Blueprint

Художница в своей студии на бульваре Мальзерб, Париж (1925)

Работа Сони Делоне из серии Carnaval de Rio (1928)

Художница в костюме собственного дизайна 

ирокой публике Соня Делоне известна как талантливая художница-абстракционистка и основательница (вместе с мужем Робертом) движения орфизма в искусстве. Соня родилась в Российской империи, но переехала в Париж в 1905 году. Особенный, абстрактный, построенный на формо- и цветосочетаниях художественный стиль Сони сформировался именно под влиянием ее второго и последнего мужа — Роберта, последователя кубизма. Впрочем, на этот счет есть любопытная история. Соня рассказывала, как однажды решила сшить своему маленькому сыну Чарльзу одеяло: «Я хотела составить его из маленьких кусочков ткани — техника, которую я видела в русских деревенских домах. Конечный результат напомнил мне работы кубистов, и мы решили перенести этот принцип сочетания на холст». С тех пор стиль, в дальнейшем получивший название «симультанный», стал знаковым для работ Сони Делоне во всех сферах.






Ш

(1) Работа Сони Делоне Composition with White Arc (1970) (2) Работа Сони Делоне Three women dressed simultaneously (1925) (3) Работа Сони Делоне Abstract Diagonal Composition no. 1733 (4) Работа Сони Делоне Composition 19 (1930) (5) Работа Сони Делоне Composition 7 (1930)


Впрочем, живопись была далеко не единственным направлением деятельности художницы. Постепенно, уступая солирующую роль в изобразительном искусстве своему мужу, Соня уходит в сторону текстильного дизайна. Тут стоит напомнить, что в 1910-х годах главным стилем в моде и интерьерах оставался чрезмерно нарядный ар-нуво, а модные модели Поля Пуаре, несмотря на его гаснущую популярность, все еще доминировали в гардеробах женщин. В то же время среди девушек начинает зарождаться движение за эмансипацию, и Соне оно как нельзя близко. Узкие юбки, которые пропагандировал все тот же Пуаре, кажутся ей вещью глупой, а нарочитая роскошь ар-нуво в виде вездесущих перьев и бисера — ужасно несовременной. После Первой мировой войны в 1920 году Соня решает открыть собственный бутик модной одежды, где бы она продавала простые, но красивые вещи, вдохновленные ее же художественными работами. До этого у нее уже был похожий опыт — она создавала сценические костюмы и декорации для постановки балета «Клеопатра» Сергея Дягилева. 


Соня и Робер Делоне

Она, как Габриэль Шанель, пропагандировала простоту в крое и не любила слишком пышный декор

Текстиль и принты, разработанные Соней Делоне


Для собственного модного дома Sonia Делоне создает модели в духе времени, предназначенные для женщин нового образца. Она сама была, пожалуй, лучшей моделью для своих работ — минималистичные пальто и юбки и платья прямого кроя с ярким геометричным принтом становились сенсацией каждый раз, когда Соня появлялась в них на очередном светском вечере. Она, как Габриэль Шанель, пропагандировала простоту в крое и не любила слишком пышный декор — ее вещи были созданы для жизни и двигались вместе с телом. «Симультанная мода Сони отражает современное искусство и архитектуру, стремительный эргономичный дизайн автомобилей и самолетов. Она создает ткани и вещи, ориентируясь на эпоху, которая только должна наступить», — говорил ее муж Роберт. Действительно, Соня Делоне была по-настоящему увлечена футуризмом, что видно в ее работах с текстилем и одеждой — от ярких, но структурированных и ритмичных сочетаний цветов до прямых силуэтов, которые еще найдут отклик в 60-х. 


Модели одежде Sonia Delaunay 

О том, насколько визионером была Делоне, можно судить даже по коллекциям последних лет: весенне-летняя от Celine прошлого года была вдохновлена ее работами конца 1930-х, у круизного показа Valentino 2015 года — характерный принт в виде зигзага, а в нынешних весенне-летних коллекциях Disquared2 и Junya Watanabe — почти дословное цитирование картин Сони. А ее принцип представления вещей как двухмерных моделей сегодня, в эпоху доминирования визуальной диджитал-культуры, выглядят как никогда актуально (вспомните коллекцию Comme des Garçons весна-лето — 2012, построенную полностью на плоскостном крое).


О том, насколько визионером была Делоне, можно судить даже по коллекциям последних лет


Из книги «Sonia Delaunay ; Ses Peintures, Ses Objets, Ses Tissus Simultanés, Ses Modes» (1925)

Бутик Sonia Delaunay (1920-е)

Образец текстиля, разработанного Соней Делоне (1928)

Признание дизайнерского таланта Сони Делоне, впрочем, не заставило себя ждать — в 1925 году ее пригласили участвовать в Международной выставке декоративного искусства, и в том же году журнал Vogue поместил иллюстрацию одной из ее моделей на обложку. В разное время она разрабатывала текстиль для Шанель, Жанны Ланвен и Жака Хейма, а также для амстердамского бутика Metz & Co и лондонского универмага Liberty. Среди ее клиенток были знаменитости — в 1925 году Делоне создала пальто с вышивкой и геометричным узором насыщенных цветов для звезды немого кино Глории Свенсон.


Соня Делоне стала одним из популяризаторов ар-деко не только в дизайне интерьеров и текстиля, но и в моде, веря, что ее будущее — за доступной одеждой, которая будет впитывать в себя любые новшества современных технологий. Она стала одной из первых, кто интегрировал искусство в моду (Делоне читала лекции в Сорбонне на тему «Как живопись влияет на модный дизайн»), не заходя при этом на территорию театральности. И, что важнее, Соня Делоне была настоящей женщиной своего времени — сильной, независимой, но желающей быть красивой и делать такими других.


Коллекции, вдохновленные работами Сони Делоне:

Céline весна-лето 2014

Junya Watanabe весна-лето 2015

Dsquared2 весна-лето 2015

{"width":1200,"column_width":162,"columns_n":6,"gutter":45,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{}