Blueprint

КУЛЬТУРА • ИСКУССТВО

Цветочная композиция:

Текст: ЛИДИЯ АГЕЕВА

Марк Колле, Джэфф Литам, Кларисс Беро и другие флористы и художники, работающие рука об руку с дизайнерами и знаменитыми марками, рассказывают про взаимосвязь мира цветов и мира моды 

аждая новая коллекция Кристиана Диора отражала неуловимую красоту роз и пионов его садов в Гранвиле. Экзотический марокканский сад Мажорель, раскинувшийся в пустыне, в свою очередь, неоднократно упоминался в качестве источника вдохновения его владельцем Ивом Сен-Лораном. Более полувека спустя союз мира цветов и моды не увядает. Райские цветы Александра Маккуина, веточные композиции на шляпках Филиппа Трейси, алые розы Ральфа Лорена и Валентино и нежные английские розы в коллекциях Стеллы Маккартни. Цветы остаются одним из любимых мотивов дизайнеров, к которым они обращаются с завидным постоянством. Этим летом вместе с увлечением 70-ми и всем натуральным тренд на цветочные узоры зазвучал с новой силой — и получил свое логичное продолжение в зимних коллекциях. Ярко-красные гигантские бутоны роз на платьях и кустовые маленькие розочки на туфлях Dolce & Gabbana, цветочные аппликации на жакетах и юбках Armani и Preen, пышные многослойные платья, собранные словно бутоны, Alexander McQueen, разноцветные маки и сияющие золотом и серебром лепестки на платьях Erdem — фантазии дизайнеров на цветочную тему задают настроение будущего сезона.

Но почему же мир флоры играет такую важную роль в мире моды? «Цветы действительно влияют на моду, потому что они ведут диалог с воображением дизайнеров. Форма бутона, листья или текстура лепестков — каждый элемент может символизировать что-то мистическое, романтичное или драматичное. Конечно, у дизайнеров очень много источников вдохновения, но цветы — определенно не последний пункт в их списке», — считает бельгиец Марк Колле, бессменный автор цветочных композиций на показах Рафа Симонса. На его взгляд, у его цветочного мира много общего с миром Симонса: и тот и другой находятся в постоянном развитии и приносят людям эстетическое удовольствие. С ним согласен и его коллега, американский звездный флорист и арт-директор парижского отеля George V Джефф Литам: «Цветы — это романтика. Это история об эфемерной красоте, которая не может не вдохновлять творческих людей, ведь они со страстью смотрят на окружающий мир. Наверное, поэтому каждый дизайнер хотя бы один раз в жизни посвящал свою коллекцию цветам. Хочется верить, что мое искусство их тоже вдохновляет». Взгляд изнутри на союз мира моды и цветов в подборке самых необычных флористов и художников, работающих с модными марками.


К

—                                 —

Марк Колле




Baltimore Bloemen
Orgelstraat 6, 2000 Antwerpen, Belgique, baltimorebloemen.be



Jil Sander осень-зима 2012-13/ Getty Images

Марк Колле /Фото: Marcel Lennartz

Christian Dior Couture осень-зима 2012-2013 / Getty Images

•••

Самый известный флорист мира моды — автор живого коридора из роз на первом показе Рафа Симонса для Сhristian Dior. Не все знают, что на самом деле бельгийцы начали работать вместе за год до этого: это Марк придумал цветочные композиции в огромных кубах из пластика на последнем показе Симонса для Jil Sander. Они познакомились на родине, в Антверпене: Раф признался, что мог часами любоваться цветами в витринах студии Марка. Пока Колле работает исключительно с бельгийскими дизайнерами, среди его клиентов помимо Симонса числятся Дрис ван Нотен и Анн Демельмейстер. Но несмотря на славу и востребованность в модном мире, Марк остается на земле — чаще всего его можно встретить в Антверпене в его студии Baltimore Bloemen, которую он назвал в честь самого дорогого его сердцу города в США, где когда-то познакомился со своим любимым режиссером Джоном Уотерсом.



По вашему мнению, это Раф Симонс ввел моду на цветы?

Я не могу говорить со стопроцентной уверенностью, но мне кажется, что существует определенная связь. До этого я и представить не мог, какое колоссальное влияние модное шоу может оказать на мир цветов. Когда я работал над последним показом Симонса для Jil Sander, я даже об этом не задумывался — а после шоу все только и делали, что говорили о цветах. Так что в какой-то степени модная работа сделала цветы намного более популярными — как среди клиентов из фэшн-бизнеса, так и среди модных брендов. 

В чем разница между обычными клиентами и клиентами из мира моды?

Люди, которые приходят ко мне просто в магазин, обычно покупают цветы для своего дома или в подарок. Их привлекла витрина, и они решили зайти. Мир моды — это совсем другая история. Ко мне приходят представители огромных корпораций и делают заказ, потому что им меня порекомендовали люди из индустрии. Это две противоположности — и мне нравится, что они дополняют друг друга. Сегодня я занимаюсь цветочной композицией за десятки тысяч евро, а завтра продаю букет роз за двадцатку — мне интересно и то и другое.

Фото: Marcel Lennartz

У ваших модных клиентов есть какие-то специальные предпочтения?

Каждый проект отличается от другого. Иногда главное — это цвет, иногда — текстура. Очень важно понимать, на чем в данном случае ваш клиент хочет сделать акцент. Когда я в первый раз работал для Dior, я знал, что некоторые элементы очень важны из-за истории бренда — например, розовый цвет или любимые Диором розы. В следующий раз, когда я работал с ними же, я создал композицию из белых орхидей — дело было даже не в самой орхидеи, а в оттенке белого, тех ощущениях, которые он пробуждает.

 

Сегодня я занимаюсь цветочной композицией за десятки тысяч евро, а завтра продаю букет роз за двадцатку — мне интересно и то и другое

Фото: Marcel Lennartz



Как проходит ваша работа с дизайнерами?

Первым делом по ходу разговора с дизайнером я пытаюсь понять, какое настроение он хочет создать, потому что в целом цветы — это об определенной атмосфере. Затем я стараюсь приглянуться поближе к самой коллекции — может оказаться, что есть конкретный цветок или цвет, важный для коллекции. Что-нибудь тропическое или романтичное. Потом мы еще раз встречаемся с дизайнером, и я высказываю свои предложения. 

Вы можете увидеть коллекцию заранее?

Не всегда. Чаще всего мне их показывают частично.

А как вам работается с модными журналами?

Модные съемки — это еще один мир. Главное отличие в том, что вы можете играть и менять правила по ходу дела. Когда вы готовите шоу, оно должно от и до соответствовать продуманному плану. Ни шага в сторону. А на съемке можно постоянно вносить изменения, и у вас есть на это время. Поэтому я никогда не приезжаю на них полностью подготовленным — конечно, в голове уже есть идея того, что я буду делать, и база готова: цветы, крепления, в общем, все, что может понадобиться. А затем я собираю композицию во время действия. Это история о создании картинки, над которой вы работаете вместе как команда. Иногда у стилиста уже есть очень четкое представление того, что он хочет увидеть, — и тогда я просто следую за ним и выполняю их указания от и до. Но чаще всего это все же совместная работа: со мной делятся идеями, я делюсь своими — и мы создаем нечто особенное. То же самое происходит и с дизайнерами, когда мы готовим шоу.

Фото: Marcel Lennartz

Есть ли тренды в мире цветов?

Всегда есть цветы, которые будут более модными, чем все остальные. Было время, когда все хотели большие розы, их обычно привозят из Южной Америки. А теперь всем нравятся кустовые розы, что-то более садовое. Прошлый сезон и вовсе запомнился яркими и очень насыщенными цветами, которые абсолютно не сочетались друг с другом. Когда ты держишь цветочный магазин, каждый новый день к тебе приходят люди, и ты очень четко подмечаешь тенденции. Сейчас всем захотелось мягкости — простоты. Например, меня часто просят сделать что-то максимально естественное: букет, который будет абсолютно не похож на букет, цветы, словно собранные в поле, без определенной узнаваемой формы. Тысячелетник, астильба — они всегда выглядят до невозможности дикими.

Ваш любимый цветок?

Георгина, она же далия. Самый старомодный цветок из всех, что я знаю. У него столько разновидностей и форм, что иногда он может смотреться даже футуристично или весьма барочно. В общем, я его просто обожаю.

 

Когда ты держишь цветочный магазин, каждый новый день к тебе приходят люди, и ты очень четко подмечаешь тенденции

Фото: Marcel Lennartz

Какие у вас источники вдохновения?

Музыка, кино, мода, люди. Я всегда стараюсь жить с широко открытыми глазами — быть настолько подверженным влиянию окружающего меня мира, насколько это возможно. 

В вашем магазине всегда гремит необычная музыка. 

Музыка — моя страсть. Вообще удивительно, как она может сильно влиять на наше восприятие. Вы смотрите на цветы по-другому с музыкой: вы сочетаете мир естественного, мир цветов, с миром музыки — чем-то синтетическим, созданным человеком. Выходит вполне себе интересный диалог. То же и с модой и музыкой. Мне всегда было интересно, как художники по звуку подбирают ее к шоу, поэтому я всегда с нетерпением жду показов, чтобы услышать, какие же песни они все-таки выбрали.

 



Фото: Marcel Lennartz

—                                 —

Джэфф Литам





Джэфф Литам


•••

Один из самых востребованных флористов мира — арт-директор парижского отеля Four Seasons George V, где он полностью меняет цветочные композиции раз в две недели. Друг Тома Форда и Александра Вэнга, Джэфф почти неуловим: он постоянно летает между Парижем, Нью-Йорком и Лос-Анджелесом. В молодости работал моделью, а теперь создает архитектурные композиции из цветов для показов, свадеб с большим размахом (в том числе звездных — Тины Тернер и Евы Лонгории), Музея современного искусства в Нью-Йорке и съемок главных изданий о моде Vogue, Harper’s Bazaar, Elle.




Что вам больше всего нравится в вашей работе?

Эмоции! Когда я вижу, как люди смотрят на мою работу, для меня это самая большая радость. И, наверное, это единственная причина, по которой я продолжаю заниматься цветочным делом: чтобы видеть реакцию и радость, которые мой дизайн приносит людям. Вот моя главная мотивация.

Почему вы работаете с домами моды?

Работать с модными брендами эмоционально намного проще. Часто, когда вы работаете с индивидуальными клиентами, вокруг вас сплошная суета. Может, потому что люди не могут ни на секунду забыть о деньгах, все-таки чаще всего они платят за цветы из своего собственного кармана. А представители больших корпораций не скованны бюджетными рамками, они просто хотят провести мероприятие на уровне и высказывают мнение своего клиента. И мне это нравится. Невесты часто сомневаются до последнего, просят советы у всех вокруг и никак не могут определиться с выбором, а модные бренды знают очень четко, что им нужно от вас. Например, те же дизайнеры приходит ко мне, делятся своей идеей, и моя задача достаточна проста — помочь им рассказать историю коллекции, передать настроение при помощи цветов.

 

Какие цветы нравятся вашим фэшн-клиентам?

Гортензии, пионы и розы — цветы любви и символы романтики. На последнем шоу Тома Форда весь подиум был усыпан лепестками белых роз — что может быть романтичнее? Александр Вэнг тоже обожает белые розы, Ральфу Лорену, наоборот, всегда нравились красные. Balenciaga и Givenchy и вовсе чаще обращались к тропическим экзотическим цветам — как на принтах в самой коллекции, так и в качестве украшений шоу. А Сьюзи Менкес просто полагается на мой вкус — ей нравится архитектурные цветочные композиции и яркие цвета.

Влияет ли мода на тренды в цветочном мире?

Если речь идет о каком-то очень большом тренде, то да. Возьмем фиолетовый цвет — как только он возвращается в моду, очень многие начинают покупать фиолетовые цветы, потому что они уверены, что это самый модный цвет сезона.

А цветы могут повлиять на дизайнеров?

Почему нет? Последняя коллекция Риккардо Тиши для Givenchy — она вся черная и красная, совсем как черные орхидеи и красные розы. Вообще, и Givenchy, и Dior очень часто имеют дело с графикой, и почти каждый сезон они работают с цветами, особенно в рекламных кампаниях.

Вы работаете для Vogue, Elle и Harper’s Bazaar. Дают ли вам свободу выбора во время модных съемок?

Это совершенно другая эстетика, здесь все всегда зависит от фотографа. К примеру, Патрика Демаршелье интересует каждый цвет, который мы будем использовать в цветочной композиции, — такие детали могут повлиять на кадр. 

Тренды в цветочном мире так же быстро меняются, как и в мире моды?

Они остаются в моде значительно дольше. Например, утонченный и современный стиль без лишних деталей, который я придумал для George V лет 12 назад, по-прежнему актуален. Люди все еще заказывают такие букеты и украшают ими пространство. Наверное, потому что мы не носим цветы на себе, как одежду. Мы не хотим одеваться в одно и то же каждый день, поэтому мода так переменчива. Цветы — это совсем другая история. Если в вашем доме всегда есть цветы — это настоящая роскошь. Люди очень консервативны, когда дело касается предметов роскоши. К тому же вкусы на цветы обычно не меняются. Если вам нравятся пионы, вы всегда будете их покупать. Конечно, может быть, в разном цвете в зависимости от моды, но сам цветок будет тем же.

 

Чтобы стать кем-то как в мире моды, так и в мире цветочного дизайна, нужно осмелиться сделать нечто новое — только так люди заметят вас

А какие сейчас тренды в мире цветов?

Большой тренд сегодня — использование одного вида цветов, мы больше не смешиваем столько всего в одном букете. Еще люди стали чаще украшать дома тропическими цветами, а свадьбы — классическими, но более насыщенных, броских и ярких оттенков. Прошло время белых роз, теперь всем нравится украшать свадебные церемонии фиолетовыми и красными цветами.

Какие у вас любимые цветы?

Пионы, магнолия и орхидеи. Их я чаще всего и использую в своей работе. И розы, конечно. 

Что вас вдохновляет?

Музыка и мода. Мне нравится встречаться с дизайнерами и обсуждать с ними их коллекции. Конечно, вам никто не покажет их целиком, но многие делятся со мной своими источниками вдохновения, например Александр Вэнг. За месяц до показа мы встречаемся с ним, вместе смотрим на его мудборд, и он рассказывает мне детально о настроении будущей коллекции.

В чем главное отличие модного мира от цветочного?

В цветочном бизнесе все не так строго, как в мире моды. Жаль, что очень многие флористы этого не понимают и думают слишком ограниченно, но есть и творческие люди, которые думают по-другому, не скованны ничем, а потому делают нечто особенное. Чтобы стать кем-то как в мире моды, так и в мире цветочного дизайна, нужно осмелиться сделать нечто новое — только так люди заметят вас. И постоянно меняться. Как только мне становится скучно, я меняю тему и начинаю создавать что-то новое. Так что самое главное — никогда не останавливаться.

1) Цветочные конструкции во флагманском бутике Alexander Wang, Нью-Йорк 2) Оформление к концерту Celine Dion 3) Рождественское оформление в отеле George V, Париж

—                                 —

Пьер Баншеро




Debeaulieu
30 rue Henry Monnier, 75009 Paris, debeaulieu-paris.com


instagram: @debeaulieuparis

Пьер Баншеро

instagram: @debeaulieuparis

•••

Пьер Баншеро раньше работал в отделе кадров, а потом решил исполнить свою мечту и выучиться на флориста. Так появилась студия цветов Debeaulieu, похожая скорее на художественную галерею. Справа и слева — мраморные вазы с цветочными композициями, «живые скульптуры», Пьер меняет их каждую неделю, как и цветочные украшения парижских бутиков Louis Vuitton. К слову, цветы в витринах Cartier, Cerutti и универмага Galeres Lafayette — тоже его рук дело.




Почему вам нравится работать с модными марками?

Люди мира моды правда очень любят цветы и относится к ним с огромным интересом. Каждый раз, когда ко мне приходят креативные директора марок и рассказывают о своих новых коллекциях, я с огромным удовольствием слушаю их истории, чтобы передать их предельно точно на языке цветов. Каждый проект очень обогащает — это уникальная совместная работа.

Какие цветы они обычно выбирают?

Самый частый выбор — розы и орхидеи. Мои любимые — в белом цвете, они всегда элегантны и не выходят из моды.

В чем отличие мира моды от мира цветов?

У нас тоже есть тенденции — помню, была мода на полевые цветы, потом на структурные букеты, на белое, на зеленое и на букеты с разными аксессуарами. Но в мире цветов нету строгих правил. Вы можете ломать условности и создавать свои собственные правила. Тогда ваши букеты будут дышать.

Cтудия бюро Debeaulieu

К сожалению, флористы слишком часто пренебрегают миром моды. Это абсолютно неправильно

Влияет ли на мир моды на мир цветов?

К сожалению, флористы слишком часто пренебрегают миром моды. Это абсолютно неправильно — модой и дизайном надо интересоваться, чтобы не отставать от времени. Поэтому в моих работах заметно влияние модного мира — как в выборе цветовой гаммы, так и в подборке самих цветов. 

Какие главные тренды нового сезона в цветочном мире?

Мода на большие круглые букеты из роз прошла, зато красная и розовая лилия снова актуальны. Впрочем, как и пампасная трава и густые букеты из гипсофилы.

 


—                                 —

Ребекка Луиз Лоу







Ребекка Луиз Лоу /Фото: Richard Todd


•••

Британская художница создает цветочные композиции для домов моды (Hermès, Gucci, Cartier) и выставок современного искусства в лондонских Королевской академии и Музее Виктории и Альберта. Дочка садовника училась живописи в Ньюкасле, но очень скоро ей стало мало масляных красок и полотен, поэтому она решила, что будет творить с помощью живых цветов. Почти во всех ее композициях — роза, ее любимый и, как она любит говорить, «самый надежный» цветок. Ее цветочные работы, словно падающие с неба на голову, можно увидеть в самых неожиданных местах: в бутиках Парижа и Лондона, лобби больших офисов на Таймс-сквер в Нью-Йорке или в центрах современного искусства рядом с работами Дэмиена Херста и Джеффа Кунса.







— С кем бы я ни работала, принцип всегда один — первым делом нужно отправиться на место действия вместе с заказчиком, чтобы выстроить грани сотрудничества: творческие и логические. Я всегда стараюсь, чтобы мои работы были максимально приближены к природе, наверное, поэтому меня один раз попросили украсить лица моделей на показе живыми цветами. Пока это самое необычное задание, которое мне приходилось выполнять. А самое любимое — моя первая живая инсталляция для модного дома Hermès «Висячие сады» в лондонском Королевском национальном театре. 7000 цветов, 40 разновидностей, 20 помощников, более 20 часов монтажа… Это было грандиозно. Но, к сожалению, цветы недолговечны, и ни одна инсталляция не может продержаться больше недели. Поэтому сейчас я поставила себе новую цель — найти способ продлить жизнь моим цветочным композициям.


1) Инсталляция Ребекки Луиз Лоу в Garden Museum, 2013 2) Выставка Odyssey 3) Ребекка на Chelsea Flower Show, 2013 4) Инсталляция The Yellow Flower, 2014

—                                 —

Акико Узами






Акико Узами


•••

Мир Востока и Япония в частности — неизменный источник вдохновения дизайнеров и флористов. Японский декоратор Акико Узами живет в Париже и прославилась здесь как самая любимая художница по икебане у французских модниц, она часто украшает витрины бутиков и интерьеры отелей сети Shangri-La. Ее авторская техника — вафука — основана на смешении западных и восточных традиций. Акико сочетает принципы японской икебаны с любимыми цветами французской школы флористов — розами и пионами. Выходит романтично и минималистично — в духе главных тенденций сезона.






— Икебана — это совершенно другое восприятие мира. Она всегда минималистична и в то же время выглядит оригинально и утонченно. На Западе, где никто не привык к восточной графике и простоте, непринужденность линий привлекает глаз, а с модой на минимализм икебана стала и вовсе ультрапопулярной. Простота и натуральность — вот что нравится моим клиентам. В новом сезоне обратите внимание на полевые цветы и зеленые ветки, которые часто добавляют в букеты для объема.



1)-2) Цветочная инсталляция в витрине Chez Chiffons, Париж 3) Оформление магазина и витрины Miki, Париж 4) Цеточная композиция Акико Узами

—                                 —

Кларисс Беро









Atelier Floral Vertumne
12 rue de la Sourdière 75001, atelier-vertumne.fr


Кларисс Беро

•••

Флорист мадам Беро первой придумала открыть в Париже цветочную студию авторских букетов — тогда 20 лет назад в городе были только цветочные лавки и базары. Она уверена, что цветы лучше всего олицетворяют наше видение мира, поэтому каждая ее новая работа, будь то свадебный букет или большая цветочная инсталляция в бутике, уникальна и отражает характер ее заказчика. Среди ее постоянных клиентов — колорист Кристоф Робин, дизайнеры Джон Гальяно и Марк Джейкобс, а также модные марки Longchamp, Moncler, Rolex, Patek Philippe и Lanvin.







— Цветы — это святое для мира моды, потому что никто лучше них не может выразить все то, что мы чувствуем и хотим сказать. Чтобы передать романтичное настроение, я использую розы, гортензии, жимолость и ломонос. В сочетании с серой листвой они всегда выглядят очень загадочно, иногда даже «винтажно». А для более дерзких идей я беру за основу простые зеленые ветки экзотических растений и расставляю цветовые акценты при помощи бутонов. Я всегда стараюсь ориентироваться на моих клиентов и помочь им рассказать самые удивительные истории с помощью цветов.




1) Статья о Кларисс в Du Monde, 2) Статья о Кларисс в Elle Decoration
3) Кларисс за работой

Другие материалы из серии
«Цветущие 70-е»

{"width":120,"columns":10,"padding":0,"line":40}