Ее сиятельство
ФОТО:
GETTY IMAGES, АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ
Карл Лагерфельд и Пабло Пикассо, Дрис ван Нотен и Наталья Гончарова, Тильда Суинтон и Карин Ройтфельд — кого ни возьми, все они в разное время писали и списывали образ Луизы Казати. Итальянская аристократка, которую называют «Леди Гагой 1920-х» (при всем уважении к певице, до экстравагантности маркизы ей еще далеко), стала бы отличной героиней сразу нескольких рубрик The Blueprint — «Образ жизни», «Мода», «Культура» и «Красота». Смотрите сами.
Джованни Больдини, «Портрет маркизы», 1914
ОБРАЗ ЖИЗНИ
Луиза Казати
Лев Бакст, «Портрет маркизы Луизы Казати», 1912
Маркиза Луиза Казати с борзой, 1914
«Вы, как видно, любите животных», — сказала Луизе Казати танцовщица Айседора Дункан, когда та наконец спустилась к обеду в «прозрачной золотистой пижаме». В ожидании хозяйки особняка Palais Rose, построенного в 1899-м по образу и подобию Большого Трианона в Версальском парке, Дункан успела познакомиться с домашними питомцами маркизы, а именно: 1) с «разгуливавшим на свободе» зеленым попугаем, который бросал в ее адрес ругательства; 2) с белым бульдогом; 3) с коброй; 4) с гигантской гориллой «со страшным оскалом зубов». На стенах висели шкуры тигров и белых медведей. После обеда Луиза Казати проводила Айседору Дункан в гостиную, где уже сидела горилла, и пригласила свою гадалку. (Танцовщице, которая погибнет в пятьдесят, она предсказала покровительство ангелов и жизнь до преклонных лет.)
Если добавить к этой зарисовке ночной променад в компании гепарда на бриллиантовом поводке, то получится типичный день из жизни Луизы Казати — итальянской аристократки и меценатки, музы сюрреалистов, кубистов и импрессионистов, открытой бисексуалки и фанатки спиритических сеансов. Она родилась в 1881-м в семье итальянского хлопкоторговца Альберто Аммана, позже получившего графский титул, и Лучии Бресси, большой любительницы искусства и верной клиентки модных домов Чарльза Фредерика Уорта и Жака Дусе. В 15 осиротела — и, разделив наследство с 16-летней Франческой, стала одной из богатейших женщин в Италии. В 19 вышла замуж за маркиза из старейшего миланского рода Камилло Казати Стампа ди Сончино, с которым едва ли не сразу разъехалась по разным домам, в 33 рассталась, в 43 развелась. Все это время Луиза Казати вела активную светскую жизнь (о ней чуть позже), да и о личной не забывала — в частности была любовницей и музой итальянского поэта, мыслителя и протофашистского политического деятеля Габриэля Д’Аннунцио, ставшего уже при Муссолини князем. Частым гостем в доме маркизы стал и другой князь — Феликс Юсупов, который вспоминал о ней так: «Имя ее было известно в эмигрантских кругах. Рассказы о ее чудачествах сильно занимали мое воображение. <..> В гостиной, куда ввели меня, у камина на тигровой шкуре возлежала писаная красавица. Газовая материя обволакивала ее тонкий стан. У ног ее сидели две борзых, черная и белая. Хозяйка подняла на меня дивные, с пол-лица, глаза и ленивым змеиным движением протянула мне руку, унизанную перстнями с громадными жемчужинами. Сама ручка была божественна».
Луиза Казати
мода
Дома Луиза Казати, как известно из мемуаров Айседоры Дункан и Феликса Юсупова, носила пижамы и халаты из «газовой материи». На прогулку выходила обнаженной, накинув шубу. В опере ее узнавали по платью Поля Пуаре и шляпке из павлиньих перьев, забрызганных — цитируем New Yorker — «кровью только что зарезанных цыплят» (другим фирменным аксессуаром маркизы было «ожерелье» из живых змей). Кадры самого экстравагантного наряда Казати, которое по ее эскизу создал и украсил электрическими лампочками Лев Бакст, до нас не дошли — только байка о том, как в маркиза провернула сальто, когда ее ударило током. Впрочем, в списки самых скандальных модных выходов в истории стабильно включают другой, авторства Чарльза Фредерика Уорта. К балу в 1922-м он сшил платье из сетки и серебристой бахромы. Луиза Казати дополнила его гигантской короной из золотистых перьев, усыпанных звездами, и бриллиантовой тиарой.
В мудбордах дизайнеров, исповедующих «тихую роскошь», портреты Луизы Казати по понятным причинам отсутствуют. Зато маркизе посвящали свои коллекции Карл Лагерфельд и Джон Гальяно, Александр Маккуин и Дрис ван Нотен. Платья Marchesa, которые регулярно выгуливают знаменитости в разгар awards season, мало напоминают те, что в свое время носила Луиза Казати, но факт остается фактом: актриса, певица, модель и бывшая жена Харви Вайнштейна Джорджина Чапман назвала свой бренд в честь нашей героини.
Christian Dior Couture 1998
Chanel Cruise 2010
Dries Van Noten осень-зима 2016
Луиза Казати
КРАСОТА
Ройтфельд не скрывает: свой фирменный образ, с подведенными черным кайалом глазами, она списала с Луизы Казати. Помимо мягкого карандаша в бьюти-арсенале маркизы значились белая пудра, накладные ресницы и глазные капли из беладонны — для «блеска в глазах». В 2009-м визажист Питер Филипс, отвечавший за мейк на круизном показе Chanel, вывел свою формулу бьюти-образа маркизы. Никаких сомнительных капель — только кайал (его нужно как следует растушевать) и тонкий слой черных и красных теней Noir и Rouge Noir на веках.
Лев Бакст, «Портрет маркизы Луизы Казати», 1912
Луиза Казати
КУЛЬТУРА
Пабло Пикассо, «Женщина с собакой»,1962
Самая растиражированная цитата, которую приписывают Луизе Казати, звучит так: «Я хочу быть живым произведением искусства». Свои амбиции маркиза воплощала и на своих знаменитых званых ужинах, которые, как верно замечают авторы ее единственной биографии «Неистовая маркиза» Скотт Райерсон и Майкл Яккарино, по форме скорее напоминали перформансы. О них любил рассказывать Пабло Пикассо. Вот маркиза приглашает гостей к столу и усаживается рядом со своей восковой копией, сбивая всех с толку (при свечах, по воспоминаниям очевидцев, было сложно определить, где реальная Луиза Казати). А вот лакеи в ливреях образца XVIII века по команде хозяйки вечера (в расшитом жемчугом платье с вырезом до пупка) бросают в камин медные опилки — и огонь вспыхивает зеленым цветом. Вечеринки Луиза Казати чаще всего закатывала в палаццо Веньер деи Леони на Большом канале, который позднее выкупила галеристка и коллекционер Пегги Гуггенхайм — сейчас там находится ее «личный» филиал музея Гуггенхайма.
Лев Бакст, «Индийский танец (Маркиза Казати)», 1912
Ромейн Брукс, «Портрет Луизы Казати», 1920
Наталья Гончарова, «Портрет женщины», 1925-1935
Произведений искусства из личной коллекции Луизы Казати тоже хватило бы целый музей — только портретов маркизы в ней было порядка 130 (и все — кисти великих: от Джованни Болдини до Натальи Гончаровой и Пабло Пикассо). Даром что на его открытие у Казати не хватило бы денег — финансовой грамотностью она не отличалась, все состояние растратила, особняки продала и умерла в нищете 1 июня 1957-го. Если верить легенде, на кухне, где вызывала духов.
Кес ван Донген, «Маркиза Луиза Казати», 1950