Blueprint
T

Моя прекрасная леди 

«Глаза и уши» дизайнеров, «икона британской моды», «непревзойденная муза» — какие ярлыки только не навешивали на леди Аманду Харлек. Она 12 лет проработала с Джоном Гальяно и больше 20 (!) — с Карлом Лагерфельдом, участвовала в показе Prada, жила за счет Chanel в «Ритце» и помогала организовывать новую выставку в Метрополитен-музее — но многие до сих пор не понимают, чем именно она зарабатывает на жизнь. Рассказываем про великую и загадочную Аманду Харлек, которой сегодня исполнилось 65 лет.


Вот уже 40 лет — то есть с тех самых пор, как Аманда Харлек покинула должность младшего редактора моды журнала Harper’s & Queen, где когда-то начинала карьеру ее будущая близкая подруга Анна Винтур — ей задают одни и те же вопросы. «Кем вы работаете?» (The Guardian), «Что входит в ваши обязанности?» (The Times), «Чем вы, собственно, занимаетесь?» (i-D). Чаще всего Аманду Харлек называют музой, но именно это определение она не приемлет. Креативный консультант, стилист, куратор — только не муза. «Источники вдохновения приходят и уходят, — растолковывала Аманда Харлек британской газете Independent. — Они, музы, толком ничего не делают, не пачкают руки. Я же люблю грязную работу».


Аманда Грив — дочь адвоката и учредителя грантов для музыкантов, художников, режиссеров Jerwood Foundation Алана Грива — выросла в Камден-тауне (по ее словам, самом богемном районе Лондона 1960-х). Мечтала стать балериной, обожала наряжаться и часто ходила в гости к соседям — театральному режиссеру Джонатану Миллеру и драматургу Алану Беннетту. Училась в колледже Мальборо (alma mater Кейт Миддлтон), изучала английскую литературу в Оксфорде и уже садилась за диссертацию про Генри Джеймса, когда ее подруга Софи Хикс — тогда редактор моды Harper’s & Queens, а сейчас любимый архитектор креативного директора Alaïa Питера Мюлье — уговорила ее поработать в журнале. В редакции модного ежемесячника Аманда Грив начала носить черный (этому цвету она — за редкими исключениями — не изменяла всю жизнь), поняла, что «один кадр, порой, куда выразительнее подробного текста» и стала стилизовать съемки. Сначала для Harper’s & Queens, потом, на фрилансе, — для куда более смелых и модных i-D и The Face. За свою долгую карьеру она успела побывать и моделью (в 1993-м Аманда прошлась на показе Prada вместе с Кейт Мосс, Кристи Тарлингтон и Амбер Валеттой), и куратором (в этом году она помогала с выставкой «Карл Лагерфельд: линия красоты» в Метрополитен-музее).


аманда харлек, хамиш боулз, отем де уайлд и анна винтур

Фамилией Харлек и титулом леди Аманда обзавелась в 28 лет, выйдя замуж за барона Фрэнсиса Ормсби-Гора. В браке, который продлился 12 лет, родился сын Джессет — нынешний член Палаты лордов от консервативной партии — и дочь Таллула, стилистика, арт-директор и модница. Титул леди давал статус и право на земли, но не освобождал от необходимости зарабатывать на жизнь. И Аманда Харлек нашла себе уникальное занятие — быть правой рукой дизайнеров: Джона Гальяно, Карла Лагерфельда и Кима Джонса.


аманда и дочь талула

«Больше, чем просто муза» для Джона Гальяно 

В 1984 году младший редактор моды Harper’s & Queen Аманда Грив встретилась с выпускником Central Saint Martins Джоном Гальяно на чай — познакомиться. Разошлись глубокой ночью. «Джон принес свои эскизы, рисунки, образцы любимых тканей. Он говорил на моем языке, занимался тем, о чем я сама мечтала. Я сказала себе: «Не хочу, чтобы он уходил. Без него я не проживу». Такое же впечатление осталось и у Джона. Их первая совместная работа — обложка для альбома продюсера Sex Pistols Малькольма Макларена Fans. Джон отвечал за одежду, Аманда — за стайлинг. В 1980-х будущая леди была тем еще панком: носила кожаные брюки, цепи и мятые майки (в 1990-х она сменит их на черные твидовые костюмы, строгие платья и рубашки с наглухо застегнутыми воротниками). В том же 1984-м Гальяно предложил подруге работу в John Galliano.

Чем именно она занималась? «Помогала придумывать мир John Galliano», — говорит Аманда. «Она была для меня больше, чем просто музой», — добавляет дизайнер. Рабочий день Аманды длился по 16 часов: она обсуждала с Джоном его коллекции, составляла мудборды, помогала подбирать ткани и в перерывах нянчила сына — Джессет родился в 1986-м.


В 1996-м LVMH завели с Джоном Гальяно переговоры о назначении на пост креативного директора Dior, а жизнь Аманды дала трещину. Выяснилось, что муж — к тому моменту уже дважды уличенный в вождении в нетрезвом виде и хранении героина — еще и изменял ей последние два года. Разведенной Аманде требовался стабильный, а хорошо бы и высокий доход, но Dior ей ничего впечатляющего не предложили. «Я понимаю, что человек, только что получивший работу мечты, не скажет своему начальнику: «А возьмите-ка в штат одну англичанку». Но я все равно звонила Джону со словами: «Не поступай так со мной! Сейчас мне как никогда нужна финансовая независимость», — вспоминала Аманда Харлек. На помощь пришел Карл Лагерфельд: он предложил ей работу (отметив, что уважает ее отношения с Гальяно, и решение только за ней), составил контракт и посоветовал отправить его в офис Dior, чтобы у бренда была возможность перебить предложение Chanel. «В Dior сказали, что я сошла с ума. Я не знала, что делать, и начала советоваться с друзьями. Помню, как Анна Винтур сказала мне: „Аманда, прими уже наконец решение, исходя из своих профессиональных интересов“. Я не могла работать в Dior за 30 тысяч долларов в год, и ушла к Карлу. Расстроился ли Джон? Он посчитал это предательством». Свое решение об окончании работы с Гальяно Харлек прокомментировала прессе максимально дипломатично: «Не думаю, что Dior понимали, чем бы я могла заниматься в бренде».


аманда харлек и джон гальяно

Отношения Харлек с Гальяно кое-как восстановились только к 2007 году — Аманда снова сблизилась с Джоном после смерти от передоза кокаином его близкого друга и ассистента Стивена Робинсона. Но осадок, как говорится, остался. «Я поддерживаю общением с Джоном, — говорила Харлек в 2010-м. — Но мы видимся не так часто».


«Глаза» Карла Лагерфельда

Самые впечатляющие пункты в рабочем контракте, который Карл Лагерфельд предложил Аманде Харлек, — оплата проживания в люксе парижского «Ритца» (несколько раз в год!) и кутюр Chanel (ей полагалось по одному предмету одежды из каждой коллекции haute couture). В 1996-м Лагерфельд позвал Харлек на работу в Chanel, толком не будучи с ней знакомым. Сама Аманда вспоминает, что впервые встретила дизайнера в середине 1990-х — на вечеринке, которую Карл закатил в своих апартаментах на Rue de l’Université, 51 во время недели моды. Известно, что новому назначению Аманды Харлек поспособствовал Андре Леон Телли — будущий креативный директор Vogue, который когда-то помог Джону Гальяно найти деньги на шоу, — «очень рекомендовал» ее Карлу.


Как бы то ни было, Аманда Харлек и Карл Лагерфельд быстро сработались. Хотя сотрудницы ателье Chanel признали англичанку не сразу. «Каждый раз, когда я предлагала швеям заменить воротник или рукава, на меня смотрели так, будто проглотили лимон», — рассказывала Аманда. Она была, по словам Лагерфельда, его «глазами и ушами». Участвовала в создании коллекций, давала советы, рассказывала, что происходит в мире, и помогала со стилизацией. Не только коллекций Chanel — хотя модный дом был основным местом ее работы — но и Fendi, а еще Карл привлекал ее на проекты для Coca Cola и универмага Macy’s.


«На съемках одной рекламной кампании кто-то сказал: „А у Аманды наметанный глаз!“. Карл ответил: „Вообще-то у нее целых два“. Я была тем, кому он мог доверять»

Со своей близкой подругой Карл всегда был, скажем так, предельно честен. «Ты выглядишь, как Квазимодо, — как-то выпалил Лагерфельд, увидев Аманду Харлек с опухшим веком. — Ужасно, ужасно, ужасно!». Ее образы тоже не всегда вызывали у Лагерфельда восторг: «Однажды я пришла на встречу в новых лодочках Manolo Blahnik. Карл увидел меня и сказал, что я похожа на секретаршу. Больше я их не носила. Туфли выглядели потрясающе, но Карл был прав: мне они совсем не шли, укорачивали ногу». Аманда Харлек проработала с Карлом Лагерфельдом до его смерти в 2019 году — и получила от него щедрое наследство (какое именно, правда, не сообщается).


Креативный консультант Кима Джонса

В бренде Fendi, за женские и кутюрные коллекции которого с 2020-го отвечает Ким Джонс, за Амандой Харлек в кои-то веки закреплена внятная должность. Она работает креативным консультантом и делает, в общем-то, то же самое, что обычно: помогает с идеями и стилизацией. «Мне нравится, что Ким объединяется с другими дизайнерами, — говорила Аманда Харлек после совместного шоу Кима Джонса и Марка Джейкобса в сентябре 2022-го. — Я хорошо помню времена, когда считалось, что дизайнерам нужно соперничать, а не сотрудничать друг с другом. Мне всегда казалось это ошибкой. Модная индустрия — не какое-то тайное общество. Мы должны помогать друг другу, вместе дружить и выпивать тоже».


Pirelli 2023

талула харлек, флоренс уэлч и АМАНДА ХАРЛЕК

Сейчас Аманда Харлек — не только креативный консультант Fendi, но и стилист (обложка последнего альбома Florence + The Machine и календарь Pirelli 2023 — ее рук дело). Она помогает Chanel и Британскому модному совету раздавать гранты новым модным талантам. Живет на западе Англии (в Шропшере), занимается верховой ездой, дает советы дизайнерам («Не стоит ходить на вечеринки так же часто, как знаменитости») и модникам («Не нужно раскошеливаться на каждую сумку, которая становится модной»). Периодически выходит на красные дорожки (в неизменном черном) и покоряет каждого интервьюера жизнелюбием, теплотой и харизмой. «Мне не по себе, когда меня называют иконой. Звучит слишком помпезно. Но я действительно считаю себя частью модного сообщества. Это — моя семья».

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}