со знаменитого фотографа Питера Линдберга. В 1988 году он, по собственному признанию, сперва отказался сотрудничать с американским Vogue. Ему не нравился стиль и тип женской внешности, который в те годы «рекламировал» самый известный журнал о моде: «Все эти чересчур шикарные, идеальные, богатые леди». Чтобы уговорить Линдберга, который уже тогда был одним из авторитетов в индустрии, сделать съемку, креативный директор Condé Nast Александр Либерман позволил ему отправиться куда угодно и самому выбрать моделей. Линдберг поехал в Калифорнию, где заснял на пляже шесть молодых и мало кому известных девушек, в числе которых были Кристи Терлингтон, Линда Евангелиста и Татьяна Патиц. Героини были одеты не в роскошные наряды haute couture, а в простые белые рубашки. В кадре они дурачились и смеялись — ни следа от чопорности «чересчур шикарных леди».


Боссы Vogue не сразу приняли новый подход: фотографии несколько месяцев пролежали в ящике стола, куда их отправил Либерман, — пока на место главного редактора не заступила Анна Винтур. Она, уже тогда визионер, сумела оценить работу Линдберга и новый женский типаж, за которым было будущее. Уже в январе 1990 года она одобрила обложку, которую тот снял с участием Наоми Кэмпбелл, Линды Евангелисты, Татьяны Патиц, Кристи Терлингтон и Синди Кроуфорд. Позднее фотограф назвал этот снимок «своего рода нотариальным документом», заверяющим начало золотой эры супермоделей 90-х. Обложку увидел Джордж Майкл и пригласил героинь сняться в клипе Freedom! ’90, ставшем впоследствии легендарным. А вскоре четырех (за бортом осталась Татьяна Патиц) из этой «большой пятерки» забукировал на показ осень–зима 1991 Джанни Версаче.

К когорте новых супермоделей вскоре присоединились другие — например, Клаудия Шиффер, Карен Малдер, Ева Херцигова, Стефани Сеймур и Тайра Бэнкс. Все они сумели стать воплощением нового идеала, о котором мечтал Питер Линдберг. Эти женщины были стройными, но не болезненно худыми; успешными, но не чопорными; красивыми и полнокровными — без примеси трагизма и драмы. Словом, им удалось найти золотую середину между, казалось бы, полярными образами — олимпийских богинь и соседских девчонок.

Неудивительно, что на несколько лет мир буквально помешался на новых супермоделях. Тайра Бэнкс в 1991 году приняла участие в 25 показах — что в те годы было рекордом. А Кристи Терлингтон вскоре после выхода знаменитой обложки Vogue подписала контракт с Maybelline на $800 000. Известна знаменитая фраза, которую приписывают Линде Евангелисте: «Меньше чем за $10 000 я даже с кровати не встану». На самом деле реплика была вырвана из контекста. В том самом интервью Vogue Евангелиста как раз пыталась оспорить это утверждение и говорила: «О нас с Кристи [Терлингтон] говорят, что мы якобы не встанем с кровати меньше чем за $10 000». Но то, насколько быстро переиначенная цитата разлетелась по миру (и все в нее поверили!), само по себе говорит о том, насколько прочно за супермоделями в 90-е закрепился статус небожительниц с баснословными гонорарами.


Модели 90-х стали звездами мирового масштаба — их поле деятельности вышло далеко за пределы моды: они снимались в кино, выпускали именные ароматы, записывали музыкальные альбомы (один из треков с диска Наоми Babywoman до сих пор популярен в Японии!), придумывали авторские фитнес-программы (видеокассеты с записями упражнений Синди Кроуфорд были в 90-е, пожалуй, у каждой третьей женщины — в том числе на постсоветском пространстве) и активно занимались — и занимаются — общественной деятельностью и благотворительностью. Клаудия Шиффер стала послом UNICEF, Наоми Кэмпбелл активно борется с расизмом, а Кристи Терлингтон основала организацию EMC, которая помогает предотвращать материнскую смертность.

Клаудия Шиффер

Как выглядят супермодели?


Раз уж, как мы выяснили, у каждой эпохи свои героини, единого стандарта внешности нет и быть не может. Модели каждого десятилетия воплощают собой тот образ, который наиболее востребован — у профессионалов индустрии и у широкой аудитории. Так, в 40-е супермодели были среднего роста (Анита Колби и другая супермодель эпохи Лиза Фонсагривс были «всего» 170 см в высоту), с фигурой типа «песочные часы», выраженными скулами и пухлыми губами. В 60-е стандарт уже был другим — фотографы, дизайнеры, а вслед за ними и весь западный мир влюбились в большеглазых и худеньких Твигги и Джин Шримптон. В 70-е и 80-е фокус с «малышек» с детскими чертами лица снова сместился на женщин-амазонок — Джерри Холл, Джиа Каранджи, Дженис Дикинсон и Кристи Бринкли.

Лиза Фонсагривс

Твигги

Пожалуй, самой драматичной стала смена вектора, которая произошла в середине 90-х. Если супермодели конца 80-х — начала 90-х были довольно высокими (рост Клаудии Шиффер — 180 см, Наоми Кэмпбелл — 178 см) и не казались «болезненно» худощавыми, то сразу вслед за ними — уже в середине десятилетия — началась эпоха так называемого «героинового шика», чей приход ознаменовала собой Кейт Мосс. На старте карьеры она весила всего 48 кг; ее рост тоже был едва ли не рекордно маленьким для модели — 168 см. Несмотря на «нестандартные» параметры, Мосс стала лицом передовых брендов вроде Calvin Klein (бренд одним из первых начал эксплуатировать новую эстетику), Levi’s, Dior и Chanel и воплощением вошедшего в моду гранжа. Вслед за ней на авансцену вышли другие модели с похожим телосложением — например, Джейми Кинг и Джоди Кидд. В нулевые чрезмерная худоба моделей вообще стала поводом для серьезной дискуссии в обществе.

А что в 2020-м? Белла и Джиджи, Кендалл и Кайя — супермодели?


Формально да. Эти девушки звезды, они известны далеко за пределами модной индустрии. На Instagram Кендалл Дженнер подписаны 137 миллионов фолловеров; за жизнью Джиджи Хадид следят 56 миллионов, а за жизнью ее сестры Беллы — 32 миллиона. Без них не обходится ни один показ знаменитого бренда — от Chanel до Jacquemus, — а их гонорары иначе как баснословными не назовешь. Так, состояние Кендалл Дженнер оценивается в 30 миллионов долларов — она считается самой высокооплачиваемой моделью 2020 года. Недалеко ушла Джиджи Хадид — к 2020-му она успела заработать 29 миллионов. Сотрудничать с этими моделями мечтают не только модные дома — а соцсети помогают придумать новые форматы, которые были недоступны Клаудии или Синди во времена расцвета их карьеры. Например, в апреле 2019 года Джиджи Хадид ненадолго стала амбассадором McDonald’s. Она выложила в Instagram фото, сделанное на фестивале Coachella, — на нем Джиджи ест картофель фри в узнаваемой ярко-красной упаковке. Знаменитая сеть фастфуда указана как спонсор публикации.

<blockquote class="instagram-media" data-instgrm-permalink="https://www.instagram.com/p/BwPyhCHHsFn/?utm_source=ig_embed&utm_campaign=loading" data-instgrm-version="12" style=" background:#FFF; border:0; border-radius:3px; box-shadow:0 0 1px 0 rgba(0,0,0,0.5),0 1px 10px 0 rgba(0,0,0,0.15); margin: 1px; max-width:540px; min-width:326px; padding:0; width:99.375%; width:-webkit-calc(100% - 2px); width:calc(100% - 2px);"><div style="padding:16px;"> <a href="https://www.instagram.com/p/BwPyhCHHsFn/?utm_source=ig_embed&utm_campaign=loading" style=" background:#FFFFFF; line-height:0; padding:0 0; text-align:center; text-decoration:none; width:100%;" target="_blank" rel="nofollow"> <div style=" display: flex; flex-direction: row; align-items: center;"> <div style="background-color: #F4F4F4; border-radius: 50%; flex-grow: 0; height: 40px; margin-right: 14px; width: 40px;"></div> <div style="display: flex; flex-direction: column; flex-grow: 1; justify-content: center;"> <div style=" background-color: #F4F4F4; border-radius: 4px; flex-grow: 0; height: 14px; margin-bottom: 6px; width: 100px;"></div> <div style=" background-color: #F4F4F4; border-radius: 4px; flex-grow: 0; height: 14px; width: 60px;"></div></div></div><div style="padding: 19% 0;"></div> <div style="display:block; height:50px; margin:0 auto 12px; width:50px;"><svg width="50px" height="50px" viewBox="0 0 60 60" version="1.1" xmlns="https://www.w3.org/2000/svg" xmlns:xlink="https://www.w3.org/1999/xlink"><g stroke="none" stroke-width="1" fill="none" fill-rule="evenodd"><g transform="translate(-511.000000, -20.000000)" fill="#000000"><g><path d="M556.869,30.41 C554.814,30.41 553.148,32.076 553.148,34.131 C553.148,36.186 554.814,37.852 556.869,37.852 C558.924,37.852 560.59,36.186 560.59,34.131 C560.59,32.076 558.924,30.41 556.869,30.41 M541,60.657 C535.114,60.657 530.342,55.887 530.342,50 C530.342,44.114 535.114,39.342 541,39.342 C546.887,39.342 551.658,44.114 551.658,50 C551.658,55.887 546.887,60.657 541,60.657 M541,33.886 C532.1,33.886 524.886,41.1 524.886,50 C524.886,58.899 532.1,66.113 541,66.113 C549.9,66.113 557.115,58.899 557.115,50 C557.115,41.1 549.9,33.886 541,33.886 M565.378,62.101 C565.244,65.022 564.756,66.606 564.346,67.663 C563.803,69.06 563.154,70.057 562.106,71.106 C561.058,72.155 560.06,72.803 558.662,73.347 C557.607,73.757 556.021,74.244 553.102,74.378 C549.944,74.521 548.997,74.552 541,74.552 C533.003,74.552 532.056,74.521 528.898,74.378 C525.979,74.244 524.393,73.757 523.338,73.347 C521.94,72.803 520.942,72.155 519.894,71.106 C518.846,70.057 518.197,69.06 517.654,67.663 C517.244,66.606 516.755,65.022 516.623,62.101 C516.479,58.943 516.448,57.996 516.448,50 C516.448,42.003 516.479,41.056 516.623,37.899 C516.755,34.978 517.244,33.391 517.654,32.338 C518.197,30.938 518.846,29.942 519.894,28.894 C520.942,27.846 521.94,27.196 523.338,26.654 C524.393,26.244 525.979,25.756 528.898,25.623 C532.057,25.479 533.004,25.448 541,25.448 C548.997,25.448 549.943,25.479 553.102,25.623 C556.021,25.756 557.607,26.244 558.662,26.654 C560.06,27.196 561.058,27.846 562.106,28.894 C563.154,29.942 563.803,30.938 564.346,32.338 C564.756,33.391 565.244,34.978 565.378,37.899 C565.522,41.056 565.552,42.003 565.552,50 C565.552,57.996 565.522,58.943 565.378,62.101 M570.82,37.631 C570.674,34.438 570.167,32.258 569.425,30.349 C568.659,28.377 567.633,26.702 565.965,25.035 C564.297,23.368 562.623,22.342 560.652,21.575 C558.743,20.834 556.562,20.326 553.369,20.18 C550.169,20.033 549.148,20 541,20 C532.853,20 531.831,20.033 528.631,20.18 C525.438,20.326 523.257,20.834 521.349,21.575 C519.376,22.342 517.703,23.368 516.035,25.035 C514.368,26.702 513.342,28.377 512.574,30.349 C511.834,32.258 511.326,34.438 511.181,37.631 C511.035,40.831 511,41.851 511,50 C511,58.147 511.035,59.17 511.181,62.369 C511.326,65.562 511.834,67.743 512.574,69.651 C513.342,71.625 514.368,73.296 516.035,74.965 C517.703,76.634 519.376,77.658 521.349,78.425 C523.257,79.167 525.438,79.673 528.631,79.82 C531.831,79.965 532.853,80.001 541,80.001 C549.148,80.001 550.169,79.965 553.369,79.82 C556.562,79.673 558.743,79.167 560.652,78.425 C562.623,77.658 564.297,76.634 565.965,74.965 C567.633,73.296 568.659,71.625 569.425,69.651 C570.167,67.743 570.674,65.562 570.82,62.369 C570.966,59.17 571,58.147 571,50 C571,41.851 570.966,40.831 570.82,37.631"></path></g></g></g></svg></div><div style="padding-top: 8px;"> <div style=" color:#3897f0; font-family:Arial,sans-serif; font-size:14px; font-style:normal; font-weight:550; line-height:18px;"> View this post on Instagram</div></div><div style="padding: 12.5% 0;"></div> <div style="display: flex; flex-direction: row; margin-bottom: 14px; align-items: center;"><div> <div style="background-color: #F4F4F4; border-radius: 50%; height: 12.5px; width: 12.5px; transform: translateX(0px) translateY(7px);"></div> <div style="background-color: #F4F4F4; height: 12.5px; transform: rotate(-45deg) translateX(3px) translateY(1px); width: 12.5px; flex-grow: 0; margin-right: 14px; margin-left: 2px;"></div> <div style="background-color: #F4F4F4; border-radius: 50%; height: 12.5px; width: 12.5px; transform: translateX(9px) translateY(-18px);"></div></div><div style="margin-left: 8px;"> <div style=" background-color: #F4F4F4; border-radius: 50%; flex-grow: 0; height: 20px; width: 20px;"></div> <div style=" width: 0; height: 0; border-top: 2px solid transparent; border-left: 6px solid #f4f4f4; border-bottom: 2px solid transparent; transform: translateX(16px) translateY(-4px) rotate(30deg)"></div></div><div style="margin-left: auto;"> <div style=" width: 0px; border-top: 8px solid #F4F4F4; border-right: 8px solid transparent; transform: translateY(16px);"></div> <div style=" background-color: #F4F4F4; flex-grow: 0; height: 12px; width: 16px; transform: translateY(-4px);"></div> <div style=" width: 0; height: 0; border-top: 8px solid #F4F4F4; border-left: 8px solid transparent; transform: translateY(-4px) translateX(8px);"></div></div></div> <div style="display: flex; flex-direction: column; flex-grow: 1; justify-content: center; margin-bottom: 24px;"> <div style=" background-color: #F4F4F4; border-radius: 4px; flex-grow: 0; height: 14px; margin-bottom: 6px; width: 224px;"></div> <div style=" background-color: #F4F4F4; border-radius: 4px; flex-grow: 0; height: 14px; width: 144px;"></div></div></a><p style=" color:#c9c8cd; font-family:Arial,sans-serif; font-size:14px; line-height:17px; margin-bottom:0; margin-top:8px; overflow:hidden; padding:8px 0 7px; text-align:center; text-overflow:ellipsis; white-space:nowrap;"><a href="https://www.instagram.com/p/BwPyhCHHsFn/?utm_source=ig_embed&utm_campaign=loading" style=" color:#c9c8cd; font-family:Arial,sans-serif; font-size:14px; font-style:normal; font-weight:normal; line-height:17px; text-decoration:none;" target="_blank" rel="nofollow">A post shared by Gigi Hadid (@gigihadid)</a> on <time style=" font-family:Arial,sans-serif; font-size:14px; line-height:17px;" datetime="2019-04-14T18:53:11+00:00">Apr 14, 2019 at 11:53am PDT</time></p></div></blockquote> <script async src="//www.instagram.com/embed.js"></script>

Впрочем, есть и те, кто полагает, что современные селебрити-модели супермоделями называться не могут и что это понятие применимо исключительно к тем, чей карьерный взлет пришелся на начало 90-х, — то есть к Клаудии, Синди, Кристи и так далее. Такое мнение высказала, например, в 2016 году актриса и модель Ребекка Ромейн. Вслед за этим редакция британского Vogue задала соответствующий вопрос читателям в Twitter — и многие фолловеры согласились с точкой зрения Ромийн. Некоторые назвали Беллу, Кендалл и Джиджи «временным явлением» и «продуктами современной цифровой эпохи».


Как обычно бывает в таких случаях, остается подождать каких-нибудь десять лет — чтобы понять, будет ли эпоха Instagram и хип-хопа ассоциироваться с лицами Кендалл, Джиджи, Беллы и Кайи так же прочно, как 90-е ассоциируются с Наоми и Кристи.

Лучшие материалы The Blueprint
в нашем канале на Яндекс.Дзен

{"width":1200,"column_width":120,"columns_n":10,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}