Взлет, падение
и возрождение Topshop
Слухи подтвердились — 1 февраля онлайн-ритейлер Asos объявил о приобретении бренда Topshop (а вместе с ним Topman, Miss Selfridge и HIIT brands) у компании Arcadia Group, которая еще в ноябре 2020-го объявила себя банкротом. Заплатив за активы $411 млн, Asos планируют вывести Topshop из репутационного и денежного кризиса, в котором британский бренд находится уже несколько лет. В 2018 году председателя компании-бывшего владельца Topshop Arcadia Group, Филиппа Грина, обвинили в сексуальных домогательствах, расизме и финансовых махинациях, в 2019-м Topshop пришлось закрыть десятки магазинов, а в 2020-м — сотни. Разбираемся, как рухнула империя Грина и что за руины достались новым владельцам.
В 1960-е бренд Topshop был одним из подразделений универмага Peter Robinson, специализирующегося на молодых британских дизайнерах вроде Мэри Куант и Стерлинга Купера. Магазины для юного поколения — активных юношей и девушек, которые не хотели носить слишком «взрослую» одежду, но уже выросли из детских отделов, — в середине 1960-х только начали формировать отдельную нишу. Topshop с недорогими платьями, броскими жакетами и яркими блузами идеально вписывался в эту концепцию.
В 1970-х Topshop отделился от универмага Peter Robinson и стал самостоятельной компанией. Бренд, ориентированный на девушек-подростков 13–24 лет, имел хорошие продажи и обзавелся собственным магазином на Оксфорд-стрит. Но настоящая популярность настигла компанию в 1990-х. Topshop открыли первый британский онлайн-магазин в своем ценовом сегменте, моментально расширив охват аудитории, и наняли бренд-директора Джейн Шефердсон. С ее подачи компания стала одним из основных спонсоров Лондонской недели моды, а доходы компании к 2005 году выросли до 100 миллионов фунтов в год (против 9 миллионов фунтов в середине нулевых).
Витрина универмага Peter Robinson, 1964 год
Одним из важных шагов в развитии компании стала поддержка молодых дизайнеров. В 1994 году у Topshop вышла первая коллаборация с начинающей британской маркой аксессуаров Red or Dead. За ней последовало сотрудничество с Markus Lupfer, Hussein Chalayan, Ashish, Mary Katrantzou и JW Anderson. Совместные коллекции с новыми (но уже достаточно прогремевшими) звездами британской моды, как правило, не сильно превышали по стоимости основные линейки бренда, но неизбежно становились событием — собирая хвалебные рецензии и очередь в день старта продаж.
Все это — наравне с собственными «премиальными коллекциями» Boutique и Unique — позволяло Topshop позиционировать себя как бренд, стоящий особняком от остального масс-маркета. Несмотря на то что коллекции сменялись в магазинах сети каждые несколько недель, а компанию не раз обвиняли в копировании других модных домов, бренд старался дистанцироваться от образа масс-маркета. Например, в магазинах Topshop можно было обратиться за консультацией стилиста, а в компании делали ставку на звезд — и регулярно анонсировали появление той или иной знаменитости в вещах марки.
Коллекция Ashish для Topshop
Коллекция Mary Katrantzou для Topshop
Коллекция JW Anderson для Topshop
Кейт Мосс в кампании своей линии для Topshop
Финальным штрихом стало сотрудничество с Кейт Мосс, которая присоединилась к Topshop в 2007 году, став дизайнером своей отдельной именной линейки. Это сотрудничество продолжалось не один год и привлекло в Topshop новую аудиторию. А с 2014 года собственную линейку Ivy Park для британского масс-маркета начала делать Бейонсе.
Экспансию на международный рынок компания начала в конце нулевых. Первый магазин марки появился в 2009-м на Бродвее. В 2014-м флагман Topshop заработал на Пятой авеню. К 2017 году сеть обзавелась магазинами и франшизами более чем в сорока странах мира.
Правда, за пределами Великобритании марка имела куда меньший успех. Причинами были и сложности в работе по франшизе, и экономическая ситуация. К примеру, в России у компании начались серьезные проблемы после кризиса 2014 года: из-за падения рубля цены в британском масс-маркете неумолимо росли, а покупательная способность россиян, наоборот, все снижалась.
Бейонсе в кампании своей линии для Topshop
Это были не единственные проблемы компании. В 2013 году Рианна выиграла суд против Topshop, незаконно разместивших ее фотографию на футболке. Ее поддержали и другие знаменитости. Марку критиковали не только за плагиат, но и за скрытый фетшейминг: в 2015 внимание общественности привлекли неестественно худые манекены в витринах магазинов.
Завоеванию международного рынка мешали не только скандалы, но и конкуренция: в Европе набирали популярность молодые подразделения H&M — &Other Stories, Weekday и Monki, — которые были готовы предложить покупателям не менее разнообразный ассортимент по более скромным ценам.
Футболка Topshop с портретом Рианны
Окончательно тучи над компанией сгустились в 2018 году. Главу Arcadia Group обвинили в случаях сексуального насилия, расизме и финансовых махинациях. Грин отрицал обвинения, а компания ограничилась извинениями. Спустя месяц стало известно, что бизнесмен пытался препятствовать публикации расследования The Daily Telegraph, в распоряжении которых были истории пяти свидетелей происшествий. Это привело к заметным последствиям. Потребители стали бойкотировать Topshop (и выходить с пикетами к его флагманским магазинам), а Бейонсе разорвала контракт с маркой — и вскоре начала сотрудничать с adidas.
Спустя год компания приняла решение о закрытии 23 магазинов бренда. Руководство Arcadia Group полагает, что такой шаг поможет избежать банкротства — за 10 лет на американском рынке продажи марки так и не приблизились к ожидаемым. А в свете последних скандалов вокруг Arcadia Group перспективы марки кажутся туманными на любом рынке.
За последние годы Topshop растерял и свою уникальность, которую компания культивировала с 1960-х, и репутацию. А в 2019-м она важна как никогда: покупатель хочет знать, что стоит за брендом, в чьи вещи он одевается. Многие конкуренты Topshop это вовремя поняли, запустили социально значимые проекты и при любом случае подчеркивают свою осознанность. И пока Monki двигаются в сторону социальной повестки и поддержки феминизма, Mango и H&M делают ставку на экологичное потребление, а Uniqlo заботится о своих сотрудниках, убыток Topshop будут приносить не только скандалы вокруг руководства, но и отсутствие четкой позиции.
Лукбук одной из коллекций Topshop 2018 года
В конце ноября 2020-го появились слухи о том, что пандемия коронавируса нанесла сокрушительный удар по империи Филиппа Грина. Информация вскоре подтвердилась: вечером 30 ноября компания Arcadia Group подала заявление о банкротстве. Процедура займет как минимум несколько месяцев, и закрывать магазины и онлайн-платформы брендов Arcadia Group пока не планируют. Компании необходимо рассчитаться с кредиторами и сотрудниками (9294 из 13 тысяч работников находятся в вынужденных отпусках). Впрочем, руководство Arcadia Group надеется в скором времени найти желающих купить бренды. Как пишут WWD, среди них могут оказаться онлайн-гигиант Boohoo и владелец ритейлера Frasers Group Майк Эшли.
Лукбук одной из коллекций Topshop 2020 года
Topshop мог стать добычей компании Next — главного конкурента разоренной теперь Arcadia Group — но они в итоге отказались от сделки, как и китайский онлайн-ритейлер Shein, конгломерат Authentic Brands и миллиардеры Зубер и Мохсин Исса, недавно купившие сеть супермаркетов Asda. В начале 2021 года появилась информация о том, что на покупку Topshop есть новый претендент — Asos. 1 февраля слухи подтвердились: Asos купили Topshop, Topman, Miss Selfridge и HIIT brands за $411 млн. Хотя эксперты называют Asos самым подходящим владельцем для Topshop, они не исключают, что такая смена в руководстве повлечет существенную реструктуризацию бизнеса. В частности предполагается, что Asos как ритейлер, заточенный на онлайн-торговлю, откажется от офлайн-магазинов британского бренда. Кроме того, что при таком решении сотни сотрудников потеряют работу, неизвестно, как отреагируют покупатели, привыкшие ходить за футболками и джинсами Topshop в магазины. Представители Asos пока не разглашают конкретные планы по дальнейшей работе со своим новым активом.