Хороший пример:
Грейс Уэльс Боннер
ТЕКСТ: Ксения Крушинская
Ее называют популяризатором африкано-ямайской культуры и одним из дизайнеров, которые помогают моде освободиться от гендерных стереотипов. Она участвует в Лондонской неделе моды и курирует большую выставку в галерее Serpentine. Рассказываем подробнее о 28-летней восходящей звезде британской моды.
В числе событий, которые определили ее жизнь, Грейс Уэльс Боннер называет долгие поездки на автобусе на другой конец Лондона. В детстве она жила с матерью в Далвиче, в южной части города, а отца навещала в Стоквелле — тоже на юге, но добираться туда приходилось на общественном транспорте. «У меня была возможность наблюдать из окна за людьми и видеть разные стили одежды, — говорит Грейс. — Помню, как мы проезжали Стретем и останавливались возле мечети. Там сходило и заходило множество людей: одни в тренировочных костюмах или прочей спортивной одежде, другие — в традиционных национальных костюмах. Все это очень повлияло на мое восприятие моды и стиля». Сперва Боннер не знала, кем стать: то ли историком, то ли художницей. Но, видимо, привычка разглядывать прохожих сделала свое дело — в итоге она выбрала дизайн одежды. Впрочем, иногда кажется, что эта 28-летняя британка сумела свести воедино все три ипостаси.
съемка для the gentlewoman
Окончив школу, Грейс сделала первый шаг — вполне логичный для начинающего модного дизайнера, особенно если он родился и живет в Лондоне, — стала студенткой Сент-Мартинса. Сама героиня, правда, утверждает, что решение было спонтанным и поступила она буквально в последнюю минуту. Но ни разу об этом не пожалела: «Там я открыла для себя моду по-настоящему, — говорит она. — У меня всегда хорошо получалось углубляться в историю, досконально изучать какой-то предмет, эпоху, а мода — хороший способ выразить те идеи, которые зарождаются при этом в голове. То, что я делаю в моде, можно трактовать в широком контексте, это можно рассматривать как иллюстрации к моему мыслительному процессу».
Ее выпускная коллекция с лаконичным названием Afrique была замечена критиками и получила престижную награду — L’Oreal Professionnel Talent Award. Посвящена она была, как и все последующие коллекции Грейс, африканской культуре. Уже тогда Уэльс Боннер научилась виртуозно работать с денимом — в коллекции, например, были джинсовые жакеты с фигурными карманами — и соединять европейскую эстетику с «американой» и африканскими мотивами (многие предметы одежды создавались вручную по портновским техникам африканских мастеров). Тогда же она заявила о себе как в первую очередь о дизайнере мужской одежды. Хотя большинство созданных ею вещей не имеет четкой гендерной привязки, а сделать своих моделей «классически» мужественными Грейс никогда не стремилась: они, к примеру, носят массивные колье и объемные сумки, брюки на талии с широкими поясами. В 2015 году дебютная коллекция Уэльс Бонер стала частью выставки Fashion in Motion в лондонском Музее Виктории и Альберта.
коллекция Уэльс Боннер на выставке FASHION IN MOTION в Музее Виктории и Альберта
На размышления о том, в чем состоит именно африканская мужская идентичность, Боннер вдохновило опять же погружение в историю — на этот раз собственной семьи. Ее мать — белая, а отец — чернокожий. Дизайнер признается, что в детстве чувствовала себя и «недостаточно черной, и недостаточно белой». «Не то чтобы это как-то задевало меня, — вспоминает Грейс. — Но это было занятно. Мне постоянно приходилось вести с окружающими споры о своей этнической принадлежности». Благодаря отцу, большому любителю книг, Уэльс Боннер увлеклась литературой, в частности стихами Бена Окри, британского поэта нигерийского происхождения. Впоследствии, когда со своей маркой Wales Bonner она стала постоянной участницей Лондонской недели моды, на ее показах гостям стали раздавать списки книг, которые рекомендуется прочесть для того, чтобы лучше понять суть и смысл коллекции, — до Грейс такого еще не было.
весна-лето 2017
Участие в модной неделе подогрело и без того теплые чувства критиков к Уэльс Боннер и ее творчеству. Тем более что последнее со временем становилось все более увлекательным, достойным внимания и провокативным — не зря в 2015 году она стала лауреатом British Fashion Awards, а в 2016 году получила награду LVMH, обойдя в числе прочих таких финалистов, как Брендон Максвелл и Y/Project. В сезоне весна–лето 2017 Грейс одела мужчин в платья — наряду с кейпами и белыми гольфами. Сезон спустя у нее появились объемные мужские головные уборы, похожие не то на восточные чалмы, не то на африканские тюрбаны. И это не отменяет того, что одежда Wales Bonner остается абсолютно практичной и носибельной: четко скроенные пиджаки, классические брюки, блузы — все это тоже легко можно найти в линейке бренда. Vogue.com даже назвал Грейс «повелительницей белого костюма».
осень-зима 2018
При этом Уэльс Боннер, которую в западных СМИ называют в основном menswear designer, как и в самом начале карьеры, ни в коем случае не отмежевывается от женской моды: «Женщины все равно покупают мою одежду. Мне для этого не нужно во всеуслышание называть свой бренд женским», — сказала она в ответ на упрек в том, что в показе сезона осень–зима 2018 участвовала только одна модель женского пола. Стоит добавить, что главные ретейлеры Wales Bonner, такие как Dover Street Market и MatchesFashion.com, вполне успешно продают бренд в категории Womenswear.
весна-лето 2018
В конце января этого года дизайнер объявила, что в июне все-таки выпустит капсульную коллекцию из двенадцати исключительно женских вещей, — она станет как бы тематическим продолжением мужской осенне-зимней коллекции 2018. «Я всегда много думала о своих клиентках-женщинах, — сказала Уэльс Боннер. — Мои мужские коллекции очень легко интерпретировать по-своему, за рамками гендера, так что от женщин я всегда получала очень теплый отклик, и новая капсульная коллекция для меня логичное продолжение того, что я делаю». Сама Грейс своими любимыми дизайнерами называет опять же женщин: она признается, что ее вдохновляют Фиби Фило и Миучча Прада. Вещи Celine периода Фило она, приверженка комфортного и лаконичного минимализма, с удовольствием носит в повседневной жизни.
В январе же дизайнер освоила еще одну относительно новую для себя сферу деятельности: в лондонской галерее Serpentine Sackler открылась выставка под названием A Time for New Dreams, где Грейс выступила одновременно и как участница, и как куратор. Под одной крышей она собрала инсталляции и работы, так или иначе связанные с культурой уроженцев Африки — преимущественно с ее духовной, мистической стороной. Здесь можно найти предметы, отсылающие к религиозным ритуалам, музыкальные инструменты, старинные предметы интерьера. Любимый поэт Уэльс Боннер Бен Окри расписал стены галереи строчками из своих новых стихов, а музыкант Ларааджи проводит в рамках выставки мастер-классы по медитации. Завершится все 16 февраля, а кульминацией станет показ коллекции Wales Bonner осень–зима 2019 под названием Mumbo Jumbo. «Когда я готовила выставку, то представляла себе этакого художника-шамана, который ходит по рынкам и собирает старые вещи, — комментирует Грейс. — Такие люди всегда в большом ладу с собой. Сегодня он может купить старый шарф и носить его, а завтра — примерить что-то еще. Например, что-нибудь очень женственное».