Pitti Uomo глазами трех редакторов
Текст:
Юлия Выдолоб
На прошлой неделе во Флоренции завершился очередной сезон Pitti Uomo — важнейшей выставки в сфере мужской моды. Зачем нужно ездить на Pitti, что неожиданного нового и любимого старого было там и как Pitti меняется, мы спросили редакторов трех изданий: «Сноб», The Rake и «РБК Стиль».
Промышленных выставок в сфере мужской моды немало. Но Pitti Uomo не похожа на еще одно собрание стендов и павильонов, куда байеры приходят, чтобы заполнить заказные формы. Расположенная в исторической военной крепости Fortezza da Basso с сопровождающими ее каждый сезон показами и презентациями на виллах, холмах, площадях и даже в музеях Флоренции, Pitti Uomo справедливо претендует на статус главного вестника мужской моды в мире. Организаторы пытаются показывать menswear во всем современном многообразии, от итальянских семейных производств до молодых марок, чьи создатели вдохновляются уличной и спортивной одеждой. И им это удается: Pitti Uomo действительно предлагает широкий и честный срез мужской моды, как старой, так и новой. По окончании 92-го сезона Pitti Uomo мы задали несколько вопросов трем редакторам, которые уже несколько лет приезжают сюда.
Eлисей Косцов
Директор отдела моды журнала «Сноб»
ЛЮБИМЫЙ БРЕНД
В чистой воды классике это Larusmiani. В более расслабленном стиле — венецианцы Barena. В smart casual — минималисты Camo. В производстве трикотажа — испанцы Knitbrary, так сочетающие оттенки, что вещи превращаются в произведения искусства. В базовых вещах — японцы Second Skin, делающие нижнее белье из мягчайшего невесомого хлопка. В аксессуарах — англичане Troubadour с их лаконичным и очень функциональным дизайном сумок. Сложно сказать насчет обуви — ее совсем несметное количество. Притом каждый год на выставке появляется все больше интересных марок, и у оригинальных новичков всегда есть шанс сместить даже самых излюбленных модных ветеранов.
Очень понравились кожаные изделия французской марки
Heritier Freres, у которых я обнаружил давно воображаемый мной объект: чехол для айфона с отделением для кредиток и визиток. Учитывая, что зачастую кроме этого ничего с собой не берешь, такая комплектация выглядит очень практичной. В целом монотонная колористика, графичный дизайн, благородная кожа, аккуратные швы и дорогие молнии — в моем понимании из этого складывается идеальный мужской аксессуар, будь то сумка, портфель, рюкзак или кейс для телефона. Заворожили своей оригинальностью французско-швейцарские часы Klokers. Ребята без преувеличения задали новый ход времени, придумав разбить циферблат на три сектора: часы, минуты и секунды, каждый из которых вращается со своей скоростью и измеряется одной общей вертикальной линией. Отличная идея для такой непростой для инноваций сферы. Bally (далеко не новички в индустрии моды, но впервые выставленные на Pitti Uomo) выпустили коллекцию с крайне симпатичными репликами своих теннисных ретрокроссовок и кед, популярных в 1960-е, 1970-е и 1980-е. Невероятно, но больше чем за полвека (!) до Гоши Рубчинского в Италии их было очень популярно носить с заправленными в носки спортивными брюками.
НОВЫЙ БРЕНД
Для меня стал открытием собственный бренд флорентийского дизайнера Федерико Курради (Federico Curradi), креативного директора Peuterey. Зная город с детства, он выбрал одно из самых сказочных мест для проведения показа во Флоренции — музей Bardini. Перед началом я заглянул на бэкстейдж и увидел, что Федерико лично стилизует каждую модель. А мне эта концепция очень близка, когда хочешь сделать хорошо — делаешь сам.
СОБЫТИЕ
Еще год назад самыми высокотехнологичными я бы назвал Herno с их бесшовными соединениями тканей, лазерной прорезкой карманов и так далее. Но этим летом меня удивили Stutterheim, специализирующиеся на производстве дождевиков. На Pitti Uomo они всего третий раз, но в следующем сезоне в сотрудничестве с ними уже выпустили капсульные коллекции такие бренды, как Marni, Henrik Vibskov и Alfa. А это говорит о высочайшем уровне технологий, пусть и в довольно узкой сфере разработки и обработки непромокающих материалов. С точки зрения текстильных разработок очень понравились новые материалы у De Bonne Facture: хлопок проходит такую обработку, что визуально и тактильно становится очень похож на лен с добавлением шелка (секреты производства дизайнер марки не выдала). А у дочерней компании Barena, марки Cini — сумасшедшие кейпы из практически не обработанной и не окрашенной холщовой ткани. Казалось бы, даже слишком просто, но почему-то до этого кроме них в этом сезоне никто не додумался.
ТЕХНОЛОГИИ
На данный момент Pitti Uomo — наиболее влиятельная, а потому самая главная площадка в сфере мужской моды. Но что самое ценное — это трехдневная Мекка мужского стиля. Конечно, преимущественно итальянского, но сюда съезжаются журналисты, байеры и блогеры со всех уголков планеты, и поэтому раз в полгода на «Питти» можно наблюдать огромное количество стилистических решений, направлений и идей. Кроме того, здесь больше тысячи марок представляют свои коллекции, и как же это не увидеть журналисту, занимающемуся модой, не важно, мужской или женской. К слову, огромное количество запредельно стильных девушек чемоданами вывозят с выставки еще нигде не представленные мужские вещи, зная, как элегантно, но при этом крайне женственно применить их унисексуальность. В общем, показы показами, а тут вся мужская мода у тебя как на ладони!
О PITTI UOMO
Впервые побывав на «Питти» около пяти лет назад, я с тех пор не пропускал ни одного сезона. Если бы было реально перенести тактильные, визуальные и эстетические ощущения в онлайн, то, наверное, это можно было бы сделать только через создание новой трехмерной матрицы. Даже 3D-очки вряд ли помогут. Разумеется, очень важно приехать и все увидеть самому, походить по павильонам, познакомиться лично с дизайнерами, потрогать ткани, можно что-то даже примерить, а иногда, если договоришься, то и приобрести понравившиеся изделия в самый последний день выставки. Плюс то количество контактов, которые заводишь, общаясь с посетителями на стендах, на ланче для журналистов или даже в поезде на пути во Флоренцию, — все это бесценно и уникально. Например, на обратном пути я познакомился с талантливейшим журналистом Гаем Требеем, выразил ему свое почтение и обменялся парой фраз о минувшей выставке, узнав его мнение еще до того, как оно оказалось в The New York Times! Ну и в какой онлайн можно это перенести?
ВАЖНО ЛИ ЕХАТЬ САМОМУ?
Дирекция Питти с каждым годом предпринимает все больше усилий по улучшению многих составляющих выставки: показы, число которых постоянно увеличивается, организуются в непосредственной близости к Fortezza da Basso, где проводится выставка; организуются шаттлы; очень практичным стало электронное приложение c полным расписанием событий, картой и билетом; плюс, разумеется, внутренняя структура размещения стендов постоянно меняется — для легкой навигации и планирования встреч с представителями сотен брендов на всей огромной территории Pitti Uomo.
КАК МЕНЯЕТСЯ PITTI
Александр Щуренков
Главный редактор «РБК Стиль»
ЛЮБИМЫЙ БРЕНД
Knitbrary — за потрясающий ручной трикотаж,
Barena — за одежду, которую можно носить, не думая о моде.
Проекция художника Дженни Хольцер на фасад Палаццо Питти во время показа Off-White. Она уже делала нечто подобное c Хельмутом Лангом в 1996 году во время Флорентийской биеннале (световая инсталляция I smell you on my clothes). Принципиальное отличие этой — сильный политический посыл, параллель между репрессиями Второй мировой войны и событиями в современном мире, в том числе в Сирии и Палестине. Должна ли мода говорить об этом? Возможно, нет. Но человек думающий и чувствующий — однозначно должен.
СОБЫТИЕ
ВАЖНО ЛИ ЕХАТЬ САМОМУ?
PITTI UOMO
КАК МЕНЯЕТСЯ PITTI
Pitti Uomo — это возможность узнать все о мужской моде для жизни на следующий сезон всего за несколько дней. Плюс постоянный обмен мнениями. Чтобы развиваться — нужно смотреть и общаться больше.
Выставка хорошо работает с новыми технологиями, это можно видеть по порталу e-pitti.com, который должен помогать тем байерам, которые по какой-то причине не смогли оказаться на выставке.
Pitti всегда была выставкой, где есть место и традиционному, и передовому. Особого внимания всегда заслуживает специальная поограмма. Инстаграм-эпоха скорее отразилась на посетителях и на тех, кто экспонируется там. Люди стали больше заточены на краткосрочную эффективность и яркость.
Александр Рымкевич
Главный редактор журнала The Rake
ЛЮБИМЫЙ БРЕНД
Конечно, я слежу за тем, что делают большие игроки —
Brunello Cucinelli, Herno, Belvest, Lardini, Cruciani, но у меня много любимцев среди малых брендов. Я обязательно захожу на стенд неаполитанских рубашечников Maria Santangelo, которых считаю эталонными в своем деле. Я обнаружил их в 2008 году в глухом закутке и теперь с радостью наблюдаю за их ростом. За это время они переехали в центральный павильон, и их стенд всегда полон японцев, что явный показатель успеха. Не прошло и десяти лет, как их заметили и российские байеры. Со следующего сезона марка будет продаваться в ЦУМе. Моя большая любовь — Массимо Альба, один из самых тонких и вдохновленных дизайнеров, которых я знаю. Меня всегда впечатляет цельность его коллекции и постоянство стиля. В Москве его одноименную марку продает «Кашемир и Шелк», но также я рекомендую заглянуть в один из его бутиков в Милане или Риме, которые считаю одними из самых красивых в мире. И конечно, любимцы всех журналистов — Knitbrary. Ее трикотаж вяжут вручную из первоклассной пряжи в Перу, притом что сама марка родом из испанской Галисии. Для меня это квинтэссенция люкса. Жаль, что российские байеры упорно ее не замечают.
В этот раз мои фавориты — японцы. Из открытий — марка рубашек Choya Shirt, история которых началась в 1886 году. Это одновременно очень традиционное и очень современное производство со множеством технологических находок. Разумеется, их костюмные белые рубашки совершенно безупречны по качеству, как и все японское. Еще одна марка рубашек из Японии (они показывают коллекции только на летней выставке) — Period Features — работает в совершенно другой стилистике. Ткани для них ткут вручную в Индии, и эта работа занимает несколько месяцев. В жаккардовых рисунках на тончайшем батисте чувствуется экзотизм, но не чрезмерный. Эти вещи очень дорогие и предназначены для узкого круга понимающих клиентов. Другие японские марки, на которые стоит обратить пристальное внимание, — Ikiji (трикотаж и кожаные аксессуары) и Coherence (плащи и пальто из джерси). Среди традиционных костюмных марок я бы отметил коллекцию готовой одежды известного неаполитанского ателье Orazio Luciano — очень продуманную, тонкую по подбору цветов и их сочетаний и материалов.
НОВЫЙ БРЕНД
Коллекция и сам показ японца Йосио Кубо (Yoshio Kubo), бывшего ассистента Йоджи Ямамото. Он удачно обыграл и замиксовал традиционные набивные рисунки, сделал отличный кастинг и придумал красивые видеопроекции, напоминающие изображение в калейдоскопе. В целом его высказывание на тему современного номадизма получилось более артистичным и тонким, чем у Верджила Абло (Off-White), который посвятил коллекцию проблеме беженцев и войн, но не смог выдержать правильный тон. Также проект «Эфемерный музей моды», который Оливье Сайяр представил в залах Дворца Питти был куда лучше и интереснее прошлогодней довольно претенциозной выставки фотографий Карла Лагерфельда. Увы, они не выдерживали соседства с полотнами Тициана, Рафаэля и Андреа дель Сарто.
СОБЫТИЕ
Здесь заметны две полярные тенденции. Из технологий — не новых, но хорошо доработанных — использование полиэстера и нейлона для спортивных блейзеров (GiGi, Traiano) и верхней одежды (Coherence, Herno, Woolrich). Технологии, которые раньше использовали только спортивные бренды, теперь взяли на вооружение модные марки. Вторая тенденция — использование подчеркнуто натуральных материалов в максимально не измененном виде (небеленый хлопок, лен, шелк-сырец). Лучшие коллекции в этом духе были у
De Bonne Facture, Barena, Cini, Lardini. Эти материалы также подпитывают тренд на стиль сафари в различных проявлениях.
ТЕХНОЛОГИИ
ВАЖНО ЛИ ЕХАТЬ САМОМУ?
PITTI UOMO
КАК МЕНЯЕТСЯ PITTI
Для меня Pitti Uomo остается главным мероприятием в индустрии мужской одежды. Здесь легко заводить контакты с владельцами компаний, дизайнерами и просто ремесленниками, которые представляют уникальные продукты. Я бы сказал, что именно неформальность атмосферы Pitti определяет ее успех как бизнес-мероприятия. Не говоря уже о том, что здесь представлен best of the best на рынке мужской одежды — Pitti проводит качественную преселекцию экспонентов, и это чувствуется.
Я из тех людей, которые редко покупают одежду онлайн, тактильные ощущения и личный контакт для меня очень важны. Само по себе мероприятие и красота Флоренции невероятно вдохновляют.
Из важных изменений последних лет — прямое соседство больших игроков и нишевых марок (поп-апы, посвященные очкам, парфюмерии, различным аксессуарам). Из важных моментов — почти полное исчезновение павлинов. Они, конечно, сослужили неплохую службу Pitti в плане популяризации выставки как бренда в блогосфере, но в то же время окончательно расшатали стандарты хорошего вкуса в эпоху инстаграма. Я думаю, что многочисленные ресурсы, которые стали жестко высмеивать эту культуру, спугнули большинство павлинов с их обычного места встречи «у фонтана». Что же касается скорости — сезонность для индустрии становится все менее важной. По-моему, концепция see now-buy now набирает обороты, это меняет весь производственный цикл, и многим игрокам приходится приспосабливаться, причем большим компаниям гораздо сложнее адаптироваться к новым правилам.
Как
устроена
Pitti