В рабочем порядке
ФОТО:
АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ
Почти пять лет назад, в декабре 2019-го, в китайском городе Ухань началась пандемия вируса Covid-19, обрушившая мировую экономику, но зато освободившая десятки (если не сотни) миллионов людей от офисного рабства. Перебравшись на удаленку, все виды планктона сменили жакеты на халаты, костюмные брюки на пижамные штаны, а шпильки на шлепки. И вот спустя пять лет он, кажется, возвращается к нам, как ночной кошмар. И нет, мы не про ковид, который никуда не уходил. Мы про офискор, в очередной раз окончательно победивший стритвир.
Майна и вира стритвира
Похороны стритвира в мире проходят будто по расписанию, каждые два года — в 2020-м панихиду пытался провести Vogue Bussines, а в 2022-м The New York Times. В 2024-м заупокойно выступила ресейл-платформа The RealReal — в своем ежегодном отчете она отметила падение продаж брендов уличной одежды Supreme на 25% и Off-White на 34% и рост продаж брендов одежды деловой — Giorgio Armani на 44% и Zegna на 33%. Этих данных как раз хватило для громких подзаголовков: «Классическая уличная одежда терпит крах» и «Большие шишки вышли на улицы». Аналитики сообщали, что брючные и юбочные костюмы выбрались из залов заседаний в реальный мир, общий объем продаж костюмов вырос на 25%, а галстук в среднем подорожал аж в полтора раза. Женские балетки стали продаваться лучше на 29%, туфли на среднем каблуке на 25%, а лоферы на 16%. Все это, очевидно за счет женских кроссовок, упавших в продажах на шокирующие 3%. Впечатлительнее всех оказались коллеги из Highsnobiety, на основании этих данных написавшие заметку «Год, когда деловая одежда победила стритвир».
И нужно признать, у брендов уличной одежды концы с концами не сходятся и в ретейле. Например, выручка VF Corp, владеющей тем же Supreme, а еще The North Face и Vans, в четвертом финансовом квартале 2023-го снизилась на 13%. Эксперты, опрошенные Highsnobiety, поспешили обвинить во всем зумеров: «Тенденция может быть связана с выходом на рынок труда представителей поколения Z — для многих из них это важная веха, требующая более нарядного гардероба». Но мы бы не торопились с приговором. Свежее исследование аудиторской корпорации Deloitte, в котором приняли участие респонденты из 44 стран, вину с зумеров частично снимает — ведь полностью из офиса работает только 50% зуммеров (а полностью удаленно 15%). Однако модный критик и автор телеграм-канала Front Fashion Ольга Михайловская в разговоре с нами отмечает: «Деловую одежду они [зумеры] носят больше как модную, а не офисную». Да и шеф-редактор журнала «Теория моды» Людмила Алябьева предлагает не забывать об элементах косплея: «Для зумеров это, скорее всего, фантомная ностальгия по офисному опыту, которого у них не было».
«Еще один важный фактор: все большее число компаний переходят с удаленной работы на очную — спортивные штаны, возможно, и подойдут для конференции, но только в Zoom», — продолжают Highsnobiety. И возвращение американцев в офисы кажется более реалистичной причиной взлета продаж деловой и падения продаж уличной одежды. Согласно исследованию стартапа Placer.ai, отслеживающего пешеходный трафик с мобильных устройств, уровень посещений офисов в США в июле 2024-го восстановился на 72,2% от уровня июля 2019-го — и это самый высокий показатель в постпандемийный период. В России ситуация еще более показательная — в новом исследовании Центра трудовых исследований ВШЭ сказано, что к концу 2023 года количество работающих удаленно сократилось до 1,4% от всех работающих. «По сути, это был возврат к значениям, наблюдавшимся еще в доковидный период. Многочисленные предсказания, согласно которым после кризиса дистанционная работа превратится в едва ли не ведущую форму трудовой активности российских работников, оказались несостоятельными».
Одни работают, другие делают вид
О причинах устремления россиян в офисы можно только догадываться (среди возможных — требование начальства или общение с коллегами), но в целом поход на работу всегда был одним из главных поводов выгулять новый костюмчик. «С января по август 2024 года спрос на деловую одежду среди пользователей Lamoda вырос на 11% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Например, костюмы стали покупать чаще на 28%, а балетки — на 23%. В то же время продажи блуз, наоборот, снизились на 10%», — рассказали The Blueprint в пресс-службе Lamoda, подчеркнув, что спрос на уличную одежду остался на уровне прошлого года. «Есть мнение, что возвращение деловой одежды связано с полной отменой ковидных ограничений и возвращением людей в офисы. Но я думаю, что произошло перенасыщение расслабленными образами, и мода сделала виток в сторону более строгих форм», — рассуждает Максим Ганисевский, основатель бренда ZNWR. «Да и гипотеза о том, что деловая одежда “окончательно победила” уличную, кажется, мягко говоря, надуманной. Примерно с той же долей уверенности можно сказать, что мир победил ковид», — вторит ему Николай Богданович, сооснователь бренда Monochrome. Кстати, ни Monochrome, ни ZNWR (в отличие от Supreme и Off-White), по словам основателей, падения продаж своей уличной одежды не наблюдают.
Present & Simple
Конечно, с одной стороны, сентябрь — просто сезонный месяц для деловой одежды. А в этом году, когда бушует тренд на так называемый офискор, к ней внимание особенно пристальное. «Любой сезонный пик продаж той или иной категории сравним с эйфорией. Например, родители отвели детей в сады и школы, будни принадлежат теперь им — хочется вновь ощущать себя свободным, красивым и деловым», — предполагает Богданович. Вероятно, на подмогу этим самым родителям пришел бренд Present & Sample, который вместе с бывшим главным редактором российского Vogue Ксенией Соловьевой выпустил капсулу Gentlewoman — с парой рубашек, юбкой и брючным костюмом. Присоединился к рабочему движению и бренд 2Mood, запустив с брендом Ekonika коллекцию Working Girl — уже не только с деловыми рубашками, юбками и брючными костюмами, но и лоферами, дерби и лодочками. Ксения Соловьева даже на фоне запуска капсулы предлагает далеко идущих выводов не делать: «Мне кажется, офискор — это не реальный тренд, а маркетинг. Упаковка всего того, что и так присутствовало в отечественной моде, — имею в виду “костюмную группу”. Но поскольку в моде наблюдается постоянная циркуляция всевозможных “коров”, бренды обязаны откликаться на них, чтобы быть актуальными. Плюс марки выпускают все большее количество коллекций, и чтобы самим себе объяснить, чем одна отличается от другой, чтобы проще их снимать и стилизовать, нужно придумать тему. Поэтому сегодняшний офискор — скорее предложение поиграть в офис». В пресс-службе 2Mood на трендах тоже не зацикливаются: «Можно как угодно относиться к этим мимолетным трендам, но офискор наглядно показал, что формальный костюм — не строгая униформа, а приглашение к стилистическим экспериментам» и верят, что «спрос на деловую одежду выше предложения на рынке — и, скорее всего, эта тенденция сохранится ближайшие два-три сезона».
Ekonika x 2mood
Вообще, подобный тренд на деловую одежду в мире уже был — и назывался, конечно, power dressing. «Офискор — это как раз и есть power dressing 1980-х годов, который все время возвращается в моду, только все же в современно-ироничной версии», — рассуждает Михайловская. Но если изначально power dressing с его строгими жакетами с широкими плечами нужен был женщинам для того, чтобы показать, кто тут главный, офискор под эти цели рассматривается едва ли. «Я выскажу крамольную мысль: офисные коллекции не всегда придуманы для девушек, которые правда ходят в офис. В серьезных корпорациях есть свой дресс-код, у девушек, вынужденных играть по их правилам, уже давно есть свои испытанные марки, а чаще — свои портные, которые сажают костюмы строго по фигуре (недавно как раз разговаривала об этом с вице-президентом одного из крупнейших банков — она все шьет). То есть не то чтобы раньше офисным служащим было нечего надеть, и тут их наконец осчастливили», — объясняет Соловьева.
Gloria jeans
Есть что предложить
Кажется, что деловую одежду теперь выпускают почти все российские бренды, причем круглый год. Хотя иногда и стесняются в этом признаваться, как, например, Sela: «У нас по-прежнему нет одежды для офиса в ее классическом понимании. Мы реагируем на глобальные тренды, в том числе на офискор, но ни в какую отдельную группу ассортимента его не выделяем». Чуть откровеннее их коллеги из Befree. «Да, мы не стали производить больше деловой одежды, лишь традиционно в августе выпускаем офискор-коллекции — здесь ничего не поменялось. Правда, еще у нас есть постоянная линейка Smart. Но это не деловая одежда в чистом виде — мы всегда миксуем ее с одеждой других стилей, вроде спорт или кэжуал», — объяснили нам в бренде. При этом концептуальный визионер бренда Елена Ворфоломеева подметила, что классические модели вроде прямых офисных брюк в комьюнити Befree не так популярны. Чего не скажешь о комьюнити Gloria Jeans — в третьем квартале 2024-го продажи категории женских классических брюк марки выросли на 54,4%, в то время как продажи женских жакетов на 70% — по сравнению с тем же кварталом прошлого года. «А еще в апреле 2024-го мы запустили отдельную линейку GJ Black для нее и для него, которая посвящена лаконичной и универсальной одежде в эстетике офискора», — рассказали в бренде.
Sela
I Am Studio
Befree
Ну и те марки, для которых офискор не просто эстетика, а (извините за эти слова) часть ДНК, какого-либо особого ажиотажа вокруг своей деловой одежды сейчас не чувствуют — все как и было. «Я не скажу, что спрос на деловые вещи сильно вырос за последние годы. После пандемии мода стала более расслабленной, а офисный дресс-код — менее формальным. Костюмы стали разве что востребованными в качестве одежды на мероприятия: они, например, часто заменяют платья на вечеринках», — размышляет Дарья Самкович, недавно перезапустившая вместе с Дилярой Хисамовой отошедший к ней бренд I Am Studio. «Если раньше осенний сезон был привязан к подготовке гардероба к школе, университету или офису, то сейчас офискор просто расширил рамки возможностей костюма и продлил его сезонность», — заключают в Lesyanebo, где костюмы шьют почти десяток лет.
Lesyanebo