проект
PRADA INVITES
ТЕКСТ: Марина Анциперова
Марка Prada всегда была дружна с дизайнерами и архитекторами (они помогали создавать фантастической красоты магазины и занимались сет-обустройством показов). А в нынешнем году даже привлекла их к работе непосредственно над коллекцией. Что из этого получилось — читайте в нашем тексте.
Про архитекторов обычно шутят, что они носят только черное, бреются налысо, а для довершения образа носят круглые очки, как у Корбюзье. В случае Рема Колхаса можно добавить еще один нюанс: ботинки обязательно будут Prada, учитывая его долгие и серьезные отношения с модным домом.

Спроектированный Ремом Колхасом магазин Prada в Нью-Йорке
Когда Миучча Прада показала свою первую коллекцию в 1988 году, на счету у маленькой модной империи были магазины разве что в Милане и Нью-Йорке. В 2000-х дружба с Ремом Колхасом привела к постепенному захвату брендом всего мира: это были и магазины (в 2000 году компания выполнила для Prada первое исследование, которое воплотилось в строительство крупного магазина «Эпицентр Prada» в Нью-Йорке — одновременно бутика, общественного пространства, галереи и творческой лаборатории, — напоминающего волну, с одной стороны которой — выдвижная сцена, с другой — лестница-амфитеатр), и открытие арт-центром Фонда Prada в Милане на месте бывшего винокуренного завода, и модные показы для Prada and Miu Miu, лукбуки SS 2009, FW 2010, и музейные пространства.

В начале прошлого века модные показы проходили в театре, но примерно к 1950-м показ мод превратился в строгий ритуал с обязательным подиумом. И Рем Колхас был как раз одним из тех, кто попытался вернуть модным показам их первоначальную театральность; это было время, когда в той же битве участвовали многие модные дома, превращая фэшн-шоу в авангардный перформанс: Лагерфельд переносил дефиле на Великую Китайскую стену (Fendi SS 2008), а Пьер Карден — в пустыню (Pierre Cardin SS 2008). Рем Колхас занимался сценографией шоу в 2008 году, превратив подиум в спиральный пандус, который уходил к потолку, а весной 2009 года посадил модных зрителей на фанерные острова (высота ступенек островов рассчитана так, чтобы зрители обязательно могли встретиться взглядом с моделями — совсем как в камерном театре). В 2010 году на показе осенне-зимней коллекции Miu Miu модели ходили по зеркалу и отраженному в нем потолку — и подиум исчез как таковой; во время показа Prada весна–лето 2010 года избранные должны были подсматривать за модным шоу через небольшую щель в стене, а спустя пять лет — наблюдать за презентацией в декорациях из синей воды и розового песка.
Фонд Prada

Декорации показа Prada
весна-лето 2010
Главный архитектор по проектам бюро Рема Колхаса OMA для проектов Prada — Александр Райхерт — рассказывает, что во время подготовки осенне-зимней коллекции 2008 года он спросил Миуччу Праду, почему там нет ни одного пальто. Она ответила, что сегодня большую часть жизни люди проводят в помещениях: кафе, ресторанах, аэропортах, гостиницах — очень вероятно, что Рем Колхас, будь он модным дизайнером, поступил бы так же.

prada invites
Дружба Prada с OMA — не единственный пример сотрудничества модного дома с художниками и архитекторами. В коллаборациях с модным домом в разные годы принимали участие Жак Херцог, Пьер де Мерон, Дэмьен Херст и многие другие.
Но если раньше большие визионеры нашего времени создавали для коллекции фон и интерьеры, то теперь Prada сделали еще один революционный шаг: пригласили четырех дизайнеров и архитекторов придумать предмет одежды для мужской осенне-зимней коллекции марки в рамках проекта Prada Invites из знакового для марки материала — черного нейлона. Приглашенными творцами стали Ронан и Эрван Буруллеки, Константин Грчич, Рем Колхас и Жак Херцог вместе с Пьером де Мероном. В качестве условия героям указали на важные для материала качества — поэтичность, практичность, техничность и эстетичность, которые дизайнеры и должны были обыграть, а заодно сделать акцент на индустриальность.

Рем Колхас решил сделать для проекта рюкзак, похожий на парашютный ранец и располагающийся на груди. Свой выбор он объясняет тем фактом, что именно Прада в 1984 году помогла рюкзаку снова вернуться в моду — и стать любимым предметом обихода новой городской жизни. Рем всячески хвалит этот аксессуар за удобство, но отмечает, что один его большой недостаток — то, что он располагается сзади и владельцу не слишком удобно им пользоваться, да и с большим рюкзаком трудно маневрировать, когда он находится сзади.
Рюкзак, созданный Ремом Колхасом
Легкие и поэтичные стулья или лампы, ироничные украшения или кухонные гарнитуры-конструкторы французских братьев Буруллек легко узнает даже человек, не очень близко знакомый с предметным дизайном. Их задумка для Prada — огромные сумки-планшеты, напоминающие папки студентов-архитекторов или художников. Большой философской идеи за этим проектом не стоит: просто братья всегда восхищались чистой геометрией формы, сопутствующей вечно спешащим представителям творческих профессий и вслед за ними перемещающейся в пространстве.

Сумка-планшет авторства братьев Буруллек

Швейцарцы Herzog & de Meuron уже работали с Prada в нулевых, когда они спроектировали бутик с прозрачным фасадом в Токио — он открылся практически одновременно с нью-йоркским бутиком Колхаса. Знаменитые авторы Tate Modern и пекинского национального стадиона в форме гнезда (его они проектировали вместе с Ай Вей Веем) для Prada придумали рубашку и плащ, на которые нанесен текст — и философски объяснили свой выбор тем соображением, что сегодня текст полностью потерял свой первоначальный смысл и превратился в орнамент, рассыпался на куски и стал декоративно-бессильным.
Бутик Prada в Токио


Плащ, придуманный Herzog & de Meuron

Мюнхенский дизайнер и поклонник русского конструктивизма Константин Грчич создает футуристичные и одновременно скромные объекты. Грчич много внимания уделяет новым материалам и возможностям производства; для Prada ему захотелось пофантазировать на тему знаменитого жилета рыболова, который так любил Йозеф Бойс, — и сделать что-то вроде фартука с большим количеством карманов.


Фартук авторства Константина Грчича