Действуй, сестра
ФОТО:
АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ
После новости о том, что Донателла Версаче покидает пост креативного директора Versace, модная индустрия, кажется, выдохнула — наконец женщина, старательно державшая семейный бренд на плаву почти 30 лет, отдохнет. Ну а редактор моды Нелли Асриян включила трек Donatella Леди Гаги и в честь 70-летия любимой сестры Джанни разобрала ее стиль с (блондинистой) головы до ног — заодно вспомнив о наркотической зависимости, пластических операциях и первой самостоятельной коллекции Versace.

Джанни и Донателла Версаче, 1997
«Будь у меня талант, я бы стала рок-звездой. Но таланта нет», — кокетничала Донателла Версаче, которая вместо лучей софитов выбрала лучи славы одного из двух своих братьев, Джанни Версаче. В середине 1970-х Донателла, после смерти матери не ставшая защищать диплом на курсе иностранных языков Флорентийского университета, вместе с Джанни начала строить модный дом (хотя пафосное слово «империя» подходит куда больше). А именно разрабатывала имидж бренда Versace, в котором после открытия в 1978-м заняла должность вице-президента. Донателла отвечала за все кампании и показы марки, пока в 1989-м брат не создал и не подарил ей Versace Versus: диффузный, демократичный бренд одежды, обуви и аксессуаров. В нем она оттачивала дизайнерские навыки, но руководил процессом брат.

Донателла Версаче и Дженнифер Лопес, 1999
1. Донателла и Джанни Версаче
после показа Versace весна-лето 1997
2. Мадонна и Донателла Версаче, 1998
Джанни и Донателла Версаче, 1997
Джанни был убит 15 июля 1997-го на пороге собственного дома в Майами. Первую коллекцию (сезона осень—зима 1998/1999) на месте креативного директора Донателла показала уже в октябре. «Некоторые из вещей, которые мистер Версаче создавал бы с закрытыми глазами — например, невероятно сексуальное облегающее платье, — она освоила не до конца. Но тот факт, что мисс Версаче есть куда расти — интригует. Успех коллекции заключался не в том, что было показано, хотя показ и был впечатляющим. А в том, что в состоянии траура, под таким давлением и с такой болью Донателла смогла создать... хоть что-нибудь. Она умеет выживать. И бренд тоже», — писал тогда The New York Times. И бренд, хоть и с переменным успехом (например, к 2005-му долг Versace составлял около 200 миллионов евро), но выживал под покровительством Донателлы ни много ни мало 28 лет. Все это время, стоит признать, дизайнер с достоинством выдерживала статус главной хранительницы не только наследия Джанни (которое, нет сомнений, в конце концов стало ассоциироваться с ней самой), но и того, что называется гламуром; даже тогда, когда индустрия, казалось, напрочь открестилась от такого понятия, возведя на пьедестал спортивки да кроссовки. Впрочем, к 2025 году стало понятно, что гламур в том виде, каким его всю жизнь пропагандировала Донателла — «роскошь бутиков», — стал совсем не ко двору: и даже коллаборации со звездами вроде Дуа Липы (связь Донателлы с поп-культурой всегда была прочной) не смогли спасти стремительно проседающие продажи дома. Дизайнер ушла с поста креативного директора (уступив место бывшему дизайн-директору Miu Miu Дарио Витале), после того как владевший Versace Capri Holdings продал бренд в портфель Prada Group. Ушла, впрочем, красиво — танцуя под Donatella на вечеринке в честь «пенсии». «Зацените: я блондинка, я худая, я богатая», — пела Леди Гага. «Я не считаю себя иконой. Когда я думаю об иконах, думаю об умерших людях. А я, могу заверить вас, не мертва», — будто отвечала ей Донателла.
Донателла Версаче и Дуа Липа, 2022
нажимайте на точки, чтобы
узнать подробности

Ваша светлость
Блондинкой Донателла стала еще в 11 лет — по наставлению брата Джанни, который с ума сходил по блондинке и совместительству певице Патти Право. «Я даже не помню свой натуральный цвет волос», — говорила Версаче в интервью The Independent. За почти 60 лет она, кажется, успела примерить на свою голову все существующие оттенки блонда — от пепельного и платинового до песочного и пшеничного. «Быть блондинкой — значит быть обласканной солнцем. Или быть солнцем: сильным, полным энергии, согревающим», — объясняла Донателла на зависть всем обладательницам темных волос.
Веки на веки
«Мои волосы становились все светлее и светлее, а макияж все гуще и гуще. Мне казалось, что весь мир смотрит на меня испепеляющим взглядом. Так что я создала защитную маску. Не хотела, чтобы кто-нибудь видел, через что я проходила», — рассказывала о своих первых самостоятельных коллекциях Версаче, заодно оправдываясь, подозреваем, не только за вечные насыщенно-черные подводки и тени. Но и за пластические операции, которые она, кажется, делает раз в пятилетку — начиная с конца 1990-х (Daily Mail даже составили хронологию). Последнее вмешательство случилось в декабре 2024-го — Донателла явила миру буквально новое лицо на премьере бродвейского мюзикла «Дьявол носит Prada» (учитывая переход ее бренда под крыло Prada Group, любителям конспирологии есть о чем поразмыслить). Свои метаморфозы дизайнер не то чтобы комментирует: лишь в 2013-м во время выступления на Vogue Festival в Лондоне призналась, что ее лицо «не такое генетически». И что она колола ботокс — но «только в лицо, не в тело». Впрочем, ничего зазорного в, что называется, бьютификации дизайнер не видит: «Я не считаю, что женщина должна быть абсолютно натуральной. Натуральность — это про овощи».
Шестидюймо-
вочка
Миниатюрные размеры — причина зависимости Донателлы от туфель на высоких каблуках. Причем зависимость эта неизлечима — в отличие от кокаиновой, которой Версаче обзавелась после смерти брата в 1997-м и от которой избавилась в 2005-м. Покойный главный редактор итальянского Vogue Франка Соццани вспоминала, что в 2004-м, когда Донателле предстоял перелет по направлению реабилитационного центра в Аризоне, на лечение в котором ее уговорил Элтон Джон, она села в самолет без сопротивления — за одним лишь исключением: «Единственное, на что жаловалась Донателла, так это на то, что не могла надеть туфли на высоких каблуках. Она сказала: “Я могу отказаться от чего угодно, но только не от них”». Кажется, была бы ее воля, в своих six-inch heels (как пела Бейонсе в одноименном треке) она покоряла бы не только трапы, но и беговые дорожки. «Я не ношу обувь на плоской подошве. Каждый раз, когда надеваю подобную — падаю! Единственная такая пара, которая у меня есть, — это кроссовки. Я ношу их только в спортзале», — сетовала Версаче. Да и что уж говорить, если в рай, существует он или нет, 70-летняя она тоже собралась «цокая» — во время интервью автору Ssense Свену Михаэльсену Донателла, отвечая на вопрос о том, как она оделась бы на встречу с Богом, сказала: «Я бы надела туфли на высоких каблуках. Уверена, Бог их не видел».
Прилежание
в прилегании
Рабочая униформа Донателлы — ансамбль из черного обтягивающего верха (будь то топ, футболка, лонгслив или свитер) и черного обтягивающего низа. И даже когда весь мир, кажется, отвернулся от узких брюк, для Версаче они остаются любимыми — особенно слегка расклешенные и прикрывающие ее туфли на массивных подошвах или высоких каблкуках, визуально добавляя роста 158-сантиметровому дизайнеру. Носит Донателла их, безусловно, чтобы подчеркнуть фигуру, которой активно занимается — она, как сама сказала в том же 2013-м, «результат тяжелой работы». Причем самостоятельной: «Я перестала заниматься с личным тренером. Он не разрешал мне курить». К слову, курить «аналоговые» сигареты Версаче бросила только 10 лет спустя — с 2023-го вместо двух пачек Marlboro (на день) в ее сумке одна электронная сигарета.
Колдунья
и платяной шкаф
Когда дело касается красных дорожек, Донателла меняет обтягивающие футболки и джинсы на еще более обтягивающие платья Versace — в основном открывающие ее руки и, куда же без, зону декольте. Хотя в широких кругах прославило ее вовсе не облегающие платье, а летящее — так называемое платье-джунгли из коллекции Versace весна—лето 2000, показанное на Эмбер Валлетте. Впрочем, взрывной эффект оно произвело позже — когда его надела Дженнифер Лопес, пришедшая в сине-зеленом платье на красную дорожку премии «Грэмми» в том же 2000-м. «Платье снискало неожиданный успех, — удивлялась Версаче в 2008-м. — На следующий день о Лопес говорили повсюду». Вероятно, поэтому певица и актриса надевала его еще несколько раз — в том числе примерила копию платья на показе Versace весна—лето 2020.
1997
2010
2020
2025