Blueprint
T

титанический труд

ТЕКСТ:
ЮЛИЯ САВЕЛЬЕВА

Золото, платина, серебро — понятие «драгоценность» предполагает использование особо ценных материалов. Впрочем, еще в 1890-х годах Рене Лалик стал делать украшения из горного хрусталя, коралла, оникса и меди. А фантазия современных ювелиров, помноженная на развитие технологий, позволяет превращать в произведение ювелирного искусства самые банальные или неожиданные материалы: от алюминия до небьющегося фарфора. Юлия Савельева собрала самые интересные примеры. 

титан

т и т а н

С 1980-х годов не резкий, а скорее постепенный переворот в деле внедрения нетрадиционных материалов начал совершать перебравшийся в Париж американский ювелирный дизайнер Жоэль-Артур Розенталь, который и сегодня, в свои 80 лет, творит под брендом JAR и за свой неординарный, новаторский подход к делу по праву носит звание одного из главных ювелиров XX столетия. А в его частное ателье на Вандомской площади по-прежнему можно попасть только по личной рекомендации сильных мира сего.


jar

Заявив «Мы не боимся любых материалов!» — Розенталь вернул в ювелирное искусство микромозаику XIX столетия, стал вновь использовать в украшениях морские раковины, сталь и олово — наравне с серьезными драгоценными камнями, но главное — первым начал применять в ювелирном деле титан. Сверхлегкий металл позволил дизайнеру создавать ранее немыслимые броши размером с ладонь, идеально имитирующие бабочек или бутоны цветов, и огромные конструкции серег — длиной по плечи.


jar

jar

Помимо легкости и прочности титан обладает важным качеством — при анодировании, то есть обработке электрическим током, он меняет цвет и приобретает широкую палитру экстравагантных оттенков —­ от ярко-розовых и синих до желтых и фиолетовых. Можно даже добиться эффекта деграде. А значит, подражать природе ювелирам становится легче. Правда, для этого им пришлось преодолеть главную сложность работы с титаном: научиться вставлять в этот твердый металл драгоценные камни. Сначала для этого применяли инструменты, позаимствованные из мира стоматологии и протезирования, а затем разработали собственные.


jar

В абсолют работу с титаном ввел живущий и работающий в Гонконге китаец Уоллес Чан, как и Розенталь, в свои 67 лет входящий в пятерку главных ювелиров планеты. Он умеет сплавлять титан с горным хрусталем, опалами, бриллиантами и любыми драгоценными камнями так, словно это органичная материя, созданная самой природой, или, напротив, некое творение внеземного происхождения. Недаром его бренд носит название Wallace Chan Beyond Jewellery, намекая на то, что секрет создания украшений находится «за гранью» понимания обывателя.


Wallace Chan Beyond Jewellery

Wallace Chan Beyond Jewellery

Wallace Chan Beyond Jewellery

Wallace Chan Beyond Jewellery

Wallace Chan Beyond Jewellery

Wallace Chan Beyond Jewellery

Wallace Chan Beyond Jewellery

Сегодня с титаном работает множество ювелирных брендов разного масштаба: от частных марок Glenn Spiro и Cindy Chao до больших домов Chopard и De Beers, которые создают творения high jewellery. По сути, он перестал быть инновационным материалом, каким был в 1990-х, хотя украшения из него все так же производят впечатление своим необычным видом. И характеристиками — скажем, вес броши Cindy Chao в виде огромного пера, усыпанного 1000 бриллиантов, составляет всего 78 граммов.

Cindy Chao

Неожиданно активно в последние несколько лет с титаном стали работать российские ювелирные марки и независимые мастера — Epic Jewellery, Evgeniy Danilov Jewellery, Markin Fine Jewelry, Titanist, а также Рустам Юнисов и Игорь Учеватов. Последний использует в работе с титаном камнерезные методы — вытачивает из него изделие вручную, но у каждого разработано свое ноу-хау работы с этим сверхлегким металлом. В целом наши ювелиры создают с титаном интереснейшие авторские украшения в разной стилистике и с разнообразной тематикой — от строгой геометрии и футуристических мотивов до флоры и фауны, с крупными драгоценными камнями или вовсе без оных.


Epic Jewellery

Epic Jewellery

Markin Fine Jewelry

Игорь Учеватов

Markin Fine Jewelry

алюминий

а л ю м и н и й

Алюминий, самый распространенный металл на планете, он на две трети легче титана и пусть менее прочен, зато более гибок и также поддается анодированию, а значит, принимает разные цвета, причем их палитра несколько отличается от тех, что демонстрирует титан. Оба металла фигурируют, скажем, в последней коллекции De Beers под названием The Alchemist of Light — раньше этот британский дом не был замечен в использовании альтернативных металлов.


De Beers

Активно с алюминием работают частные, но важные в ювелирном мире новаторские марки: Suzanne Syz и Hemmerle. Так, женевский ювелирный дизайнер Сюзанн Сиз, которая сейчас, правда, несколько сбавила обороты своей творческой деятельности, щедро сдабривала поверхность алюминия россыпью бриллиантов и «мяла» его, словно бумагу.


Suzanne Syz

Suzanne Syz

И если Suzanne Syz — это дерзкие, молодежные и легкие по духу вещи с налетом поп-арта, то произведения семейного ювелирного бренда родом из Мюнхена Hemmerle — концептуальные, но носибельные произведения искусства. Нарочито крупные и даже брутальные именно благодаря своему «составу». Помимо алюминия и титана мастера бренда экспериментируют с бронзой, медью, сталью и натуральным деревом. И гармонично сочетают эти простецкие материалы с драгоценным камнями инвестиционного уровня, а также с поделочными камнями и старинными стеклянными бусинами.


Suzanne Syz

Hemmerle

Hemmerle

Hemmerle

Hemmerle

Hemmerle

Hemmerle

Hemmerle

Hemmerle

Hemmerle

Hemmerle

Такой радикальный подход, который в Hemmerle проповедуют уже пару десятилетий, подхватили и другие мировые ювелиры разного масштаба. И сегодня у любительниц украшений из альтернативных материалов выбор широк как никогда.


лава и бетон

л а в а  & б е т о н

Американский ювелирный бренд David Yurman уже включал в свои колье и браслеты элементы из застывшей вулканической лавы в сочетании с желтым золотом. Лаве лишь была придана форма гальки, слегка обточенной и отполированной до гладкой поверхности.


Российский ювелир-новатор Влад Глынин в своей марке Vlad Glynin использует настоящую морскую гальку, которую оплетают «пути» из белого золота и бриллиантов. Ювелир Владимир Маркин, помимо повсеместного в его украшениях Markin Fine Jewelr титана, в капсульной коллекции брошей y для столичной галереи Cultured Gallery использовал самый обычный кирпич и кусок тканого ковра.

David Yurman

Vlad Glynin

Vlad Glynin

Индийская марка Studio Renn создала совместно с мумбайским архитектурным бюро Materail Immaterial кольца Stranger из бетона, из которого словно вырастают бриллианты. И это крепкий образец урбанистического подхода к ювелирному искусству.

Vlad Glynin

Studio Renn

По сути, современные ювелиры сегодня вольны идти двумя путями: использовать в своих украшениях нетрадиционные, но давно существующие на планете природные или искусственные материалы (от гальки до бетона), или обращаться к хай-тек-достижениям, а то и вовсе разрабатывать собственные ноу-хау.

наноситал и niellium

н а н о с и т а л & n i e l l i u m

Тот же Влад Глынин активно экспериментирует с наноситалом — стеклом, которое определенным образом кристаллизировано в процессе нагрева с добавлением оксидов кремния и алюминия. Мастер использует его гладкую матовую вариацию, напоминающую то ли природный кахолонг, то ли керамику. А в принципе наноситал может принимать и обличья драгоценных камней.

Vlad Glynin

Кстати, разработкой этого синтетического материала занимается российская компания RusGems, фабрика которой находится в Московской области, а сама технология получения искусственных камней — запатентована. Компания заявляет на сайте около 100 различных оттенков наноситала и, если реализует задуманное, природным цветам конкурировать будет непросто. Особенно c теми, которые еще и светятся в темноте, — возможно, у нового поколения потребителей будет спрос и на подобные украшения.


Vlad Glynin

Немецкий ювелир Томас Хаусер под эгидой своего бренда Atelier Allure разработал новый материал, которому дал название Niellium, ноу-хау-сплав из платины, палладия и серебра. Его формула дает твердый металл черного цвета с загадочно мерцающей поверхностью, которой можно любоваться в серии из пяти колец Massive Champagne с россыпью черных бриллиантов.


Atelier Allure

фарфор2.0 и керамика

ф а р ф о р 2.0 & к е р а м и к а

Справедливо претендовать на пока неповторимое ноу-хау может и упомянутый выше ювелир Уоллес Чан — в 2019 году, после семи лет непрестанных экспериментов, он разработал The Wallace Chan Porcelain, или особый хай-тек-фарфор. Прочность этого материала в пять раз превышает прочность стали, и его практически невозможно расколоть и поцарапать. При этом он сохраняет фактуру и глубину традиционного китайского фарфора, а окрашивать его можно в любой цвет. Еще одно важное свойство The Wallace Chan Porcelain — плавкость (по-видимому, при высоких температурах — технологию работы с ним Чан держит в секрете). Так или иначе, ювелир «лепит» из него футуристические формы, словно пришедшие с других планет, и органично вставляет в них драгоценные камни.


The Wallace Chan Porcelain

The Wallace Chan Porcelain

The Wallace Chan Porcelain

Отчасти The Wallace Chan Porcelain является альтернативой высокотехнологичной керамике, с которой ювелирные и часовые бренды работают уже несколько лет. Украшения из нее создавали в таких больших ювелирных домах, как Chanel, Chaumet и Bvlgari. Но в начале XXI столетия работать с ней было тяжело из-за высокой твердости и неподатливости, и вот спустя десять лет возможности керамики ощутимо расширились благодаря новым, в том числе и нано-, технологиям.


Taffin

Сегодняшняя керамика гораздо мягче, и ей можно придавать любые цвета (раньше были белый и черный). Эти возможности активно использует ювелирный дизайнер Джеймс де Живанши, работающий под маркой Taffin. Крупные драгоценные камни он обрамляет керамикой гармонирующих оттенков.


Taffin

Taffin

Taffin

С применением этой же технологии творит и Алексей Зубов, российский ювелир, который окончил ту же профессиональную школу в Швейцарии, что и де Живанши. Украшения Alexei ZubovAtelier демонстрируют и разнообразную палитру монохромных цветов керамики или их фантазийные переливы. Кстати, Зубов много экспериментирует с печатью ювелирных форм на 3D-принтере, и это направление современные ювелиры будут осваивать все активнее, хотя вряд ли эта технология однажды заменит ручной труд, без которого невообразимо по крайней мере «высокое ювелирное искусство».


Alexei Zubov Atelier

Alexei Zubov Atelier

Alexei Zubov Atelier

Alexei Zubov Atelier

Виктуар де Кастеллан, креативный директор Dior Joaillerie, добивается эффекта, похожего на цветную керамику, более простым путем — нанося на золото особые ювелирные лаки. Они позволяют воспроизводить даже «ядовитую» расцветку экзотических растений.


Своя альтернатива одновременно титану и керамике имеется у китайского по происхождению бренда Feng J. Haute Joaillerie — ювелир Фэнг Джей предпочитает технологию гальванизации золота, которая придает ему иной цвет, гармонирующий с тоном драгоценных камней в украшениях.


Alexei Zubov Atelier

Feng J. Haute Joaillerie

карбон

к а р б о н

Еще один инновационный материал, в последние годы набирающий популярность в ювелирном деле, — это карбон, или высокотехнологичное углеродное волокно, которое, как и титан, проникло в мир драгоценностей из мира высоких скоростей. Именно из него создают детали гоночных болидов. Карбон отличается пограничным пепельно-черным цветом, матовой, слегка шелковистой текстурой, а еще невероятной прочностью и легкостью. Первые эксперименты с ним около шести лет назад начал проводить швейцарский ювелирный бренд Adler, а подхватил эстафету итальянец Фабио Салини — в своих украшениях он придает карбону авангардные формы и соединяет его с жемчугом и крупными драгоценными камнями. О коллекционном уровне творений Fabio Salini говорит участие в аукционах Sotheby’s, причем с эстимейтом с четырьмя нулями.

Adler

Fabio Salin

Adler

Adler

Fabio Salin

Fabio Salin

Использует возможности этого материала и Маурицио Фиораванти, римский ювелир, который под брендом Vamgard создает штучные украшения в старинной технике микромозаики из смальты. И помещает эти рукотворные орнаменты на поверхность из карбона или титана.


Надо подчеркнуть, что использование, казалось бы, недорогих природных или искусственных материалов вовсе не снижает стоимость украшений с ними, а порой, напротив, расценивается как уникальный авторский дизайн.

Vamgard

Таковым является и разработка швейцарского семейного ювелирного бренда с восточными корнями — Boghossian. В одной из коллекции используется похожее по структуре на карбон титановое волокно — его тончайший срез дает эффект полупрозрачных крыльев бабочки с монохромным орнаментом. Собственно, из этого материала в Boghossian и создают украшения в виде бабочек и лепестков цветов, сочетая их с бриллиантами — крупными экземплярами и паве, которые и диктуют стоимость.

Boghossian

карт-бланш

к а р т - б л а н ш

Одним из самых смелых новаторов в последние несколько лет слывет Клэр Шуан, креативный директор французского дома Boucheron. «Инновации — это инструмент, с помощью которого я реализую свои творческие фантазии», — говорит она. Но секретов ноу-хау, конечно, не раскрывает.


Boucheron

Boucheron

Boucheron

Boucheron

В 2018 году Клэр представила коллекцию из девяти колец Fleurs Eternelles в виде цветов, которые и были... самыми настоящими полевыми и садовыми цветами. Твердость камня их лепесткам была придана с помощью сложного сканирования, напыления и в итоге стабилизации. В сердцевину колец-цветов, разумеется, был вставлен драгоценный камень — какой же без него high-jewellery-эксперимент.


Boucheron

Boucheron

Boucheron

Спустя три года в коллекции Holographie Клэр придумала покрыть украшения из горного хрусталя особым горячим напылением из оксидов титана и серебряного порошка, формула которого была разработана совместно с компанией Saint-Gobain. Несколько слоев такого напыления создавали эффект северного сияния или переливающейся внутри украшения голограммы.

Boucheron

Boucheron

И наконец, в нынешнем году Шуан бросила вызов природе: украшения с крупными драгоценными камнями из высокоювелирной коллекции Carte Blanche Ailleurs сплетены из ротанга, составлены из прибрежной гальки и морских раковин, сформированы из жженого дерева и метеорита. Все эти альтернативные материалы не новы в ювелирном искусстве, но они обработаны и законсервированы особым образом, и, по-видимому, без нанотехнологий здесь не обошлось.


Недаром в название этой коллекции вынесен термин «карт-бланш» — Kering Group, в состав которой входит дом Boucheron, дает дизайнеру свободу самовыражения, подкрепленную немалыми бюджетами. И все это не только ради того, чтобы поражать воображение коллекционеров единственных в своем роде украшений, но еще чтобы так или иначе обеспечивать эволюцию ювелирного искусства. А заодно и преемственность в профессии: недаром, по признанию самой Шуан, три года назад она получила открытку от самого Жоэля-Артура Розенталя с одним лишь словом: «Браво», от ювелирного новатора XX века — новатору века XXI.


Boucheron

Boucheron

Boucheron

Boucheron

Boucheron

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}