Таймлайн: Кристи Терлингтон
ТЕКСТ: Ксения Крушинская
Внезапное появление на подиуме Кристи Терлингтон в конце показа Marc Jacobs стало одной из сенсаций обычно не слишком богатой на громкие события нью-йоркской недели моды. Пятидесятилетняя супермодель закрыла шоу, выйдя из-за кулис в пышном, украшенном перьями черном платье с декольте. Это был ее первый выход на подиум с середины 90-х. Вспоминаем, чем прославилась Кристи в конце двадцатого века и что делает в двадцать первом.
То, что Терлингтон вышла на подиум именно на показе Джейкобса не удивительно: модель и дизайнер — давние друзья: они познакомились, когда Кристи было 16, а бренда Marc Jacobs еще не существовало. Модель участвовала в том самом скандальном показе Марка для Perry Ellis, и он стал одним из последних ее подиумных выходов. Так что прошлое в ее случае вполне остроумно зарифмовалось с настоящим.
Между первой половиной 90-х, когда супермодель закончила работу на подиуме, и зимой 2019 прошло чуть больше четверти века. Но все это время она не уходила в тень и вполне зримо присутствовала в информационном пространстве. Вспоминаем самые яркие моменты карьеры Кристи и рассказываем подробнее о том, как для нее прошли 25 лет за кулисами.
80-е
Десятилетие, на которое пришелся стремительный взлет Кристи, девушки из небольшого городка в Калифорнии, дочери пилота «Пан Американ» и стюардессы-латиноамериканки. Скаут модельного агентства заметил ее в 1983-м, когда она каталась на лошади в тренировочном лагере для пилотов, где преподавал ее отец. «Было не по себе, — вспоминает сегодня Терлингтон. — Скаут попросил разрешения сделать несколько моих снимков и сказал: «Выгляди постервознее!» А мне было 14, и я даже не знала, что значит это слово!»
Уже в 1986-м лицо 17-летней Терлингтон украсило обложку июльского номера британского Vogue. В том же году она снялась в клипе Notorious культовой группы 80-х Duran Duran, а два года спустя стала звездой рекламной кампании аромата Calvin Klein Eternity — этот бренд она затем будет представлять в течение многих лет. В конце десятилетия Кристи активно работала на подиуме для домов вроде Versace, Chanel, Christian Lacroix (и не только). Ее и двух других супермоделей — Наоми Кэмпбелл и Линду Евангелисту — прозвали Троицей, так как чаще всего их букировали на показы втроем.
В самом начале десятилетия Терлингтон появилась на легендарной черно-белой обложке американского Vogue, снятой Питером Линдбергом, — вместе с Синди Кроуфорд, Линдой Евангелистой, Наоми Кэмпбелл и Татьяной Патиц. Фотограф и редакция стремились запечатлеть новый тип красоты нового десятилетия, а Линдберг счел, что пять молодых моделей как нельзя лучше воплощают эту идею. Обложку увидел Джордж Майкл — и пригласил всех пятерых сняться в своем знаменитом клипе Freedom ''90 — это стало одним из самых ярких моментов в карьере Кристи. Два года спустя Vogue US снова сделал Терлингтон звездой номера — на этот раз юбилейного, сотого. Для обычной обложки Кристи опять снялась в компании других супермоделей, а для «задней» — уже одна. Автором съемки стал сам Карл Лагерфельд, который сказал о героине: «Этого просто не может быть! Вы смотрите на нее и не можете поверить в то, что настолько идеальные лица существуют».
90-e
Между тем от интенсивной работы Терлингтон уже начала уставать. «Я ненавидела недели моды с их чередой показов, — говорит она сегодня. — Это такой хаос! Настоящий цирк, где у каждого есть к вам доступ. А я всегда была домашним человеком, одиночкой». В 1993 году Кристи снялась в документальном фильме режиссера Роберта Ликока «Подиум» (Catwalk). Несколько недель Ликок по пятам ездил за Терлингтон, которая участвовала в показах в Париже, Милане и Нью-Йорке, и сумел без прикрас показать весь блеск и в то же время всю суетность и тяжесть работы модели. Вскоре после этого Терлингтон окончательно оставила подиум — а на несколько лет и мир моды. В 1995 году она стала студенткой Нью-Йоркского университета, где изучала религиоведение и восточную философию: сказалось многолетнее увлечение йогой.
Chanel, весна-лето,1992
Versace
Giorgio Armani, весна-лето,1991
1999
Увлечение восточной философией впервые вылилось для Кристи в серьезный проект. Терлингтон начала собственный бизнес: совместно с двумя деловыми партнершами запустила линию уходовой косметики Sundari, основанной на принципах аюрведы. Ее название переводится с санскрита как «красивая женщина». В линейке есть средства для разных аюрведических типов (дошей) — капхи, питы и ваты. Косметика продается во многих странах и сейчас. Кроме того, на продуктах Sundari работают несколько крупных spa-салонов в разных точках мира, а в Токио у марки есть флагманский магазин.
Совместно с брендом Puma Терлингтон запустила линию одежды для занятий йогой — Nuala. Вещи продавались в Barneys, Harvey Nichols и Lululemon, но их популярность быстро сошла на нет. Позднее модель объясняла, что слишком опередила тренд на athleisure — запусти она линейку на десять лет позже, все могло сложиться иначе.
В этом же году Кристи впервые начала заниматься общественной деятельностью. В 1997 году от рака легких умер ее отец, и три года спустя модель — в прошлом сама заядлая курильщица — создала движение Smoking is Ugly и сайт с соответствующим названием. Терлингтон снялась в четырех телевизионных роликах, где рассказывала о том, как сама бросила курить, и о трагедии в ее семье. Кроме того, она лично ездила в школы, где читала ученикам лекции о пагубном влиянии табака на их здоровье и даже выступала с докладом на эту тему в конгрессе США.
2000
2001
Мир окончательно признал Кристи как негласного амбассадора йоги и вообще движения wellness — модель появилась на обложке журнала Time в одной из самых сложных асан — позе петуха. Вынос гласил: «Наука йоги», а в интервью Терлингтон рассказывала о том, что индийская практика значит в ее жизни. Год спустя она выпустила книгу под названием «Жить йогой: создавая практику для жизни». Предисловие к книге — впоследствии она выдержала два переиздания — написал один из известнейших американских теоретиков буддизма Роберт Турман, отец Умы Турман.
2003
Кристи вышла замуж за актера и режиссера Эда Бернса, взяла двойную фамилию Терлингтон-Бернс и в том же году родила первого ребенка — дочь Грейс. Не обошлось без осложнений: у Терлингтон открылось послеродовое кровотечение. Все разрешилось благополучно, но с этого момента она всерьез заинтересовалась темой родов и материнской смертности во всем мире. Изучив статистику, Терлингтон выяснила, что тот же синдром был основной причиной смерти матерей в менее развитых, чем США, странах. «Когда я об этом узнала, то решила, что должна что-то с этим сделать. Ведь эти трагедии в 98 % случаев можно предотвратить», — говорит модель.
Через пару лет Кристи, как когда-то ее мать (в прошлом стюардесса, родом из Сальвадора), стала амбассадором и волонтером международной благотворительной организации CARE, которая борется с бедностью и ее последствиями в развивающихся государствах. Благодаря работе с CARE Терлингтон объездила множество стран вроде Свазиленда и Танзании, где матери и новорожденные находились в крайне стесненных условиях — часто без доступа к элементарной медицинской помощи. По словам модели, если бы ей пришлось рожать дочь в таких условиях, все, скорее всего, закончилось бы фатально.
2008
Кристи, которая всегда была страстно увлечена документальным кино, впервые сама взяла в руки камеру — чтобы рассказать миру о проблемах, так захвативших ее в последние несколько лет. Вместе со съемочной группой она отправилась в путешествие по Танзании, Бангладеш, Сальвадору и Гватемале с заездом во Флориду, где живет множество неустроенных беженцев из бедных стран. Так родился фильм No Woman, No Cry, поднимающий тему материнской смертности во всем мире.
На фестивале Tribeca состоялась премьера No Woman, No Cry — Кристи спродюсировала и выпустила фильм сама. Критики и зрители приняли картину очень тепло, и это дало Терлингтон импульс основать собственную благотворительную организацию под названием Every Mother Counts, сокращенно EMC.
С тех пор вот уже девять лет вместе со своими соратниками по ЕМС (штат насчитывает полтора десятка человек) Кристи занимается сбором средств и запуском программ по предотвращению материнской смертности в развивающихся странах. Every Mother Counts открывает школы акушерок и новые медицинские центры, обеспечивает бесперебойную транспортировку рожениц в места, где им могут помочь в критической ситуации, и помогает больницам и медпунктам своевременно получать лекарства и средства гигиены.
2010
Сегодня организация считается довольно влиятельной — не в последнюю очередь благодаря имени основательницы. Средства для EMC жертвуют крупные корпорации, организация устраивает совместные благотворительные акции с компаниями вроде Starbucks. Год спустя после основания Every Mother Counts Терлингтон — в тот момент ей было 42 года — пробежала в Нью-Йорке первый в своей жизни марафон в составе команды ЕМС.
Оставив подиум, Кристи не распрощалась с миром моды. Сегодня она признается, что резервирует 15–20 дней в году для модных съемок. В нулевые и 2010-е она в числе прочего участвовала в рекламных кампаниях Bally, Chanel, Louis Vuitton, Saint Laurent, а в 2014-м вновь снялась в кампании одной из самых дорогих ее сердцу марок — Calvin Klein. Терлингтон снова стала лицом аромата Eternity, причем на этот раз она появилась на постерах не с коллегой-моделью, а со своим мужем Эдом Бернсом. Автором фотосессии стал дуэт фотографов Inez & Vinoodh, именно с ними Кристи в последнее время работает чаще всего, когда снимается в рекламе или для журналов.
2014
2015
Еще одна громкая рекламная кампания, в которой в последнее время участвовала Терлтингтон, — сотрудничество с Apple. В 2015 году модель и филантроп стала амбассадором долгожданного гаджета Apple Watch. Бренд предоставил ей smart-часы во время подготовки к полумарафону в Танзании, и Кристи охотно рассказывала журналистам о том, как гаджет помогает ей тренироваться и всегда быть на связи с близкими на другом конце света. Сотрудничество продолжилось и в последующие годы, когда Терлингтон участвовала в марафонах в Лондоне и Бостоне.
2019
Выход Терлингтон на подиум на показе Джейкобса, конечно, не означает, что модель готова вернуться к работе на показах — у нее уже совсем другая жизнь и другие приоритеты. Сама Кристи позже написала в Instagram большой пост в Instagram, где объяснила, почему решила принять предложение давнего друга: «У меня растет 15-летняя дочь, и я отчаянно хочу, чтобы она слышала и видела меня, и [выход на подиум] это тот вид коммуникации, который хорошо с ней «говорит». В тексте была еще одна фраза, которая, возможно, объясняет гораздо больше: «В этом году мне исполнилось 50, я дошла до той точки, когда, задавая себе вопросы, то и дело отвечаю: «А почему бы и нет, черт возьми?»